Самолёт Як-50.

fan444, полностью согласен с Вами. Прекрасная машина. Была создана 40 лет назад, но и сегодня пользуется огромным успехом. Конечно на ЧМ ему делать нечего, но полетать для души самое то!!! Кто летал - подтвердит. Только чуток надо быть внимательным на второй половине пробега и на рулении. Так он же для полета!!! А на земле BMW лучше!!!
[smiley=thumbsup.gif]
 
У меня самолет с ресурсом 2500 фигур такого уж восторга не вызывает

Позвольте не согласиться по двум причинам:
1. А что проводили стат испытания Як-50???? и он выдержал 2500фигур?????
2. Фигуры, как вы знаете, бывают разные и с разными Ny.

которые получили отломленной от перегрузки консолью по голове
1. Пилоты и конструкторы не сделали выводов из катастрофы Мартемьянова (1970г. Як-18п) и погиб Лецко (1978г. Як-50). Гибель же Артишкявичуса (1981г. Як-50) и Гомыляева (1983г. Як-50), на сколько я знаю, превышение ограничений. Вечного полета им...
2. Как Вы знаете ограничение Як-50 Ny=+8. По голове било при Ny>9,5 и при бешеных штопорных фигурах. И на то и на другое полтинник не был рассчитан. Согласитесь, многие пилоты-спортсмены превышали и превышают ограничения...   
 
Вынужден категорически с Вами не согласиться: конструкция спортивного снаряда, который требует отвлечения внимания спортсмена непосредственно во время выступления уже не может быть названа удачной; учитывая еще то, что полученные Сборной к весенним сборам в Ессентуках "полтинники" уже после чемпионата должны были пойти на списание - на вид абсолютно новые, пахнущие еще заводской краской ( один такой, подаренный Кондратьеву нач.авиации ДОСААФ генералом Харламовым, во время постройки опытного Су-26 стоял на Ходынке и служил донором органов).
1. А что проводили стат испытания Як-50???? и он выдержал 2500фигур?????
Странно, что для Вас является новостью, что в авиапроме каждый новый самолет, помимо статики, проходит и повторно-статические испытания, по соответствующей программе накачивая циклы нагружения, соответствующие ожидаемым условиям эксплуатации. Такие испытания, не прекращаясь, продолжаются месяцами и их результаты служат основанием для определения общего и межремонтного ресурса самолета. Так, по Як-50 без высшего пилотажа ресурс мог составлять тысячи часов, а в фигурах получалось 15000 на круг ( спасибо, открыли мне глаза, что не все йогурты одинаково полезны при выполнении " сапога" перегрузка отличается от штопорной бочки на нисходящей вертикали) - но вследствие катастроф это количество было урезано вшестеро.
1. Пилоты и конструкторы не сделали выводов из катастрофы Мартемьянова (1970г. Як-18п) и погиб Лецко (1978г. Як-50). Гибель же Артишкявичуса (1981г. Як-50) и Гомыляева (1983г. Як-50), на сколько я знаю, превышение ограничений.
А откуда, позвольте узнать, у Вас такие сведения - от акселерометров  из ямы??? Выводы комиссий неизменно сводили все к "человеческому фактору" т.к. мертвые сраму не имут - только тогда, когда консоль упала в 150 м от самолета, вообще было впервые признано, что отделилась она не от удара о землю. И, позволю заметить, что спортсмен, выступающий, либо готовящийся к выступлениям на грани человеческих возможностей ни в коем случае не должен быть поставлен на лезвие бритвы, где , с одной стороны провал из-за неполной отдачи всего потенциала себя и самолета, а с другой стороны - гибель. Су-26, в некотором смысле, тем и хорош, что человек раньше сломает себя, чем его конструкцию.
     Резюме моего столь эмоционального поста (как-никак, вся жизнь Сборной практически с начала 70-х и до сей поры - перед глазами) в том, что Як-50 по замыслу, формам и летным качествам был для своего времени исключительным; но его исполнение, силовая схема и конструкция - совершенно непригодны для самолета подобного назначения.
 

