Один из членов нашего авиаклуба клюнул на подобные декларации, приобрел в США этого «Мула» и мы смогли оценить его фактические ЛТХ. Наш летчик С.Карпов перегонял его из Питера. Оказалось, что этот самолет «короткого взлета и посадки», несмотря на большую мощность и «правильный» двигатель, значительно уступает по данным характеристикам (ВПХ) нашей амфибии СК-12. Казалось бы, Мул соответственно должен иметь значительно большую крейсерскую скорость, экономичность и дальность полета. Но при одинаковом «крейсере» расход топлива на 83% больше, соответственно дальность при одинаковой нагрузке в 5 раз меньше. Причем мы можем удвоить количество топлива, разместив его в поплавках-законцовках, даже не уменьшая количества пассажиров.
По данным СибНИА сухопутный самолет должен иметь на 10-20% большую скорость, экономичность и дальность. Получается наоборот, амфибия при одинаковых ВПХ будет иметь большую скорость. Пример тому – самарская Л-42М. Даже «просторная» кабина Мула уже, чем у СК-12. Поэтому владелец Мула летает на рыбалку на нашей амфибии. И очень жалеет, что купил Мул а не СК-12.
Для корректного сравнения на Мул нужно повесить амфибийные поплавки. Но тогда его ВПХ и ЛТХ будут совсем никакими. А без того высокая цена возрастет на 20-35%. Цена будет совсем заоблачной, если пробрести лицензию, которая обычно стоит как 50 новых самолетов т.к. в его создание вложено, как это принято на Западе не менее 100 млн.$. Мы разработали свою амфибию, как это принято у нас, за счет отчислений от своих нищенских зарплат. И сейчас нам никто не дает ни копейки на новые разработки.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СК-12 «ОРИОН» Бе-103 Maule М9-235
(В скобках – проектируемого СК-14) («БРИЗ»)
Размах крыла 12,45 м (10,5) 12,72 11
Длина самолета 8 м (8,1) 10,65 7
Площадь крыла (с несущим корпусом) 18 кв.м (18,5) 20,1 -
Взлетная масса нормальная 1150 кг (1250) 2270 1135
Масса пустого 650 кг (650) 1660 730
Количество мест 1 пилот +3 пассажира (1+5) 1+5 1+3
Крейсерская скорость 180…200 км/ч(230) 220 200
Скороподъемность у земли до 7,0 м/с (7) до 5,2 6
Продолжительность полета св.6,0ч (6) 6,8 6
Дальность полета с АНЗ на 0,5 ч. 1000 км (1200) 590 до 1100*
Скорость отрыва / на воде 75 км/ч (75/75) 134/144 106
Скорость приземления 70 км/ч (70/75) 131/130 90
Длина разбега / пробега на грунте / воде от 60 м (60) от 300/555 от 120
Практический потолок / максим. высота / 4000 м (5000) 3000 4000
Двигатели (тип) Rotax R912S (R914) ТСМ10-360 L-540 В4
Взлетная мощность 2 х 100 л.с.(2х115) 2х210 235
Количество топлива + АНЗ на 0,5 ч. 160 + 10 л (180) 160 + 10 245 + 22*
Часовой крейсерский расход топлива 18кг (18) 44кг св.33кг
Крейсерский расход топлива на 100 км пути 8,2кг (8,2) 20кг 17кг
Топливо Бензин Аи-95 (Аи-95) 100LL 100LL
Высота волны 0,5м (0.5) до 0,5 -
* дальность c дополнительными баками на концах крыла и с одним пассажиром.
Дальность СК-12 с двигателями БМВ составляла 1220км.