Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Я поднял РЭ на самолеты поздних серий (Ту-144Д), там многое уже изменилось, но "варик" остался в "Т"!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Ну а мы за истекший период, играли в пятнашки креслами в 3ем салоне. Расставляли в соответствии с документацией, чтобы каждый ряд был строго под своим пультом-нумератором, и чтобы все ряды поместились. Кресел много, салон узкий, и работа весьма не простая.

Нас вновь посетило телевидение.  На этот раз телеканал "Россия". Обещают сделать большой сюжет, посвященный Монинскому музею, и конечно, работе волонтеров. Пока, правда, ни один из телесюжетов, никакого результата не принес. Тем не менее, будем ждать...


Зато частный спонсор, давно сочувствующий нашей деятельности, сегодня сделал приятный подарок. Получили целую машину колючей проволоки. Теперь нам точно хватит обнести весь оставшийся периметр. В качестве ответного гешефта, мы провели мини-ДОД для всего коллектива нашего мецената. Побольше бы таких людей в России...


Ведем переговоры с руководством ВАСО, где 40 лет тому назад, был пстроен наш самолет. Через тамошних энтузиастов, пытаемся получить шефство завода над экспонатом, в частности, по покраске. Надежда, конечно, слабая, но мы стучимся во все двери.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Удалось оживить выпуск посадочных фар носового обтекателя. Для пробы пока выпустили-убрали две из четырех:


В перспективе хочется все огни на самолете засветить, но для этого нужен источник питания 115В, которого пока нет.


Сделали профилактику системы опускания самого носового обтекателя. Прокрутили вручную, проверили срабатывание концевых выключателей в крайних положениях, проверили инвертер, провели пробное опускание и подъем из кабины.


Пользуясь наступающим теплом, удалось наконец покрасить каркас потолочной панели для хвостового туалета. В следующий раз обтянем ее кожей молодого дермантина :) Правда, надо еще добыть 88го клея.


Заодно подклеили развалившийся от сырости лючок с потолка салона "люкс":


Частный спонсор выделил средства на закупку прожекторов уличного освещения. Т.к. речь идет о вопросе безопасности от вандализма и грабежей, пришлось самим закупать все необходимое, прерывать работы на самолете, и заниматься установкой:


Чертовски пригодилась "Яковлевская" 8-ми метровая стремянка!


К сожалению, установленные еще к празднику "Летающие легенды-2005", прожекторные мачты к сегодняшнему дню уже почти все погасли. В прошлом году мы с пожертвований на ДОД, полностью оснастили мачту у Ту-144. Сам музей этим вопросом не занимается и никакого интереса не проявляет. А жаль. Каждый прожектор обходится в 5-6 тыр.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Небольшое видео с фарами. Снимали камерой от домофона, но эффект в принципе виден:
https://vimeo.com/125614379


Пытался сдать китель в химчистку. Сказали, ввиду разрывов обветшавшей подкладки, оная может вообще разлезться. Отправили сначала в ремонт. Но замена подкладки в ателье будет стоить дороже самого кителя. Можно было бы постирать его в машине в холодной воде, но хотелось бы знать свойства ткани, а то можно испортить.
 

Jumbo

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Moscow
Стирайте сами, думаю до +30 ни чего не случится, только погоны надо отпороть, а дальше утюгом, отпаривателем или сам отвисится. Брюки же стирали многократно. А в химчистке бывали случаи когда подкладка расплавлялась
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
О, большое спасибо за совет. Так и сделаем!



У нас ураган треплет верхнюю часть руля направления. Нижнюю мы в прошлом году застопорили струбциной. До верхней не дотянуться. Даже автовышку за деньги не вызвать, т.к. из-за сгруженных вокруг истребителей, она не подъедет к килю :(

После разделки Як-40 в Жуковском, нам достался в частности, гироагрегат ГА-6 от аварийной курсовой системы.


На Ту-144 стояло два таких. Один полностью уничтожен вандалами, второй поврежден, но уцелел:


Дабы хороший прибор не лежал мертвым грузом в ангаре, решили установить на законное место. Сделать это (как и все на Ту-144) оказалось технически не просто. Но через пару часов мата и разодранных рук, агрегат вместе с амортизированной рамой встал в этажерку:


Кроме того, удалось продвинуться с дневным освещением левого борта в третьем салоне. В прошлый раз что-то помешало засветить лампы. Разобрались, первая пошла:




Намедни обратились с просьбой о спонсорской помощи к игроделам Warthunder, известными реставрацией раритетных танков. Получили письменный отказ.
Также обращались в Wargaming. Московский офис компании закрыт, дали координаты в Белоруссии. Будем звонить.
Обращались в филантропический фонд Потанина. Пока ответа нет.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В Монино состоялся очередной майский ДОД.
Подготовка началась 8.05.2015. Основную работу заняло конструирование информационных стендов. Благодаря накопленным пожертвованиям, удалось наконец привести наглядную агитацию в цивилизованный вид:


Для экономии средств, пришлось использовать имеющиеся в музее старые каркасы. Часть из них требовала ремонта. Впервые в нашей практики на помощь пришли музейные сотрудники и оперативно подварили нам металлоконструкции прямо на месте:




Также спасибо коллеге Олегу, который по частям сумел добыть где-то почти все фрагменты манекена для демонстрации униформы Аэрофлота 70х годов. Собирать его пришлось буквально на шурупах:


Уже на борту Франкенштейна нарядили в форменную одежду:



Ну а 9го числа сам праздник прошел в общем-то, как обычно. Посетителей было много и по плохой традиции, под конец дня не все успели попасть на экскурсию, т.к. музей закрывается независимо от длины очереди желающих.






 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
8 мая в процессе подготовки к Дню открытых дверей еще раз прогнали носовой обтекатель из кабины. Кому интересно, вот видео:
[media]http://www.youtube.com/watch?v=H85DB5a7kQ8&feature=player_embedded[/media]


Сегодня пользуясь последними днями отпуска, провели внеочередной субботник по антикоррозийной обработке механизма выпуска ПК. Долго возились вдвоем с установкой тяжелой стремянки:


Внутри к 40-летней ржавчине добавилось еще после таяния снега, т.к. самолет у нас зазимовал с выпущенным ПК. Почистили все наждачной бумагой, дрелью с "ершиками" и железными щетками:


Затем протерли и прокрасили серой грунт-эмалью по ржавчине.



Продавили шприцем пресс-масленки в подшипниках, а все подвижные элементы густо промазали авиационной смазкой.Провели аналогичные работы и по левому борту.

В субботу надо будет снова открыть люк сверху и почистить, помазать все механизмы там внутри. Если повезет, то в субботу уже можно будет погонять крылышки туда-сюда. Кому интересно, приезжайте помогать!

Для желающих помочь денежным пожертвованием, реквизиты прежние:
http://aviarestorer.ru/about-us/rekvizity/
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Сняли люк над кабиной, провели осмотр и смазку привода переднего крыла, и наконец-то благополучно убрали его, сделав несколько пробных прогонов. Теперь будем на ДОДы выпускать-убирать! Вот видео процесса:
[media]http://www.youtube.com/watch?v=A4tDlTJkquk[/media]

Кроме того, по наводке участников форума, получили посылку из Омска с закупленным блоком БСПК для кабины! Установили на место. Приобрести удалось по сходной цене. Жаль, ШРы к нему на самолете отрублены.

На этом же фото виден БК-2Р из АУАСП, который приобрели аналогичным способом аж с Украины пару лет назад. Вот так и собираем самолет с миру по нитке...

В 3ем салоне продолжили прерванный ранее монтаж дневного освещения и расставили остававшиеся кресла в хвосте.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Сделали небольшой промо-ролик о нашем проекте. Будем использовать для привлечения энтузиастов и желающих помочь.
[media]http://www.youtube.com/watch?v=P73FwRfpdQY[/media]

Кроме того, на канале "Россия-1" вышел очередной сюжет о положении Монинского музея, особенно в части угрозы растаскивания экспонатов со стороны строящегося парка "Патриот" в Кубинке:
http://russia.tv/video/show/brand_id/12506/episode_id/1202997/
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Помаленьку продолжается изготовление деталек для реплики наборников радиочастот РСБН. Остается изготовить звездочки для храповых механизмов. Ранее изготовленные детали прошли гальванику и получили характерный золотистый цвет.


Начали реставрировать обтекатель РЛС. От времени стеклопластик начинает расслаиваться.


Надо счистить верхний грязный слой, пропитать эпоксидной грунтовкой, зашпаклевать, загрунтовать и покрасить. Вчера начали шлифовать.




Кроме того, удалось добыть еще немного х\б мешочков, в которые расфасовали 50кг силикагеля.


Эту партию разложили в техотсеке под полом салона.


