Re: Клей для постройки деревянных самолетов

Vane4ka сказал(а):
betonbomber сказал(а):
Да кстати, настоятельно не рекомендую использовать в чистом виде смолы типа Эд-20, 22 с отвердителями ТЭТА и темболее ПЭПА
Аргументы?

Шлишком хрупкая комбинация.
Не  :🙂ну я понимаю что можно добавить например ДЭГ-1. Но в "домашних" условиях вам трудно обеспечить однородность окончательного "продукта" :IMHO. С такой проблемой однажды пришлось столкнуться самому, её устранение вышло в копеечку...
 
Добрый день. Просмотрел обсуждения по этой ветке и решил тоже поделиться опытом.
ПВА от Henkel c водостойкостью D3 мне не понравился, мне кажется что в нём очень много пластификатора. Клеил двери для шкафа, одна досочка попалась видимо недостаточно просохшая. Через некоторое время, когда доска просохла, клеевой шов разошёлся, причем растянуло сам клей, как жвачку. Видимо под большой статической нагрузкой клей поплывёт.
Ещё могу подтвердить, что ПВА Нижегородского производства действительно хороший, о чём ранее писалось в ветке. Аналогичного качества попадался клей Северодонецкого ПО "Азот". Ещё попадался германский клей, разлитый в России, производителя к сожалению не знаю, но клей был просто супер.
У нас в Перми весь клей ПВА, который продаётс в хоз. магазинах и на хоз. складах пригоден только для приклеивания обой к стенам и не более того. Нижегородского и Северодонецкого лет десять у нас в продаже небыло.
У Российских производителей есть нехорошая черта, если что то в производстве не заладилось или какогото компанента не хватает, выпускают партию с новыми ТУ. Поэтому к нашим клеям полное недоверие.
С эпоксидными клеями, которые выпускаются для бытовых нужд, аналогичная ситуация, кто в лес кто по дрова. Боллее стабильно выпускает смолу г. Дзержинск. Поэтому если использовать эпокидную смолу, то только ту, которая выпускается для производства или на крайний случай из г. Дзержинска.
 
Хотелось бы обратить внимание на цифры:

предел прочности сосны на растяжение:  8.3 кг/кв.мм
предел прочности сосны на сжатие:         3.5 кг/кв.мм
предел прочности смолы ЭД-20 на сдвиг: 5-6 кг/кв.мм

т.е. цифры одного порядка, у других на порядок ниже (ПВА, 303, полиуретановые, казеиновый), не говоря уже о влагостойкости, подверженности плесени и т.д.

В любой конструкции клеи работают на сдвиг, если это не так - делайте выводы.

Leonid сказал(а):
...В отличии от многих других клеев( например эпоксидки) которые работают только за счет прилипчивости к пограничному слою.. Как скотч примерно.

Эпоксидные клеи пропитывают дерево, это хорошо знают авиамоделисты, которые чтобы конструкция не набрала вес грунтуют место склейки предварительно эмалитом ( в частности бальзу). Вообще у них огромный опыт по склейке дерева.

Создали адгезию дерева шкуркой, смахнули пыль щеткой - и проблем не должно быть.

А если учесть, что конструкцию можно усилить стеклотканью (например Э3-200 - хорошо ложиться), то эпоксидка вне конкуренции.

Не все могут достать Этал, а эпоксидка из хозмагазина - вещь с непредсказуемым результатом (то что видел - резина, а не клей),
но есть же проверенная композиция: ЭД-20, 10-15% ДБФ (дибутилфталат), и на все это 10% ПЭПА.

Микросфера облегчит, но в то же время эпоксидка станет хрупкой.
Для вязкости где надо - аэросил. В "сложных" местах - рубленное стекловолокно.

Кстати, в пластиковых амфибиях, у Чернова например, везде используются фанерные бобышки - все стыковочные узлы из переклея авиационной фанеры 3 мм со стеклотканью между слоями - и ничего - летают!
 
Olaf сказал(а):
предел прочности смолы ЭД-20 на сдвиг: 5-6 кг/кв.мм

Olaf сказал(а):
предел прочности смолы ЭД-20 на сдвиг: 5-6 кГ/кв.мм

Нашел ошибку чисто механическую: у Александрова В.Г. в "Справочнике по авиационным материалам" прочность смолы на сдвиг 470 - 680 Н/кв.см (верхний предел с ацетилацетатом в качестве стабилизатора, следовательно 0.5 - 0.7 кГ/кв.мм.  
 
Москито и Спитфайр клеены клеем Aerolite (рецорсинол-фенол формальдегидовая основа).

Насколько мне известно, Супермарин Спитфайр цельнометаллический самолет. Где там дерево? Или речь идет о приклейке полотняной обшивки рулевых поверхностей?
 
Где то в книжке видел кажется Вуда за 30-35 год что обычные клеи типа казеинового и другие уже устарели и сейчас используют смолы полиэфирные 🙂 30 года прошлого века 🙂
 
Даа терпеливо прочитал ветку, местами на два раза и пришел только к одному выводу, нет выводы о том какой клей применять. :-/  
 
ЛЕВША сказал(а):
Даа терпеливо прочитал ветку, местами на два раза и пришел только к одному выводу, нет выводы о том какой клей применять.  
Выводы должны сделать вы сами, что бы в последствии винить можно было только себя, за спущенные деньги или долгий поиск.
Просто в каждом конкретном случае клей подбирается под определенные задачи, ну и доступность тоже играет не последнюю роль. А в целом, что бы не заморачиваться, выбираете тот который проще достать (из озвученых разумеется) в ваших краях.
 
