STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   «Новый рисунок_4»

   Окно навигационного экрана перечёркнуто красными линиями. Это говорит о том, что данный экран не активен – GPS приёмник не подключен.

   Переход к следующему экрану EMS ( контроля параметров двигателя ) выполняется нажатием на выделенную жёлтым цветом квадратную функциональную кнопку.

   При отображении на мониторе параметров двигателя, нажмём на поворотный регулятор и вызовем «быстрое меню», соответствующее экрану EMS.

   «Новый рисунок_5».

   Нажимая на (+) или (-) выберем пункт «быстрого меню» - MENU. Он выделится красным цветом.

   «Новый рисунок_6».
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Ещё раз жмём на поворотный регулятор и мы попадаем в ГЛАВНОЕ МЕНЮ ( «MAIN MENU» ). Разделы этого меню отображаются в виде «иконок» с подписями.  Для перемещения между ними используется поворотный регулятор или ( в симуляторе ) нажатие на символы (+) и (-). Вход в раздел выполняется нажатием на поворотный регулятор. Выбранный раздел выделяется рамкой из четырёх красных уголков. Левая квадратная функциональная клавиша работает как функция возврата к главному экрану.

   Выберем раздел главного меню - EMS SETUP ( «установки EMS» – настройки  параметров контроля двигателя ). На рисунке №8 он обведён квадратной рамкой.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   «Новый рисунок_9»

   В выбранном окне EMS SETUP ( установки EMS ), в расположенной внизу экрана строке с командами, над соответствующими функциональными клавишами появились новые функции – BACK ( ВОЗВРАТ на предыдущую страницу ) и стрелка ( переход на следующую страницу настроек ). Я обвёл их жёлтыми овалами.

   «Новый рисунок_10»

   Нажав на функциональную клавишу под стрелкой, перейдём на следующую страницу настроек EMS. Здесь, квадратом из четырёх красных уголков, выделена «иконка» - раздел меню ANALOG AUX 1/3 ( АНАЛОГОВЫЙ ВХОД 1/3 ). Откроем этот раздел нажатием на поворотный регулятор.

   «Новый рисунок_11»

   Открылось окно настроек АНАЛОГОВОГО ВХОДА 1/3. На это указывает надпись в правом верхнем углу экрана.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   «Новый рисунок_12»

   Первая строчка настроек ANALOG AUX 1/3 обозначена как FUNCTION: *** ( НАЗНАЧЕНИЕ ). В этой строке можно выбрать, что мы будем измерять на входе «AUX 1/3». Для этого следует: 1.- нажать на поворотный регулятор ( надпись «FUNCTION:» станет белой, а надпись «TEMPERATURE» останется выделенной красным, что означает, что этот параметр может изменяться ); 2.- нажимая (+) или (-), выбираем из предлагаемого списка – CARRENT ( измерение силы тока ), PRESSURE ( измерение давления ), OFF ( просто отключить вход ). Мы выберем TEMPERATURE ( измерение температуры ), поскольку на этот вход модуля «RDAC VD» у нас подключен термодатчик, установленный в головке цилиндра №3. Будем подавать на этот вход сигнал от датчика температуры Охлаждающей Жидкости.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Аналогично предыдущей строчке настроек производится выбор и изменение назначений или значений во всех других строках. Тем же алгоритмом переключаются настройки в любом пункте меню прибора.

   При работе с настройкой числовых значений, в нижней строке команд, над соответствующей функциональной клавишей появляется коэффициент – множитель. Этот множитель изменяется нажатием на функциональную клавишу. ( см. новый рисунок_15 )

   Любые эксперименты с настройками, не отражаются на исправной работе симулятора. Одно неудобство – без сохранения на мини-SD карточку в слоте Вашего компьютера, все настройки аннулируются при новой загрузке симулятора из архива.

   Попробуйте пока настроить самостоятельно симулятор прибора, чтобы он реагировал на движок окошка «Analog inputs – input 3» вертикальной зелёной гистограммой – Температура Охлаждающей Жидкости. (см. новый рисунок_16 )
 

Вложения

WestWind

Проектируем, собираем и летаем
Если правильно понимаю, сборка самолета начата в 13-ом году, почему так долго строится, он еще не летал? Или это уже доработки после облета?
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Да, самолёт строится с 2013-го года. И это нормально для "гаражного строительства из "кит-набора".

Во первых, нам больше нравится не летать, а изобретать... :)

Во вторых, из как-то собранного планера, САМОЛЁТ делается одним человеком.

В третьих много дров уходит на отопление...  ;) А их надо напилить и нарубить перед тем, как в печь заложить.

