Причина аварии самолета? АПБЧЖ 1-местного самолета на Украине.

DEDULA, молодцы что не стесняетесь публичного признания ошибок.
НО.
После отрыва во всех подлетах не проходило достаточно времени для разгона до скорости набора. Сразу сброс и посадка. А Арго имеет и с 503 некоторое запаздывание. Крыло 7 метров, этого должно быть достаточно для полета при 100 км. Стойка выполнена скажем так не очень. Но ведь слушать не хотели... На моем на стойке тоже вылезли бока. Я думаю вы об этом знаете. Но они не привели к таким последствиям.
П.С. Не восстанавливайте этот фюзеляж!!! Делайте новый, будет проще, быстрее и легче! ВО нужно делать новое, не отступайте от чертежей, сделайте немного больше в соответствии с увеличенной площадью крыла. И обязательно съездите в Николаев.
 
Вот теперь когда хозяин появился, все вроде бы и стало на свои места......

...... к авариям и катастрофам приводят "пересечения" нескольких причин, этих "пересечений" нужно стараться избегать. 
:
1) Ветер боковой почти 90[ch186], ....
2) Полоса Довольно неровная. ....
3) пытались добиться взлетной скорости 110 км/ч. ......
4) появившаяся в конце ВПП легковушка, ......
5) Сброс газа и посадка на повышенной скорости....
6) Касание произошло во впадине полосы .... касание .. совпало с выездом ее на холмик – трамплин. .....
7) быстрый тычек ручки против козла .....
8) пропущен рубеж 500м принятия решения.....
9) Место излома стойки дважды подвергалось нагреву ... без последующей соответствующей термообработки. .....
10) ВМУ на базе РМЗ-640, даже 34л.с., пока не дает нужной тяги
11) После отрыва во всех подлетах не проходило достаточно времени для разгона до скорости набора. Сразу сброс и посадка.
 
Ну, вот. Собрал информацию, проанализировал, выдал результаты.

Ps. Не зря аналитики получают свои деньги, не зря...  ;D ;D ;D
 
Еще обозначу то, что уже звучало в предположениях, но не попало в список, составленный по полезной привычке Теоретиком.  Что такое подлёт, для чего он?  Коротко : 1) чтобы облетать, почувствовать машину, её норов, особенности - для того чтобы внести при необходимости доработки. 2) для самообучения, выработки навыков, привычки, связи с машиной.  Смотрим видео. Взлет, небольшой полёт  - терпимо, кое где и лучше, а вот посадка... Почти все многочисленные посадки после выполнения подлёта - на три точки или близко к этому. Не видно выдерживания. Кто бы что ни говорил, такая вот скоростная посадка без выдерживания на неровную полосу - путь к аварии, рано или поздно, при любом типе шасси. Это первопричина, а не слабое место в конструкции носовой опоры.  Почему пилот "не сажал" самолёт, а бил раз за разом? - вот главный вопрос.
 
Если верить автору, цифровое значение центровки было в пределах нормы (22,5 - 24,5%).   Я еще раз подробнее посмотрел видео подлётов. Если пилот не совсем несведущ в пилотировании, он знает теоретически как нужно сажать машину. Подводишь к земле  примерно на 0,5 - 1м, убираешь газ, согласованно с приближением к земле берешь РУС на себя до упора или почти до упора, скорость гаснет, машина постепенно задирая нос становится в посадочное положение, садится, держишь ручку на себя до снижения скорости пробега до безопасной - риск подломить носовую стремится к нулю.  Я думаю, он всё же знал и пытался делать как надо. Тогда получается, что самолёт не позволял ему. Эту версию уже высказал  Vas - T: мал отрицательный угол установки ГО (а может ещё и площадь всего ГО для немного более передней Ц.Т., выбранной автором). Обратите внимание: на газу мотора самолет становится во взлётное положение - интенсивный обдув ГО от винта, руль высоты - вверх. В горизонтальном полёте при скорости - "висит" на руле высоты, требуя его определённого отклонения вверх. А при убранном газе на посадке - самолёт интенсивно идет вниз носом ( обдува нет) и не хочет становится в посадочное положение.   Таким образом вопрос к Дедуле - тянул ли он ручку на себя (до упора) при посадках? Если да, то вышенаписанное мною - верно.
 
    Идут испытания нового самолёта...
   Погодные условия-: боковой ветер. А самолёт делает подлёты в обоих направлениях...
   "Аэродром" - "полоса чрезвычайно короткая и к тому же неровная.
   Чудес не бывает. Происходит то, что и должно присходить.
   И на дворе 2013 год а не 1908 !  Как то странно всё это смотрится.  Ну хотя бы книжки почитали...
 
Если посмотреть кадры с перевернутым самолетом хорошо видно что он лежит у самого конца полосы и остановиться при успешной посадке он все равно не смог бы. Скорее всего если бы он принял посадочное положение и сделал выдерживание то влетел бы в деревья еще до касания.
 
