Причина аварии самолета? АПБЧЖ 1-местного самолета на Украине.

Можно ли было что-то исправить в данной ситуации? 

Мне не понятен такой вопрос и ответ. Когда говорят можно то, можно другое. Да не чего не можно. В тот момент может произой только то, что происходит.  Время на размышление мало ситуация развивается неожиданно и скоротечно. Это потом, сидя за чашкой кофе, начинает казатся надо было...... Посмотрите, обычные нормальные пробежки да кочки, подскоки ну и что.  Не симметрия, как пишет автор, да фигня всё это, я свои самолёты на коленке делаю на первый взгляд кажется в обще всё на перекосяк. А летают как на автопилоте. Центровка передняя, так нога обломилась уже на пробеге. Причём тут центровка, это же не на касании( не добрал мол) Ну а в принципе к чему эта вся истерия нормальная авария присуще любому самолётику особенности которого, ещё не познаны. Главное пилот цел а самоль отремонтируют. По угловым скоростям тоже скажу своё мнение это не с устойчивостью связано и даже не с управляемостью. Это всё на рефлекторном уровне.  Вы когда нибудь управляли радиоуправляемой моделью? Она вертиться как уж на сковородке. Так и самоль маленький. К этому можно привыкнуть. Я сейчас к примеру самолёты размахом менее 8м не делаю. Полная гармонь. И реакция на отклонение совподает со зрительным восприятием маневра. Летать приятно. Эта болезнь минимизации я ей переболел. И теперь не строю очень маленькие самолётики. Самолёт для меня это тоже средство передвижения и он должен быть удобным и комфортным. Я об этом уже не однократно писал. И потому начинаю строить самоль с кабины пилота. А потом уж приделываю крылья и всё остальное. И мне абсолютно лохмато какая передняя стойка я думаю об условиях эксплуотации и пусть передняя стойка устойчивее на разбеге пробеге я всёже выбрал задне колесо и пока не жалею недавняя вынужденная полностью подтвердила правильность выбора.
 
А после такого видео посадки, наверное захотите на Арго таки переднюю стойку

Я ничего криминального в этом ролике не увидел.Скорость посадки чуть  завышенная и вроде как под горку садится потому и вспухает на кочках, а так все очень ЗЫКА смотрится.
Остался при своем мнении - скорей  эти длинные стрекозиные ножки подломятся и "оверкиль"(как на видео в начале ветки) чем в приведенном вами примере.
 
....видео курилось в этом году в ветке про Арго-02 и пилот тоже отписывался. Форумному Авиационному Комитету по расследованию ЛП,  есть смысл (во главе с  вэоретиком) сходить туда, если действительно интересна причина
Возможно хозяин сам тут объявится и все расскажет, раз видео выставил в сеть для общего просмотра.
Посадка на 4 мин. 15 сек.
http://www.youtube.com/watch?v=fGmw_zd_z34
Я ничего криминального в этом ролике не увидел.Скорость посадки чуть  завышенная и вроде как под горку садится потому и вспухает на кочках, а так все очень ЗЫКА смотрится.
Да реально видно что задняя опора на посадке, пилота в постоянном тонусе держит. База короткая для задней стойки. Опасно и чревато капотом.
 
На самом деле,у ЛА с минимальными моментами инерции,условия эксплуатации должны  быть идеальными,при минимальных навыках пилота...Это очень похоже на хождение по канату с очень коротким балансиром... 😉Вот Юра уже излечился от этой дури...
 
Стойка передняя неправильная, вот и всё.
считать надо по формулам всяким, а лень ведь.
Какая труба была, такую и воткнули.

У нас на А-21 был один прецедент посадки в неглубокий снег на колесах. Так там просто погнулась труба и всё.
труба там была со стенкой 1,5мм !!! диаметр около 40мм.
т.е. при наезде на препятствие стойка уходит под самолет и всё.
сломался винт естественно и на капоте самолет проехал еще метров 5 до полной остановки.

Естественно, если сделать очень прочную переднюю стойку, то капота не миновать, а если она плавно убирается под самолет ничего страшного не будет !!! Но надо считать !!
Т.е. в конструкцию надо закладывать место где будет ломаться, либо стойка либо место крепления, либо щпангоут с мясом.

Ну и как сказал знакомый генерал авиации держать ручку надо до победного. :IMHO  центровка передняя и стабилизатора не хватало похоже. На А-21 на 40км/ч уже стойку поднять можно переднюю.
И противокапотажная дуга на нем тоже есть на всякие пожарные.
Это не реклама, просто можно тоже на арго сделать.
 