  Когда-нибудь, по завершении проэкта (летом следующего года) напишу "опус" - "Экономические предпосылки НЕ строительства самолёта из кит-набора". :) :)
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Если вы смогли «запустить» отображение CHT ( Температуры Охлаждающей Жидкости ) через «движок» окна симулятора «Analog inputs – input 3», то скорее всего вы уже устанавливали такой прибор ( EMS ) на ЛА или пользуетесь им или аналогичными приборами.

  Далее я расскажу «как квадратный кол втиснуть в круглую дырку… без зазоров» :).

   Напомню, что симулятор отображает работу прибора EMS с блоком RDAC XF, который обладает полным функционалом и имеет в два раза больше входов для датчиков, чем установленный на нашем самолётике блок RDAC VD.

   Если у вас на двигателе установлены по две термопары на выхлопные газы ( EGT ) и на контроль охлаждающей жидкости в головках цилиндров ( CHT ), как и в базовой версии симулятора, то с отображением этих параметров в окошке экрана EMS связаны четыре «движка» окна симулятора «Thermocouples», соответственно четыре входа термопар на блоке RDAC. ( см. новый рисунок_21 ).
   В свою очередь, свободные аналоговые входы ( AUX ) связаны с «движками» «Analog inputs – input 3,  input 4».
   Когда мы устанавливаем четыре термопары на контроль выхлопных газов ( EGT ) и соединяем их с блоком RDAC VD, то штатного места под датчики контроля температуры ОЖ ( СНТ ) в этом блоке уже нет. В симуляторе и в блоке RDAC XF дополнительные датчики подключены к входам «Thermocouples» с номерами ТС5, ТС6, … ТС12. ( см. новый рисунок_22 ).
   Но, у нас есть замечательная возможность подключить этот термодатчик ( СНТ ) к свободному аналоговому входу* и задать в меню настроек, что этот вход будет отображать и в каком из окон основного экрана EMS. 

   * Этот вход на самом модуле «RDAC VD» обозначается как «CHT1/H2O» ( Температура Охлаждающей Жидкости 1 / ВОДА ). На основном экране EMS, параметр с этого входа отображается в виде растущей вверх гистограммы зелёного цвета «СНТ» в левом нижнем углу. Таких гистограмм может быть две – по количеству свободных входов «AUX».

   ** В разных версиях симулятора ( таких, мне известно три ) и меню настроек реального прибора EMS можно встретить обозначение  «AUX 1/3» и «AUX 2/4». При установке прибора EMS с модулем «RDAC VD» обозначения  входов 1 и 3, 2 и 4 тождественны. Отображение сигнала с входа «RDAC VD» обозначенного как «CHT1/H2O» определяется настройками в меню прибора EMS как для обозначения «AUX 3». Аналогично и для настроек входа AUX 2 = AUX 4.

   *** Прибор EMS автоматически определяет тип подключенного модуля RDAC  и модифицирует экран и главное  меню под него.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Для настройки отображения значений температуры ОЖ ( СНТ ), от термодатчика, подключенного к аналоговому входу «AUX 3» = «CHT1/H2O» блока RDAC VD, зайдём в главное меню настроек EMS SETUP в разделы EGT SETUP и СНТ SETUP. ( см. новый рисунок_17 ).
   В строке настройки количества каналов зададим соответственно количество подключенных датчиков (термопар ). Четыре ( 4 ) для EGT и один ( 1 ) для СНТ.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   В меню настроек СНТ  SETUP, так же, необходимо указать тип датчика, с которого приходит сигнал – PROBE: NTC ( AUX 3 ).  То-есть: стандартный резистивный датчик NTC ( сигнал с входа  AUX 3 ).
( см. новый рисунок_23 ).

   Вот теперь, гистограмма СНТ будет связана с «движком» input 3 = AUX 3. Заметьте, что из окошка с «цветными полосками» пропала одна полоска с обозначением  «AUX». Этот аналоговый вход мы задействовали под канал термодатчика СНТ. ( Сравните рисунок_22 и рисунок_24 ).
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   На этой радостной ноте можно было бы закончить, однако, я использовал для подключения «неизвестный» термодатчик, который не «прописан» ни в пунктах меню настроек  «СНТ  SETUP» ( там мы выбрали PROBE: NTC ( AUX 3 ) ), ни в меню настроек «ANALOG AUX 1/3» - SENDER: ( ДАТЧИК ).

   Это термодатчик от старого комплекта датчиков прибора «FlyDat» для двигателя «Rotax-912». Один из его номеров по оригинальному каталогу 966 385. Он представляет собой «болт» из нержавеющей стали с резьбой М10 и утоньшением на одном конце и  трубочкой, со стороны головки под ключ, в которую обжат коричневый силиконовый двухжильный провод, на другом конце .

