STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

   «Новый рисунок_4»

   Окно навигационного экрана перечёркнуто красными линиями. Это говорит о том, что данный экран не активен – GPS приёмник не подключен.

   Переход к следующему экрану EMS ( контроля параметров двигателя ) выполняется нажатием на выделенную жёлтым цветом квадратную функциональную кнопку.

   При отображении на мониторе параметров двигателя, нажмём на поворотный регулятор и вызовем «быстрое меню», соответствующее экрану EMS.

   «Новый рисунок_5».

   Нажимая на (+) или (-) выберем пункт «быстрого меню» - MENU. Он выделится красным цветом.

   «Новый рисунок_6».
 

Вложения

  • Novyj_risunok_5.jpg
    Novyj_risunok_5.jpg
    62,4 КБ · Просмотры: 224
  • Novyj_risunok_4.jpg
    Novyj_risunok_4.jpg
    56,3 КБ · Просмотры: 197
  • Novyj_risunok_6.jpg
    Novyj_risunok_6.jpg
    63,6 КБ · Просмотры: 206
   Ещё раз жмём на поворотный регулятор и мы попадаем в ГЛАВНОЕ МЕНЮ ( «MAIN MENU» ). Разделы этого меню отображаются в виде «иконок» с подписями.  Для перемещения между ними используется поворотный регулятор или ( в симуляторе ) нажатие на символы (+) и (-). Вход в раздел выполняется нажатием на поворотный регулятор. Выбранный раздел выделяется рамкой из четырёх красных уголков. Левая квадратная функциональная клавиша работает как функция возврата к главному экрану.

   Выберем раздел главного меню - EMS SETUP ( «установки EMS» – настройки  параметров контроля двигателя ). На рисунке №8 он обведён квадратной рамкой.
 

Вложения

  • Novyj_risunok_7.jpg
    Novyj_risunok_7.jpg
    51,1 КБ · Просмотры: 204
  • Novyj_risunok_8.jpg
    Novyj_risunok_8.jpg
    52,9 КБ · Просмотры: 208
   «Новый рисунок_9»

   В выбранном окне EMS SETUP ( установки EMS ), в расположенной внизу экрана строке с командами, над соответствующими функциональными клавишами появились новые функции – BACK ( ВОЗВРАТ на предыдущую страницу ) и стрелка ( переход на следующую страницу настроек ). Я обвёл их жёлтыми овалами.

   «Новый рисунок_10»

   Нажав на функциональную клавишу под стрелкой, перейдём на следующую страницу настроек EMS. Здесь, квадратом из четырёх красных уголков, выделена «иконка» - раздел меню ANALOG AUX 1/3 ( АНАЛОГОВЫЙ ВХОД 1/3 ). Откроем этот раздел нажатием на поворотный регулятор.

   «Новый рисунок_11»

   Открылось окно настроек АНАЛОГОВОГО ВХОДА 1/3. На это указывает надпись в правом верхнем углу экрана.
 

Вложения

  • Novyj_risunok_9.jpg
    Novyj_risunok_9.jpg
    56,3 КБ · Просмотры: 206
  • ______________10.jpg
    ______________10.jpg
    53,1 КБ · Просмотры: 205
  • ______________11.jpg
    ______________11.jpg
    55,2 КБ · Просмотры: 212
   «Новый рисунок_12»

   Первая строчка настроек ANALOG AUX 1/3 обозначена как FUNCTION: *** ( НАЗНАЧЕНИЕ ). В этой строке можно выбрать, что мы будем измерять на входе «AUX 1/3». Для этого следует: 1.- нажать на поворотный регулятор ( надпись «FUNCTION:» станет белой, а надпись «TEMPERATURE» останется выделенной красным, что означает, что этот параметр может изменяться ); 2.- нажимая (+) или (-), выбираем из предлагаемого списка – CARRENT ( измерение силы тока ), PRESSURE ( измерение давления ), OFF ( просто отключить вход ). Мы выберем TEMPERATURE ( измерение температуры ), поскольку на этот вход модуля «RDAC VD» у нас подключен термодатчик, установленный в головке цилиндра №3. Будем подавать на этот вход сигнал от датчика температуры Охлаждающей Жидкости.
 

