Про глубокий крен (дельталёт)

"Глубокий крен"-нет такого термина в авиации. Крен всегда известен, если не по прибору так визуально относительно горизонта. Сейчас про ПВП.
В летной среде слышал выражение -глубокий вираж. Но мы не про вираж. Маневр в коротком сюжете ролика-спираль с малой угловой скоростью и большой вертикальной. Не все крылья можно загнать в такой режим Крыло с хорошим запасом продольной устойчивости больше 5-7 м/сек не разогнать ,само начинает выходить, как не пытайся его снова "свалить".
Макс. Vверт. до которой мне удавалось разогнать-18-25 м/сек. в зависимости от поленой массы. Самовыход медленный и если поддерживать режим, "спиралить" можно до упора (как в ролике).
Первая опасность в том, что выход из такой спирали происходит с задержкой, как в штопоре у самолета. Поэтому(к примеру) с 300метров до 100м. 8-10сек.Земля "нарастает" быстро, визуально определить высоту затруднительно. крыло в срыве, ощущаются рывки на ручке управления. Вторая опасность, при выходе нарастает приличная перегрузка ,которая в свою очередь может оказаться нерасчетной. Финал будет опять же как в ролике.
Летайте безопасно!
 
Не все крылья можно загнать в такой режим Крыло с хорошим запасом продольной устойчивости больше 5-7 м/сек не разогнать ,само начинает выходить, как не пытайся его снова "свалить".
При большой площади крыла и малой удельной нагрузкой , конечно никакой резвости ожидать не стоит.
 
То есть из затягивания в глубокий крен не выйти?
Даже на хорошей высоте?

Выход есть. У Ларри есть ролик про выход из "spiral dive" (спиральнаое падение), VEGLIV Дал ссылку в своем сообщении #20
У нас принято называть это явление глубокой спиралью, у парапланеристов, есть такое понимание, как "спиральная устойчивость".
Спиральный срыв - возможно будет отражать наиболее корректно суть явления, так как одна из консолей продолжает лететь и создавать подъемную силу, а вторая совсем наоборот. Как правильно дать определение этому явлению - нужно думать.
Резюме по видео от Ларри, при попадании в такую ситуацию рекомендует зажать трапецию к себе и и перенести вес во внешнюю сторону.

Проблема пилота была в том, что он пытался выйти выпихивая ручку от себя, а это имеет нулевой эффект в данном случае.
Так инстинктивно поступает большинство НЛО*, наблюдал это сидя на заднем сиденье.
Единственный выход - спассистема, которая на больших скоростях раскрывается за относительно короткое время.
Похожий случай был относительно недавно в РФ, очень схожие ошибки.

НЛО* - неосознанно летающий объект
 
Ну во первых почему то не видно движения трапеции на вывод. Во вторых видно сильное скольжение влево. В третьих видно мощную купольность на "нижней" консоли и отсутствие таковой на "верхней" что говорит о смещении килевой влево относительно центра поперечины и работе аэродинамических "элеронов" на затягивание в крен.
Насчет движения трапеции не согласен. Первые кадры наблюдаю некоторую асимметрию положения телеги в противоположную крену сторону
02_body.jpg


Возможно, перед ударом он отклонялся в сторону всем корпусом как бы отталкивая трапецю, но на этом этапе это уже не имело значения
01_body.jpg


Это все является следствием допущенного развития скольжения изначально пошедшего от некоординированного разворота с недостаточной отдачей трапеции от себя. В таких условиях плавающая поперечина из помощницы превращается в опасное изобретение, работающее на развитие крена. И кирдык кстати это разновидность этого же процесса но в других условиях.

Данный инцидент изначально из-за недостатка скорости. Отдача трапеции только усугубила ситуацию. Локаут (или ножницы) здесь вообще не причем, от слова совсем. Природа этого явления лежит в абсолютно другой плоскости.

Вот здесь очень похожая ситуация, хорошо, что грамотный коллега вовремя вмешался. Рекомендую к просмотру видео с комментариями Ларри и Пола Хамильтона.
 
Крыло с бОльшим удлинением больше подвержено этому?

Рискну предположить, что да. Чисто моё личное мнение, без каких либо догм и утверждений, это проблематика в большей степени касается быстрых аппаратов. Танарг на указанном видео сорвался уж очень легко и непринужденно, получить такое, например, на Still TL, если и возможно, то уж точно придется упираться.

Скажем так, чем больше удлинение, тем выше риск, но здесь я не вижу проблемы. Если есть понимание как выйти, а самое главное опыт распознавания режима, то проблем не будет. Если нет понимания - летать нужно согласно РЛЭ.
 
"spiral dive" (спиральнаое падение)
В авиации и по-русски это называется "штопор". Или самовращение крыла на больших углах атаки. Возникает при потере скорости.
А для дельталётчика, не следящего за скоростью ощущения такие-же, как и при левом (правом) "кирдыке" (затягивание в крен).
Только вывод из этих положений противоположен: из "штопора" трапецию к себе (набрать скорость), при затягивании в "кирдык" - отдать трапецию и сбросить газ. И сразу затем - вывод из крена и пикирования.
 
