Разбился Сергей Игнатов

Другой акт, составленный так, как положено и так, как оно было,

Лев, прочитал оба акта. Эмоции в сторону!

Для меня остаётся непонятным 2 момента:

1. Почему изначально в работе комиссии ОФ СЛА не принял участие представитель разработчика аппарата. Ведь приглашали. И я в том числе передавал слова одного из членов комиссии, что обязательно нужно участвовать!
Может быть тогда и правильные слова сразу в акте ОФ СЛА были бы и акт был бы всего один? И разборок с карательными органами меньше...

2. Не смог понять - как можно НЕ ЗАМЕТИТЬ то, что правый трос  обогнул мачту не с той стороны????
Ведь левый трос при этом будет просто провисшим и не заметить это при сборке трудно, если вообще возможно не заметить такую слабину. Есть ли отметки или потёртости на основании мачты, на правом тросу, на килевой подтверждающие это предположение?
Это догадка или факт? Из акта понял, что догадка. Правильно ли понял?

К сожалению ни из акта ОФ СЛА ни из акта ВМ так и нельзя понять обьективно на сколько в катастрофе виновата техника, а на сколько пилот (в силу достаточно аргументированно изложенных Львом на мой взгляд причин).
Вероятно это навсегда останется загадкой т.к. в пользу той или иной чаши весов работает скорее эмоциональная составляющая. С одной стороны Сергей был очень грамотный и опытный пилот и весьма странно, что допустил попадание в режим, выход из которого требовал бОльшей высоты. С другой стороны насколько в том прихоэмоциональном состоянии в котором совершал облёт Сергей был способен принимать адекватные решения.
 
Акт ОФ СЛА читал ранее. Слышал, что Лев написал альтернативный, но прочитал его только сегодня.
К сожалению ловлю себя на мысле, что  факты и выводы приведенные в его варианте возможно имеют бОльшие основания.
Конечно всем кто знал Сергея не можется даже думать о возможности такой ошибки опытного пилота. Это кажется невозможным. Тем более на крыле и телеге его конструкции. Но тем не менее взвешивая все известные на этот момент факты и обстоятельства, такой расклад возможен. К сожалению  😡.
 
По поводу заметности провисшиго троса натяжки поперечины..

Не знаю как на атлете а на моем М-17 можно вставить мачту так что оба троса будут с одной стороны и при этом ни один из них не провиснет. Они ведь сделаны одинаковой длины. Крепятся к поперечине примерно в одном месте только один чуть выше другой чуть ниже. Поскольку поперечину натягивают веревкой идущей через килевой карман то положение тросов на этом этапе не видно если в этот карман не заглянуть сзади. Их будет видно только когда крыло будет поставлено на трапецию. Если человек не знал как надо собирать и редко разбирал-собирал крыло (хранил собранным) то такое вполне может быть. Хотя раз он самостоятельно крутил регулировки наверное какой то опыт был...
 
В наших делах бывает всё... и актов я много читал... да и писать приходилось.
но второй акт - совершенно неприкрытая мерзость...
 
Иногда эмоции захлестывают, но каждый имеет право на собственное мнение.
 
На "Стримах"," Профи" и т.д не заметить что трос идет с другой стороны мачты практически не возможно,мачта будет сильно мешать да и другой трос прослабнет сильно....
Судя по тому что пишут в акте про владельца то он крутил СПИК,а это возможно на собранном крыле?Если нет, то собирать и натягивать троса поперечины хотя бы два раза не так как надо, может только полный идиот,просто мне не нашлось слов как назвать такого человека,слово ПИЛОТ явно не для него....
Второй акт мне тоже не понравился- точно мерзость!
Словно речь идет об двух пацанах которые летали в первый раз....
 
Возникает вопрос!
Зачем же так усложнять конструкцию ЛА, если знаешь, что его эксплуатируют простые (невнимательные, безответственные, ленивые и т. д.) люди и от малейшей неточности в сборке или регулировке зависит их жизнь????!!!!!!
Я примерно догадываюсь, о содержании ответов некоторых оппонентов! Это скорее утверждение, чем вопрос!!!

И думается мне, что большой разницы в поведении аппарата не будет, от того, с какой стороны мачты проходят тросы натяжения поперечины,если только для отмазона или для, нечего не понимающей, в этом деле, прокуратуры выдать, как основную причину трагедии,либо для обвинения человека в некомпетентности (того вертолётчика)!!!