А в салоне закончили крепить пассажирские кресла, которые все предыдущие годы таскали туда-сюда, освобождая места для различных работ.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
За годы в музее скопилось много остатков всяких лакокрасочных материалов как отечественных, так и импортных (AkzoNobel, PPG). Вот, например, хотелось бы опознать грунт Akzo. Фото пока предварительное, на телефон, но буквы вроде читаются:


 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Удалось получить копию всамделешнего чертежа покраски Ту-144. Образмерены все границы цветов, полосы, а надписи и символика даны отдельными листами со своими размерами. Реликвия однако...
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Назревает необходимость замены уличного щитка электропитания в связи с повышением энергопотребления борта. Соответственно, надо менять и наш силовой кабель 380В. Наиболее подходящий пожалуй будет марки КГ 5Х4.0кв.мм длиной около 20м. Если вдруг кто богат излишками, будет очень кстати.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
На Ту-144 продолжали реставрировать стеклопластиковый носовой обтекатель. Вся верхняя часть давно облезла, связующее начало вымываться дождями, стеклоткань полезла наружу. На более старом Ту-114 такой процесс привел к полному разрушению законцовки киля, куда теперь хлещет вода и снег. На подходе Ту-95Н и Ту-16. Чтобы 44ка избежала этой участи, мы решили зачистить накопившийся сверзу мох и плесень, зашпалкевать оголившуюся стеклоткань и перекрасить весь обтекатель. В прошлые разы его упорно зачищали шлифмашинами. В этот раз прогрунтовали облезлый верх и начали шпаклевать.




Ветер сдувал факел от краскопульта, половина грунтовки растворилась в турбулентной атмосфере. Тем не менее, операция прошла успешно. А вот со шпаклевкой получилось хуже. Опыта шпаклевания таких больших площадей у нас нет. Успели сделать половину необходимого, да и то, весьма не качественно. Слой шпаклевки получился толстый, неравномерный и весь в дефектах. В ближайшие субботники будем добивать до конца, затем долго и упорно шлифовать, после чего, наверное, понадобится шпаклевать снова, возможно не раз.


Сергей завел выпуск всех четырех фар на штатные тумблеры. Фары пока не горят, зато выпускаются и убираются с забавным жужжанием:


Также нас навестил Алексей, который умеючи заклепал пневмомолотком вновь изготовленный кусок каркаса этажерки в кабине. Вандалы, грабившие самолет, раскурочили этажерку с корнями. Многие элементы требуют замены. Один из них сделан:


И вот результат:


Также приезжал Эдвин, горячо сочувствующий нашему делу, подарил бухту кабеля ПВС для хозяйственных нужд.

P.S. Для реставрации панелей облицовки разыскивается поролон толщиной 3-5мм!
P.P.S. Для переделки электрощита в связи с возросшим энергопотреблением нуждаемся в электрическом кабеле марки КГ на 4 или 5 проводов по 4.0кв.мм сечением длиной не менее 20м.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу пришлось ловить просветы в тучах, чтобы закончить шпаклевать. Сушили мокрую от дождей поверхность носового обтекателя феном. С опытом, шпаклевать получалось все лучше. Под вечер попробовали шлифовать ранее зашпаклеванный участок. Работы предстоит много.




Пока лил дождь, помогали Сергею с освещением в 3ем салоне:





Сам Сергей провел эксперимент с включением посадочных фар. Самолет еще немного оживает:





К сожалению, о полноценном включении фар говорить пока не приходится за отсутствием достаточно мощного источника питания.

Также нас посетил Валерий Федорович Ваньшин, который сейчас занимается установкой бывшей летающей лаборатории Ту-144ЛЛ СССР-77114 в качестве памятника в Жуковском.


P.S. Сайт нашей организации www.aviarestorer.ru претерпевает значительные перемены. Теперь все материалы будут организованы по-новому, а старый форум помаленьку будет отходить. Уже сейчас организована удобная форма для желающих внести пожертвования. Расходные материалы и принадлежности, как шпаклевки, краски, лампы и проч. закупаются постоянно, так что финансовая поддержка даже в малых дозах, весьма необходима!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Приближается августовский день открытых дверей (дата пока не определена).

На неделе закупили финишную шпаклевку и расходные материалы. Спасибо всем, кто жертвует посильные суммы.
К сожалению, постоянные дожди не позволяют толком работать. В минувший субботник между ливнями успели зашпаклевать 2/3 носа и снова полило. Такими темпами в этом году мы закончить можем не успеть.




Пока лил дожть, в домике вернулись к нашей многострадальной потолочной панели из заднего туалета. Тонкого поролона купить так и не удалось. Купили подложку для ламината. Обклеили каркас ею, а сверху кожей молодого дермантина на 88й клей:)





Оставили под грузом на просушку. Сложно сказать, как павинол будет взаимодействовать с клеем. Возможно, появятся пузыри или еще что. Тогда придется оторвать и думать над другими вариантами.

Сергей на борту менял перегоревшую лампу-фару в носу. Лампы брали с доноров, некогда вывезенных из Шереметьево при утилизации отечественных самолетов Аэрофлотом.