    Идут испытания нового самолёта...
   Погодные условия-: боковой ветер. А самолёт делает подлёты в обоих направлениях...
   "Аэродром" - "полоса чрезвычайно короткая и к тому же неровная.
   Чудес не бывает. Происходит то, что и должно присходить.
   И на дворе 2013 год а не 1908 !  Как то странно всё это смотрится.  Ну хотя бы книжки почитали...

Да вот такие они..... интересные, бесшабашные люди. Я их полностью понимаю. Про таких складывают песни на них удивляются. У Макаревича. Один мой друг он стоил двух он ждать не привык. Он пробовал на прочность этот мир каждый миг, и мир оказался прочней..... ИТД. В общем всё нормально главное все здоровы и все смеются. А как приятно в сауне за кружечкой пива вспомнить события прошлых днейц. Каждому этого не понять. 🙂
 
... он лежит у самого конца полосы .. остановиться ... не смог бы. ... влетел бы в деревья еще до касания.

Может и смог бы, он бы наверное написал

4) появившаяся в конце ВПП легковушка, ......
7) быстрый тычек ручки против козла .....
8) пропущен рубеж 500м принятия решения.....
 
Давайте теперь всё таки разберёмся с этим подобным падением с тем же самолетом, которое было я так понял по дате добавления за 2 года до этого. Правда киль там вроде поменьше стоит.

Начиная с 3 мин. 02 сек., когда капота не было
http://my.mail.ru/video/mail/dutchak_viktor/#video=/mail/dutchak_viktor/_myvideo/10

Оно было кстати в самом начале этой ветки, но почему то никто не обратил на него внимание

И тут как вот в этом видео

Начиная с 3 мин. 02 сек., когда капота не было

http://my.mail.ru/video/mail/dutchak_viktor/#video=/mail/dutchak_viktor/_myvideo/10

ИМХО: таки передняя центровка.
 
Пилоты разные. После отрыва РУС была поставлена в нейтральное положение по подсказке "бывалого летчика". РУД макс. См. на руль высоты.
 

Вложения

По поводу передней центровки. Я учился летать на своей самоделке (размерности приблизительно такие же, высокоплан) при центровке 20% САХ. У меня ЦПГО и его эффективности хватало создать не только взлётный угол при обдуве винтом на полном газу мотора, но и посадочный угол без обдува при посадочной скорости. Если ГО хватает на управление самолётом, то несколько % передней центровки не помеха (кроме определённого лишнего сопротивления). Эта передняя центровка на первых порах даже спасла мне жизнь. Да, ЦПГО мне хватало для того, чтобы задрать нос, как мне надо было на посадке, но его эффективности немного не хватало для создания угла атаки, при котором происходит срыв в штопор и, было дело лет 15 назад, я дерябнулся об планету при отказе мотора в наборе высоты и потере скорости, но упал не в штопор (согласитесь - пока определишься как вывести - вот уже и земля), а в клевок пике (более приемлемое и управляемое положение), из которого немного не успел выйти. Был капот, но поломки минимальные, сам невредим, с тех пор решил для себя, что учиться лучше с немного передней центровкой. Но, повторюсь, нужна  точная отладка эффективности ГО. Добиться этой отладки как раз и помогают подлёты, но надо смотреть на машину, чувствовать что она просит, думать, доводить, а не просто раз за разом подпрыгивать на такой как она вышла из под топора самодельщика (сам самодельщик, не обижайтесь). Кстати, впоследствии центровку вогнал в принятую "золотую середину", да и набор с тех пор делаю с запасом скорости.  Мнение моё и никому его не навязываю, пишу - может кому на пользу.
 
На видео четко видно, что человек проскочил точку принятия решения - в этой ситуации уже надо было лететь - другого исхода быть не могло.
Другой вопрос, что лететь он был не готов и поэтому принял такое решение - втыкаться любой ценой, да и не известно как бы закончился полет, а так жив остался. На моей практике в 89 году один товарищ такое на бланике учудил, и конструкция аппарата здесь совершенно не причем - ни стойка, ни геометрия ни что либо ещё - малая дистанция для подлета и последующей посадки - вот главная причина - она же главная ошибка, было бы у него впереди полосы 3 км, он бы без суеты убрал газ и добрал, как он до этого делал, когда хватало дистанции. Я очень часто наблюдаю ситуацию, когда "опытные", хотя можно и без кавычек, пилоты на нормальных самолетах начинают взлет с середины полосы, толи лень в начало ехать, толи так быстрее - абсолютная уверенность, что и так сойдет, а потом чих на взлете и хорошо если за полосой поле, а не дачи чьи нибудь.
Общее разгильдяйство в полетах процветает - драть нашего брата любителя за летную подготовку некому, от того и такое количество происшествий в малой авиации.
Блин, наболело, извините.
 
