STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Несколько картинок по установке пружин на приварные «ушки».


  После сварки и примерки выхлопной системы на моторе, может потребоваться подогнуть ушки для обеспечения размера 66 +/- 2 мм и нормального растяжения пружин.  Это не сложно сделать пассатижами, а за одно и проверить качество сварки  :).

   Пружины довольно жёсткие и, при зацеплении их на ушки, приходится прикладывать довольно большое усилие растяжения. По крайней мере, «голыми руками» их не установить. Жёсткий вспомогательный крючок ( не говоря о пассатижах ) не везде пролезает между элементами конструкции.
   Очень удобно растягивать пружину гибкой петлёй на небольшой ручье. Я пользуюсь петлёй из кевларовой  стропы, продетой в отверстие в трубочке Ф12 х 1 и зафиксированной внутри трубки узелком на концах.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Один крючок пружины заводится в стальную приваренную петлю ( «ушко» ) от коллектора,- цепляется за ушко изнутри.
   Второй крючок цепляется снаружи. Тонкая жёсткая стропичка легко соскальзывает внутрь ушка с крючка пружины и снимается с него.

   Элементы конструкции удобно использовать как опору для пальцев. Через гладкие детали можно обводить стропичку, как через ролик. Удобно иметь две стропички разной длины.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Перед рассказом о системе жидкостного охлаждения, обрисую ещё одну доработку в конструкции двигательной установки.

   Это - «затейливый многофункциональный кронштейн».


   Необходимость в его изготовлении постепенно возрастала на этапе макетирования, по мере прокладки элементов систем двигателя. Когда блок двигателя обвязывается различными проводами, трубочками и шлангами, их необходимо к чему-либо надёжно прикреплять.

   Для обслуживания или замены какого-либо элемента его периодически приходится демонтировать. Очень неудобно обслуживать силовую установку, на которой элементы систем связаны многочисленными креплениями друг с другом. При демонтаже одной системы, приходится разбирать другие. Это здорово увеличивает объём работ и нервирует техников…  :), вносит неоднозначность в установку элементов при разборке - сборке системы. После таких работ, обычно остаются незамеченные повреждения связных систем или не закреплённые должным образом элементы.
   В результате, например, после замены масла перестают работать датчики или начинает подтекать ОЖ ( перетираются провода и шланги ).
*******

   Основное назначение этого кронштейна – крепление к блоку двигателя элементов, которые относительно него должны быть условно неподвижны. Т. е. перемещаться совместно с блоком, исключая чрезмерные напряжения или обрывы, соприкосновения с вибрирующими деталями.
   Такими деталями, в первую очередь являются воздушные фильтры карбюраторов.
*Пока, на нашей силовой установке не установлен ресивер ( что крайне желательно ).
   Так же, к кронштейну крепятся шланги системы жидкостного охлаждения, пластина с разъёмами и проводами датчиков. Без него их просто не за что было закрепить и пришлось бы плести паутину из пластиковых стяжек на длинных отрезках резиновых шлангов.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Кронштейн изготовлен по шаблону и разметке, из листа Д16Т толщиной 4 мм, простыми слесарными операциями – с помощью электро лобзика, циркульного резца и дрели. Можно так же применить токарный, фрезерный и сверлильный станки  :).
   Он крепится на кожух магнето двигателя поверх защитной пластиковой крышки на двух не штатных ( более длинных ) болтах М6 с втулками – проставками. С левой и правой стороны, для крепления воздушных фильтров, выполнены латунные штифты с шариковым наконечником. Они обеспечивают фиксацию фильтра в отверстие на приливе, за счёт упругости резинового материала фланца. Фиксация одинаково обеспечивает ограничение колебаний фильтра и карбюратора по вертикальной и горизонтальной осям.
   От фиксации фильтров крепёжными винтами пришлось отказаться, поскольку доступ к ним крайне затруднён.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   «Затейливость» некоторых элементов вызвана необходимостью обеспечить доступ к обслуживаемым элементам ( поплавковая камера карбюратора – скоба крепления крышки ).
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Смещение торцов диффузоров карбюраторов ( из-за смещения левых цилиндров двигателя относительно правых ) учтено смещением пластины из 2 мм Д16Т, закреплённой на развальцованных алюминиевых трубочках с проставкой.
   Практика показала, что эту пластинку можно не делать, а установить штифт на основную пластину кронштейна с разворотом на 180 град ( удлинив кронштейн с этой стороны ). Фильтр будет надеваться на фланец карбюратора с небольшим перекосом, но вполне нормально.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   На этом же конце кронштейна установлена  нержавеющая гайка-заклёпка для крепления пластины с лепестками под разъёмы датчиков двигателя.