А вот, действительно, что не понятно: почему Серёжа бросил газ, в тот момент когда его "раскорячило"  влево над береговой линией???Почему не дал "ногу в пол"? И почему начал разбег на берег, да ещё, так близко от него??? Ведь сзади было столько свободного места!!!...??? 
 
Не знаю как на атлете а на моем М-17 можно вставить мачту так что оба троса будут с одной стороны и при этом ни один из них не провиснет.

Здесь Ваш опыт вряд ли применим.

На большинстве крыльев оба троса поперечины можно рассматривать как один, поскольку с обеих концов они фиксируются в одних и тех же точках (на узле поперечины и на килевой).

А на Атлете на килевой трубе троса поперечины крепятся в РАЗНЫХ ТОЧКАХ сбоку от килевой.

См иллюстрации 17 и 18 тут:
http://www.3dway.ru/Equipment/RTE-Forsazh-3-Wing.html#1.2.2.4

Положение тросов относительно мачты можно посмотреть вот на этой фотографии
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1288711091/4#4

Собственно никто не мешает каждому желающему провести банальный эксперимент - попытаться собрать Атлет так как изложено у Льва пропустив правый трос слева от мачты и посмотреть при этом на слабину левого троса. Представляется, что на левом тросу при этом возникнет слабина, которую сложно не заметить каким бы не был неопытным сборщик.
 
А вот, действительно, что не понятно: почему Серёжа бросил газ, в тот момент когда его "раскорячило"влево над береговой линией???Почему не дал "ногу в пол"? И почему начал разбег на берег, да ещё, так близко от него??? Ведь сзади было столько свободного места!!!...???
Об этом ни кто не знает. Можно только догадываться.
К примеру винт вращается в право, значит есть противоположный реактивный момент, закручивающий телегу, особенно на малой скорости. Чем больше газ, тем больше момент.
Когда, возможно, телега срывается в вираже, то сброс газа может убрать этот дополнительный момент.
Сергей сражался до последнего. Висел в углу трапеции до самой земли и вывел из крена. Телега пришла на пляж плашмя. Было бы больше высоты, не пришлось строить догадки по поводу всего другого.
Опыта полетов на Атлете ему не занимать. С ним он мог сделать практически все, что хотел. Правда, мне не дает покоя тот факт, что чаще всего на протяжении многих лет летали на облет и просто летали в ВМ на "Пегаса" с 3 цилиндровым мотором. Это и меньшая масса и значительно меньшее сопротивление, относительно большой гидры.
Поведение и потребная подъемная сила на Пегасе, на той же скорости и в таком же вираже, это не то же самое, что Форсаж с гидроплатформой или химией.
По отдельности это не имело бы никакого фатального  значения, но сложение всех подобных стечений обстоятельств ....
 
А вот, действительно, что не понятно: почему Серёжа бросил газ, в тот момент когда его "раскорячило"  влево над береговой линией???
Тоже об этом подумал, читая акты.
А не было ли у Сергея фатального отказа в системе управления оборотами двигателя в момент первого разворота? Обрыв тросика акселератора к примеру? Ведь он начал выводить аппарат из опасного крена, обусловленного восходящим потоком от песчаного берега и, даже сбросив "газ" вначале, для уменьшения реактивного момента от двигателя при критическом угле крена и, имея большой опыт - должен был дать взлетный режим, как только дельталет начал выходить из крена. Он же видел, что не хватает высоты для вывода из пикирования! Почему он этого не сделал? Вероятно, он не имел такой возможности!
Р. S. А комиссия, исследуя останки дельталета после катастрофы, могла расценить такой обрыв в системе управления двигателем, как произошедший после столкновения аппарата с землей.
 
Никакой пилот,даже не такой опытный, как Игнатов не будет сбрасывать газ для уменьшения реактивного момента, который элементарно парируется ручкой. Тем более во время взлёта на малой высоте. Здесь с оборотами что-то другое, может двигатель, может нога с педали слетела, одному богу известно. Но факт, что падение оборотов было фатальным.  По поводу троса поперечины не с той стороны. Если бы даже в самом деле сотворили такое чудо \ в чём я сомневаюсь\, это никак не повлияло бы на изменение геометрии крыла, т.к. оба троса крепятся к поперечине в одной точке, просто вся натяжка держалась бы на одном тросе, который пошёл вокруг мачты.
 
