Вопросы обледенения ЛА.

Ну вот теперь все понятно... што у нас на форуме есть три оч грамотных товарища... всегда готовых поделиться кладезем мудрости своей с простым партизаном среднего звена.. Ну...и на том спасибо...пошли мужуки книжки читать...тут видать толку все равно не добьешся. 😉
 
Ну вот теперь все понятно... што у нас на форуме есть три оч грамотных товарища... всегда готовых поделиться кладезем мудрости своей с простым партизаном среднего звена.. Ну...и на том спасибо...пошли мужуки книжки читать...тут видать толку все равно не добьешся. 😉
Тебе с ходу выложили две крайне полезных ссылки продлевающих в некоторых случаях жизнь, вторую буду сам с удовольствием читать потому как дыр в метеорологии у самого хватает. Вместо спасибо и вопросов наезд :-? Тут десять раз подумаеш прежде чем написать, облединение это граната в руках обезьяны. Специально попробывал список вопросов обозначить, метеоресурс, лучший помоему из всего что знаю дал. По этому метео Л-42 гнали к вам в Иркутск, каждые тридцать минут свежие сводки по всему маршруту на борт транслировались и кстати придерживали по вашей погоде в Иркутске.
 
Тебе с ходу выложили две крайне полезных ссылки продлевающих в некоторых случаях жизнь, вторую буду сам с удовольствием читать потому как дыр в метеорологии у самого хватает. Вместо спасибо и вопросов наезд  
 Дак ить и мы тож почитаем...и к тебе-то как раз спасибо и было обращено. 😉  Не к тому-ж у которого ноги во рту?  🙁 Неприлично даже как-то... 😉
 
Стандартные заблуждения - "туман - это место точки росы?". Во избежание недоразумения.

Туман - явление погоды. Точка росы - метеовеличина (метеоэлемент), физическая величина.

Важна не сама по себе точка росы, а дефицит точки росы (разность между температурой воздуха и точкой росы).

Если дефицит 1° и меньше, возможен туман (но не всегда он есть). При дефиците 1-2° - дымка. Чем больше дефицит ТР, тем лучше условия и видимость. Летнее обледенение возможно на больших высотах, где температура и летом может быть ниже нуля. Но легкая авиация на таких высотах не летает.

Кроме того, дефицит позволяет грубо оценить минимально возможную в данных условиях  ВНГО (нижний край облаков). При дефиците 1° ВНГО примерно 100 м, при 2° - 200 м и т.д. При дефиците более 15° облака находятся на высоте более 1500 м - "условия хорошие" (CAVOK).

Точкой росы называется температура, при которой содержащийся в воздухе водяной пар при постоянных общем атмосферном давлении и удельной влажности становится насыщенным. То есть относительная влажность становится 100%.

Обледенение наблюдается в облаках при Т от 0° до -15°, то есть в основном на небольших высотах (в осенне-зимний период). Пример - для наглядности - температура -1°, ТР -5°- обледенения нет. НО при той же температуре, если ТР= -1°...-2°, начинается конденсация водяных паров, и образующиеся капельки воды немедленно замерзают на поверхности. Начинается обледенение. Интенсивность, форма кристаллов - куча метеорологических параметров, которые можно найти по упомянутой ссылке. Еще один момент - любые взвеси в воздухе (дым, пыль, смог, мелкий песок) снижают дефицит точки росы на 1°, т.к. конденсация водяного пара возможна и не при 100% влажности. Это необходимо учитывать, проходя мимо населенных районов, крупных городов и прочая. Так понятно? 🙂

Обледенение зависит от ряда параметров - скорость, выступающие детали (штыри, что-угодно), которые начинают обледеневать первыми и сразу. Процесс это не одномоментный. Меньше 5 минут практически не бывает. Ну, тут как повезет уж. Я имею ввиду - до предкритического состояния.
 
с простым партизаном  

-полёты на ультралайтах имеют что-то общие с партизанщиной.

-много лет тому назад во время СЛА прошёл проливной дождь.
засветило солнышко,штиль и владелец мотодельтаплана \РОТАКС 582,крыло ХАЗАРД\  пригласил меня на совместный полёт.

п-после старта,на высоте десятков метров крыло свалилось на право,потом на лево и опять на право\без видимой на куполе причины\ и мы грохнулись в боковом скольжении о травы аэродрома.

-пилот реагировал правильно,скорость значительно выше ск.сваливания,не было заполаскивания купола.

-после \уже без меня\ пилот поганял по земли и полетел совсем нормально.

-в чём причина?
ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЛЕДЕНИЕ\моё название явления\:

-передняя кромка купола была сшита с майларовой плёнки.
капли воды образовывали подвижные выпуклости которые вызывали срыв потока даже на малых углах атаки.

-часто такие случаи наблюдались на чемпионате мира в Бразилии\после грозовых дождей.и достаточно было протереть пер.кромку перед стартом!
 
Столкнулся с проблемой обледенения на Rotax582,условия эксплуатации на Севере с повышенной влажностью.Кто как решал эту проблему ,если сталкивался?Хочу купить штатный.
 