                                                                            ******
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
                                   [highlight]Жидкостная система охлаждения.[/highlight]

   Сравнительно с предлагаемой базовой схемой, эта система была значительно изменена.
   В системе установлен термостат, полностью изменилась прокладка шлангов, добавлены патрубки с дренажной пробкой ( в верхней точке магистралей ) и сливным краником ( в нижней точке магистралей ).
   Эти доработки обеспечивают стабильность температурного режима двигателя и существенно облегчают регламентные работы с системами.

                                                          ******
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Для полного комплекта жидкостной системы охлаждения не хватало переливного пластмассового бачка, ёмкостью от 0,5 до 1,0 л.
   Мне нравится способ крепления цилиндрического бачка маслосистемы на двух кронштейнах из алюминиевого сортамента прямоугольного сечения ( квадрат 30 х 30 х 1,5-2,0 мм ). Такой же ( «типовой»  :) ) кронштейн для переливного бачка удачно вписался бы в общую картинку. Вот только бачок такой подходящий не попадался…

   Есть симпатичный бачок для гидроусилителя УАЗ и прочего автопрома ( цена 150 руб.)… Есть подороже и ещё краше аналогичный BOSCH ( цена 1.500 руб.)… Но, вот беда, у них внутри установлен фильтр, а корпус сварной – не разборный…
   Однако, можно поэкспериментировать на недорогом бачке, а не получится,- не велика беда.
   Сперва попытался удалить фильтр через заливное отверстие горловины. Не получилось… Тогда распилил его по шву тонким диском бормашинки и удалил, почистил внутренности. Изготовил нехитрую оснастку для установки половинок бачка в станок и, вооружившись маленькой газовой горелкой с тонким пламенем ( газовый паяльник ), не спеша, при медленном вращении - минут за пять запаял шов.
   Шов получился немного грязный, но не менее прочный и абсолютно герметичный как у заводского исполнения.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   В отверстиях патрубков бачка очень удачно нарезаются резьбы под арматуру [ch188]” и 1/8”. В одно отверстие на герметике установлена заглушка, в другое установлен штуцер.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Вырезал из профиля «аутентичный» кронштейн…

Конструкция и геометрия понятна из картинок...
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Да, да… слева от маслобака термостат… Подробности по его конструкции и комплектации системы патрубками здесь:   http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1487753420

   Патрубки недорогие и распространённые Ф 25 – Ф28 можно заказать в магазине ( покупать ) от CHEVROLET Aveo : http://www.xn--80aaasbafk1acftx0c6n.xn--p1ai/cat-search-result?q=473205
и от CHEVROLET Matiz : http://www.xn--80aaasbafk1acftx0c6n.xn--p1ai/cat-search-result?q=401840

                                                               *******
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   На нашем самолётике, радиатор ОЖ установлен над маслорадиатором – прямо под редуктором. Через кронштейны из нержавеющей стали 2мм он имеет две подвижные ( вместе с мотором ) точки крепления на корпусе редуктора и две точки крепления на лепестках к неподвижной трубчатой мотораме. Для защиты от вибраций использованы резиновые сайлентблоки размером Ф20х20хM6.
   Золотистого цвета резьбовые проставки потребовались из-за несоответствия геометрии верхних кронштейнов размеру радиатора ( в комплекте деталей, радиатор прислали меньшего размера, тем не менее, он больше размера выреза в капоте ).

