«Технодинамика» создала источник энергии для Ил-112В и Ил-114-300
Холдинг «Технодинамика» изготовил опытные образцы авиационных синхронных генераторов ГСР 40НЧ для системы электроснабжения перспективного лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. Об этом рассказал генеральный директор холдинга Игорь Насенков в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2018».
Генератор предназначен для самолётной системы электроснабжения с нестабильной частотой. На борту генератор приводится во вращение от турбовального маршевого авиадвигателя типа ТВ7-117СТ, который был разработан специально для этого самолёта.
«Авиационные генераторы ГСР 40НЧ, которые разработаны предприятиями «Технодинамики» это очень важный шаг на пути к реализации концепции «более электрического самолёта», — уверен генеральный директор «Технодинамики» Игорь Насенков. — Данные изделия станут важнейшей частью целого комплекса оборудования, который будет установлен не только на военно-транспортных самолётах, но и на других бортах перспективной авиации, в том числе и гражданской».
Особенность генератора ГСР-40НЧ в том, что он предназначен для работы без привода постоянной частоты вращения. Такое решение, с одной стороны, позволяет заказчику отказаться от такого привода и добиться снижения массы, а значит — повышения конкурентоспособности самолёта, но при этом, с другой стороны, повышаются требования к генератору и увеличиваются механические нагрузки на него.
Серийно выпускаемые аналоги ГСР-40НЧ были спроектированы для работы только со стабильной частотой вращения, которая изменяется в узком диапазоне от 7600 до 8400 об/мин. Для новых самолётов диапазон оборотов генератора потребовалось расширить до 6600 – 9270 об/мин. Благодаря детальной конструкторской проработке инженеров «Технодинамики» было найдено техническое решение, при котором такой генератор отдаёт номинальную мощность, выдерживает требуемые перегрузки и обеспечивает необходимое качество электроэнергии, не проигрывая аналогам ни по массе, ни по КПД, ни по надёжности. В генераторе используются только российские материалы и комплектующие.
К настоящему времени произведено несколько опытных образцов генератора ГСР-40НЧ, которые проходят предварительные климатические, механические и функциональные испытания на московской и уфимской производственных площадках АО «Технодинамика».
Генератор успешно завершил программу совместных испытаний с опытным образцом авиадвигателя ТВ7-117СТ. Ожидается, что в ближайшей перспективе заложенные в ГСР-40НЧ технические решения получат дальнейшее развитие и обеспечат эффективными источниками электроэнергии перспективные пассажирские самолёты и вертолёты.
Также Игорь Насенков сообщил, что холдинг завершает испытания опытных образцов блоков регулирования, защиты и управления для самолётной системы электроснабжения с нестабильной частотой.
«Блок регулирования, защиты и управления БРЗУ-115ПЧ, который входит в состав самолётной системы электроснабжения с нестабильной частотой, в частности Ил-112В, был спроектирован инженерами «Технодинамики» с чистого листа, — сообщил Игорь Насенков. — Изделие является первым в отрасли, выполненным на цифровой, полностью отечественной элементной базе и не содержит импортных комплектующих».
БРЗУ-115ПЧ предназначен для поддержания устойчивой работы основного источника электропитания самолёта — генератора, обеспечения качества электроэнергии и защиты потребителей, а также для коммуникации с системой управления общесамолётным оборудованием по цифровым протоколам, соответствующим мировым стандартам.
На борту БРЗУ-115ПЧ работает совместно с генератором ГСР-40НЧ и серийно выпускаемым блоком датчиков тока БДТ-40К.
Все ранее выпускавшиеся отечественные блоки такого назначения имеют аналоговую систему управления, что ограничивает как возможности их коммуникации в условиях современного цифрового самолёта, так и модернизационный потенциал заложенных в них технических решений.
«Мы ожидаем, что БРЗУ-115ПЧ станет пилотным проектом для целой платформы блоков управления бортовыми источниками питания перспективных самолётов, вертолётов и специальной техники, а отработанные на нём решения составят основу нового витка цифрового авиационного оборудования», — отметил Игорь Насенков.
БРЗУ-115ПЧ выпускается уфимским научно-производственным предприятием «Молния» и в настоящее время находится в завершающей стадии предварительных испытаний. Параллельно проводятся испытания блока в составе макета системы электроснабжения, по окончании которых последует цикл бортовых испытаний.
Примечание Авиации России: в соответствии с бизнес-планом возобновления серийного производства турбовинтового пассажирского самолёта Ил-114-300, его система генерации переменного тока 40 кВА унифицирована с ЛВТС Ил-112В.
Источник