   Из всего многообразия меню SENDER: ( ДАТЧИК )  "WESTACH", "MGL NTC", "LM335", "VDO"… выберем "USER". Ниже, появится следующая строка: CALIBRATE SENDER ( КАЛИБРОВКА ДАТЧИКА ).

   Таким образом, мы имеем возможность подключить к аналоговому входу практически любой датчик, даже не вникая в его конструктивные особенности ( по типу «чёрного ящика» или даже самодельный! ) и весьма точно откалибровать показания прибора.

   *В следующей главе опишу более подробно с картинками и таблицами значений настроек КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКА.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
[highlight]Глава : 9 [/highlight] Проверка датчиков двигателя.  Настройка подключений.

*******
   Принципиально, любые приборы можно разделить на три типа: 1.- «указатели»; 2.- «измерители»; 3.- «поверочные». Различие между ними заключается примерно в том же, как между: 1.- полноразмерный функциональный макет самолёта; 2.- опытный образец самолёта, претендующий на сертификацию; 3.- серийный, надёжный, отработанной и хорошо зарекомендовавшей себя конструкции, выпускающийся не первое десятилетие, прошедший этапы заводских испытаний и переданный в эксплуатацию новенький лайнер. Эти типы приборов отличаются точностью показаний, стабильностью, конструктивной сложностью и, соответственно, ценой… 
 
   В большей степени, это деление характерно для механических приборов. Современная, интенсивно развивающаяся индустрия микроэлектроники вносит существенные коррективы в градации качества и цены электронных приборов. Зачастую, для тривиальных бытовых приборов ( «указателей» ) используются интегрированные в одном корпусе микросборки полноценные «измерители», а в качестве датчика может использоваться почти прецизионный датчик ( «поверочного» типа ).

   Все приборы категории «не сертифицированный» - «NON TSO» и даже большАя часть сертифицированных приборов относятся к УКАЗАТЕЛЯМ. Этого достаточно для тех целей, в которых они используются на транспорте. В лучшем случае, паспортная точность наших систем контроля +/- 10%.

  Это к вопросу, насколько точно и сложно оттарировать подключение датчиков на двигателе или какую-либо систему небольшого самолёта. Для этих целей достаточно обычных, простых средств измерения, самый сложный из которых -  бытовой электронный тестер.

   Поскольку мы собираем полноразмерную действующую модель или, в лучшем  случае, опытный образец самолётика ( «экспериментал»… ) не лишним будет убедиться, что подцепленные нашими руками к разным концам проводов «коробочки» и «винтики» действительно будут информировать нас о давлении, температуре, оборотах двигателя и его систем…
   К тому же, универсальный прибор EMS позволяет подключать несколько типов датчиков* и в меню прибора требуется только выбрать соответствующий из имеющихся стандартных или задать нестандартный – пользовательский.

*( В электронике принято несколько стандартных типов представления информации от датчика к прибору измерителю - указателю. Информация представляется в виде некоторого общепринятого диапазона изменяющегося напряжения ( 0 – 5 В ), тока ( 4 – 20 милли Ампер ) или сопротивления ( например: 0 – 5 кОм ) на подключаемых выводах датчика. Потому, различные типы датчиков можно условно разделить на «вольтовые», «токовые» и «резистивные».
** Я не специалист «электронщик» и не «приборист». Потому не могу просто, что называется, «на пальцах» объяснять многие вещи, касательно вопросов подбора датчиков и настройки указателей. Мне требуется для этого пользоваться электронными схемами, графиками и расчётами… Это сильно загромождает и уводит в сторону повествование, потому, некоторые приёмы «шаманства» останутся… за «юртой». К тому же, в основном, нам потребуется привычный и простой «метод тыка». Это когда тыкаем кнопку и всё готово! :) )

******
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Комплект штатных датчиков двигателя достался вместе с мотором 2002 года выпуска. Как говорится: «Довоенная ручная работа… Сейчас так не делают..!»

   Датчик давления масла старого образца ( PN 956 415 ),  резистивного типа, двух контактный, с латунным демпфирующим кольцом, производитель «VDO». Характеристика датчика есть в документации по двигателю и его работоспособность не сложно проверить подсоединив к клеммам датчика тестер ( Ом-метр ), а к штуцеру – шланг от компрессора. Датчик показал хорошую корреляцию с таблицей.

   Далее, для проверки цепочки подключений этого датчика давления к прибору EMS можно воспользоваться любым переменным сопротивлением 0 – 200 Ом или близкого диапазона. Я подсоединил многооборотный подстроечный резистор 470 Ом. Предварительно установив на нём значение 200, …, 100, …, 50, Ом, легко сравнить показания давления масла на приборе EMS ( бар.= МПа ). Если показания не соответствуют табличным цифрам, то требуется настроить прибор под этот датчик.

