Вильга-35/PZL-104 Wilga.

     Было это во времена былинные , теперь уже забытые ...  нас тогда  начальник аэроклуба пинками выгонял в небо .  В нынешнее время планерных полетов гораздо меньше  - 50 посадок в  день уже не наберешь .   Но опасность возросла в разы .   Вместе с планерами летают пилотажники на 52-х , обучаются курсанты на Тэшках , работают Ан - 2 с парашютистами и Ан - 28 со спортсменами .  Одновременно в воздухе может находится до 12 бортов , не считая парашютистов .      А эти  ненормальные могут сыпаться с разных высот .  С  4000 , 2200 , 1500 , 800 , с трех бортов непрерывно .       Боже ,  а когда то нам страшно мешал один Ан - 2 .    Все познается в сравнении .    Теперь приходится лавировать между всем этим , и вопрос начинающего планериста , относительно неинтересной работы буксировщика , смешным не кажется .                                                                                                                                                                                      А что касается Вильги , то рано или поздно она в России вымрет .  Как вымирает все нерациональное .     Поляки пытаются ее реанимировать . Устанавливают оппозитный двигатель , делают пластиковые обтекатели .  А вот площадь крыла так и не увеличили . Взлетный вес при этом возрос до 1400 кг.  Нагрузка на площадь дошла до 90 кг/м , а это уже близко к показателям истребителей Второй Мировой Войны . ((ФОТО16)) ((ФОТО17))В интернэте бродит видео, где поляки на Вильге крутят мертвые петли и бочки, http://www.wrzuta.pl/film/3yzt9wP6b9/akrobacja_wilgi самолет это позволяет. На приборной доске при этом приклепана табличка : фигуры высшего пилотажа и штопор ЗАПРЕЩЕНЫ. Говорят в истории все повторяется .  Есть в России самолет , очень похожий на Вильгу   и не только внешне , но и своей судьбой .    Это многострадальный Леший  ( СЛ - 90 ) .   Что только с ним не делали - летать не хочет !  ((ФОТО18)) Правда в отличии от Вильги в его судьбе не было своего Покрышкина .   Существует даже специальная инструкция , как его исправить .  Она с полным правом применима и к нашей героине .                  
                                 
.                                                                    Как из "Лешего" сделать нормальный самолет?

.                                           1.  Надо к корявому фюзеляжу "Лешего" пристыковать новое(нормальное ) крыло....

.                                           2   Затем к новому(нормальному) крылу пристыковать новый (нормальный) фюзеляж..

.                                           3    Доработать узлы стыковки крыла с фюзеляжем...
•                                                                                                                                                                                                                         .                                           4    Ко всему , что получилось , приладить  новый ( нормальный )  двигатель .                                                                                     
                                                                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                                                                           .                                                                                                                                                                                                                    .                                                                                          Гмина Вильга (польск. Gmina Wilga) — сельская гмина .                .                                                                                        (уезд) в Польше, входит как административная единица в .....                  .                                                                                         Гарволинский повят, Мазовецкое воеводство. Население 5305 .                                                                                             человек (на 2004 год).



      
       
     У-2ВС      СССР      Физелер-156 “Шторх”, Германия      ОКА-38 СССР      Як - 12Р         СССР       PZL-104 Вильга-35А
Год выпуска      1941      1936      1940      1950      1962
Длина самолета, м      8,17      9,9      10,3      8,40      8,10
Размах крыла, м      11,4      14,25      14,28      12,6      11,12
Площадь крыла, м2      33,15      26,0      26,0      23,8      15,5
Мощность мотора, л. с.      115      240      240      260      260
Взлетный вес, кг      1400      1320      1343      1172      1300
Вес пустого, кг      773      935      980      912      870
Максимальная скорость, км, ч      134      175      173      184      200
Посадочная скорость, км ч      82      59      63      60      100
Время набора высоты 1000 м, мин      25      4,0      5,5      3,6       5,0
Практический потолок, м      1500      4600      4400      5800      4000
Дальность полета, км      450      385      514      510      510
Разбег, м      270      68      144      52       160
Пробег, м      140      55      160      81       220
Вооружение      1 пулемет, бомбы      1 пулемет                  


