Нет информации 14.06.2023 Катастрофа дельталета в Челябинской области

silver wings

www.дельталетюг.рф
Откуда
Краснодар
Сегодня вечером в Юризане разбился пилот с пассажиром. Три года назад научился летать. На 150 метрах вошел в спираль и не вышел. Подробностей нет.
 
Да, Качество закадрового текста крайне неадекватное
В принципе, причина катастрофы ясна. Чтобы избежать бессмысленной полемики на сотню страниц и аргументировано разложить все по полочкам желательно иметь более качественные кадры.
 
На видео хорошо видно. что аппарат сначала резко сыпется, а потом валится на внутреннее крыло. Жаль. что нет более полного видео, но на мой взгляд, причина очевидна- потеря скорости. С пассажиром скорости должно было быть больше.
 
Когда-то, давно... Меня уговорили покатать отца семейства. Компания весёлых родственников приехала из-за стола на площадку, с которой мы летали на мотодельтапланах ( они тогда ещё не знали, что называются дельталетами ).

Дело было в Приднестровье, рядом с небольшой деревушкой, где живут труженики села, механизаторы, доярки, водители...
Отец семейства, возрастом лет за 50, был водителем грузовика. Особого желания лететь не проявлял, как впрочем и каких либо желаний вообще. Вероятно, сказывалось утомившее его шумное застолье и напряжение трудовой недели. Но семья настаивала на развлечении.
У нас же, не в правилах было отказывать местным жителям. И вообще, направленность полетов была на приобщение к высокому всех желающих.
Проведя небольшой инструктаж пассажиру, мне показалось, что полет будет без интересным и кратким, поскольку "второй пилот" проявлял к происходящему интерес не больший, чем столбы бывшего когда-то деревянного забора, с многолетней облупившейся краской, отделявшие поле от территории базы с постройками.
В одном я не ошибся... Полет был краток.

Как только мы оторвались от земли и не успели ещё набрать высоту, достаточную, чтобы перемахнуть через акации в торце поля, я почувствовал, что не способен сдвинуть трапецию ни на миллиметр в какую бы то ни было сторону. Она стала просто монолитом вместе с тележкой. Усилием рук, я сдвигал себя на сиденье, но не мог сдвинуть трапецию!
Все длилось не более пары секунд и, бегло сканируя конструкцию, обнаружил причину неуправляемости аппарата. Этот, сидящий позади меня "краб", испугался, очнулся и вероятно, в силу привычки всегда держаться за "руль", схватился двумя руками за ручку трапеции. Но, что это были за руки! Я познал за эту секунду всю мощь руки трудового народа... Это были два гидравлических домкрата, минимум по тонне каждый. И сейчас их намертво заклинило на трапеции. По крайней мере, железная хватка не ослабевала ни на грамм, даже под ударами моего кулака...
На мои жалостные окрики "Отпусти!" реакции не последовало. С ничего не выражающим, холодным как сталь взглядом, мой "авто-пилот" вел аппарат на таран одному ему видимой цели.

В то время, мы летали в шлемах ЗШ-5. Довольно тяжёлый, прочный шлем, с защитным стеклом и открытым под кислородную маску подбородком. Решение пришло быстро ( в последствии оно стали "хрестоматийным" в нашем кругу ). Наклонив свою голову вперёд, резким ударом назад - в челюсть, механизатор был отправлен в нокдаун. Его руки обмякли и сползли с ручки трапеции.
Не оглядываясь назад и опасаясь только одного - ответной атаки со стороны моего "виз а ви ", я развернул аппарат и приземлился обратным курсом.

Последовавшие перемещения действующих лиц и мат. части не интересны. Компания родственников, с фоновым шумом, так же как и появилась, растаяла и куда-то поехала дальше.


В последующие года полетов, этот прием не раз выручал пилотов из нашего Клуба. Поскольку пассажир не всегда знает, на что он способен в столь не привычной для него атмосфере. А пилот, как пионер - должен быть всегда готов..
 
Челябинцы, есть на форуме? Оригинал видео можно получить?

На видео хорошо видно. что аппарат сначала резко сыпется, а потом валится на внутреннее крыло. Жаль. что нет более полного видео, но на мой взгляд, причина очевидна- потеря скорости. С пассажиром скорости должно было быть больше.
В принципе так и есть, но мне кажется, что в такой режим можно попасть и на скорости, если крен будет достигать определённых значений. Когда смещение веса нивелируется центробежной силой и режим становиться стабильным. Об этом нужно знать и понимать, как из него выходить.
Это обычная глубокая спираль или в (spiral dive на английском). Аппарат из него не выходит, если пытаться двигать трапецию в сторону. Выход из данного режима делается одновременным движением трапеции к груди и в сторону.
Пол Хамильтон, Ларри Медник и впечатления от пилотов которые попали в такую же ситуацию, но второй пилот правильным движением вывел аппарат.
 