Вложения

  • Novyj_risunok_12.jpg
    Novyj_risunok_12.jpg
    56,8 КБ · Просмотры: 207
  • Novyj_risunok_13.jpg
    Novyj_risunok_13.jpg
    57 КБ · Просмотры: 198
  • Novyj_risunok_14.jpg
    Novyj_risunok_14.jpg
    54,9 КБ · Просмотры: 204
   Аналогично предыдущей строчке настроек производится выбор и изменение назначений или значений во всех других строках. Тем же алгоритмом переключаются настройки в любом пункте меню прибора.

   При работе с настройкой числовых значений, в нижней строке команд, над соответствующей функциональной клавишей появляется коэффициент – множитель. Этот множитель изменяется нажатием на функциональную клавишу. ( см. новый рисунок_15 )

   Любые эксперименты с настройками, не отражаются на исправной работе симулятора. Одно неудобство – без сохранения на мини-SD карточку в слоте Вашего компьютера, все настройки аннулируются при новой загрузке симулятора из архива.

   Попробуйте пока настроить самостоятельно симулятор прибора, чтобы он реагировал на движок окошка «Analog inputs – input 3» вертикальной зелёной гистограммой – Температура Охлаждающей Жидкости. (см. новый рисунок_16 )
 

Вложения

  • Novyj_risunok_15.jpg
    Novyj_risunok_15.jpg
    56 КБ · Просмотры: 192
  • Novyj_risunok_16.jpg
    Novyj_risunok_16.jpg
    119,4 КБ · Просмотры: 210
Если правильно понимаю, сборка самолета начата в 13-ом году, почему так долго строится, он еще не летал? Или это уже доработки после облета?
 
Да, самолёт строится с 2013-го года. И это нормально для "гаражного строительства из "кит-набора".

Во первых, нам больше нравится не летать, а изобретать... 🙂

Во вторых, из как-то собранного планера, САМОЛЁТ делается одним человеком.

В третьих много дров уходит на отопление...  😉 А их надо напилить и нарубить перед тем, как в печь заложить.

  Когда-нибудь, по завершении проэкта (летом следующего года) напишу "опус" - "Экономические предпосылки НЕ строительства самолёта из кит-набора". 🙂 🙂
 
   Если вы смогли «запустить» отображение CHT ( Температуры Охлаждающей Жидкости ) через «движок» окна симулятора «Analog inputs – input 3», то скорее всего вы уже устанавливали такой прибор ( EMS ) на ЛА или пользуетесь им или аналогичными приборами.

  Далее я расскажу «как квадратный кол втиснуть в круглую дырку… без зазоров» 🙂.

   Напомню, что симулятор отображает работу прибора EMS с блоком RDAC XF, который обладает полным функционалом и имеет в два раза больше входов для датчиков, чем установленный на нашем самолётике блок RDAC VD.

   Если у вас на двигателе установлены по две термопары на выхлопные газы ( EGT ) и на контроль охлаждающей жидкости в головках цилиндров ( CHT ), как и в базовой версии симулятора, то с отображением этих параметров в окошке экрана EMS связаны четыре «движка» окна симулятора «Thermocouples», соответственно четыре входа термопар на блоке RDAC. ( см. новый рисунок_21 ).
   В свою очередь, свободные аналоговые входы ( AUX ) связаны с «движками» «Analog inputs – input 3,  input 4».
   Когда мы устанавливаем четыре термопары на контроль выхлопных газов ( EGT ) и соединяем их с блоком RDAC VD, то штатного места под датчики контроля температуры ОЖ ( СНТ ) в этом блоке уже нет. В симуляторе и в блоке RDAC XF дополнительные датчики подключены к входам «Thermocouples» с номерами ТС5, ТС6, … ТС12. ( см. новый рисунок_22 ).
   Но, у нас есть замечательная возможность подключить этот термодатчик ( СНТ ) к свободному аналоговому входу* и задать в меню настроек, что этот вход будет отображать и в каком из окон основного экрана EMS. 

