Замахиваться на разработку нового дельталёта очень интересно. Я частенько прорабатываю новые варианты конструкции. Общая схема, силовой набор, технология, комплектация, деталировка и т.д. Иногда дело доходит до начальных практических шагов. Пора бы сдать в утиль свои старые тачки, задумывавшиеся ещё в прошлом тысячелетии. Есть новые мысли, новое понимание идеальной или хотя бы «правильной» тачки (прошу прощения за сленг, мне так удобнее) Есть масса информации для сравнения и оптимизации конструкции. Но пока объективные обстоятельства не позволяют замахнуться на такую задачу. Хотя главная причина в другом – пока у меня не созрел окончательный вариант трайка, ради постройки которого я бы отложил все остальные дела. Не исключён вариант, что я закуплю комплектующие для нового трайка. Сейчас есть большой выбор хороших фирменных аппаратов, доведенных до совершенства.
В моём простеньком стапеле уже почти год стоит практически готовый каркас нового трайка, под стосильный «ROTAX -912», силовая установка укомплектована. Можно быстро собрать и запустить аппарат, но мне кое, что не нравится в этой конструкции, и я, скорее всего, буду делать новый каркас.
Новый дельталёт, новая машина, новое пилотское – считаю, что пока – это не главное. Приходится экономить на всём, что мешает достижению главной цели. Такой целью считаю доведение до рабочей эксплуатации моей новой «Активной системы управления крыла» (АСК-7). Предыдущая экспериментальная система, доведенная до рабочего состояния, позволила мне прошлым летом плавно маневрировать в полёте с радиусами разворота прядка 100 – 150 метров, без использования рулевой трапеции для управления по крену. Эти полёты подтвердили принципиальную возможность такого управления. Позже, в процессе осенних химработ, я ощущал нехватку такой опции управления, особенно при выполнении длинных гонов (порядка трёх км.) в турбулентной зоне от лесопосадки - от стабильного крена с рваниной, к концу гона руки отнимаются. Для запуска в эксплуатацию такой схемы требовалось решить ряд вопросов:
1. Обеспечить возможность совместной работы активной системы управления со старой пассивной системой выполняющей роль усилителя балансирного управления дельталёта.
2. Упростить конструкцию, устранить проблемы сборки, разборки, транспортировки.
3. Повысить эффективность системы.
За прошедшее время найдены технические решения, позволяющие решить все эти проблемы, проработан конструктив. Но! Задача серьёзная, непростая. Требуется увязка с каркасом крыла. Надоело решать такие задачи «наскоком, наугад, на полусобранном каркасе» или на морозе. Для нормальной работы не хватало помещения для полной сборки крыла. Осень – зима ушли на то, чтобы обеспечить такое помещение. Завтра планирую начать сборку крыла в этом помещении. Параллельно с работой по крылу займусь приведением в порядок трайка и силовой установки после прошлогодней АХР.
Надеюсь в течении ближайших 2-3 недель подготовить дельталёт с новой АСК к облёту. Если облёт удастся до весенней слякоти, и, если всё сработает как надо, думаю к этому сезону удастся довести схему АСК до ума, и приступить к опытной эксплуатации. Гарантировать ничего не могу, т.к. новая схема слишком сильно отличается от первоначальной. Надеюсь, что всё получится как я задумал, тогда у дельталётов появится очень интересное направление совершенствования. Думаю ждать осталось не долго.
Спасибо друзьям и коллегам, которые мне помогают. Без них я бы не смог осенью – зимой достроить стены, сварить стропила, обшить крышу и утеплить её. Знаю, что друзья помогут и с остальной программой.