Вложения

  • sized_IMG_0077.jpg
    sized_IMG_0077.jpg
    85,6 КБ · Просмотры: 180
  • sized_IMG_0078.jpg
    sized_IMG_0078.jpg
    86,5 КБ · Просмотры: 190
Выводы комиссий неизменно сводили все к "человеческому фактору" т.к. мертвые сраму не имут - только тогда, когда консоль упала в 150 м от самолета, вообще было впервые признано, что отделилась она не от удара о землю. И, позволю заметить, что спортсмен, выступающий, либо готовящийся к выступлениям на грани человеческих возможностей ни в коем случае не должен быть поставлен на лезвие бритвы, где , с одной стороны провал из-за неполной отдачи всего потенциала себя и самолета, а с другой стороны - гибель. Су-26, в некотором смысле, тем и хорош, что человек раньше сломает себя, чем его конструкцию.
Палыч,браво!!!
 
Добрый вечер всем.Может кто подскажет,как устроен механизм уборки шасси на Як-50.Очень интересно.
 
Добрый вечер всем.Может кто подскажет,как устроен механизм уборки шасси на Як-50.Очень интересно.
Стойки убираются назад по потоку пневмоподъемником. Механизм уборки-выпуска сделан по принципу ломающегося рычага; имеются замки выпущенного и убранного положения. Кинематическую схему, думаю, найти нетрудно.
 
Красивый самолет! И снаружи и изнутри... Нет никакого желания "рвать" ему жилы. Летает красивый "классический" пилотаж... В Одессе вот такой красавец...
 

Вложения

  • image_18.jpg
    image_18.jpg
    52,6 КБ · Просмотры: 165
Lapshin, Вы очень категоричны. Не знаю какие чувства вызывает у Вас Як-50. Возможно только, как Вы выразились, "спортивный снаряд". Не знаю... А для меня он любимчик, а у любимчиков, как водится, недостатки не замечают.

Резюме моего столь эмоционального поста ... в том, что Як-50 по замыслу, формам и летным качествам был для своего времени исключительным
[smiley=thumbup.gif] [smiley=thumbup.gif] [smiley=thumbup.gif]

но его исполнение, силовая схема и конструкция - совершенно непригодны для самолета подобного назначения
Об этом скорее всего в начале 70-х не знали  :🙂

помимо статики, проходит и повторно-статические испытания
Очень интересно. Если у Вас есть информация по стат. испытаниям Як-50 поделитесь пожалуйста. Где проводились и в каком объеме? Не примите за подвох. Просто я очень много интересовался на эту тему и ничего не смог выяснить. По этой причине, после продажи моего первого полтинника, с новым хозяином заключил джентльменское соглашение на Gmax +6 -3.
 
Lapshin, Вы очень категоричны. Не знаю какие чувства вызывает у Вас Як-50. Возможно только, как Вы выразились, "спортивный снаряд". Не знаю... А для меня он любимчик, а у любимчиков, как водится, недостатки не замечают.
Видите ли: спортивно-пилотажные самолеты являются предметом моего профессионального интереса и, занимаясь проектами иного назначения, постоянно отслеживая наметившиеся тенденции и создавая собственные концепции  - в общем, руку на пульсе держу еще с 1983 г. Поэтому, как эмоционально ни относиться к любому типу - приходится оценивать его как комплекс, предназначенный для выполнения четко очерченного круга задач: а иначе, такой самолет, как Як-50 никогда бы и не был создан (ведь это - первый у нас самолет, специально разработанный для высшего пилотажа: Як-18П/ПМ/ПС были модификациями учебного Як-18) И к Су-26, на опытных бортах которых довелось быть ведущим и уделить уйму времени на доводку в процессе испытаний и опытной эксплуатации, отношение то же, что у врача, считающего, что нет здоровых людей - только недообследованные.
Lapshin писал(а) Вчера :: 00:59:
но его исполнение, силовая схема и конструкция - совершенно непригодны для самолета подобного назначения
Об этом скорее всего в начале 70-х не знали
Саша (Сан Саныч) Яковлев был реально толковым конструктором - но не слишком тогда опытным: а задачи, решаемые Як-50-м, проектом которого он руководил, были не вполне изучены; привычные для фирмы подходы оказались, в итоге, неприемлемы.
Очень интересно. Если у Вас есть информация по стат. испытаниям Як-50 поделитесь пожалуйста. Где проводились и в каком объеме? Не примите за подвох. Просто я очень много интересовался на эту тему и ничего не смог выяснить. По этой причине, после продажи моего первого полтинника, с новым хозяином заключил джентльменское соглашение на Gmax +6 -3.
Лично у меня такой информации нету - когда проходили эти испытания, я еще учился в МАИ; позже, во время работы с Су-26 я знакомился с результатами стат. испытаний Як-50 - но, в общем-то, для принятия к сведению - поэтому, извините, цифры забыл. В случае острой необходимости есть, правда, возможность поднять материалы в яковлевском КБ у главного по легкой технике - но ради любопытства просить Драча об этом не стану.
 
