Привожу рисунок.
Обратите внимание, несмотря на схематичность я изо-всех сил старался выдержать ПРОПОРЦИИ....!
В общем: нужные размеры "а", "b", "h" "H", "эль малое", "L", размеры и "S" "обтекателя" - ПРИМЕРНО СООТВЕТСТВУЮТ реальным размерам большинства телег. Это ВАЖНО для расчётах на цифрах, а не "по ощущениям" - "на пальцах"...!
Небольшое, но ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ объяснение к рисунку. Повертье на слово! (без излишних разъяснений).., НЕ у меня, а в теоретической механике давно есть АКСИОМА:
Если мы прикладываем к телу силу (аэродинамическую силу F(а) ), - Не совпадающую с ЦТ тела (обтекатель телеги), этим самым мы прикладываем к телу ДВЕ вещи (не очень понятные "с налёта"):
1. Крутящий момент равный - произведению приложенной силы на нормаль к ЦТ тела (F(а)*"b" ) и...
2. Ту же силу, но уже приложенную к... ЦТ тела (сила F(а2 штрих)...! 😉
Ещё одно пояснение:
ВСЕ процессы нужно рассматривать в двух "фазах":
1. Динамической (в момент ИЗМЕНЕНИЯ!).
2 Статической (установившейся!).
Короче говоря, "ПРОЦЕСС" и "ИЗМЕНЕНИЕ процесса" - "немножко" РАЗНЫЕ вещи....! 😉
При рассмотрении "флюгерной неустойчивости" телеги надо допустить предположение, что БЕЗ обтекателя телега обладает НЕЙТРАЛЬНОЙ курсовой устойчивостью, а именно, что ТОЛЬКО ОБТЕКАТЕЛЬ является основным дестабилизаторм..., и рассмотреть только ЕГО влияние на "флюгерную неустойчивость"...!
После этого надо ОБЯЗАТЕЛЬНО принять две ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ УСЛОВИЯ:
1. [highlight]СНАЧАЛА узел подвеса на некоторых малых углах отклонения обладает - НИКАКОЙ жесткостью на кручение [/highlight](ШАРНИР, болтается, как - сопля...!). А [highlight]ПОСЛЕ достижения этого "предельного" угла моментально становится АБСОЛЮТНО жёстким на кручение.[/highlight]..КРЕМЕНЬ! В принципе, с некоторой натяжкой, таким узлом может быть - узел с резиновыми сайлент-блоками..., хотя, конечно у него (в полном соответствии с законом Гука) - линейная зависимость жёсткости от угла отклонения... 🙂
2. [highlight]Пилот аппарата [/highlight]нечаянно задумался о глобальных проблемах...! Например о "гироскопическом моменте"..., или как он проведёт сегодня вечер со свой новой девочкой, и как сделать так, чтобы жена - узнала...! В общем - [highlight]БРОСИЛ ручку[/highlight], засунул замёрзшие руки в карманы [highlight]и НАПЛЕВАЛ на управление аппаратом[/highlight]...!
[highlight]Если мы НЕ выполним два этих условия, про "флюгерную" неустойчивость телеги" можно - НАПЛЕВАТЬ и ЗАБЫТЬ...! [/highlight] :IMHO
Нет воздухе сил и воздействий, которые могли бы ТОЧЕЧНО УДАРИТЬ телеге "в челюсть" обтекателю и "не заметить" при этом - крыло...! Воздух, штука достаточно - однородная...! 😉
Самое забавное, нужно, чтобы были выполненны ОБА условия ОДНОВРЕМЕННО...! По отдельности они - НЕ "работают...!!! 😉
То есть:
1. Если у нас есть хороший изначально жёсткий на кручение узел подвески, мы можем - БРОСИТЬ ручку трапеции и всё-равно - НАПЛЕВАТЬ и ЗАБЫТЬ про "флюгерную неустойчивость"!!! 🙂
Есть КУЧА роликов где пилот летит "без рук"
2. Если у нас "СОПЛИВЫЙ" узел подвески, мы должны "потвёрже" держать ручку трапеции и повнимательнее управлять аппаратом и ОПЯТЬ ЖЕ - НАПЛЕВАТЬ и ЗАБЫТЬ про "флюгерную неустойчивость"!!! 🙂
Есть и КУЧА роликов, где крыло спокойно летит с СИЛЬНО перекошенной под ним телегой. но пилот - УПРАВЛЯЕТ им и держит трапецию...! 🙂
дальше пойдут циферки, при этом прошу учесть, что угол "альфа" в таблице и есть тот самый предельный по "сопливости"-шарнирности угол и при достижении его узел становится - АБСОЛЮТНО ЖЕСТКИМ на кручение...! И, что ручка трапеции была БРОШЕНА пилотом...! 😉
продолжение следует...