В авиации и по-русски это называется "штопор". Или самовращение крыла на больших углах атаки. Возникает при потере скорости.
А для дельталётчика, не следящего за скоростью ощущения такие-же, как и при левом (правом) "кирдыке" (затягивание в крен).
Только вывод из этих положений противоположен: из "штопора" трапецию к себе (набрать скорость), при затягивании в "кирдык" - отдать трапецию и сбросить газ. И сразу затем - вывод из крена и пикирования.
Уверенность - это хорошо, однако для меня не все так однозначно.

Штопор у самолета возникает при потере скорости, а у дельтаплана, как такового срыва нет.
Нормальную безхвостку сорвать не получится из-за приличной крутки - крыло просто "клюнет" и полетит дальше. Но, если постараться и все же сделать полный срыв (чтобы и консоли вышли на критические углы атаки) то крыло кувыркнется. Таким образом по визуальной и смысловой нагрузке само слово "штопор" хорошо подходит, но по физике процесса штопор у самолета - это кувырок у дельталёта.

В парапланерном мире есть понятие НЕГАТИВНАЯ СПИРАЛЬ -на мой взгляд более подходящая к дельтавидному крыло аналогия.
Негативка - это когда летящая консоль провоцирует срыв противоположной консоли, которая до этого летела на минимальной скорости.
Вот здесь на видео у Jocky Sanderson неплохо видно как выглядит негативка. А здесь хорошо показано, как выглядит нормальная спираль с позитивным вращением. Позитивное вращение принято называть вращение с перегрузкой - типа координированный разворот по нашему. Негативное не сопровождается перегрузкой, ось вращения проходит между центропланом и пилотом.

Кстати термин SPIRAL DIVE в парапланерной терминологии означает ГЛУБОКАЯ СПИРАЛЬ. Спираль с большим снижением и перегрузкой. В этом маневре нет срывных тенденций, тольк перегрузка вплоть до потери сознания или тунельного зрения.

Судя по тому, что даже в англоязычной среде термины еще не устаканились, явление относительно новое.
Мельком пробежался по учебнику "Weight-Shift Control Aircraft Flying Handbook" и ничего не нашёл про SPIRAL DIVE, издание 2008 года.

Таким образом будет наиболее уместным применять определения СПИРАЛЬ и НЕГАТИВНАЯ СПИРАЛЬ.

P.S. Могу ошибаться, но мне кажется, что "штопор" - это профессинальный жаргон, но не дефиниция или определение.
 
А откуда ж ему взяться то, такому опыту?
У Ларри есть видео по отработке выхода из подобных ситуаций. Нужна высота и спассистема, опытный инструктор может помочь сильно сэкономить по времени и возможным последствиям. Но в принципе - не вижу препятствий.
 
А для дельталётчика, не следящего за скоростью ощущения такие-же, как и при левом (правом) "кирдыке" (затягивание в крен).
Ножницы или локаут или "кирдык" - это результат рассогласования вектора направления телеги и крыла, чаще всего происходит из-за избытка скорости.
Таким образом ничего общего с обсуждаемым явлением не имеет.
 
А откуда ж ему взяться то, такому опыту?

А тебе это НАДО???

Если нет понимания - летать нужно согласно РЛЭ.
Это лучший и самый правильный ответ из всего сказанного. Жизнь и здоровье главное, о чем надо задуматься перед тем как выпендриваться.
 
А тебе это НАДО???


Это лучший и самый правильный ответ из всего сказанного. Жизнь и здоровье главное, о чем надо задуматься перед тем как выпендриваться.
РЛЭ , конечно , бесспорно надо соблюдать . Особо важно другое , как - "Петрович проверь меня ."... , "Петрович покажи мне как это делается".... , "Петрович посмотри , правильно ли я .."... ,"Петрович .." , "Петрович.." , "Петрович...". В Большой авиации -это Проверяющие. В АОН - это "Петровичи" , но не везде и не всегда. Вот ТАКИХ и надо найти , и около НИХ взрослеть ..
П.С. Просьба не принимать мой пост за ОФФ-ТОП. Форумные советы не всегда действенны и обьективны , и не применимы к каждому.
 
Недостаток перегрузки для данного крена одна возможная причина развития скольжения.
Перегрузка равна 1/cos(угла крена) независимо от любых других условий (в том числе - от скольжения), если отсутствует вертикальное ускорение аппарата (а оно отсутствует в рассматриваемом случае, речь же не идет об аэробатике). Второй закон Ньютона.
Так что, если речь не идет о горках и мертвых петлях с креном, то не может быть ни недостатка, ни избытка перегрузки для данного крена.
 
Вот ТАКИХ и надо найти , и около НИХ взрослеть ..
А если таких рядом нет? Настоящих, авторитетных. Например таких как А.В.Кареткин. И аппарата для обучения, специально оборудованного для этого?
 
Назад
Вверх