Хочу поделиться своим небольшим опытом. Благо у меня самолёт, а не дельталёт; с брошенной ручкой балансируется сам и не валится в крен. На дельте не летал, но почему-то представляю, что на ней сложней в облаках...
Начитался я значит в этой ветке и очень захотелось прочувствовать, что же это такое — полёт вне визуального восприятия земли и без авиагоризонта на борту...
Погода вполне способствовала; облачность не сплошная, болтанки нет, нижняя кромка 350-400м., ветер у земли 1.5-2 м/с. Но замечу, что полёт я довольно хорошо продумал. Несколько раз попробовал полёт с брошенной ручкой, педали просто держал нейтрально. Самолёт устойчиво выдерживал курс и не заваливался, мелкие отклонения парировал сам.
Налёт у меня небольшой, около 150ч, первый самостоятельный больше 30лет назад, есть опыт пилотажа на ЯК-52, освоенных типов несколько... И не было у меня опыта полётов в облаках — никакого. Самолётик — одноместный высокоплан с тянущим винтом, РМЗ-500.
Присмотрел я подходящее облако, прошёл под ним по самой кромке — болтанки нет, оценил размеры и форму, выбрал направление и на высоте 30м выше кромки с прямой вошёл в облако с брошенной ручкой. Причём вошёл не в ГП, а со снижением 1-1.5м/с.
Сразу оказался в светло-сером пространстве; никаких световых переходов, совершенно одинаковая со всех сторон светящаяся серая масса. Где верх, где низ?! Шарик в центре, ничего не изменилось, стараюсь не шевелить ногами...
Уже на пятой секунде стало трудно преодолевать желание «подправить крен». Силой воли заставляю себя не браться за ручку, потому что чётко понимаю, что самолёт сам без моего вмешательства лучше справится с балансировкой. Весь полёт сквозь облако продлился секунд двадцать. Вылетел из облака с тем же курсом...
Повторять эксперимент больше не хотелось. И после такого эксперимента совсем по другому представляю ситуацию непреднамеренного попадания в облака или снежный заряд. А если влетишь с креном, а если болтанка, и много других «если»?!...
Я и раньше не считал себя экстрималом, но моё отношение, скажем, к погодным минимумам чуть-чуть но сместилось..., - в плане принятия решения на вылет.
Мысль вроде той, что «я обладаю природным (врождённым/эмпирическим) чувством пространственной ориентировки» - самообман! И раньше так считал, а тут ещё и убедился.
Вообще я не против экспериментов. Но они должны быть разумными и хорошо просчитанными; в том числе с учётом и того, что есть близкие, родные, товарищи (знакомые и незнакомые) которые хотят летать, а не ждать ужесточения отношения к себе после выходок некоторых отморозков или недоумков.
С уважением, Айрат.