   Такое закрепление спорно, но место установки выбрано намеренно, чтобы не «раздувать» мидель обтекателя. Носовая часть получается более заострённая. Это актуально, поскольку самолёт выполнен по продольной схеме посадки пилотов ( друг за другом ), имеет малую ширину фюзеляжа ( сравнительно с рядной посадкой двух пилотов ) и оправдывается его лётными характеристиками.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  В магистралях системы охлаждающей жидкости используются гофрированные резиновые шланги, армированные синтетической тканью и стальной проволокой. Проволока Ф1,2 завулканизирована внутри гофр – выступов. 
   Подводящий шланг подсоединяется к верхнему патрубку радиатора слева ( по Н.П. ), а отводящий – к нижнему патрубку, справа.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Общая компоновка системы ОЖ хорошо просматривается на макете.
   Справа ( по Н.П. ) внизу на перегородке моторного отсека установлен термостат. К нему сверху подведён шланг от расширительного бачка – коллектора. Слева, из-под маслобака, к нему присоединяется гофро-шланг, отводящий ОЖ по большому кругу на радиатор. Справа присоединяется угловой патрубок, идущий к тройнику Ф26. Тройник соединяет патрубок от помпы двигателя и гофро-шланг от радиатора ( соединение большого и малого кругов на входе в помпу ).
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   С левой стороны блока двигателя, сверху, под патрубками отводящими ОЖ от головок цилиндров №2 и №4, проходит гофро-шланг большого круга, подводящий ОЖ к радиатору от термостата. Он проходит вдоль кожуха магнето и под маслобаком – к термостату.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   На автомобильных двигателях используются термостаты, различные по конфигурации и направлению выхода патрубков. Они надёжны и сравнительно не дороги ( от 500 до 3.000 р. ).  При установке термостата в систему жидкостного охлаждения двигателя Rotax-912, приходится решать дилемму – брать готовый специализированный ( например: http://poisk06.com/assets/files/vod-termo-nov.pdf ) или приспосабливать автомобильный. Так же подбирать подходящие по диаметру и конфигурации шланги для системы. Готовые решения не всегда удовлетворяют компоновочным требованиям.
   Здорово выручает резиновый гофро-шланг, идущий в наборе установочного комплекта двигателя ( у изготовителя набора этого самолётика ). Он имеет внутренний диаметр Ф25 и Ф32 по наруже.
   Термостаты для автомобильных двигателей, как правило, имеют основные патрубки Ф32 мм.
   Для оптимальной прокладки магистралей системы ОЖ по конструкции, часто требуются довольно «хитровывернутые» шланги. Их целесообразнее изготовить из отрезков покупных шлангов подходящего диаметра, чем пытаться заказать изготовление нужной конфигурации из силикона. ( Найти изготовителя нескольких резиновых шлангов должного качества в нашей стране – просто не реально :( ). Редкая удача ( и огромные временные затраты ) если удаётся подобрать из стандартных автомобильных импортных шлангов хорошо подходящий по геометрии.

   На макете, я прорабатывал ТРИ варианта с разной конфигурацией термостатов и входных патрубков помпы ОЖ на двигателе. Из-за очень плотной компоновки двигателя и систем не один из них не «срастался» ( даже с переделанным на Т-образное расположение патрубков термостатом ).
   Всё решилось по счастливой случайности и благодаря китайскому автопрому  :) Маленький угловой патрубок Ф25 от «BAW»:  http://www.планетажелезяка.рф/autozapchasti-dlya-inomarok/285138 ( «черпачёк» - его прозвище ).
С его помощью получилось требуемое соединение расширительного бачка-коллектора с термостатом.

   Термостат я переделал в разборный, с требуемым направлением выхода патрубка большого круга Ф25 мм. За основу взял  «Luzar  LT 0101» : https://luzar.ru/catalogue/termostaty/termostat-2101-2107-lt-0101/ Сменный элемент, при необходимости,  позволяет подобрать оптимальную температуру работы двигателя.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Термостат имеет входной патрубок и выходной на малый круг Ф33 мм. Точёная крышка с патрубком выход - большой круг Ф26 мм.
   Резиновый угловой шланг малого круга подобрал с переходом Ф32 на Ф26 – к тройнику. Для соединения расширительного бачка-коллектора двигателя с термостатом использовал два угловых отрезка резинового шланга и переходную муфту Ф32 х Ф25 из силиконовой армированной резины ( синего цвета ).

  Крепление термостата к перегородке моторного отсека выполнено в двух точках. За угловой шланг на металлическом обрезиненном хомуте Ф 40/15/Ф6 и за гофро-шланг пластиковым ленточным хомутом шириной 8 мм ( «стяжкой» ). Хомут крепит шланг к кронштейну, изготовленному из квадратного алюминиевого профиля 15х15х1.
   Использовать металлический винтовой хомут крайне неудобно, по причине труднодоступности этого места крепления. При необходимости снять термостат, проще срезать кусачками пластиковый хомут.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Подвод ОЖ из расширительного бачка-коллектора к термостату выполнен тремя  отрезками резиновых шлангов Ф25-Ф27 ( закреплённых стальными винтовыми хомутами на алюминиевых патрубках ) и переходной муфтой из армированной силиконовой резины с присоединительными диаметрами Ф32хФ25.

   Конфигурация «черпачка» позволяет иметь необходимый минимальный зазор между маслобаком и поверхностью шланга. Шланг крепится пластиковым ленточным хомутом 4 мм ( «стяжкой» ) через отрезок резинового шланга Ф15хФ8х15 мм. к «многофункциональному кронштейну».
 

Вложения

Вверх