Осталось сделать ещё один шаг к упрощению. Если сократить расстояние от перегородки до поршня до минимума, после которого отраженная волна выйдет на такую резонансную частоту при которой она будет бесполезна для резонанса и будет работать только в режиме Гельмголца, то получим маленький резонатор на рабочем режиме.
Раньше у нас водномоторники в соревнованиях использовали подобные резонаторы. Короткий патрубок и бочёнок почти вплотную к двигателю. Но история этого полна неудач. Моторы впиливали хорошо, но трудно выходили на режим максимальной мощности. Помню, что на эти резонаторы влияло буквально всё. И атмосферное давление, и температура воздуха, и, даже состояние свечей. Помню, что постоянно менялись винты. Видимо из-за слишком узкого резонансного участка. В итоге эти резонаторы из моды вышли. В применении остались обычные.
Если хорошо порыться, думаю можно какую-то информацию найти.
В нашем случае, для взлётного режима так же важен максимум мощности, а на остальных режимах резонанс в общем-то и не нужен. Чем городить громоздкие и тяжелые многорежимные резонаторы, вполне можно обойтись компактным легким однорежимным Гельмгольцем!
Мне кажется, что это тоже не совсем так. Если исходить только из задачи получения максимальной мощности на взлетном режиме, то рассуждения верны. Но ведь есть ещё режим набора высоты и крейсерский режим.
Например если на взлетном режиме двигатель должен крутить 6500, в наборе 5500, а в крейсере 4500, то явно на режимах кроме максимального резонансный эффект проявляться не будет. Это, во-первых, означает повышенный расход бензина (до 30%), а во-вторых, на старте двигатель может выбрать свои возможности работы без резонанса уже на оборотах 5000-5500, и просто не выйти на 6500.
Кстати, такую картину мне приходилось наблюдать неоднократно даже с обычным резонатором при коротком обратном конусе.
Когда двигатель максимально грузился для скорости 90-110 км/ч, он сразу на старте не раскручивался более чем до 5500 об./мин. Выходил на режим только тогда, когда скорость "уходила" за 40 км/ч. В результате вместо 30-40 метров для отрыва от полосы требовалось 100-150 метров разбега. При облегченном винте заброс оборотов уже происходил на скорости 90 км./ч. Т.е. на практике реализовать высокую добротность резонатора у меня не получилось.
Но я не отрицаю возможность применения резонатора Гельмгольца. В многоступенчатом варианте это скорее всего возможно. Хотелось бы проверить самому, но для начала эту тему нужно хоть как-то изучить.