К аварии, считаю, привели неверные действия пилота по отработке посадки и еще, думаю, - то, что сломалось у носовой опоры при этом плюхе - было уже "на подходе" к разрушению (ранее такие перегрузки опора держала, судя по видео). Почему то такое немалое количество подлётов не привело к умению пилота выполнять выдерживание, гасить скорость и ставить самолет в посадочное положение или он засуетился и допустил ошибку, поспешив притереть к ВПП самолет, чтобы не выскочить за пределы полосы. А это следствие ошибки также в выборе ВПП. Известно, что к авариям и катастрофам приводят "пересечения" нескольких причин, этих "пересечений" нужно стараться избегать.  При невысоком уровне навыков пилота качество всего остального (лётное поле, метеоусловия,   облетанность, простота управления самолета и т.д.) должно быть на самом по возможности высоком уровне. В данном случае изначально запланировано "пересечение" нескольких негативных причин: невысокое еще мастерство пилота + слабооблётанный самолет (но, думаю, тут он был в пределах нормы) + низкое качество коротковатой линейной ВПП (надо было везти на ровное большое поле). Полагаю так.
 
К аварии, считаю, привели неверные действия пилота по отработке посадки и еще, думаю, - то, что сломалось у носовой опоры при этом плюхе - было уже "на подходе" к разрушению (ранее такие перегрузки опора держала, судя по видео). Почему то такое немалое количество подлётов не привело к умению пилота выполнять выдерживание, гасить скорость и ставить самолет в посадочное положение или он засуетился и допустил ошибку, поспешив притереть к ВПП самолет, чтобы не выскочить за пределы полосы. А это следствие ошибки также в выборе ВПП. Известно, что к авариям и катастрофам приводят "пересечения" нескольких причин, этих "пересечений" нужно стараться избегать.  При невысоком уровне навыков пилота качество всего остального (лётное поле, метеоусловия,   облетанность, простота управления самолета и т.д.) должно быть на самом по возможности высоком уровне. В данном случае изначально запланировано "пересечение" нескольких негативных причин: невысокое еще мастерство пилота + слабооблётанный самолет (но, думаю, тут он был в пределах нормы) + низкое качество коротковатой линейной ВПП (надо было везти на ровное большое поле). Полагаю так.
То, что шасси слабое (для такого поля) это однозначно.  Вот и надо было искать ровное поле. Или шасси делать мощнее.  Тогда бы он из за не хватки мощьности не взлетел.
Вы видели как палубники плюхаются на палубу? Так вот не кто пилота не винит. Поросто шасси там сответствующие предусматривают такой метод посадки. Так вот и тут если вы делаете болото ход так и шасси должно быть сответствующим. А то сделали для асфальта и хотите с кочкаря летать. Да и ещё рессора. Длиннющие листы играют во все стороны их крутит схождение туда сюда меняется. И вот таким шаробаном пилот управлял и довольнотаки не плохо. Можно конечно было и во втором режыме на подтягивании подходить. Тогда возможно и основные шасси разъехались. Но это я считаю было ещё хуже не зная срывных особенностей самолёта подводить на малой скорости это по меньшей мере не серьёзно. Уменьшение обдувки рулей могло привести к сваливанию. Машына вертлявая требует скорости особенно на первых парах. Так что хватит катить бочару на пилота. Просто делайте вывод. Чтобы судить пилота нужно самому сначала сесть на эту горячую сковородку и попробовать не обжечься.
 
...шасси должно быть сответствующим....Так что хватит катить бочару на пилота. Просто делайте вывод. Чтобы судить пилота нужно самому сначала сесть на эту горячую сковородку и попробовать не обжечься.
Тогда

а в чем вообще смысл всех этих подскоков?
если есть динамика разбега,если самолетик начинает набирать и демонстрирует готовность лететь,зачем его "сыпать" и бить,снова и снова...или теперь это новые забавы?) 
..... + низкое качество коротковатой линейной ВПП (надо было везти на ровное большое поле). Полагаю так.
Там я так понял было уже другое шасси не такое как на фотках

....На всех видео практически все посадки на три точки - предельная передняя центровка. Причем каждая посадка как намеренно удар о планету. Какое шасси такое выдержит?.....Что бы переломать такой прут из 65Г нужно сильно постараться
 
.или теперь это новые забавы?

Нет это не забавы. Самая опасная часть полёта это взлёт и посадка. Полёт это уже ерунда по сравнению с этим. И потому существует программа испытаний. В некоторых случаях она ограничивается одними лишь пробежками. Затем подлёты и подскоки. Так вот со стороны кажется всё нормально что он не взлетает.... Нет ребята не нормально значит пилот пока ещё не доверяет машине.  Это как не объезженный конь. Не однократно может скинуть тебя из седла. Центровка, недостаточно тяги, плохая управляемость на малых скоростях или излишняя на больших. И много других вопросов решает пилот на пробежках.  И вот всё конь объезжен подпруги подтянуты можно понужать. Я таких коней объездил не мало поднимал в воздух едва держащиеся в воздухе на взлётном режиме. И потому это не голословно.
 