Последнее редактирование:
Когда-то, давно... Меня уговорили покатать отца семейства. Компания весёлых родственников приехала из-за стола на площадку, с которой мы летали на мотодельтапланах ( они тогда ещё не знали, что называются дельталетами ).

Дело было в Приднестровье, рядом с небольшой деревушкой, где живут труженики села, механизаторы, доярки, водители...
Отец семейства, возрастом лет за 50, был водителем грузовика. Особого желания лететь не проявлял, как впрочем и каких либо желаний вообще. Вероятно, сказывалось утомившее его шумное застолье и напряжение трудовой недели. Но семья настаивала на развлечении.
У нас же, не в правилах было отказывать местным жителям. И вообще, направленность полетов была на приобщение к высокому всех желающих.
Проведя небольшой инструктаж пассажиру, мне показалось, что полет будет без интересным и кратким, поскольку "второй пилот" проявлял к происходящему интерес не больший, чем столбы бывшего когда-то деревянного забора, с многолетней облупившейся краской, отделявшие поле от территории базы с постройками.
В одном я не ошибся... Полет был краток.

Как только мы оторвались от земли и не успели ещё набрать высоту, достаточную, чтобы перемахнуть через акации в торце поля, я почувствовал, что не способен сдвинуть трапецию ни на миллиметр в какую бы то ни было сторону. Она стала просто монолитом вместе с тележкой. Усилием рук, я сдвигал себя на сиденье, но не мог сдвинуть трапецию!
Все длилось не более пары секунд и, бегло сканируя конструкцию, обнаружил причину неуправляемости аппарата. Этот, сидящий позади меня "краб", испугался, очнулся и вероятно, в силу привычки всегда держаться за "руль", схватился двумя руками за ручку трапеции. Но, что это были за руки! Я познал за эту секунду всю мощь руки трудового народа... Это были два гидравлических домкрата, минимум по тонне каждый. И сейчас их намертво заклинило на трапеции. По крайней мере, железная хватка не ослабевала ни на грамм, даже под ударами моего кулака...
На мои жалостные окрики "Отпусти!" реакции не последовало. С ничего не выражающим, холодным как сталь взглядом, мой "авто-пилот" вел аппарат на таран одному ему видимой цели.

В то время, мы летали в шлемах ЗШ-5. Довольно тяжёлый, прочный шлем, с защитным стеклом и открытым под кислородную маску подбородком. Решение пришло быстро ( в последствии оно стали "хрестоматийным" в нашем кругу ). Наклонив свою голову вперёд, резким ударом назад - в челюсть, механизатор был отправлен в нокдаун. Его руки обмякли и сползли с ручки трапеции.
Не оглядываясь назад и опасаясь только одного - ответной атаки со стороны моего "виз а ви ", я развернул аппарат и приземлился обратным курсом.

Последовавшие перемещения действующих лиц и мат. части не интересны. Компания родственников, с фоновым шумом, так же как и появилась, растаяла и куда-то поехала дальше.


В последующие года полетов, этот прием не раз выручал пилотов из нашего Клуба. Поскольку пассажир не всегда знает, на что он способен в столь не привычной для него атмосфере. А пилот, как пионер - должен быть всегда готов..
Если пассажир позади пилота, а не рядом с ним, то до трапеции пассажиру трудно дотянуться. Я сталкивался на покатушках с удушающими приемами со стороны пассажиров. Это тоже очень неприятно. Помогали удары по почкам локтями.
В данной трагедии, скорее всего, причина другая. Блокировка пилота испугавшимся пассажиром всегда происходит после взлёта или после набора высоты. Здесь, со слов очевидцев, был уже не первый круг. Очень похоже на очередные выкрутасы с горкой.
 
За несколько лет до описанного мной выше события, когда при ЦК ДОСААФ СССР ещё существовал ЦДК ( Центральный Дельтапланерных Клуб ) и серьезно рассматривался вопрос о внесении профессии "Пилот Дельтапланерист" в тарификационную сетку профессий..
В общем, "где-то в далёкой, далёкой галактике..." на аэродроме Тушино выполняли полеты инструкторы ЦДК. Поскольку, тогда ещё оставалась в стране демократия, на этих полетах запросто присутствовали "заезжие" француз и немец. Пусть это будет как в анекдоте, про русского, немца и француза...
Вот их и пригласил русский на полеты. Проветриться, посмотреть на Москву не с высоты башен "Сити" или "Дон-строя", а с борта отличного французского мотодельтаплана "Космос" ( одного из двух аппаратов, закупленных для ЦДК за валюту ).
Далее: бла- бла- бла-...

