Пересмотрите внимательно словацкую катастрофу. С чего там всё началось? Именно с углового перемещения .[highlight]Только гироскопический момент мог свернуть пластины и переместить килевую.[/highlight]Килевая растянута между полукрыльями килевым карманом или лямками с силой равной половине веса аппарата. Тоесть , в данном случае, что бы её сдвинуть было приложено усилие около 100 кг.[highlight]Ну ни как не мог создать реактивный момент винта такое усилие на таком плече. А вот гироскопический как раз мог.[/highlight]
Первоначальное [highlight]отклонение телеги[/highlight] - спусковой крючок словатской катастрофы, [highlight]могло быть вызвано гироскопическим моментом,[/highlight] но дальнейшее развитие - чистая аэродинамика: [highlight]телега разворачивается "поперек" курса все сильнее, в силу флюгерной неустойчивости:[/highlight] чем сильнее отклонен нос телеги от оси симметрии, тем сильнее сила, стремящаяся отклонить его еще сильнее.
sun. сказал(а):В конце концов [highlight]объединяющий фактор всех кирдыков[/highlight] - развитые обтекатели и отсутствие килей, то есть [highlight]аэродинамическая курсовая неустойчивось.[/highlight]
Лады! Уговорили! Сейчас приведу наглядные формулы и рисунки, и - [highlight]посчитаю НАГЛЯДНО и доходчиво[/highlight] - и [highlight]гироскопические силы (момент)[/highlight] для ротаксовской линейки (сведу в таблицу) [highlight]и боковую ("флюгерную") силу (момент)[/highlight] в зависимости от площади продольного сечения обтекателя, а то, ЕЩЁ сто лет будем - о "мухах" бестолку спорить...! Делов-то - ПОСЧИТАТЬ...! 🙂
Все премещения, вызванные ими и все силы, которые они вызывают для их компенсации и "погашения" ПИЛОТОМ(!) - приведу на ручку трапеции (а больше - НЕ к ЧЕМУ...!)...! 😉
Желающие потом "поиграться" с различными вариантами и различными цифрами, САМИ могут потом посчитать по приведённым формулам...! 😉
Пока давайте "договоримся" о двух вещах:
1. [highlight]Боковое и тангажное усилие, [/highlight]которое может создать пилот (двумя руками!) [highlight]на ручке [/highlight][highlight] - 30-50 Кг.[/highlight]
2.[highlight] Узел подвески "держит" на кручение [/highlight](я как-то крутил нос крыла на телеге на земле влево-вправо (после капотирования телеги появился прекос и надо было его исправить...!) и ПОМНЮ усилия, килограм 30 (тридцать) ТОЧНО прикладывал и нос УПРУГО (без остаточных деформаци конструкции телеги и узла подвесай!)уходил вбок не больше чем на 15-20 см) - [highlight]50-60 Кг*метр.[/highlight] (расстояние от носа крыла до узла подвески на моём крыле - 150 см)
[highlight]ПОКА(!) чисто интуитивно и ГОЛОСЛОВНО ГОВОРЮ:
"флюгерная НЕустойчивость" и гироскопические силы - "мухи", по сравнению с "котлетами" - совместно противостящим им усилиям пилота и узла подвески! [/highlight] :IMHO