... я считаю, что тот, кто затягивает самолёт на буксире должен быть архипрофессионален для выдерживания должного уровня безопасности полётов. Но кто же из собравшихся не считает себя крутым профессионалом? И в доказательство этому почти у каждого наберётся несколько историй о неудачных буксировках планеров и прочей летающей твари. Как немало было катастроф по буксировке дельтапланов. Как немало было катастроф по буксировке планеров... и в итоге такая операция, как буксировка справедливо считается операцией опасной. То есть она вполне возможна но при очень высоком профессионализме пилотов со всех сторон мероприятия.
Но ведь планера всё время буксируют! Да, всё время, потому что ничего другого, если нет гор, до сих пор не придумано, кажется. Буксируют и будут буксировать, и происшествия будут происходить постоянно. Только за прошлый год: одни забыли сбросить фал уже отцепленный от самолёта, другие не сбросили фал и убили им человека на земле. То есть буксировка - мероприятие опасное!!! Думаю в этом со мной все согласятся. И вот эту "опасную" буксировку мы внедряем в ЮПШ! Под предлогом, что "Да мы низенько!!!" Ну и как следует заметить с тем же результатом: постоянно ломаные БРОшки, а также ломаные руки и ноги, но трупов, кажется, не было ни разу. Или были? Ведь где-нибудь, в каком нибудь слабом звене этой системы под названием "буксировка" произойдёт сбой и жди уже малоприятного события. А в результате БРОшки в ЮПШ таяли на глазах, превращаясь в кучу дров. И кто говорит, что нужна одна БРОшка для осуществления процесса обучения, а я так скажу, что их надо три. Одна БРОшка стоит 350 рублей, а три брошки уже 1миллион и 50 тысяч рублей! Вот Вам цена успеха! Почему ломают? Да потому что по-другому и быть не может, ведь буксировка - опасная штука, как мы и убедилсь выше. Ведь на лебёдке не всегда сидят бывшие моделисты-планеристы, а в кабине - тем более!
Все так. Но даже "архипрофессионализм" не гарантирует от несчастных случаев "на производстве".
Мой первый выход на летное поле аэродрома после этапа "наземной подготовки" (до того полгода теории в классе ЮПШ на Новослободской) - начальник ЮПШ Симонов Виталий Яковлевич, лично газует лебедкой (в кабине ГАЗ-53, если правильно помню) - проверяет качество сплетенного после очередного обрыва троса.
Рядом стоит техник-механик ЮПШ - Георгий Иванович - оба смотрят на пирамиду с роликами-грузами, через которую проходит трос лебедки.
Мотор ревет на максимальном газу, вся школа кричит им "СТОП!!!", кто-то уже бежит к машине... но за ревом двигателя они ничего не слышат и смотрят только на трос-ролики пирамиды...
А на старте стояла Брошка, прицепленная к тросу...
В Брошке сидела шестнадцатилетняя девочка, с балластным мешком с песком под попой.
Девочка успела к тому времени совершить только несколько пробежек, еще даже без ограничителя...
Когда планер рвануло вперед, девочка от неожиданности полностью притянула ручку к себе.
Брошка почти свечой ушла со старта в небо.
Выбрала всю длину леера, после чего леер немного опустил нос планера, девочка увидела наконец землю, и полностью отдала ручку от себя. Планер перешел в пикирование и так и воткнулся носом в землю.
Девочка выжила чудом, но осталась парализованной - ее сложило в пояснице сломанной балкой планера - сильный перелом позвоночника...
Через пару месяцев в журнале "Крылья Родины" вышла большая статья про нашу ЮПШ.
В статье особо отмечалось, что все здорово, красиво, и никаких происшествий в ЮПШ нет и не было...
Но это все лирика.
В сегодняшних реалиях брошки и лебедки это совсем уже анахронизм.
Летание на планерах сложнее летания на самолетах.
Обучение на одноместном ЛА длительно и неэффективно.
И если раньше формула обучения звучала лозунгом "От модели к планеру, с планера на самолет!"
То сегодня начинать обучение следует сразу с самолета (с мотопланера).
Так и быстрее выйдет, и дешевле, и безопаснее.
Это был 77 или 78 год.