А Су-27 или Миг-29 летающие парты? Следуя такой логике, самолетом завоевания господства в воздухе должен был стать По-2.
Следуя такой логике, основной самолет ВВС должен позволить пилоту среднего уровня эффективно выполнять боевые задачи.
Соответствуют ли этому вышеупомянутые современные самолеты я не знаю. Но то, что И-16 не соответствовал, по-моему, - очевидно.
Кстати Bf-109 также требовал недюжинного умения и на взлете из-за узкого шасси, но мощного мотора натворил немало. Обзор был никудышный, короткая ручка, кто-то говорил даже тесная кабина(!), недостаточный залп и маневренность в горизонте... Интересно, кто-нибудь в Германии додумался до того, что он был негодным самолетом?
Недостатки 109-го, в том числе, из-за узкой колеи, обычно, грозившей лишь сломанными стойками, с лихвой компенсировались его летучестью и простотой пилотирования. В отличие от И-16, который и пилотировался сложно, требовал постоянного вмешательства в управление, и при высоком выравниваниии падал с понятными последствиями.
Вот, что пишет летчик-испытатель Игорь Шелест в книге «С крыла на крыло» про немецкие машины:
-----
Первые впечатления, к сожалению, оказались не утешительными для нас. «Срубленные» будто бы грубо, угловатые, длиннохвостые немецкие машины имели много новшеств и в воздухе оказались простыми и послушными.
Надо было видеть редкое противоречие: летчик-испытатель огорчается машиной, которая ему нравится!
Придя в летную комнату после одного из первых полетов на МЕ-109 и бросив на стул парашют, шлем и перчатки, Иван Селезнев с досадой проворчал:
— Хорош, проклятый, — и, обращаясь к Муштаеву, хотя и прислушивались все, сказал с сердцем, как бы наперекор самому себе:
— Вот так, брат, отрегулирую стабилизатор и «брошу ручку», а он идет себе прежним курсом, чуть покачиваясь от болтанки, и кажется — только не мешай ему... А на вираже?.. Нарочно перетягиваю ручку — грубовато, как бы увлекшись. Он «ощетинится», выпустит подкрылки, трясется весь, как посиневший малый после купанья, и бьет по фонарю потоком: смотри-де, с меня хватит!
[...]
Как-то в конце лета сорокового года, возвращаясь домой после работы, мы с Виктором делились впечатлениями. Нам обоим хотелось найти у «немцев» что-нибудь этакое похуже.
— Можно подумать, — говорил Виктор, — что они знают «петушиное слово» и заклинают им создаваемые самолеты, — все они устойчивы, хорошо управляемы и в этом похожи друг на друга.
-----