Да уж. В дополнение - не путаем обледение ВС и обледенение карбюратора.
 
с проблемой обледенения на Rotax582,условия эксплуатации на Севере с повышенной влажностью
 Это видимо происходило в период весенних оттепелей, когда на льду появляются лужи, и оч срочно надо полетать после зимнего отстоя... 😉 или в начале осени, когда погода уже кончилась...мокрый снег...ветерок промозглый...да и ваще пора завязывать....Ну ладно, еще разок летнем и домой...  😉      .На Бурьянах мы боролись с обледенением диффузоров карбюраторов с помощью специального дефлектора-рожка который забирал теплый воздух из кожуха охлаждения.  Весьма эффективный способ, проблема решается.  На 582-м можно установить радиаторы перед двигателем, прикрыть их процентов на 50-70 (по погоде) крышками и сделать диффузор-переходник к карбюраторам.  😉  Я тАк думаю...(голосом В.Кикабидзе) 😉
 
Обледенение наблюдается в облаках при Т от 0° до -15°, то есть в основном на небольших высотах (в осенне-зимний период
 Ян, спасибо за разъяснение.  Однако мы сталкивались с обледенением подкосов крыла и карбюратора и при + 5, +7градусах при слегка повышенной влажности.  :-? Тут видимо надо учитывать интенсивное охлаждение на большой скорости.  😉
 
Однако мы сталкивались с обледенением подкосов крыла и карбюратора и при + 5, +7градусах при слегка повышенной влажности
Обледенение поверхностей и карбюратора совсем разные явления. Обледенения карбюратора действительно может наступать и при больших температурах - до +15С на рабочих режимах и вплоть до +30С на холостом ходу.  

Но структурный лед (на поверхностях) не образовывается при температуре выше 0.

Но если на земле +5-7, то на высоте 700-1000 метров уже в райне нуля. Стандартно температура падает примерно на 2 градуса на каждые 300 метров высоты.

И еще есть самое страшное с точки зрения обледенения явление - переохлажденный дождь. Это капли дождя, охлажденные до отрицательных температур. Замерзают мгновенно при соприкосновении с поверхностью. От этого есть только одно спасение - разворот на 180 градусов без раздумий. Никакие игры с изменением высоты не помогут.
 
- переохлажденный дождь. Это капли дождя, охлажденные до отрицательных температур.  
 Интересно, а почему он не кпистализуется?  и не превращается в град или снег?  Я однажды на День Авиации выброску парашутеров с аэростата делал и наблюдал прямой и обратный переход. После того как они хором вчетвером на 1600м отделились, я довольно интенсивно (до 15м\с) перешол в набор.  Около 1800 появилась морось, далее на 2000 уже слабый дождь, около 2400 мокрый снег и в нижней кромке кучевки 2600 тоже.  Потом при спуске соответственно в обратном порядке, при этом на филде было около 25 градусов тепла и никаких осадков. :🙂  Зы....первый раз в жизни увидел как снег идет в обратную сторону: снизу - вверх (при при спуске с большой вертикальной)....забавная картина, в облаках правда немного жутковатая...  😉
 
И еще есть самое страшное с точки зрения обледенения явление - переохлажденный дождь. Это капли дождя, охлажденные до отрицательных температур. Замерзают мгновенно при соприкосновении с поверхностью. От этого есть только одно спасение - разворот на 180 градусов без раздумий. Никакие игры с изменением высоты не помогут.  

И на сто восемьдесят тоже может не помочь в случае переохлажденного дождя. Вчера у земли было до -7 а на высоте 600-800 за облаками плюсовая температура и в прогнозе стоял переохложденный дождь. Лодку Орион в Тюмени на взлете похоже в таких условиях и потеряли. Датчик и указатель забортной температуры может в некоторых случаях помочь принять правильное решение на изменение высоты, продолжение полета, возврат или вынужденную без промедлений. Был случай когда на двух часовом маршруте(4 чел на борту, возвращался с воды после трех дневной прогулки) при +7 у земли попал в сильные осадки(шел между слоев которые сомкнулись). Точка вылета по информации по телефону тоже закрылась на глухо, на точке прилета погода была супер, однослойная 1200, 8 баллов. Шел на 600, в полной жопе, заливало так что мотогондолы видно не было и сплошная облачность. За бортом +4, решил пониже посмотреть. На ста метрах землю не увидел, даже намеков. Диспетчер района сидящий на аэродроме города Nска каждые пять минут докапывался про условия полета, видимо он из своего скворечника тоже землю плохо видел. Решил попробывать еще раз наверх. Полез, внимательно следя за забортной температурой. На мое счастье она приклеилась на отметке +4. На высоте 2000м сверху посветлело и на 2200 выскочили к солнцу. Температуру сейчас вспомнить немогу но она меня не напрягала, похоже осталась плюсовой. В общей сложности в полной ж-о-п-е без автопилота провел 1ч 05 мин. Оценку за пилотирование поставил себе пять. Принятого решения на вылет, тем более с пассажирами которые не понимали куда их тащат, не прощу себе никогда. В том что долетели моей заслуги нет, часик поработал автопилотом на хорошо знакомой технике с хорошей влетанностью на тот момент. Просто кто то там на верху решил меня или кого то из пассажиров пожелеть и не убавил температуру еще на пару градусов. Каждый раз теперь при оценке метео вспоминаю тот полет и того который не убавил температуру за бортом...  
 
