Начал читать эту тему, чтобы почерпнуть пользу. Но слишком много домыслов и мало практики. У меня есть некоторый опыт в столярном производстве. Я работал с ПВА, с полиуретоновым клеем и столяной смолой. Про смолу говорить ничего не буду. Смолы бывают разные. То, что я видел, имело низкое качество.
Commodore
Есть клеи для дерева Титебонд, по этикетке склейка "прочнее дерева". Заманчиво.
Все клеи крепче дерева. Главное испытание в столярном деле – делают тонкий спил поперек изделия и ломают его по линии склейки. Спил должен ломаться не по склейке. В фирме по продаже клеев дали такую рекламу их немецким клеям, что они провели испытание и непецкий ПВА (503 кажется) дал прочность в два раза выше российского, а полиуретановый клей в 4 раза выше. Ну и что? Российский ПВА крепче дерева, поэтому дальнейшее наращивание прочности бесполезно. Выбирать клей по прочности – лишний перевод денег.
Поверхность должна быть обеспылена, без жира и масел.
Когда намазываешь клей кисточкой, то пыль смешается с клеем и никакого вреда от нее не будет. Эта рекомендация надумана. Понятно, что пыль не должна лежать слоем. Смахнул щеткой и все.
Я старался не допускать толщину более 1мм и это при неровных краях, а для лучшега впитывания наносил риски концелярским нажом на плоскости стыка
Плоскости под склейку фугуют на станках. Раньше фуговали вручную, прикладывали делянки друг к другу, подфуговывали еще, если щель была черезмерной. Один раз я заинтересоваля, а что же мне представляется допустимой щелью. У меня есть набор щупов, начиная с 0,01 мм. Оказалось, что «допустимая» щель - 0.02мм. Раньше клеили просто «впритир». Делянки намазывали, клали одну на другую, несколько раз возили одна по другой и оставляли на полсуток. Безо всякого прижима. На станках получается щель больше. Не мерял, но думаю локальные неровности - 0,1 мм. А стрелка общего прогиба значительно больше. После машинной фуговки приходится изделия прессовать в ваймах. Новый фуганок с хорошо выставленными ножами даст качество ручной фуговки, но такие станки редкость.
Для того, чтобы сцепление было лучше, раньше после фуговки по кромке проходились цунубелем. У него железка из мелких треугольных зубчиков с шагом в миллиметр или меньше. Глубина канавок на дереве получалась две десятых, я думаю, не больше. На деле же все клеят на «гладкую фугу» и проблем никогда не бывает. А если бывают проблемы, то они вызваны некачественным клеем или нарушением технологии склеивания. В авиации, думаю, применение цинубеля совсем бы не повредило.
Цифра 1 мм запредельна для столярных работ.
Leonid
Главное- адгезия. Т.е как прилипло. Для древесины очень важно как глубоко клей пропитывает деталь. А что кроме воды дерево натурально втягивает? Ну уж во всяком случае не смолу.
У меня такое же мнение. Все эти рекламные клеи с суперхарактеристиками хороши до определенного момента, до того, когда они вдруг дадут сбой при склейке. На производстве – это разорительно, а в авиации вообще недопустимо. Пример – немецкий полиуретановый клей ПУР 501. В четыре раза дороже отечественного ПВА. Показал себя с хорошей стороны. Не боится холода. долго застывает, т.е. можно спокойно работать. Набрал десяток заготовок, намазал, уложил в ваймы, а после спокойно закручивай винты, выравнивай плоскости, совмещай риски…. (ПВА начинает сохнуть и если протянешь десяток минут, то склейка может получиться некачественной.) Однажды склеил партию заготовок на ПУР и стал при опиловке по привычке ломать спилы. Слом пошел по склейке. Пришлось перепиливать всю партию заготовок и переклеивать на ПВА. Причина была в очень твердом дубе, который при фуговке, ручной к тому же, давал зеркальную поверхность. Понятно, что это исключительный случай в практике, возможно, что это единственное ограничение по применению полиуретанового клея. Но погибнуть под обломками самолета в виде исключения, думаю, ничуть не лучше, чем в плановом порядке.
В столярном деле редко, но попадется болотная сосна. Очень плотная древесина и буквально пропитанная смолой. Рекламированный клей запросто может подкачать в этом случае. Неспециалист попросту может не заметить, что древесина необычная. Или в случае, если попадется лиственница. Я, например, очень плохо отличаю сорта деревьев при наличии опыта. А неспециалист? Незнакомый клей можно применять только при поголовных испытаниях всех без исключения деталей. Т.е. со всех деталей должен быть сделан контрольный спил и разломлен.
Кто нибудь клеил водостойким ПВА(класD3)?Если да, то поделитесь опытом.
Я однажды летом клеил гнутую деталь из десятка напиленных пластин. Тренировочную склейку я закинул на штабель досок на улице, потом она свалилилась к забору. На следующий год, когда штабель израсходовался, я нашел эту заготовку. Она была абсолютно цела. Тогда я ее положил на крышу, чтобы продолжить эксперимент. На западную сторону. Через четыре года это все мне надоело и я забрал ее оттуда, сделал узкий выпил и попробовал разломить. Ни один шов не разломился по склейке. Материал – дуб. Клей – немецкий ПВА. Тот, который обозначают классом В3 или D3. Он не водостойкий. Я не помню, как обозначено в спецификации, но по смыслу с ограниченным периодическим попаданием влаги. Т.е., как я понял, для оконных рам максимум.
