STOL философия

Denis

Я люблю самолеты!
Helio на пробеге не вертлявый. У него есть одна интересная вешь. Колеса основного шасси установлены на шкворнях и могут поворачиваться наружу. Эта штука называется Goodyear crosswind gear. Устраняет дестабилизирующий момент и позволяет садиться с боковым ветром без скольжения, уникально.
Еще применялась на нескольких моделях Сессны с хвостовым колесом.
Видел Helio прошлогодней выставке в Лейкленде. На нем не было никаких шкворней. Такое приспособление ни каким образом не может устранить дестабилизирующий момент шасси, который определяется выносом вперед основных стоек шасси. На картинке, что показал Денис, самолет движется по полосе с углом скольжения и центр приложения сил от основного шасси уже имеет плечо относительно центра тяжести. Стоит к нему приложить небольшое тормозное усилие и центр тяжести начнет "обгонять" шасси. Т.е. самолет просто крутанется в неуправляемом развороте. Эта система еще кое как будет работать на бетоне, но при посадке на неподготовленную площадку (философия STOL :)), тормозное усилие на шасси возникнет само собой без применения тормозов. Жизнь не показала полезность этой идеи для самолетов с хвостовыми опорами и она осталась уникальной, как сказал Денис. Т.е. крайне редкой.
Я, обычно, сажаю самолет с хвостовой опорой при боковом ветре на одно колесо с креном. Второе колесо само опускается на землю при пробеге.
Crosswind gear демонтировали с многих самолетов. на которых она стояла. Основная причина - капризное обслуживание и в наши дни - недоступность запчастей. Многие пилоты с хорошими навыками полетов на самолетах с хвостовым колесом не считают эту систему необходимой. Однако в самых критических условиях она является хорошей помошью. Дестабилизируюший момент здесь устраняется совершенно просто. Колеса являются самоустанавливающимися и несоздают никакого момента от боковой силы, точно так же как и единственное  носовое колесо.
Позже напишу подробнее.
 

Yakovlyev

Я умею строить самолеты!
Crosswind gear демонтировали с многих самолетов. на которых она стояла. Основная причина - капризное обслуживание и в наши дни - недоступность запчастей. Многие пилоты с хорошими навыками полетов на самолетах с хвостовым колесом не считают эту систему необходимой.
Что и требовалось доказать. Если бы эта идея была бы
востребованна, как например уважаемый всеми Пайпер Каб, запчасти на нее были бы в наличии в любом суплае.

Дестабилизируюший момент здесь устраняется совершенно просто. Колеса являются самоустанавливающимися и несоздают никакого момента от боковой силы, точно так же как и единственноеносовое колесо. 
Денис, прочитайте внимательно еще раз:

Эта система еще кое как будет работать на бетоне, но при посадке на неподготовленную площадку (философия STOL  :)), тормозное усилие на шасси возникнет само собой без применения тормозов. 
Вот это усилие на колесах и создаст дестабилизируюший момент.
 

Denis

Я люблю самолеты!
На Helio был вариант Crosswind gear, в котором каждое основное колесо могло свободно устанавливаться по направлению движения  только в наружную сторону, на угол до 15 градусов. При посадке на основные колеса с боковым ветром колесо, которое отклонялось, не мешало, а другое создавало стабилизирующий момент, который поворачивал самолет на ось полосы. 
Систему использовали потому, что этот самолет имеет очень большой вынос основных колес вперед, а центр масс ходит в широких пределах. Самолет Heio Courier американцы эффективно использовати во Вьетнаме и других местах Юго-Восточной Азии в действительно экстермальных условиях. Там и доводили в реальной эксплуатации crosswind gear.

 
 

Denis

Я люблю самолеты!
http://www.youtube.com/watch?v=BzT6AhTM1fU&feature=related

На 10-й секунде девушка показывает ножку. Видео 1983 года, крайняя серия с 8-горшковым Лайкомингом.
 