К сожалению, наш запас ламп не велик. Если еще будут выходить из строя, придется искать деньги и закупать. Включаем только в рулежном режиме, там всего 150Вт, но время работы не ограничено. В посадочном 600Вт (а есть и 1000) и включение допускается кратковременно при условии хорошего обдува.

Еще Сергей починил электрической механизм эффекта триммера (МЭТ). Теперь в кабине можно нажимать специальные кнопки и штурвалы сами отклоняются в заданную сторону. Вот только все это оживление требует источников питания 200, 115 и 27В. Наши кустарные источники годятся разве что для проб. Нужен нормальный источник аэродромного питания. Или деньги на его закупку.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В минувшее воскресение в Монино прошел День Открытых Дверей, посвященный Дню воздушного флота.
Несмотря на непогоду, народу набралось немало.

Спасибо всем, кто помогал готовить Ту-144 к показу:


Вот такая выстроилась очередь:


К сожалению, 3й салон в этом году так и не удалось подготовить к показу. Соответственно, посетителей принимали и выпускали по-прежнему через одну переднюю дверь. Во 2м салоне Женя традиционно занимал посетителей обширным рассказом.


Ну и конечно, гвоздь программы. В течение дня развлекали посетителей разной машинерией. Гоняли туда-сюда фары, носовой обтекатель, багажный люк (в салоне был шок, когда он гудел под ногами), и даже крылышки. Слабая мощность нашего самодельного источника питания к сожалению, дает себя знать. Но увы, пока найти нормальный аэродромный источник не удалось.


В кабине демонстрировали посетителям, как крутятся штурвалы и педали от кнопок триммирования, как настраивается высота кресел, длина педалей и т.д.



Под вечер ввиду традиционного недовольства долгим стоянием в очереди, были вынуждены запустить на борт всех желающих без экскурсий. Начался полный хаос, чуть не опрокинули трап (да и сам самолет). Больше так делать нельзя. Впредь, будем проводить организованные экскурсии до конца, а уж кто не успел посмотреть - извините. Пока вход и выход в одну дверь, об увеличении пропускной способности мечтать не приходится.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Довольно неожиданно побывали на МАКС-2015. Самого МАКСа, правда, практически не увидели, т.к. стали участникми массы новых знакомств, обсуждений, встреч и т.д. Довелось даже сделать небольшой доклад о реставрации Монинского Ту-144 на пресс-конференции ПАО "Туполев", посвященной 90-летию А.А.Туполева.


К сожалению, народу на мероприятии было совсем мало. Очень интересно и живо рассказал о младшем Туполеве его соратник и нынешний Заместитель генерального директора по проектированию, НИР и ОКР В.И.Солозобов. Ну а мы в очередной раз поведали о проблемах 77106.


Вновь встретились с В.Ф.Ваньшиным, который познакомил нас с бывшим командующим Дальней Авиацией РФ генерал-полковником Опариным. Обещал приехать. Будем добиваться.


Познакомились с мадам Alex Solivet - бывшим инженером "Конкорда" и нынешней руководительницей команды волонтеров французского аэрокосмического музея в Ле-Бурже.


Интересно пообщались с командой энтузиастов, воссоздавшей летающую реплику самолета Farman эпохи братьев Райт, тоже загорелись идеей приехать, а еще лучше - прилететь в Монино.


Ну а в самом Монино тем временем продолжалась шлифовка злополучного носа. Собственно, сейчас все зашпаклеванные места зашлифованы, но к сожалению, кое-где еще остаются дефекты. Придется в следующий раз еще немного местами подмазать, затем вновь отшлифовать и только тогда, если еще не настанут холода, грунтовать и красить.


Кроме того, нашлась возможность провести дефектовку одного из пассажирских трапов, подаренных Внуковским аэропортом:


Вскрытие показало, что основные механизмы трапа целы. Коррозия внутри незначительна, гидравлика работает, рулевое управление и тормоза тоже. Надо снять резину со ступенек, оптику, сидения, и готовить трап к покраске для доступа посетителей на Ту-144 через хвостовую дверь. Малярные бригады оценивают перекраску в 70-100 тыс.руб. Кроме пожертвований, пока эти деньги брать негде.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Получили замечательный отклик в виде весьма крупной суммы пожертвований, пришедшей на наш счет.  Выражаем глубокую признательность от лица всего коллектива!

В ближайшее время постараемся уточнить стоимость ремонта и приобретения аэродромного источника питания. Если не срастется, то будем закупать строительные леса либо вышку-туру достаточной высоты. С их помощью, надеюсь, Туполя помогут реконструировать отгнившую законцовку киля на Ту-114, Ту-16, а в перспективе, глядишь, музей созреет до покраски больших экспонатов, включая Ту-144.
Собственно, если кто имеет что-то предложить, you`re welcome!
 
Вверх