LEVSHA сказал(а):
Даа терпеливо прочитал ветку, местами на два раза и пришел только к одному выводу, нет выводы о том какой клей применять. :-/  
Современные компаунды на зпоксидной основе можно использовать без колебаний. Например К153. Довольно старый состав, доступен. В отличие от полиэфирки нетоксичен, без запаха. Клеит так, что трудно подобрать разделитель, чтобы не приклеилось к матрице. При аккуратности в дозировке, проблем с прочностью не может быть.
 
-для бамбука..какой клей подойдёт для склеивания бамбуковых профилей \летающая реплика крыла Яна Внэка с Отпорышова,1866г\.
 

Вложения

  • Zdj__281_cie148-1.JPG
    Zdj__281_cie148-1.JPG
    47,8 КБ · Просмотры: 112
Два раза прочел эт тему. Стал склоняться к ПВА класса Д4. А тут залез на эту страничку: http://www.auf.asn.au/scratchbuilder/joints.html

Смущает конкретно этот абзац:
5.3 Unsuitable adhesives
Urea-formaldehyde resin [UF] glues were extensively used in aircraft but it is now considered that they may deteriorate badly over time in hot, humid climates such as found in northern Australia. Tests conducted by the Forest Products Laboratory (USA) indicate that polyurethane glue joints subject to shear tend to fail at the glueline rather than within the wood. Other glues that must not be used in aircraft structural joints are melamine fortified urea-formaldehyde resin [MF], acid catalyzed phenolic [ACP], polyvinyl acetate [PVA], casein and animal glues.

Речь о клеях которые раньше считались хорошими для авиации, но ныне негодные. Среди них Казеин и ПВА.
Правда тут говорится об их использовании жарком и влажном австралийском климате. Мне в условиях Сибири может и не стоит обращать внимания на эту рекомендацию.
 
Вот для Сибири ПВА и опасен, дико боится холода во всех его проявлениях. Из старых наверно лучше К153 не бывает, если на солнце, надо добавлять Al пудру.
 
Наткнулся на этот сайт. Продают эпоксидку PERMABOND.
http://www.permabond.ru/products/epox/
Кто-нибудь пользовался ей?
 
Vane4ka Я бы так и сделал, если бы мог купить маленькими объемами у себя в городе. А то ведь придется заказывать объем больший чем нужно, переплачивать + доставка.
Дорогие тесты получатся ))
 
Купил таки клей. ПУР 501, две бутылки по 0,5. Пока провожу сухие испытания. Склеил и поломал уже 8 образцов разными способами. Сначала 4 штуки с односторонним нанесением клея (как рекомендуется в инструкции), и разным временем выдержки перед склейкой. Результаты неудовлетворительные. Ломается строго по границе пропитанной клеем древесины и чистой древесины.
Затем склеил 4 образца с двухсторонним нанесением клея и разным временем выдержки. Все они ломаются не по клею.
На фотографии все образцы с двухсторонним нанесением клея. Слева направо первые два образца с временем выдержки 5-6 мин, спрессованы под большим давлением.
3-й образец  с временем выдержки около 7 минут, спрессован под небольшим давлением.
4-й образец с временем выдержки около 15 минут, спрессован под большим давлением.
Большое и малое давление, конечно конечно субъективная характеристика. Сжимал струбцинами.
Результаты говорят о том что в пределах допустимого времени выдержки качество склейки практически одинаковое, давление склейки тоже можно варьировать в разумных пределах.
Наносил клей резиновым шпателем, потом оставил его как есть в клею. Рассчитывал что к резине клей равнодушен. Ан нет -  он пристал мертвой хваткой. Гну шпатель всяко разно, клей и не думает отставать и трескаться. Вывод - клей очень даже пластичный.
Отверждается от влаги содержащейся в воздухе и древесине. Поначалу напрашивается вывод о том что лучше клеить в жарком влажном помещении. Но вывод ошибочный. Лучше все же в сухом, так клей успевает впитаться в древесину. А то что застывать будет может чуть долше, так и хрен с ним.
 

Вложения

  • IMG_0991_small.jpg
    IMG_0991_small.jpg
    194,6 КБ · Просмотры: 121
да еще у меня есть пример самолета с деревяными крыльями который уже 15 лет летает и пока вроде проблем не было, он недавно потерпел небольшую аварию и мне вруки попался кусочек дерева с клеевым швом так вот шов я этот разломать не смог, дерево сломалось, клеелось все это эд20 в то время не чего другого не было, а где придпологался зазор подмешивались опилки.
 с уважением
 
Добрый день! Как то вы все мудрите с клеями. ПУР! В унитаз! Для самолета не годиться! Однозначно. Работаю на мебельной фабрике. По долгу службы пробывал клеить массив бука. Не идет. Одно плохое обстоятельство. Склеиваемые детали необходимо держать под давлением долго. Очень. И еще, у него структура неоднородная. Он очень похож на монтажную пену. Бросьте Вы экспериментировать с клеями. К-153. Этал. ЭД-20 с пластификатором. Да все это есть в авиационных справочниках ....
 
во во и я про то же, чиво эксперементы ставить, самолеты будем строить или эксперементаторством заниматься 🙂
    нервюрки у деревяного самолетика были собраны на пва, а потом склееные места сверху покрыты смолой, сломались рейки а не клеевые швы.
   
 
Назад
Вверх