ФОТО: 01_***, 02, 03
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Для проверки правильности подключения датчика давления масла к прибору EMS откроем главное меню настроек EMS SETUP и выберем OIL PRESSURE. В открывшемся окошке настроек  OIL PRESSURE  SETUP проверяем ( выбираем )*: «TYPE: RESISTIVE / SENDER: VDO / MODEL: 10 bar / PRESSURE UNIT: bar»

   Настройки канала давления масла в меню прибора выбраны верно и он адекватно отображает изменение сопротивления нашего имитатора датчика ( подстроечного резистора ).

   *( Если бы у нас был другой датчик, из списка меню настроек канала давления масла, то в строке TYPE: *** следует указать его. Другие пункты меню настроек автоматически изменятся в соответствии с параметрами «прописанного» в приборе датчика. Останется  только это проверить и выбрать или оставить по умолчанию единицы измерения.)
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   У нас установлен датчик давления топлива компании UMA модели EU07 с диапазоном измерения давления 0 – 7 PSI. Он «прописан» в настройках прибора и подключен к модулю «RDAC VD» на аналоговый вход «CHT2/ICE/FP».

   Проверить правильность подключения датчика и показаний прибора EMS, можно подавая небольшое давление на входной штуцер датчика и сравнивая его с показаниями присоединённого через тройник тестового манометра. Я использовал манометр от бытового измерителя давления, шприц на 20 млл и пластмассовый краник от систем полива растений ( «Gardena» ). Пересчётом по таблице значений:  mm Hg / bar / psi, проверяем в нескольких точках основного рабочего диапазона датчика:  0,15 – 0,5 bar или 2,1 – 7,2 psi.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Теперь, в «иконках» главного меню, выбрав «ТОПЛИВНЫЕ НАСТРОЙКИ» ( FUEL SETUP ), следует отключить отображение давления топлива в окошке параметров топливной системы на экране EMS.
   Это делается для того, чтобы в окошке не маячила лишняя полоска. Работать она, всё равно, не будет, поскольку на модуле RDAC VD отсутствует специально выделенный вход под датчик давления топлива.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   А вот, там где подключен датчик – аналоговый вход «AUX 2/4»,- следует выбрать: LABEL: FUEL / PRESSURE UNIT: psi (0.1) / и выставить граничные значения MAX – MIN / ALARM / CAUTION.
   Теперь «цветная полоска» аналогового входа будет иметь надпись «FP» и отображать давление топлива в диапазоне значений от 0.1 до 7.2 psi на основном экране прибора.

   *( Обратите внимание, рабочие значения давления топлива «FP» в «psi» и давления масла «OP» в «bar» практически совпадают. При беглом взгляде на маленький экран прибора удобно и просто запомнить: что если цифры в правой части над двумя полосками имеют значения между 3 и 5, то всё «ОК». )
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
    Как указывал ранее, в качестве датчиков температуры ОЖ в головке цилиндра №3 и температуры масла используется платиновый термометр сопротивления РТ100.  По оригинальному каталогу Rotax PN 966 385. Это весьма точный и надёжный датчик ( точность при t=0 град.С +/- 0,3 град. ) в превосходном конструктивном исполнении. При t=0 град.С его сопротивление составляет ровно 100 Ом ( отсюда и обозначение: РТ100 ).
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Для того, чтобы «прописать» эти датчики в настройках прибора EMS, потребуются некие цифровые значения «ADC» ( АЦП ). Это числовые величины для прибора EMS от Аналогово Цифрового Преобразователя, которым соответствуют значения электрических ( физических ) величин от датчиков на входе в блок – преобразователь RDAC.

   *( Здесь блок RDAC работает «переводчиком». С «языка» электро-физического он переводит сигналы от датчиков в язык цифровой и по одному проводу передаёт все сигналы разом и на понятном прибору EMS языке. )

   Нам потребуется записать цифровые значения «ADC» в раздел КАЛИБРОВКА ДАТЧИКА ( CALIBRATE SENDER ) аналогового входа AUX 1/3. ( см. новый рисунок_26 )

   «Новый рисунок_41»

   В разделе КАЛИБРОВКА ДАТЧИКА выбираем нужное количество точек  и в каждой точке записываем температуру датчика и соответствующее ей значение «ADC»**
   Эти значения указываются на экране прибора в нижней строчке. ( Надпись: «TEMPERATURE SENDER ADC: 0» )
   
  **( Здесь всё просто, как в школьной «игре в шпионов». Буквам одного алфавита, требуется поставить в соответствие символы другого «алфавита» и можно писать зашифрованные послания «непонятным языком».)
 

Вложения

Вверх