                                                                                                                                          

Источники
•      "Авиация Люфтваффе; /В.Н. Шунков./
•      "Моделист-конструктор" /журнал/
•      "Советские самолеты" /А.С. Яковлев/
              Война в воздухе № 125 Fieseler Storch
             Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
              Barbarossa's Hangar
             "Вторая мировая. Неразгаданные тайны" /Роберт Джексон
              WSK PZL-Ok[ch281]cie. PZL-104 Wilga
             Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Вильга-35
               Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX   столетия                               
              Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze
             "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
               РЛЭ  самолета Вильга-35А                                                                                                                                                     .              РЛЭ самолета Як-12                                                                                                                                                                       .              Покрышкина М.К., "Жизнь, отданная небу", Патриот, 1989
.              Тимофеев А., "ЖЗЛ: Покрышкин", Молодая Гвардия, 2005
               Покрышкин А.И. "Познать себя в бою" М..ДОСААФ,1986
•         Покрышкин А.И. "Небо войны" М..Воениздат,1980
 
Лично Atas

Вы очень правильно охарактеризовали своё мнение - дилетантское.В отличие от вас,наблюдавшего издали,как ваши
механики,собаку сьевшие на обслуживании ДОСААФовской техники
(опустить техников до уровня механиков),я,собак не потребляющий (ну не любитель я корейской кухни) сам работал техником и ,представьте себе,именно на Вильгах.И на них же летал.
Так вот.Ваше мнение действительно дилетантское.Прежде чем получить разрешение в ЦК ОСОУ на выполнение НИОКР по установке двигателя М-14П на самолёт ПЗЛ 104 Вильга-35А,был выполнен определённый объём предварительных расчётов,в том числе и прочностных.Выполнялось государственным ОКБ АОН.Решающим фактором нагружения (самым тяжёлым для конструкции) является в нашем случае масса силовой установки,увеличение мощности менее критично в разы.Разница в массе составляет по памяти 9 килограммов,что менее 6 процентов.Так что батенька,дилетант и демагог,потрудитесь выяснить у технического состава вашего клуба,а выполнялись ли бюллетни по замене нижних узлов навески моторамы,и проводился ли хотя-бы визуальный осмотр данных узлов с помощью лупы перед установкой двигателя М-14П.Касательно невозможности замены данных узлов в полевых условиях - это у кого из каких мест руки растут ;D ;D ;D
 
ОКБ АОН такого в СССР никогда не было.Это какая-то местечковая конторка.С ваших слов если такие  выводы.
Ага,узлы заменять из-за 9 кг! Кенечно,лишние 100 сил-в разы менее критично.
То есть,возвращаясь к вопросу об установке М14П ув Философ,ставьте без всяких сомнений ! kurch уверен что без проблем !
 
ОКБ АОН такого в СССР никогда не было.Это какая-то местечковая конторка.С ваших слов если такие  выводы.
Ага,узлы заменять из-за 9 кг! Кенечно,лишние 100 сил-в разы менее критично.
То есть,возвращаясь к вопросу об установке М14П ув Философ,ставьте без всяких сомнений ! kurch уверен что без проблем !
Экзальтированная болтовня.
"Постыдно не невежество,постыдна гордыня своим невежеством".Бюллетень по замене узлов рекомендовал замену нижних узлов ИЗ-ЗА УЧАСТИВШИХСЯ СЛУЧАЕВ ИХ РАСТРЕСКИВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ С ДВИГАТЕЛЕМ АИ 14 РА.В СССР ОКБ АОН называлось отдел СЛА КМЗ (это то хоть знаете,что такое было?).И судя по всему с элементами расчёта на прочность моторам тоже абсолютно не знакомы.Не вижу дальнейшего смысла тратить время на метание бисера.Продолжайте свои мечты.
 