Показывая пассажиру французу, на что способен пилот и что способен от него вытерпеть аппарат, летчик поставил его в крутую нисходящую спираль на высоте метров в 200 и стал ждать, когда скоростной напор выдует из ноздри холодную влагу, что несомненно является признаком достаточной скорости для вывода аппарата в нормальный полет. Вот, порог скорости уже достигнут, по лицу пилота и пассажира, вместе с улыбкой, расплывается эта самая влага... но, аппарат "не хочет" лишать их радостных мгновений... Трапеция не поддается усилиям пилота на вывод из крена. Внутренний же угол трапеции уверенно двигался ближе к середине груди пилота...

Надо сказать, что пилотом в этом полете был настоящий русский богатырь. В буквальном смысле - и ростом, и силой не обделён природой.
Глянув на француза, которому народная забава аборигенов ( игра в рулетку на дельтаплане ) наскучила, и что он начинает кивать головой к груди ( видимо, стал засыпать от растущей перегрузки ), наш богатырь решил, что нужно "не ударить в аэродромную грязь лицом" ( аэродром Тушино имел грунтовую полосу ) и развеселить товарища. Он отстегнул свой поясной ремень, встал одной ногой на сиденье, носком другой ноги, обхватив снизу, зацепился за продольную трубу тележки и, вытянув руки вверх и вбок, ухватился за внешний ( от центра спирали ) угол трапеции и ... потянул, потянул, что есть сил.

Метрах на 50-ти аппарат вышел из спирали. Слезы радости капали с ушей француза, сдуваемые встречным напором воздуха.

В тот день погода не баловала. Небо было хмурое, серое. Только яркие краски осенней листвы как-то оживляли эту серость. Вероятно, этот серый отсвет неба на лице француза не понравился его немецкому товарищу и тот предпочел лицезреть приземлённые красоты осеннего пейзажа. От ярких эмоций полета он отказался и, поддерживая под руку своего французского друга побрел к выходу с аэродрома...

Впрочем, вечером этот "курьёзный" случай, в той же компании, стал благоприятным поводом для нескольких тостов за здоровье и дружбу, что не мало способствовало укреплению оных.

Так... за то, чтобы не перевелись богатыри на земле Русской!
 
Если пассажир позади пилота, а не рядом с ним, то до трапеции пассажиру трудно дотянуться. Я сталкивался на покатушках с удушающими приемами со стороны пассажиров. Это тоже очень неприятно. Помогали удары по почкам локтями.
В данной трагедии, скорее всего, причина другая. Блокировка пилота испугавшимся пассажиром всегда происходит после взлёта или после набора высоты. Здесь, со слов очевидцев, был уже не первый круг. Очень похоже на очередные выкрутасы с горкой.
Пока нет инфы, это только домыслы, ведущие в никуда..
 
Три года стажа и уже полетел бабло рубить?
3-года опасный рубеж в карьере пилота, когда на смену чрезмерной осторожности приходит избыточная уверенность.
В нашей школе этот феномен принято называть - Синдром Икара.
Не вижу ничего плохого в том, что пилот с опытом в три года прокатит пассажира блинчиком в вечернем "молоке".
А вот желание произвести впечатление - основная причина в подавляющем большинстве подобных случаев.
 
Помоему была проблема с крылом,как у Атлета или Х15 и он не сумел с ней справиться... Нет достаточной инфы, а все наши споры-- ни о чем.. Если ваше крыло при разбеге само не становится на балансировочный угол,бойтесь этого крыла.Когда рванет заложенная в нем мина--один Бог знает,для вас может быть слишком поздно..
 
Помоему была проблема с крылом,как у Атлета или Х15 и он не сумел с ней справиться... Нет достаточной инфы, а все наши споры-- ни о чем.. Если ваше крыло при разбеге само не становится на балансировочный угол,бойтесь этого крыла.Когда рванет заложенная в нем мина--один Бог знает,для вас может быть слишком поздно..
К сожалению в данной ситуации все понятно, как никогда. Видео пусть и не супер по качеству, но достаточно информативно. Спираль, срыв, неправильные рефлексы, столкновение с поверхностью.
Пилот не то что не сумел, он даже не подозревал, что такое может быть и как с этим бороться, иначе не вводил аппарат в спираль на такой высоте.
Про spiral dive / негативную спираль / спиральное падение достаточно плотно дискутировали в параллельной ветке, не думаю, что есть смысл повторяться.
 
Аппарат из него не выходит, если пытаться двигать трапецию в сторону.
Выход из данного режима делается одновременным движением трапеции к груди и в сторону.
Есть сильное подозрение, что в этот режим попадают только быстрые крылья.
Я пробовал завалить свой аппарат по максимуму - хрен что получилось.
После крена порядка 45 градусов, крыло как будто упирается консолью в невидимую пружину и отскакивает обратно.
Вот в этом ролике начиная с 1м 10сек посмотрите прям видно как срабатывает отдача.
Это не я удерживаю крыло за ручку трапеции чтобы не развивался глубокий крен, это крыло само обратно отскакивает.
.
.
тот же полёт с другого ракурса.
.
 
Назад
Вверх