   * Этот вход на самом модуле «RDAC VD» обозначается как «CHT1/H2O» ( Температура Охлаждающей Жидкости 1 / ВОДА ). На основном экране EMS, параметр с этого входа отображается в виде растущей вверх гистограммы зелёного цвета «СНТ» в левом нижнем углу. Таких гистограмм может быть две – по количеству свободных входов «AUX».

   ** В разных версиях симулятора ( таких, мне известно три ) и меню настроек реального прибора EMS можно встретить обозначение  «AUX 1/3» и «AUX 2/4». При установке прибора EMS с модулем «RDAC VD» обозначения  входов 1 и 3, 2 и 4 тождественны. Отображение сигнала с входа «RDAC VD» обозначенного как «CHT1/H2O» определяется настройками в меню прибора EMS как для обозначения «AUX 3». Аналогично и для настроек входа AUX 2 = AUX 4.

   *** Прибор EMS автоматически определяет тип подключенного модуля RDAC  и модифицирует экран и главное  меню под него.
 

Вложения

  • Novyj_risunok_21.jpg
    Novyj_risunok_21.jpg
    121,9 КБ · Просмотры: 203
  • Novyj_risunok_22.jpg
    Novyj_risunok_22.jpg
    119,7 КБ · Просмотры: 205
  • 0_23.jpg
    0_23.jpg
    28,4 КБ · Просмотры: 222
   Для настройки отображения значений температуры ОЖ ( СНТ ), от термодатчика, подключенного к аналоговому входу «AUX 3» = «CHT1/H2O» блока RDAC VD, зайдём в главное меню настроек EMS SETUP в разделы EGT SETUP и СНТ SETUP. ( см. новый рисунок_17 ).
   В строке настройки количества каналов зададим соответственно количество подключенных датчиков (термопар ). Четыре ( 4 ) для EGT и один ( 1 ) для СНТ.
 

Вложения

  • Novyj_risunok_17.jpg
    Novyj_risunok_17.jpg
    56,1 КБ · Просмотры: 200
  • Novyj_risuno_18.jpg
    Novyj_risuno_18.jpg
    52,5 КБ · Просмотры: 210
  • Novyj_risunok_19.jpg
    Novyj_risunok_19.jpg
    53,6 КБ · Просмотры: 196
   В меню настроек СНТ  SETUP, так же, необходимо указать тип датчика, с которого приходит сигнал – PROBE: NTC ( AUX 3 ).  То-есть: стандартный резистивный датчик NTC ( сигнал с входа  AUX 3 ).
( см. новый рисунок_23 ).

   Вот теперь, гистограмма СНТ будет связана с «движком» input 3 = AUX 3. Заметьте, что из окошка с «цветными полосками» пропала одна полоска с обозначением  «AUX». Этот аналоговый вход мы задействовали под канал термодатчика СНТ. ( Сравните рисунок_22 и рисунок_24 ).
 

Вложения

  • ______________23.jpg
    ______________23.jpg
    55,5 КБ · Просмотры: 196
  • Novyj_risunok_24.jpg
    Novyj_risunok_24.jpg
    118,5 КБ · Просмотры: 197
   На этой радостной ноте можно было бы закончить, однако, я использовал для подключения «неизвестный» термодатчик, который не «прописан» ни в пунктах меню настроек  «СНТ  SETUP» ( там мы выбрали PROBE: NTC ( AUX 3 ) ), ни в меню настроек «ANALOG AUX 1/3» - SENDER: ( ДАТЧИК ).

