Для поверки динамометра нужны всего навсего грузы известной массы. Если динамометр подвесить на турник и прицепить к ему на верёвках ящик - в ящик можно наложить кирпичей - сколько нужно. Кирпичи и ящик - предварительно взвесить - к примеру на медицинских весах. Примитивно ? А никто практически и этого не делает. Если измерения делают не для официальной сертификации - а для себя - нужно хотябы сделать так - чтобы сам мог поверить в то что намерил.
Теперь про винты и редукторы.
Мы ставили на Ротакс 593 с шестерёнчатым редуктором 1 : 3 сперва винт Киевпроп. Долго экспириментировали с углами.
«
Винт Киевпроп»
Сперва поставили угол установки лопастей винта - 14 градусов.
Винт казался аэродинамически тяжеловатым.
Проверили тягу динамометром.
Тяга на стопе - 140 кг. при 5800 - 6000 об. мин.
Изменили угол - поставили 13 градусов. Мотор стал крутиться легче. Тяга стала 160 кг. при 8000 об. мин. ( обороты мотора ). Такие обороты для ROTAX 593 великоваты...
Самолёт с таким винтом и углом - даже летал... И даже вдвоём... Но несколько вяло. Чувствовалось что маловато тяги.
Попробовали поставить ради экспиримента винт Лугапроп L - 64 . Получили тягу 185 кг. при 8000 об. мин. ( обороты мотора ). Угол отличается не сильно. ( правда толком померить угол на аэродроие не удалось - подходящего угломера не оказалось. ) Размер винта - примерно такой же. А разница в тяге и лётных свойствах - получилась ощутимая.
«
Пропеллер Лугапроп L - 64»
Что могу сказать про сравнение двух винтов. Они оба хорошие - но для разного применения.
Наверно Киевпроп можно поставить на дельталёт с Ротаксом 503 и снять с него 150 кг тяги ( очень старательно подобрав угол - 1 градус туда - сюда - критичен ).
Винт тихий. Если 150 кг тяги на взлёте и наверно 110 в крейсере устраивают - наверно даже хорошо будет с Киевпропом... Он не для выжимания максимальных показателей. Вроде слышал что там много работали над бесшумностью и тем чтобы винт нельзя было перекрутить. Так наверно и есть. Бесшумность правда даётся не даром а в обмен на тягу. А при попытке раскрутить Киевпроп выше некоторых оборотов - КПД падает а сопротивление вращению непропорционально увеличивается... Наверно это сделано специально - чтобы не спалить мотор при превышении оборотов.
Винт - думаю делали далеко не глупые люди. Но их изделие - специфическое.
Примерно как коньки Снегурочки. Для спорта они негодны. А вот кататься для моциона - вполне.
А Лугапроп - простой винт. У него всё линейно и предсказуемо. Шумит он ощутимо сильнее. Тянет лучше.
На предельных режимах из него можно вытрясти больше. Но и мотор можно убить тоже проще...
Несколько дней кручения угла винтов убедили меня в том - что подобрать оптимальный угол нельзя вообще. Изменение температуры воздуха или качества бензина - вызывает желание покрутить угол. Говорят за границей очень многие ставят винты изменяемого в полёте шага. А для нас - это пока дороговато и както не распространено. Но думаю - что очень удобно. Можно по ходу пьесы - покрутить пару градусов - туда - сюда и поставить ВМУ в оптимальный режим для данного момента времени.
Экспирименты происходили осенью в прохладную погоду.
В градусах бог знает - но в телогейке мне было не жарко. На бетонной площадке - в чистом поле. Динамометр применялся тот что на следующем фото ( на ноль не показывает - потому что в момент съёмки верёвка была немного натянута ) :
Груз для проверки показаний к динамометру подвешивали - так что в тяге у меня сомнений нет.
Мотор наш несколько сильнее чем 582. У нас заявленная максимальная мощность чуть больше 100 л.с.
Однако в долговременном режиме - моторы по мощности сопоставимы. Собственно диаметр поршней - одинаковый. 76 мм. только у 582 ход 64 мм а у нас - 65,8 мм. Соответственно у нас 597 кубиков. А у синей башки - 581 кубик... В общем хотя наш мотор сильнее на рывок - а в полётном режиме - те же уши - вид в профиль.
У нас крейсерский режим получается примерно в режиме 600 - 6200 - но и самолёт - не
«
График 582 _ 593.»
Недавно купили новый винт Лугапроп L 102.
Это уже было без меня. Идея - увеличить тягу за счёт площади ометания винта. Вот что мне написали друзья :
Винт L 102 крутили. Тяга 185-190кг. Ничего не прибавилось, но углы лопастей угрожающе маленькие 7-9 градусов. Ставить больший угол не пробовал (стемнело и стало холодно). Но думаю что с редуктором 1:3 не раскрутит...... А вот если воткнуть шестерни 1:4 то можно завалить углы до 17-19 град. (это по расчетам)
Сейчас на взлете крутит 8000 (с 64 винтом).... Ну и с 1:4 будут те же 8000 (затяжелить до 19град.), только идея в том что КПД винта (102-го) будет больше, чем сейчас у 64-го.
конц цитаты.
Я лично - думаю что 1 : 4 ставить нельзя. Мотор не выдержит долгой работы на полных оборотах. Думаю винт L 64 - предел для таких моторов. Ну или может какойто бОльший но укороченный попробовать... Как на Птенец 2 ставят... Есть укороченные лопасти - изготовленные такими при производстве...
Для ориентировки по упомянутым винтам :
«
таблица Лугапроп»
«
Луганские воздушные винты»
«
киевпроп таблица.»
«
киевпроп фото.»