Эк вас понесло то ! 😀
И летали и ремонтировали и считали и бисер. Элементы расчета на прочность моторам.Ну вам то наверняка эти "элементы" знакомы. Вы хоть свое псевдовсезнайство не выставляйте так явно. ;D
Если с АИ-14 узлы лопались,так с М14П и подавно.Я так точно и сказал человеку, до того как вы начали свое неумное "на все руки со скуки" изливать.И сами подтвердили мою правоту своими ссылками на Бюллетень. ГДЕ там сказано что эти доработки для установки другого мотора ? Вы же сами написали что это усиление узлов под штатный АИ-14. ;D
Да.
И причем здесь мои мечты ?
 
Без комментариев.
Если человек не в состоянии понять такой простой вещи,что нагрузка на узлы моторамы от веса двигателя при грубой посадке в разы превышает нагрузку от тяги (напрямую зависящей от мощности) - что можно объяснять такому человеку?Что данная нагрузка,в разы превышающая нагрузку от тяги при изменении массы СУ на несколько килограмм практически не изменится - какие нужны умственные способности чтобы понять это? И что трещины,о которых тут взахлёб рассказывается,вызваны не установкой М-14П а раздолбайской эксплуатацией,невыполнением ещё советского боллетеня по замене узлов при наличии ещё Аи-14 и полным отсутствием контроля и своевременного проведения целевых осмотров этих узлов.И если где-то могли на аэродроме и 9 шпангоут поменять при полном сохранении нивелировки,то для криворуких и скудоумных такая работа - из области магического действа.
"Из всех воров самые страшные - люди неумные,- они воруют у нас невосполнимое- наше время"
 
Больные места Вильги были указаны верно.  Стоит очень внимательно произвести осмотр нижних моторных узлов. Трещин может и не быть, но в большинстве случаев эти узлы расшатаны. Что требует как минимум переклепа стальных заклепок диаметром 4 мм.  С учетом плохого доступа с обратной стороны противопожарной перегородки, развлечение так себе...  Самое неприятное что это практически не возможно увидеть без съема двигателя, только если умудриться на ощупь это прочувствовать.  Месяц назад пришлось с этим столкнуться при ремонте Вильги.
    Второе место заслуживающее внимания, это 9 шпангоут, как уже говорилось.  В 90% случаев отверстие верхнего крепления  хвостового амортизатора будет разбитое.
  Еще заслуживает внимание качалка привода закрылков и промежуточная качалка соединенная с ней, которые находятся в крыле. Большая вероятность найти там осевой люфт.  Узлы навески крыла тоже необходимо осмотреть.  Не один раз приходилось сталкиваться с люфтом в переднем узле навески.  ну а течь баков и работа топливомеров на Вильге отдельная песня...
   При регулярной эксплуатации постоянно выводят из себя винты которыми крепятся зализы на основных стойках. От вибрации постоянно вывинчиваются.  Лечится достаточно легко. Необходимо снять зализы, промыть и обезжирить резьбу под винты и нанести резьбовой фиксатор, только слабый.  После чего собрать.   Не могли поляки установить там анкерные гайки... :STUPID
    Думаю ничего нового не сказал, все это известно эксплуатантам Вильги.
 
🙂Коллега,вы абсолютно правы,для этого действительно лучьше всего скинуть двиг.Но при замене на М-14 - самый момент,потом не получится.Всё равно ведь кольцо перекидывать.
 
Кроме разбалтывания заклёпок ещё лопается нижняя пластина узла.Один раз трещину в ушке удалось заварить на месте - благо,антоновский завод был родным.
 
Верхний узел навески амортизатора хвостовой опоры один раз пришлось заказывать на Антонова,причём сотворили из какого-то с цирконием сплава.Неубиенная вещь оказалась.Хоть и угол горизонтального ребра пришлось вымерять по картинке в книжке ;D ;D ;DПопали точно.
 
