а так основная тяга от "вкручивания" лопасти в воздух много воздуха назад не отбрасывает.
Вкручивание лопастей в "твердый" воздух это абстрактное понятие, которое удобно только лишь для пояснения требуемой крутки лопастей на определенной скорости.
Это было и есть модным применять для описания параметров воздушных винтов.
В параметрах записывают: вот такой то диаметр и вот такая то поступь.
Но это древнее и не вполне правильная характеристика воздушного винта, хотя и всеобще-популярная.
На самом деле практически все, кто применяют воздушные винты не разбираются в самой сути физики работы воздушного винта.
Да оно им это и не надо.
Что касается импеллера , то это такой же движитель на основе отбрасывания воздуха и всё там подчиняется одним и тем же законам и формулам.
Что влияет на тягу импеллера как и на воздушный винт?
Самая большая проблема это неравномерность скорости воздуха проходящего по трубе импеллера в пределах сечения.
Но "загубить" тягу (КПД) можно и другими способами.
Например, если сделать лопатки вентилятора прямоугольными в плане, то это прекрасно "жрёт" мощность при той же тяге.
Смысл повышения КПД вентилятора ровно как и воздушного винта заключается в том, что бы переместить точку приложения суммарной силы сопротивления лопасти ближе к оси вращения.
В результате уменьшается момент на валу а еще и с учетом уменьшения окружной скорости той точки приложения силы сопротивления уменьшается затрачиваемая мощность.
Казалось бы применения винта типа НЕЖ решило бы эту проблему.
Но это так же заблуждение.
Я уже сколько раз указывал на важность понимания индуктивного сопротивления.
Так вот если бездумно увеличивать хорду лопасти к корню (строго по инструкции НЕЖ), то изменяются углы установки элементов лопасти, что приводит к повышению того самого индуктивного сопротивления.
Правильное конструирование лопастей это очень тонкое балансирование параметрами лопасти.