A o takoi oshibke sborki kryla kogda oba trosa prikrucheny s odnoi storony, a ne kak polozheno preduprezhdeny vse sobstveniki krylev- chto eto mozhet "nehorosho" zakonchitsa?
Ved sereznye firmy takie kak P&M Aviation (kotoroya vypuskaet te zhe Quick) pro takie oshibki bystro vypuskayut biuleten i opoveschayut vseh. Na takoe mozhno psomotret tut:
http://www.pmaviation.co.uk/servicebulletins.php
 
Мое мнение- причина падения в нехватке высоты и выполнении разворота в районе раздела сред.
Солнечным днем (+27 С), в  17 часов, при пересечении границы леса с пашней меня болтало весьма неприятно даже на высоте 600 м (от +3 на холостом  до -3 на полном газе) пока не отошел метров на триста. А тут пляж, да в 13 часов, июль, поплавки .... Никому не советую пробовать повторять!
 
Никакой пилот,даже не такой опытный, как Игнатов не будет сбрасывать газ для уменьшения реактивного момента, который элементарно парируется ручкой.

Не парируется, а в некоторых моментах на малом газу быстрее выравнивается чем в режиме макс газ и если этот человек пилотировал именно так, значит так было надо и многие из нас пилотировали бы так же, можно спешить что нить про...ть, но собственную жопу на земле не забудешь, а лучше этого прибора не бывает.
Мне 5 человек рассказывали про эту катастрофу, все далеко не пионеры и у каждого свое мнение почему так случилось, с их слов также следует что Сергей тоже был далеко не мальчик, отсюда осмелюсь сделать вывод; явной причины катастрофы нет и к ней привело некое стечение обстоятельств на основании которых каждый по своему пытается сделать для себя вывод, почему так случилось, или эта явная причина действительно есть, но тщательно скрыта и о ней не распространяются, такая вот хрень.

Что и как выводится лучше где нить на другой ветке обсудить :IMHO.
 
отсюда осмелюсь сделать вывод; явной причины катастрофы нет и к ней привело некое стечение обстоятельств на основании которых каждый по своему пытается сделать для себя вывод, почему так случилось, или эта явная причина действительно есть, но тщательно скрыта и о ней не распространяются, такая вот хрень.

...к катастрофе  приводит не одна, а как правило,  несколько причин, это всем известно, я так думаю, что отсутствие предполетной подготовки и отдыха + термичка на разделе сред в разгар жары, это уже достаточная  провокация ЛП, а дальше небольшой довесок в виде оборвавшегося тросика, нога с педали  и тд. и.т.п.....и катастрофа,... а профессионализм (МЛМ) это не только отличные техническая и летная подготовка, но и умение принимать правильное решение на выполнение полета, отказаться от выполнения полета если есть сомнения, как бы не настаивал заказчик...    Сергей - добрейшая душа, почему-то не смог отказать и ....
 
а профессионализм (МЛМ) это не только отличные техническая и летная подготовка, но и умение принимать правильное решение на выполнение полета, отказаться от выполнения полета если есть сомнения, как бы не настаивал заказчик...Сергей - добрейшая душа, почему-то не смог отказать и ....

Ай, малацца!

Всем рекомендовал бы на видном месте, красными буквами, на аэродроме ли, в клубе ли...!!!
 
Прошло 4 месяца. Многое стало со стороны виднее. Серегу не вернуть. Но живущие должны знать. Что произошло.

Серега для нас безгрешен, он жил по совести. Это многие знают. Но тем важнее понять то, что случилось.
Акт расследования ОФ СЛА не даёт ответов. Только намеки. Очень жаль.Основным мотивом его создания по запросу прокуратуры было, чтобы никто не пострадал, как утверждал каждый член комиссии. Но Сергей не любил неправды и этот акт ему бы не понравился. Поэтому я взял на себя смелость его прокомментировать. Для Сереги и тех кто еще живет, летает, строит и надеется.
Спасибо, Лев!
Спасибо за то, что честно всё написал, я почему то сразу подумал, что произошло то - что написано в твоих комментариях.
Для меня Сергей запомнился стоящим в Тушино, в каком то чёрном "комбезе," улыбающимся, уставшим потому что у вас тогда был переезд, как мы пили чай и я его "доставал" вопросами, было большое желание фотографировать, но я из скромности не спросил разрешения, о чём сейчас жалею.
Пусть земля тебе будет пухом, и вечного тебе полёта.
 
Назад
Вверх