  Мы осмотр нижних узлов производили вывесив за рым-болт коленвала двигатель. При этом верхние узлы не отстыковывали, только ослабляли затяжку.  Геморрой меньший чем полная съемка двигателя, но все-равно снятие винта и отсоединение части коммуникаций от противопожарной перегородке занятие не особо приятное.
  Да, с трещиной пластины тоже недавно пришлось столкнуться.  Лопалось у нас ухо нижнего подкоса моторамы, которое стыкуется с нижним узлом навески.  Отступать было некуда, заварили его в аэродромных условиях. Установили, пока не найдется замена. По ряду причин это затянулось. Но тем не менее трещин по сварке не возникло.
   Видел верхний узел амортизатора хвостового, который был отфрезерован  по своим чертежам с большими сечениями. в отверстие были установлены втулки и изготовлен ремкомплект в нужном количестве.  Когда втулка начинает разбиваться, ее заменяют на новую.
 
Довелось полетать на Вильге в которой "улучшили" кабину.  Помимо перетяжки внутренных поверхностей под кожу, были установлены комфортные кресла типа автомобильных.   После этого довольно удобная кабина самолета превратилась в жалкое подобие.  Из-за объемных кресел в ней стало тесно, а из-за более высокой посадки великолепный обзор из кабины Вильги испортился совсем. Так что все должно быть сбалансировано...
 
Это очень правильная доработка,реализованная нашими друзьями-соседями
Видел верхний узел амортизатора хвостового, который был отфрезерованпо своим чертежам с большими сечениями. в отверстие были установлены втулки и изготовлен ремкомплект в нужном количестве.Когда втулка начинает разбиваться, ее заменяют на новую
А вот по поводу этого
Довелось полетать на Вильге в которой "улучшили" кабину.  Помимо перетяжки внутренных поверхностей под кожу, были установлены комфортные кресла типа автомобильных.   После этого довольно удобная кабина самолета превратилась в жалкое подобие.  Из-за объемных кресел в ней стало тесно, а из-за более высокой посадки великолепный обзор из кабины Вильги испортился совсем. Так что все должно быть сбалансировано...
могу сказаь следующее,- у Вильги ширина кабны 1000 мм по низу и 1100 по верху - что-то среднее между Сессной-152 и 182,причём боль-мень комфортность достигается практически за счёт дутых стёкол.Так что любое вторжение улучьшателей весьма и весьма небезнаказанно.Ещё одним из "узких" мест  материал выхлопного коллектора - если есть возможность заказать изготовление деталей -оччень незряшно будет.И не забывать бороться с конденсатом в воздушном баллоне.Один из способов перед зимой- Стравливаем давление в бортсети,открываем краник,сливаем конденсат из баллона(Чё-то у нас регулярно из баллона конденсат удалять ленились),подтягиваем наземный баллон,в зарядный шланг заливаем кубиков так сколько не жалко медицинского спирта,быстро,пока не испарилось,-шланг на разьём и заряжаем, пока предохрантельный клапан не застрекочет.Как правило,хватает пару раз за зиму.А то был у меня на одном самолёте баллон-решето.
 
@ философ

Поясню Вам о том почему я написал о проблемах с налётом в 2000 часов. Некоторые мои оппоненты мало понимающие в сертифицированной авиатехнике тут много чего понарассказывали удивительного. Но я не буду вдаваться в оценку компитентности в таких щепетильных вопросах как эксплуатация сертифицированной авиационной техники.Какие либо изменения без согласования с производителем , это уже "самодеятельность" :IMHO
Если мы говорим о серьёзном подходе к авиационной технике то мы должны понимать о том что завод изготовитель "иногда"  пишет БЮЛЕТНИ обязательные к выполнению. Один из очень критичных БЮЛЕТНЕЙ и был для самолётов с 2000 часов налёта. Он заключается в замене несущей балки , к которой крепятся крылья. Эта процедура стоит около 20т долларов, и выполняется только в одном месте. Повторюсь за такие бабки производится только замена балки , без проведения самого капитального ремонта планера. Капитальный ремонт планера самолёта ВИЛЬГА до недавнего времени в Польше стоил около 22т долларов. Вот и оказалось , что сейчас есть достаточно большое количество самолётов к продаже общий налёт которых приближается к этой цИфири что я указал
 