Тычек ручки от себя при козле это тоже грубая ошибка. Допускается только в случае очень высокого подскока( к примеру 3 метра), хотя даже в таком случае лучше уход на второй.
При козле или отскоке ручку нужно придержать и когда самолет опять начнет снижаться добирать по мере подхода к земле. В общем все от недоучености к сожалению. Я лично при обучении бывало таких козлят вытворял, что инструктор давал газу и на круг 🙂. Бывало и на три метра подскакивал и потом за другими курсантами наблюдал, тоже самое. Самолет прочный был, прощал издевательства. Я считаю что любой кусант должен пройти это, что бы знать что такое "козел" и как с этим справиться.
 
Вот видео усмирения "козла". В замедленном или с остановками воспроизведении хорошо видно, как работает руль высоты на опережение.

http://my.mail.ru/video/mail/dutchak_viktor/_myvideo#video=/mail/dutchak_viktor/_myvideo/40

такие же действия РУСом в другом случае, но результат тот-же: козление прекращается, а не прогрессирует.

http://my.mail.ru/video/mail/dutchak_viktor/29#video=/mail/dutchak_viktor/29/35
 
Вот видео усмирения "козла". В замедленном или с остановками воспроизведении хорошо видно, как работает руль высоты на опережение.
http://my.mail.ru/video/mail/dutchak_viktor/_myvideo#video=/mail/dutchak_viktor/_myvideo/40
такие же действия РУСом в другом случае, но результат тот-же: козление прекращается, а не прогрессирует.
http://my.mail.ru/video/mail/dutchak_viktor/29#video=/mail/dutchak_viktor/29/35
Тут вот и прорисовуется или слишком передняя центровка или неправильный установочный угол стабилизатора.

Похоже что ...

12) высказал  Vas - T: мал отрицательный угол установки ГО ..."висит" на руле высоты, требуя его определённого отклонения вверх. А при убранном газе ... идет вниз носом ( обдува нет)
Ну и тяги маловато.

10) ВМУ на базе РМЗ-640, даже 34л.с., пока не дает нужной тяги
 
Крайний подлет.
Полный газ,  скорость остановилась на 100км/ч. Желание дожать скорость и появившаяся в конце ВПП легковушка,  которая отвлекла внимание на секунду, затянуло подлет. Скорость  по-прежнему 100км/ч, взлетать нельзя. Остаток полосы 200м.
Сброс газа и посадка на повышенной скорости.
Касание произошло, как назло, во впадине полосы и касание передней стойкой об ВПП совпало с выездом ее на холмик – трамплин. Во время удара подбрасывает переднюю часть– идет быстрый тычек ручки против козла с мгновенным возвратом (это уже наработанный рефлекс) .
Одновременно разрушается стойка и отваливается колесо.

По следам на земле, видно, что самолет после разрушения передней стойки до касания остатком передней стойки еще несколько метров ехал на основных опорах, постепенно наклоняясь вперед.

Дуга безопасности полностью выполнила свое назначение.



Выводы:...........
Случаи из своего опыта. 1. Посадка с тяжёлым пассажиром на площадку подобранную с воздуха с ветром метров 4-6м/с , порывы до 10. Попадание на трамплин на скорости сваливания. Подскок метра на три. Жонглируя крылом и опой избегаю опрокидывания, сажу аппарат. Тщательный осмотр- ни одного дефекта не выявил. 2. вынужденная на болото с кочками по пояс (квадрацикл поддержки застревал...). Удаётся избежать опрокидывания и с минимальными повреждениями остановить аппарат упершись в молодняк на краю болота. (дельталёт "Фрегат", пружинно-гидравлическая вилка) Выводы: такие стойки (обсуждаемые выше) эксплуатировать только на достаточно РОВНЫХ ВПП. Ну не предназначены они "скакать" козлами и зайчиками на таких грунтовках. Рано или поздно - всё равно эксплуатируя на таких площадках такое чудо технической и дизайнерской мысли, это - СЛУЧИЛОСЬ БЫ. Исправлять надо было там и тогда -
2.      Место излома стойки дважды подвергалось нагреву при подгибании до нужной  формы без последующей соответствующей термообработки. Место считалось мало нагруженное. Сталь60С2.
3.      Конструкцией передней стойки не предусмотрен ее «снос» при определенных обстоятельствах.
и в выборе ВПП для облётов. :IMHO
 
На самом деле, видно что полосы катастрофически мало. Как вариант - проводить обучение зимой, на лыжах. С озера или реки - думаю поблизости найти можно. Зато свободного пространства хоть отбавляй - можно сказать везде аэродром.
Думаю также, что требуется увеличить площадь стабилизатора и руля высоты. Из видео видно, что на посадочной скорости он уже не эффективен, и работает только при сильном отклонении. Плюс даже когда самолет летит в горизонте, руль высоты сильно отклонен вверх.
 
Назад
Вверх