+ низкое качество коротковатой линейной ВПП (надо было везти на ровное большое поле). Полагаю так. 

Да это бы лучшый вариант. Но часто в радиусе 50км трудно найти приличную площадку. А иногда бональные причины такие как претензия от колхозников. Однажды облётываю литак подъезжает представитель спрашивает..... что летаете да говорю немного. А вы знаете что у нас тут дорогие сорта трав посеяны. Извините мол не знол давайте посчитайте сколько я вытаптал я заплачу. Ладно говорит завязывайте и чтоб этого не повторялось. Вот и так бывает.
 
..На всех видео практически все посадки на три точки -
Передняя стойка грузится не в момент касания а примерно во второй половине пробега когда начинаеш тормозить или попадаеш на мягкий грунт.
При правильной размерности шасси практически сложно посадить на три точки, нужно или разогнать хорошо или не добрать. При передне стоечной компановке стояночный угол должен быть менее полётного. Посадочные углы как правило на много больше полётного. Значит посадка на три точки в принципе не возможна. Здесь же разогнаться было негде практически через несколько секунд после отрыва шло приземление. При этом Нагрузка на переднюю стойку думаю была не велика. Уверен, что на пробеге пилот держал ручку на себя. Вераятной причиной могла быть трещина в металле. У меня был такой случай я облётывал автожир. И при разбеге отломилась предняя стойка. Я был в удивлении, на 30 труба с моторамы Ан2 и вдруг переломилась. А причина бонально проста приваренное упорное кольцо было обварено по периметру и не нормализовано. Варил газом. 30ХГСА Она стала хрупкой как стекло и отлетела. На второй стойке кольцо приварил точечно. И всё как бабушка отшептала стойка перестала ломаться.
 
Здесь же разогнаться было негде практически через несколько секунд после отрыва шло приземление. При этом Нагрузка на переднюю стойку думаю была не велика.

Как же так? Ведь в видео чётко видно

http://my.mail.ru/video/mail/dutchak_viktor/#video=/mail/dutchak_viktor/_myvideo/39

отрыв был на 5 мин. 21 сек., а потом был полёт на 16 секунд, и первое касание на 5 мин. 37 сек.

Уверен, что на пробеге пилот держал ручку на себя.

Начиная с 6 мин. 10 сек. при касании земли видна отдача ручки от себя + нажатие на тормоз
Тут ведь про это уже писали

Если посмотреть внимательно видно стремление быстрее "прижать" самолет т.к. полоса "внезапно" почти что кончилась и тут выбирать приходится из двух проблем - улететь за полосу в кочкарник и мелкие деревья но сделать там нормальное выравнивание и выдерживание либо прижать тут на конце полосы и пробовать тормозить.
и

Это "прокладка" подвела.
Ага. Обычно дельталетчики учатся "подлетами". Может пилот - дельталетчик? ибо ручку отдал от себя, как будто трапецией двинул.
 
Очень возможно, что близко нет подходящего поля, тогда нужно везти туда, где оно есть - на то время, пока не облетаешь самолёт или сам не научишься им по минимуму управлять. Я вот для этого выбрал зиму, она делает поля (и озёра) более подходящими для таких забав, да и "краши" смягчает до некоторого предела. А пилота я не хочу обидеть, но если бы так получилось со мной - винил бы только себя. Да и у меня тоже бывало подобное, пока учился. Если бы всему было научиться легко и просто, то умение и профессионализм ничего бы не стоили...
 
Ну елки - палки, приложил-не приложил, шмякнул-не шмякнул... Ладно бы согнулась у основания, или сломалась там же - во тогда шмякнул. А тут, в таком месте,явно - неправильная технология- напряжения, вибрации - трещины  - ну и результат. Сломалась бы она  по любому, не в этом подлете, так в следующем, или через месяц, или вообще бы в воздухе отвалилась от вибрации.
 
Начиная с 6 мин. 10 сек. при касании земли видна отдача ручки от себя + нажатие на тормозТут ведь про это уже писали

Я думаю пилот не идиот отдавать ручку. Он навалился на нее уже под действием перегрузки вперед от торможения , которое возникло при подломе стойки и утыкании сломанного конца в землю. Была бы стойка классическая вертикальная - она бы погнулась или сломалась менее опасно. А тут торчит вперед ну и вышел "прыжок с шестом"...
 