Nicolai73
мачту деревянную можно сделать из переклея реек на ПВА, после окончательной обработки покрыв защитным слоем.
Сам такое проделывал, качество хорошее, но подтеков клея не должно быть, все тщательно зачищается перед покрытием лаком.
Если испачкать ПВА клеем поверхность, а не испачкать практически невозможно, то это место незаметно. И обнаруживается только при лакировании. Зашкурить, как предлагают те, кто не имеет опыта, а книги пишут как раз они, очень тяжело. Шкурка скользит по этому месту и требуются огромные усилия. Решение же очень просто. Надо постоянно держать ведро с ЧИСТОЙ водой и тряпку. Мокрой тряпкой, чтобы с нее капало, размывают место, куда попал клей или место предполагаемого попадания, тряпку отжимают, вытирают насухо, потом размывают еще раз, еще раз протирают прополосканной и отжатой тряпкой. Воду по необходимости меняют. Это дает гарантированное удаление клея. Единственный минус этого способа в том, что ошкуренные поверхности теряют свою гладкость по высыхании. Но это легко поправить мелкой шкуркой.
m.arat
Ещё большой плюс этого клея- быстро сохнет, через час уже можно обрабатывать, и ножи на станках нетупит в отличии от эбоксидки.
Распрессовывать ПВА можно минимум через 4 часа. А обрабатывать? Часов через 8. Какой час? Вы что! Руки отрежет на станке с такими советами. Все работают в основном в холодных помещениях. Для холодного помещения мои цифры – минимум. Для авиации я бы увеличил этот срок до того, который написан в инструкции.
Про абразивность ПВА. Главный инженер на соседней столярке заставлял раньше застрагивать клеевые швы на щитах вручную шерхебелем и, думаю, был прав. При его понятии, что такое станок и что такое острота ножей. Он сам столяр высшего класса. Если строгать по клею, то надо иметь отдельный станок для обдирки или малый объем производства или после все ложится на шлифовку. Я строгал всегда по клею, но в личной мастерской стал бы застрагивать клей вручную перед фуговкой. Потому что острые ножи - это сказка. Тупые – страшная сказка. Многие никогда в жизни не видели острых ножей и острой стамески. Надо раз попробовать острый инструмент, чтобы было понятно, о чем речь.
Кстати про температуру и вязкость. По инструкции ПВА можно клеить только при температуре выше 10 градусов. Имеется ввиду температура в помещении И ОДНОВРЕМЕННО температура древесины. По своей практике скажу, что 5 градусов тепла для ПВА – предел. Ниже этого клей вообще не клеит.
Густой клей надо перемешать. Он станет значительно жиже. А если все равно слишком густой, то добавить не более 5% воды. Иначе клею наступит смерть. (Существуют ПВА, в которые хоть 50% воды добавляй и ничего, но это не ориентир для оптимизма. 5% воды - максимум)
Любитель
А может с нашим ПВА кто то имел дело? Никто ничего не скажет, не подсоветует? Так как пока подбираю, думаю и его не стоит сбрасывать со счетов.
С отечественными клеями дело обстоит вот как. Если берете большую, заводскую расфасовку 100 – 200 литров, я не знаю, не покупал такими, то отзывы, что проблем не бывает никогда. Поставщики, (это те, кто покупает на заводе крупную партию, а потом развозит по магазинам,) им выгодно купить мелкую тару 1 – 3 литра отдельно и расфасовать самим. Причем каждые 100 грамм воды дадут рубля три выгоды. Выгоднее водки. Кто удержится от соблазна? Вы, как покупатель, не знаете, заводская упаковка это или нет. И не знаете завод ли вообще произвел данный ПВА или очередная мелкая шарага, купившая ингридиенты. В этом проблема. В нашем регионе новгородский Акрон. Замечательный клей. Но по причине некачественных партий в мелкой расфасовке и отсутствии фирменного магазина пришлось перейти на немецкий ПВА в расфасовке 10 кг. Который в два раза дороже. И неудобен тем, что густоват. Акрон по густоте лучше. Кстати до этого в другой фирме столкнулся с тем, что они немецкий клей расфасовывали сами в немецкие пластмассовые фирменные емкости. За руку, конечно, не ловил… Но очень подозрительный у них был клей. Сменил фирму после пары покупок. В вашем положении наверное. единственное решение – это обратиться в фирму, которая продает или стелет паркет. И купить там фирменные литровые тюбики с клеем. И проделать испытание. Или найти фирму, которая торгует иностранным ПВА и попробовать через личный контакт с менеджером купить заветную банку.
И еще что надо знать. Немецкий клей позиционируется как не боящийся мороза. На мой взгляд, это не совсем правда. Раз замерзнуть он может вроде без проблем. Но зиму простоять с постоянными Ленинградскими морозами – оттепелями, то становится какой-то не такой. У меня осталось полведра такого.
Не дает закончить.
С уваж.
Михаил Николаевич.