   Это термодатчик от старого комплекта датчиков прибора «FlyDat» для двигателя «Rotax-912». Один из его номеров по оригинальному каталогу 966 385. Он представляет собой «болт» из нержавеющей стали с резьбой М10 и утоньшением на одном конце и  трубочкой, со стороны головки под ключ, в которую обжат коричневый силиконовый двухжильный провод, на другом конце .

   Из всего многообразия меню SENDER: ( ДАТЧИК )  "WESTACH", "MGL NTC", "LM335", "VDO"… выберем "USER". Ниже, появится следующая строка: CALIBRATE SENDER ( КАЛИБРОВКА ДАТЧИКА ).

   Таким образом, мы имеем возможность подключить к аналоговому входу практически любой датчик, даже не вникая в его конструктивные особенности ( по типу «чёрного ящика» или даже самодельный! ) и весьма точно откалибровать показания прибора.

   *В следующей главе опишу более подробно с картинками и таблицами значений настроек КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКА.
 

Вложения

  • ______________26.jpg
    ______________26.jpg
    58,1 КБ · Просмотры: 204
[highlight]Глава : 9 [/highlight] Проверка датчиков двигателя.  Настройка подключений.

*******
   Принципиально, любые приборы можно разделить на три типа: 1.- «указатели»; 2.- «измерители»; 3.- «поверочные». Различие между ними заключается примерно в том же, как между: 1.- полноразмерный функциональный макет самолёта; 2.- опытный образец самолёта, претендующий на сертификацию; 3.- серийный, надёжный, отработанной и хорошо зарекомендовавшей себя конструкции, выпускающийся не первое десятилетие, прошедший этапы заводских испытаний и переданный в эксплуатацию новенький лайнер. Эти типы приборов отличаются точностью показаний, стабильностью, конструктивной сложностью и, соответственно, ценой… 
 
   В большей степени, это деление характерно для механических приборов. Современная, интенсивно развивающаяся индустрия микроэлектроники вносит существенные коррективы в градации качества и цены электронных приборов. Зачастую, для тривиальных бытовых приборов ( «указателей» ) используются интегрированные в одном корпусе микросборки полноценные «измерители», а в качестве датчика может использоваться почти прецизионный датчик ( «поверочного» типа ).

   Все приборы категории «не сертифицированный» - «NON TSO» и даже большАя часть сертифицированных приборов относятся к УКАЗАТЕЛЯМ. Этого достаточно для тех целей, в которых они используются на транспорте. В лучшем случае, паспортная точность наших систем контроля +/- 10%.

  Это к вопросу, насколько точно и сложно оттарировать подключение датчиков на двигателе или какую-либо систему небольшого самолёта. Для этих целей достаточно обычных, простых средств измерения, самый сложный из которых -  бытовой электронный тестер.

   Поскольку мы собираем полноразмерную действующую модель или, в лучшем  случае, опытный образец самолётика ( «экспериментал»… ) не лишним будет убедиться, что подцепленные нашими руками к разным концам проводов «коробочки» и «винтики» действительно будут информировать нас о давлении, температуре, оборотах двигателя и его систем…
   К тому же, универсальный прибор EMS позволяет подключать несколько типов датчиков* и в меню прибора требуется только выбрать соответствующий из имеющихся стандартных или задать нестандартный – пользовательский.

*( В электронике принято несколько стандартных типов представления информации от датчика к прибору измерителю - указателю. Информация представляется в виде некоторого общепринятого диапазона изменяющегося напряжения ( 0 – 5 В ), тока ( 4 – 20 милли Ампер ) или сопротивления ( например: 0 – 5 кОм ) на подключаемых выводах датчика. Потому, различные типы датчиков можно условно разделить на «вольтовые», «токовые» и «резистивные».
** Я не специалист «электронщик» и не «приборист». Потому не могу просто, что называется, «на пальцах» объяснять многие вещи, касательно вопросов подбора датчиков и настройки указателей. Мне требуется для этого пользоваться электронными схемами, графиками и расчётами… Это сильно загромождает и уводит в сторону повествование, потому, некоторые приёмы «шаманства» останутся… за «юртой». К тому же, в основном, нам потребуется привычный и простой «метод тыка». Это когда тыкаем кнопку и всё готово! 🙂 )

******
 
   Комплект штатных датчиков двигателя достался вместе с мотором 2002 года выпуска. Как говорится: «Довоенная ручная работа… Сейчас так не делают..!»