Подитожим

А тут, в таком месте,явно - неправильная технология- напряжения, вибрации - трещины  - ну и результат. Сломалась бы она  по любому, не в этом подлете, так в следующем, или через месяц, или вообще бы в воздухе отвалилась от вибрации. 
Передняя стойка не выдержала.   
Остался при своем мнении - скорей  эти длинные стрекозиные ножки подломятся и "оверкиль"(как на видео в начале ветки) чем в приведенном вами примере.
что сломалось у носовой опоры при этом плюхе - было уже "на подходе" к разрушению (ранее такие перегрузки опора держала, судя по видео).
Была бы стойка классическая вертикальная - она бы погнулась или сломалась менее опасно. А тут торчит вперед ну и вышел "прыжок с шестом"...
Стойка передняя неправильная, вот и всё.
считать надо по формулам всяким, а лень ведь.
Какая труба была, такую и воткнули.
... на А-21 был один прецедент .... там просто погнулась труба и всё.
... при наезде на препятствие стойка уходит под самолет и всё.....Естественно, если сделать очень прочную переднюю стойку, то капота не миновать, а если она плавно убирается под самолет ничего страшного не будет !!! .... в конструкцию надо закладывать место где будет ломаться, либо стойка либо место крепления, либо щпангоут с мясом.
Что бы переломать такой прут из 65Г нужно сильно постараться.
Первопричина думаю в свойствах металла, на передней стойке. Правильно выбранный металл не ломается, тем более от таких обычных нагрузок. При правильной конструкции стойки, при перегрузке превышающей допустимую, какой-то элемент стойки должен согнуться, но не сломаться.
Вераятной причиной могла быть трещина в металле.
Форумному Авиационному Комитету по расследованию ЛП,  есть смысл (во главе с  вэоретиком) сходить туда, если действительно интересна причина
Вообщем, я так понял большинство считает что основная причина именно в стойке.
 
при касании земли видна отдача ручки от себя + нажатие на тормоз

Я бы не стал делать выводы по видео. Ручукой иной раз приходиться работать как вёслами. Медлить нельзя. Тычёк даже основными колёсами иногда приходится резко дать ручку от себя и тут же вернуть обратно. это тонкое дело. Медленное вялое действие рулями провацирует прогрессирующий козёл. А это чревато.  То, что там говорят это субъективное мнение. Это как  в одной шутке..... говорят этот яд действует мгновенно... вопрос... кто говорит, кто его попробовал.
 
Вообщем, я так понял большинство считает что основная причина именно в стойке. 

В совокупности но одной из основных я то же считаю стойку. И конечно же малопригодная площадка. К примеру на Ту 134, я на нём работал, там на взлёте и после приземления, сразу же прижимали переднюю стойку. Часто шли такие удары.... стойку пробивало полностью. Я при этом старался выбрать наилучшее положение штурвала чтобы стойка не отходила от земли но и не пробивалась полностью. Но в случае выкатывания вся ответственость легла бы на меня. Так как  руководство требует прижать стойку.
 
Ветер боковой почти 90[ch186], по прогнозу 3м/с. Полоса 800м, ширина 20м. Довольно неровная. Самолет на земле и в воздухе управляется легко, без излишнего напряжения.

Подлеты проводились полдня в обе стороны. Перестановкой лопастей винта пытались добиться взлетной скорости 110 км/ч. На УС для удобства наклеена полоска на 110км/ч. После 500м посадка.

Крайний подлет.
Полный газ,  скорость остановилась на 100км/ч. Желание дожать скорость и появившаяся в конце ВПП легковушка,  которая отвлекла внимание на секунду, затянуло подлет. Скорость  по-прежнему 100км/ч, взлетать нельзя. Остаток полосы 200м.
Сброс газа и посадка на повышенной скорости.
Касание произошло, как назло, во впадине полосы и касание передней стойкой об ВПП совпало с выездом ее на холмик – трамплин. Во время удара подбрасывает переднюю часть– идет быстрый тычек ручки против козла с мгновенным возвратом (это уже наработанный рефлекс) .
Одновременно разрушается стойка и отваливается колесо.

По следам на земле, видно, что самолет после разрушения передней стойки до касания остатком передней стойки еще несколько метров ехал на основных опорах, постепенно наклоняясь вперед.

Дуга безопасности полностью выполнила свое назначение.



Выводы:
1.      Ошибка пилотирования – пропущен рубеж 500м принятия решения, взлетать или нет, повлекла за собой посадку на повышенной скорости.
2.      Место излома стойки дважды подвергалось нагреву при подгибании до нужной  формы без последующей соответствующей термообработки. Место считалось мало нагруженное. Сталь60С2.
3.      Конструкцией передней стойки не предусмотрен ее «снос» при определенных обстоятельствах.
4.      ВМУ на базе РМЗ-640, даже 34л.с., пока не дает нужной тяги для этого конкретного самолета.
5.      Парашютный замок на четырехточечных ремнях  в данном случае больно бьет в грудь.
 
Назад
Вверх