Самолет "Наська" Евгения Сутормина.

Новое платье для Наськи
В прошлом 2022 году по весне обнаружили проблемы с обшивкой. Ультрафиолет постарался.
Все же более 10 лет. И все лето на солнце.
Загрустили. Если шить самим - это года два (по нашему опыту).
Но пришла здравая мысль, заказать у специалистов, а конкретно в Кумертау, где делают Птенцов.
Был бы Птенец, проблем бы не было, шитье там отлажено.
Но это "единичное воздушное судно"! Отправлять туда каркас крыла не хотелось.
В общем сговорились с Юрием Бушуевым, отправили ему старую обшивку, и он по ней пошил новую.
Потом мы её подогнали и к сентябрю вылетели.
Осталось заменить обшивку на руле направления, элеронах и рулях высоты. Но это долгими зимними вечерами мы сами.
Таким образом организовали четвертую смену обшивки.

011.jpg


012.jpg

013.jpg

014.jpg
 
Интересный самолётик. В 19м летом слетал кружок на этом аппарате. У меня это был первый опыт в настолько открытой кабине и это был кайф)))
Мягких посадок и долгой эксплуатации этому самолёту!
 
Тыщ наверное 150 обошлось , материал, шитье, доставка? И 4 раза за 30 лет( с учётом инфляции еесно). Наверное можно было два деревянных крыла заказать за это время за такие же средства, и летел бы лучше. Ну это я так, лирика, имея сам когда то подобное крыло, понял, что дешевле выкинуть трубки на цвет мет, и самому из дерева сделать всё крыло, чем связываться с пошивом новой обшивки. Вся логика простого крыла из трубок, разбивается об обшивку( если не уметь шить) . В общем непрактично иметь такой "парус" на самолёте, крылья которого, хранятся всё время в сборе, а не сворачивается как крыло дельтаплана
 
Тыщ наверное 150 обошлось , материал, шитье, доставка? И 4 раза за 30 лет( с учётом инфляции еесно). Наверное можно было два деревянных крыла заказать за это время за такие же средства, и летел бы лучше. Ну это я так, лирика, имея сам когда то подобное крыло, понял, что дешевле выкинуть трубки на цвет мет, и самому из дерева сделать всё крыло, чем связываться с пошивом новой обшивки. Вся логика простого крыла из трубок, разбивается об обшивку( если не уметь шить) . В общем непрактично иметь такой "парус" на самолёте, крылья которого, хранятся всё время в сборе, а не сворачивается как крыло дельтаплана
Обычная обшивка при хранении даже под чехлами , но на открытом пространстве по-любому лет пять , семь и амба под замену. Только ангарное хранение тряпколётов продлевает им жизнь которая по-любому больше 12 лет ну ,никак.
 
Полностью с вами согласен.
А еще лучше цельнометаллическое крыло, да и самолет тоже клепаный с 912м мотором.
Если умеешь, конечно.
Правда придется постараться, стапелёк сварганить, оснасточку.
Но, наверное, лично для меня, не в этой жизни.
А серьезно, "тряпкопланы" пережили свой "бум" в 70-х.
Тогда и требования к массе СЛА были жёстче.
Правильный "тряпкоплан" был легче "жесткокрыла",а если и такой же, то менее трудоемок при сборке и в производстве, особенно для мелких производителей "кит-наборов". Проще ремонтировался неспециалистами.
Сейчас другое время и другие самолеты.
В тренде пластиковые "мыльницы" с мощными моторами и шикарным внешним видом.
Но а мы, что имеем - то имеем.
История этого самолета описана достаточно подробно.
Главное - он живет и летает.
 
Полностью с вами согласен.
А еще лучше цельнометаллическое крыло, да и самолет тоже клепаный с 912м мотором.
Если умеешь, конечно.
Правда придется постараться, стапелёк сварганить, оснасточку.
Но, наверное, лично для меня, не в этой жизни.
А серьезно, "тряпкопланы" пережили свой "бум" в 70-х.
Тогда и требования к массе СЛА были жёстче.
Правильный "тряпкоплан" был легче "жесткокрыла",а если и такой же, то менее трудоемок при сборке и в производстве, особенно для мелких производителей "кит-наборов". Проще ремонтировался неспециалистами.
Сейчас другое время и другие самолеты.
В тренде пластиковые "мыльницы" с мощными моторами и шикарным внешним видом.
Но а мы, что имеем - то имеем.
История этого самолета описана достаточно подробно.
Главное - он живет и летает.
Да, по сути разумеется.Один из самых доступных видов авиатранспорта это тряпкоплан.Мой знакомый уже лет десять летает на Скае которому примерно под двадцатник с L-15 и только сейчас приступил к замене крыльевого полотна, машина хранится в теплом ангаре.
 
С РМЗ проблемы были?
В разное время на "Наське" стояли два тида РМЗ.
Первый РМЗ-640 с которым она боле-менее полетела, имел клиноременный редуктор и мембранный карбюратор.
Не имел принудительного охлаждения и термопар под свечами.
Мы, больше всего по неопытности, его больше чинили, чем летали. В основном прогорали поршни.
Второй РМЗ-640 Авиа, был отработан на самолете Ас-2, имел два карбюратора, кожуха охлаждения, зубчатый редуктор внутреннего зацепления (конструкции Александра Ивенкова из клуба Чайка, со спорным, но работающем демпфере пропеллера на его оси.
Проблем не создавал. Минусом была неудачное решение цилиндрическая посадка маленькой звездочки на коленвал, конусную часть которого приходилось протачивать и сажать на горячую. При замене сальника коленвала, приходилось разрезать ее и делать новую.
Потом из запчастей был собран РМЗ-500 с одним карбюратором, редуктором тип "В" от Ротакс, без принудительного охлаждения но с дефлекторами.
Может запчасти были "кривые", но он привел к вынужденной посадке,как всегда в неа подходящем месте, из-за разрушения среднего подшипника.
Вторая версия этого мотора с заменой всего, кроме картера и установкой зажигания Дукатти привела к аварии из-за сброса газа на малый при взлете и, конечно стечением всех неблагоприятных обстоятельств.
Проблема так и не была купирована и решена.
Это известная "болезнь" нашего производства даже скопированных изделий. Нет стабильного качества.
Одно и то же может служить годами (конечно, в умелых руках), другое - отказ на отказе.
Мот знакомые красноярцы когда-то на мотодельтах с РМЗ-640 улетали на большие расстояния в тайгу. И не боялись.
Правда были молодые 🙂
Далее мы категорически перешли на 503 с принудительным воздушным охлаждением, двойными карбюраторами и двойным зажиганием.
Теперь проблем, кроме не очень уверенного запуска после стоянки, не наблюдаем. (Стучу по голове, т.е. по "дереву").
Этим летом летали, радовались отличной погоде и пейзажам на "Волжанке" под Тверью.
Вчера - тоже.
IMG_20230828_150750.jpg
 
...
Я например, по своей проге "JarVLA" (см.http://prostor.webzone.ru/avia/jar_vla.exe) определяю точки установки подкосов на графике наложения кривых изгибающего момента при расчетной (разрушающей) перегрузке с учетом расположения лонжеронов, циркуляции по размаху и изгибающего момента, который держит данная труба.
Евгений, по указанной ссылке прога не открывается. Есть возможность обновить ссылку на эту прогу?
 
Назад
Вверх