   Датчик давления масла старого образца ( PN 956 415 ),  резистивного типа, двух контактный, с латунным демпфирующим кольцом, производитель «VDO». Характеристика датчика есть в документации по двигателю и его работоспособность не сложно проверить подсоединив к клеммам датчика тестер ( Ом-метр ), а к штуцеру – шланг от компрессора. Датчик показал хорошую корреляцию с таблицей.

   Далее, для проверки цепочки подключений этого датчика давления к прибору EMS можно воспользоваться любым переменным сопротивлением 0 – 200 Ом или близкого диапазона. Я подсоединил многооборотный подстроечный резистор 470 Ом. Предварительно установив на нём значение 200, …, 100, …, 50, Ом, легко сравнить показания давления масла на приборе EMS ( бар.= МПа ). Если показания не соответствуют табличным цифрам, то требуется настроить прибор под этот датчик.

ФОТО: 01_***, 02, 03
 

Вложения

  • 01_956415.jpg
    01_956415.jpg
    31,3 КБ · Просмотры: 238
  • 02_143.jpg
    02_143.jpg
    18 КБ · Просмотры: 226
  • 03_105.jpg
    03_105.jpg
    125,4 КБ · Просмотры: 239
   Для проверки правильности подключения датчика давления масла к прибору EMS откроем главное меню настроек EMS SETUP и выберем OIL PRESSURE. В открывшемся окошке настроек  OIL PRESSURE  SETUP проверяем ( выбираем )*: «TYPE: RESISTIVE / SENDER: VDO / MODEL: 10 bar / PRESSURE UNIT: bar»

   Настройки канала давления масла в меню прибора выбраны верно и он адекватно отображает изменение сопротивления нашего имитатора датчика ( подстроечного резистора ).

   *( Если бы у нас был другой датчик, из списка меню настроек канала давления масла, то в строке TYPE: *** следует указать его. Другие пункты меню настроек автоматически изменятся в соответствии с параметрами «прописанного» в приборе датчика. Останется  только это проверить и выбрать или оставить по умолчанию единицы измерения.)
 

Вложения

  • Novyj_risunok_30.jpg
    Novyj_risunok_30.jpg
    57,6 КБ · Просмотры: 199
   У нас установлен датчик давления топлива компании UMA модели EU07 с диапазоном измерения давления 0 – 7 PSI. Он «прописан» в настройках прибора и подключен к модулю «RDAC VD» на аналоговый вход «CHT2/ICE/FP».

   Проверить правильность подключения датчика и показаний прибора EMS, можно подавая небольшое давление на входной штуцер датчика и сравнивая его с показаниями присоединённого через тройник тестового манометра. Я использовал манометр от бытового измерителя давления, шприц на 20 млл и пластмассовый краник от систем полива растений ( «Gardena» ). Пересчётом по таблице значений:  mm Hg / bar / psi, проверяем в нескольких точках основного рабочего диапазона датчика:  0,15 – 0,5 bar или 2,1 – 7,2 psi.
 

Вложения

  • 04_072.jpg
    04_072.jpg
    126,4 КБ · Просмотры: 229
   Теперь, в «иконках» главного меню, выбрав «ТОПЛИВНЫЕ НАСТРОЙКИ» ( FUEL SETUP ), следует отключить отображение давления топлива в окошке параметров топливной системы на экране EMS.
   Это делается для того, чтобы в окошке не маячила лишняя полоска. Работать она, всё равно, не будет, поскольку на модуле RDAC VD отсутствует специально выделенный вход под датчик давления топлива.
 