Интересно, а почему он не кпистализуется?и не превращается в град или снег?


Для замерзания воды требуется не только минусовая температура, но и "ядра кристализации". В больших объемах воды (лужах и т.д.) этих ядр достаточно, поэтому вода замерзает уже чуть ниже нуля. В малых объемах, таких как капли дождя или тумана (облака), их может быть недостаточно, поэтому капли воды принимают минусовую температуру окружающей среды, но не замерзают. Такие капли могут достигать температуры до минус 30 градусов, но все равно оставаться в жидкообразном состоянии. (При более низких температурах вода замерзает и без ядр кристаллизации, так образуются перистые облака, состоящие из льдинок).

При попадании же переохлажденной жидкой капли на предмет (обшивку самолета) она кристаллизуется мгновенно.
 
Вот в эту субботу при пограничных условиях, из трех десятков летавших пилотов как минимум двадцать были старые. Реально от пяти до десяти тысяч часов и седые яйца. Так что то я не заметил что бы хоть один зачехлился...
Саня ты внимательный пилот. Но наверно не обратил внимание на то, что Я писал о разговоре с "дедами" про маршрутные полёты. Ты же свой пример о  " седояйцих"  🙂привёл  про аэродромные полёты.

И далее по тексту.
Лично я проведя анализ метеоусловий , полечу туда куда мне надо. Только возникнет вопрос во сколько раз снизиться безопасность полёта, и естественно возрастёт опасность ? Цена вопроса ? Если мы говорим о спасении чьей то жизни , то это СВЯТОЕ. Если же говорим о " проветрить яйца " то сорри . Я попью чаёк в нашем " Квадрате"
Я себя отношу к той кагорте людей , что ты описал , которые соберут информацию , проанализируют - и/но полетят. Но меня научили думать и о следующем шаге после отрыва от полосы. Это то что я описал выше, о необходимости выполнения данного полёта. На везение и удачу человека тоже счётчик стоит 😉

Мы как то после полёта по Украине группой в СМУ сидели и пили чай с пилотами на аэродроме у ТАНГО. Запомнилась мне фраза капитана - инструктора с БОИНГА /Эмбрайера летавшего с нами на своём ЯК-12А. " Геннадий , мы сегодня немного отсыпали из своего мешочка счастья! Давай его будем гладить, и наращивать" (с)  Хотя через 3 часа всё (с групповым полётом в  и СМУ )повторилось , хотя мы  к этому готовились и были готовы.
Может я написал несколько эмоционально , и без сухих цифр ТАФов и МЕТАРов , зато от чистого сердца ,и свои собственные сокровенные мысли.
Теперь кинте в меня камни 😉 укусите за локоть , и поцарапайте мне спину 🙂
 
я довольно интенсивно (до 15м\с) перешол в набор

😱 От очень уважаемых шаровиков слышал что так не вкоем случае делать нельзя, я конечно не специалист по шарикам но помоему возникает угроза схлопывания купола и в Питере на выброске именно так убился пилот шарика. Шар с которого бросает парашютеров мой знакомый имеет ограничение +-5м/с и при выброске даже двух человек он сначала создает вертикальную -3м/с.
 
Для замерзания воды требуется не только минусовая температура, но и "ядра кристализации". В больших объемах воды (лужах и т.д.) этих ядр достаточно, поэтому вода замерзает уже чуть ниже нуля. В малых объемах, таких как капли дождя или тумана (облака), их может быть недостаточно, поэтому капли воды принимают минусовую температуру окружающей среды, но не замерзают. Такие капли могут достигать температуры до минус 30 градусов, но все равно оставаться в жидкообразном состоянии. (При более низких температурах вода замерзает и без ядр кристаллизации, так образуются перистые облака, состоящие из льдинок).
Я несколько днй назад целый день ходил и удивлялся, во дворе стояли железное ведро, с дождевой водой и и наполовину заполненная пластиковая 5л бутыль с той же водой , с ночи целый день было не выше -5, вода в ведре к концу дня замерзла а бутыле вообще не льдинки. Чесное слово не пойму в чем дело :-?
 
мы сегодня немного отсыпали из своего мешочка счастья! Давай его будем гладить, и наращивать

Очень понравилось, ну просто очень. 🙂 Иногда не знаеш что сказать человеку или как оправдаться за принятое решение перед собой, иногда понимаеш что все всё понимают и лучше ничего не говорить. Это, можно сказать всегда, умному человеку и этого будет достаточно. Хотя конечно это голимый отмаз. Но все равно хочется сказать - Давайте выпьем за размеры нашего мешочка...
 
Назад
Вверх