Yakovlyev

Я умею строить самолеты!
Отличный самолет и очень аэродинамически чистый. И обходится без всякой самоориентирующейся системы шасси. Но из за большого выноса ухо на посадке нужно держать востро. :)
 

Denis

Я люблю самолеты!
Согласен, обходится. Но он ее имел в том числе  в конце серийного производства, в 1980-е годы, значит это было кому-то нужно. Значительный вынос основного шасси, как говорят, был сделан для того, чтобы можно было на посадке интенсивно торомозить без риска капотирования. Однако, на Суперкабах, имеющих небольшой вынос шасси, подготовленные пилоты тормозять очень интенсивно, при этом самолет опускает хвост уже после полной остановки.
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
[highlight]Особенно на поплавках[/highlight], Алекса покинуло чувство реальности???!      
Ага! Покинуло безвозвратно [smiley=2vrolijk_08.gif]

Особенно после вот таких полётов на "аккордеоне" самого "крутого" бериевского корифея полётов с воды в Геленджике в 2000 году (когда он публично нам самолёт чуть не утопил на взлёте) [smiley=2vrolijk_08.gif]



А они потом вот эти кадры везде и всюду показывали, сравнивая "аккордеон" со своим БЕ-103. И скромно умалчивая что в тот день их самолёт даже оторваться от воды не смог ::)
 
Просто посмотрите внимательно крайние 40 секунд ролика и вопрос ваш сам собой отпадёт.
Не отпал. Денис принципиальный противник предкрылков на "СТОЛ"е отсюда и вопрос.
  Особенно агрессивно относится к неубираемым   предкрылкам..........    ;)
 

Denis

Я люблю самолеты!
Предкрылки на Helio Courier работают по обратному принципу по сравенению с Аннушкой. Их исходное состояние - выпущенное, когда самолет разгоняется и угол атки мал, они убираются. В норме они должны полностью убраться в первые секунды после взлета (если он бежал споднятым хвостом. то еще на разбеге), во всяком случае, еще до набора высоты, с которой Helio  шмякнется уже больно. Если они долго не убираются, значит пилот превышает безопасный градиент набора.
Применение автоматических предкрылков на этом самолете допустимо потому. что его нагрузка на крыло достаточно высокая, такая же как у Ан-2, или даже выше в поздних модификациях. Также учитывается поведение примененного на нем профиля 23012, который имеет выраженный пик разрежения вблизи передней кромки, откуда и начинается срыв потока. быстро распространяющийся на всю хорду. С предкрылком срыв в области пердней кромки устраняется и его анчало перходит на заднюю часть профиля. генераторы вихрей делают то же самое. Дополнительный эффект атоматического предкрылка по сравнению с ними связан с увеличением хорды крыла и кривизны профиля в передней части при выдвижении предкрылка вперед и вниз.   
 
K

Kimon

Очень развитая тема, ОЧЕНЬ! Только вот как-то странно в теме [highlight]Общение новичков[/highlight] :-?, да и то, что [highlight]старейшие[/highlight] :-/ только и принимают в ней участие... :cool:
 
Предкрылки на Helio Courier работают по обратному принципу по сравенению с Аннушкой. Их исходное состояние - выпущенное, когда самолет разгоняется и угол атки мал, они убираются. В норме они должны полностью убраться в первые секунды после взлета (если он бежал споднятым хвостом. то еще на разбеге),
То есть на стоянке и на разбеге предкрылки выпущены. На стоянке понятно от солнца спрятаться можно, а на разбеге кроме дополнительного сопротивления никакой пользы. То есть разбег от применения предкрылков на "Хелио" только увеличивается. Далее, самолёт разгоняется по полосе до взлётной скорости равной скорости без применения предкрылков. Какой же это КВП и для чего ставят предкрылки по всему размаху?

Если они долго не убираются, значит пилот превышает безопасный градиент набора.
Большинство конфликтов между людьми происходит из за неправильного толкования одних и тех же понятий.
Возможно я не правильно понимаю понятие "безопасный градиент набора высоты" поэтому опишу моё понимание. "Это такая вертикальная скорость самолёта для  определённого самолёта с определённой нагрузкой на крыло, определённой конфигурации крыла и с определённой мощностью на валу винта при которой поступательная скорость не уменьшается". Как только мы не меняя прочих условий попытаемся увеличить вертикальную скорость произойдет увеличение угла атаки до критического.
Но.
Применяя на взлёте  механизацию, в том числе и предкрылки,  пилот уменьшает взлётную скорость, это ведёт к следующим результатам. Тяга винта падает с ростом  скорости - аксиома. На меньшей скорости появившийся избыток тяги идёт на прирост вертикальной скорости. На меньшей скорости вредное сопротивление меньше, ещё раз появившийся избыток тяги снова идёт на прирост вертикальной скорости. То есть безопасный градиент набора высоты увеличился, при одновременном уменьшении поступательной скорости. Это значить, что увеличился угол набора высоты, то есть уменьшилась взлётная дистанция.

Собственно это и есть СТОЛ философия.
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
[media]http://www.youtube.com/watch?v=Vm3kH5t5CCM&feature=related[/media]

Просто много разных и хороших самолётов с философией СТОЛ)
 
Вверх