Вложения

  • Novyj_risunok_31.jpg
    Novyj_risunok_31.jpg
    35,5 КБ · Просмотры: 203
  • Novyj_risunok_32.jpg
    Novyj_risunok_32.jpg
    27,3 КБ · Просмотры: 205
   А вот, там где подключен датчик – аналоговый вход «AUX 2/4»,- следует выбрать: LABEL: FUEL / PRESSURE UNIT: psi (0.1) / и выставить граничные значения MAX – MIN / ALARM / CAUTION.
   Теперь «цветная полоска» аналогового входа будет иметь надпись «FP» и отображать давление топлива в диапазоне значений от 0.1 до 7.2 psi на основном экране прибора.

   *( Обратите внимание, рабочие значения давления топлива «FP» в «psi» и давления масла «OP» в «bar» практически совпадают. При беглом взгляде на маленький экран прибора удобно и просто запомнить: что если цифры в правой части над двумя полосками имеют значения между 3 и 5, то всё «ОК». )
 

Вложения

  • Novyj_risunok_33.jpg
    Novyj_risunok_33.jpg
    34,2 КБ · Просмотры: 196
  • Novyj_risunok_35.jpg
    Novyj_risunok_35.jpg
    88,7 КБ · Просмотры: 204
  • Novyj_risunok_34.jpg
    Novyj_risunok_34.jpg
    35,1 КБ · Просмотры: 211
    Как указывал ранее, в качестве датчиков температуры ОЖ в головке цилиндра №3 и температуры масла используется платиновый термометр сопротивления РТ100.  По оригинальному каталогу Rotax PN 966 385. Это весьма точный и надёжный датчик ( точность при t=0 град.С +/- 0,3 град. ) в превосходном конструктивном исполнении. При t=0 град.С его сопротивление составляет ровно 100 Ом ( отсюда и обозначение: РТ100 ).
 

Вложения

  • 05_072.jpg
    05_072.jpg
    30,5 КБ · Просмотры: 228
  • 06_060.jpg
    06_060.jpg
    25,1 КБ · Просмотры: 230
Для того, чтобы «прописать» эти датчики в настройках прибора EMS, потребуются некие цифровые значения «ADC» ( АЦП ). Это числовые величины для прибора EMS от Аналогово Цифрового Преобразователя, которым соответствуют значения электрических ( физических ) величин от датчиков на входе в блок – преобразователь RDAC.

   *( Здесь блок RDAC работает «переводчиком». С «языка» электро-физического он переводит сигналы от датчиков в язык цифровой и по одному проводу передаёт все сигналы разом и на понятном прибору EMS языке. )

   Нам потребуется записать цифровые значения «ADC» в раздел КАЛИБРОВКА ДАТЧИКА ( CALIBRATE SENDER ) аналогового входа AUX 1/3. ( см. новый рисунок_26 )

   «Новый рисунок_41»

   В разделе КАЛИБРОВКА ДАТЧИКА выбираем нужное количество точек  и в каждой точке записываем температуру датчика и соответствующее ей значение «ADC»**
   Эти значения указываются на экране прибора в нижней строчке. ( Надпись: «TEMPERATURE SENDER ADC: 0» )
   
  **( Здесь всё просто, как в школьной «игре в шпионов». Буквам одного алфавита, требуется поставить в соответствие символы другого «алфавита» и можно писать зашифрованные послания «непонятным языком».)
 

Вложения

  • Novyj_risunok_26.jpg
    Novyj_risunok_26.jpg
    58,1 КБ · Просмотры: 215
  • Novyj_risunok_41.jpg
    Novyj_risunok_41.jpg
    55,8 КБ · Просмотры: 195
   Так же, значения ADC можно взять из специального раздела главного меню «ADC VALUES» …
 

Вложения

  • Novyj_risunok_39.jpg
    Novyj_risunok_39.jpg
    52,7 КБ · Просмотры: 213
  • Novyj_risunok_40.jpg
    Novyj_risunok_40.jpg
    122,3 КБ · Просмотры: 206
Назад
Вверх