Вопрос наверно к Lapshin-у,  а вот Як-52   по  силовой схеме и конструкции чем отличается от Як50 (лонжероны, узлы крепления консолей и т.д.) Я просто Як50 только на фото видел! Просто интересно,  знаю что 52 ой  – это двухместный Як50 ,конечно знаю, что  52-ой  как говориться заточен под другие задачи.
 
Сергей Вск
Фото из формуляра по АО Як-50 на вопрос по паспорту "Верли"



У меня паспорта не оказалось, сорри, может кто другой поможет...    🙁
 
Lapshin, большое спасибо за подробные и емкие ответы. Ваше терпение оказалось сильнее моих эмоций ... СДАЮСЬ!!!  [smiley=vrolijk_26.gif]
И все же хочу вернуться к вопросу по ресурсу. В Европе летает много полтинников под всевозможными регистрациями. И в основном они не EXPERIMENTAL. В США хозяин одного из Як-50 утверждает что у него борт № 720101 т.е. "первый" см.фото.



Если это так, то получается что ему 41 год. В Европе сам я видел машины 78, 79, 81 годов и моложе. Это не 41, но все же уже за 30.  И эти машины летают не только в горизонте, и G>6 у них не редкость. Наверняка они уже превысили тот ресурс до которого исследовался Як-50 на стат. испытаниях. Что Вы думаете по этому поводу.
И еще, у меня есть непроверенная информация, что статику проходил не весь Як-50, а только его крылья и отдельные узлы. Слышали ли Вы об этом.
 
Firkat. вот силовой набор крыла 50 и 52. Сравните. А узлы крепления крыла на 2мм тоньше чем у недоработанных 52.


 
Lapshin, большое спасибо за подробные и емкие ответы. Ваше терпение оказалось сильнее моих эмоций ... СДАЮСЬ!!! 
В конструктивном диалоге я могу участвовать бесконечно долго и делаю это с удовольствием: желания как-то самоутвердиться засчет собеседника нету.
И все же хочу вернуться к вопросу по ресурсу. В Европе летает много полтинников под всевозможными регистрациями. И в основном они не EXPERIMENTAL. В США хозяин одного из Як-50 утверждает что у него борт № 720101 т.е. "первый"
Если это так, то получается что ему 41 год. В Европе сам я видел машины 78, 79, 81 годов и моложе. Это не 41, но все же уже за 30.  И эти машины летают не только в горизонте, и G>6 у них не редкость. Наверняка они уже превысили тот ресурс до которого исследовался Як-50 на стат. испытаниях. Что Вы думаете по этому поводу.
Здесь нет ничего удивительного: Кондратьев, например, пытался пробить идею о том, чтобы отлетавшие на пилотаж "полтинники" переводить в буксировщики планеров - эту функцию они могли бы выполнять бесконечно долго и хорошо. Иными словами: если не подвергать Як-50 нагрузкам, характерным для выступлений в классе unlimited, а ограничить их хотя бы в полтора раза - его ресурс вырастет, думаю,более, чем на порядок. Однако, в условиях СССР частной авиации, когда можно на своем самолете, не особо напрягаясь, покувыркаться для души, не существовало; деньги считали не особо и даже практически единственное применение (буксировщиками) было отвергнуто - зато именно в то время решили закупать польские Вильги, чтобы поддержать штаны братьям-демократьям
И еще, у меня есть непроверенная информация, что статику проходил не весь Як-50, а только его крылья и отдельные узлы. Слышали ли Вы об этом.
Я уже говорил, что во время, когда вышел Як-50, был студентом и с реальной программой статиспытаний Як-50 не знаком. Однако можно высказать довольно очевидные, вряд ли сильно грешащие против истины предположения. Статзал "Скорости" - фирмы Яковлева,- не слишком объемен: поэтому, возможно, могли сломать на статике один стат. экземпляр самолета, а сохранившиеся агрегаты использовать для повторной статики; или, чтобы не терять времени, повторно-статические испытания проводить поагрегатно, даже с возможностью распараллеливания. Это, конечно, лишь версии - может быть, кто-то помнит ситуацию лучше.
 
Благодаря Диме Давыдкину появилась возможность выложить скан Инструкции летчику Як-50. Белорусские друзья просили, может и здесь кому интересно.
http://yadi.sk/d/xam3TzRg4R73s
 
Назад
Вверх