Вилга - (кстати, название на двери самолета было с твердым знаком - Вилъга-35а) - один из моих любимых самолетов, еще и потому что первый.
Летал на нем довольно много и на буксировку, и по площадкам. Проходил и проблемы с узлами моторамы, и с 9-м шпангоутом, и с топливомерами. К вышеперечисленным особенностям самолета могу добавить появление трещин на нижней поверхности обшивки крыла в корневой части, характерные для самолетов, имеющих большое к-во посадок, особенно на площадки.
Восстановил из разной степени запущенности 5 Вилг. Кстати, на обложке первого номера журнала "Крылья" - одна из них - "Красный партизан." Сама статья насколько порадовала историческим экскурсом, настолько и поулыбала описанием эксплуатации. Просто монстр - а не самолет! ;D
@ философ

Если самолет в Подмосковье, могу посмотреть-подсказать.

ЗЫ: по поводу М-14 на Вилге. Безусловно - необходимо усиление узлов. Но установку этого двигателя считаю обоснованной, если самолет активно используется для буксировки планеров в зону (на кругу М-14 никаких преимуществ не даст) или на выброску парашютистов. В остальных случаях за глаза хватает родного Аи-14RA.
 
Не буду давать оценки комп И Етентности товарища,с умным видом вещающего об особенностях эксплуатации ВСЕХ самолётов,особенно тех,на которых не летал,долженствую заметить,что 80 процентов самолётов,поставленных в СССР уже подошли к этому 2000 часовому рубежу и ПЗЛ-Варшава,как добросовестный производитель должен был бы инициировать остановку самолётов,на которых не выполнен столь КРИТИЧНЫЙ бюллетень.Но как-то пока это не произошло.Если в отличие от нас,сирых,МНОГО понимающий в эксплуатации сертифицированной авиационной если не хочет выглядеть безответственным болтуном - милости просим,бюллетень о замене несущей балки при 2000 часов налёта в студию.Готовы внимать ЗНАНИЮ на польском языке.
Для неосенённых же десницей его ЗНАНИЯ долженствую пояснить - при капремонте самолёта в реморганах заменялся весь трубчатый силовой набор фюзеляжа,было это вызвано коррозией передних трубчатых стоек фюзеляжа,сам лично наблюдал и,повторюсь,приурочено сие действо было к капитальному ремонту самолёта,выполнялось у нас(по крайней мере,должно было)на двух авиаремонтных заводах - в Шахтах и Черном,которые и были допущены к выполнени сией процедуры изготовителем,а не в одном мифическом месте,имя которого нельзя произносить вслух ;D ;D ;D
 
80 процентов самолётов,поставленных в СССР уже подошли к этому 2000 часовому рубежу
Для статистики конечно, маловато данных, но из двух десятка Вилг, мне известных, пока ни одна не приблизилась даже к 1500ч. налета. В основном налет где-то между 800-1200ч. Мало летают в последние годы.
 
@ so@rer

В Польше подошли. Вернее приблизились в плотную. А некоторые и стали из за той проблемы , что я указал выше.
 
Обслуживал и летал на ПЗЛ-104 семь лет в Таганрогском АТСК. Самолет тяжел для АИ-14. М-14П на него действительно ставили, но с усиленными узлами. (Трещат в основном верхние). Были проблемы с тросом триммера. Заершение, приходилось менять. Топливные баки тоже менял. Большого геммороя нет, главная проблема - отстыковка консоли. Самое слабое место - 9 шпангоут. Трещины на верхнем узле навески амортизатора хвостовой опоры и по самой конструкции 9шп. В свое время сами разработали и внедрили усиленную конструкцию. Получили "добро" от ЦК ДОСААФ и передали около 100 комплектов на МАРЗ в Черное. Передние стойки двух типов. На старых стойках трещал верхний узел навески амортизатора. Был в свое время бюллетень на замену основных стоек. С тормозами проблем никогда не имели. Бывали обрывы троса управления карбюратора. Надо смотреть, ибо замена довольно нудная. (Трос в "позвонках" и в медной трубке). Что касается топливомеров, то я их сам точил из плекса, затем полировал. Кстати, изнутри идеальной полировки не требуется, т. к. бензин дает достаточную прозрачность. Вроде все. Если что вспомню, напишу. Удачи!!! :~)   
 
Назад
Вверх