Восстановление деревянного Арго

Thread moderators: argentavis
Расскажу, как я на своём самолёте подобное исправлял.
Фанера берёзовая миллиметровая очень уж склонна коробиться. Нервюрки надо было почаще в носике ставить, не реже чем через 200мм. На моём самолётике штук семь или восемь было таких "вмятин" разной величины.
1. Из доски 12мм я нарезал на ленточной пиле реечек 12*15 по профилю крыла "а ля нервюрки" длиной чуть больше чем вмятости.
2. На той же ленточн пиле вырезал две цулаги - обратн. профилю крыла. По сути это кривой брусок 25*25 повторяющий профиль по внутренней (вогнутой поверхности). Две, чтобы сразу по две "нервюрки" клеить.
3.Сверлом 2мм сверлим сквозь цулагу нервюрки с шагом 35-40мм отверстия, в которые будем вворачивать шурупы (саморезы) диаметром 3мм., предварительно совместив профиль нервюрки с профилем цулаги.
4. Отверстия в цулаге рассверливаем на 3мм
5. На лобике посреди вмятины вырезаем (тонкой пилкой, ножницами) прямоугольное отверстие примерно 20*50 направлением по потоку. Через эти отверстия потом будем вводить внутрь лобика нервюрки.
6. Нервюрки заводим в отверстие и пользуясь всяческими ухищрениями в виде контровочной проволоки, ниточек и пр. совмещаем нервюрку с цулагой (фанера оказалась между ними). Стягиваем цулагу с нервюркой шурупами по отверстиям. Эту операцию надо проделать всухую, чтобы понять что и как делать.
нервюрку я располагал по средине отверстия в лобике.
Проделываем то же самое намазав нервюрку клеем. Я использовал ПВА "Титебонд" водостойкий.
7. После высыхания клея (примерно через пару часов) выкручиваем шурупы, зачищаем потёки клея. Переходим к следующему месту ремонта.
Особенно большие вмятины я ремонтировал устанавливая по две нервюрки через один вырез в стороны от него; до склейки надо сверлить фанерную обшивку через цулагу, хотя бы пару отверстий для базирования шурупами.
Таким образом притягивая фанеру к профилю цулаги, мы возвращаем крылу профиль. После приклейки нервюры профиль держится.
Я ничего не распаривал, не размачивал.
Отверстия в фанере можно не заделывать (я приклеивал вырезанный кусочек фанеры к нервюрке вставив его на место снова воспользовавшись той же цулагой и шурупами для стяжки.
Ослабления конструкции от выреза фактически не происходит. Фанера, воспринимающая кручение крыла работает на устойчивость, а приклеенные нервюрки фактически усиливают её именно от потери устойчивости.
Под тканью обшивки места ремонта не видны.

Немного повозиться с качеством нервюрок и цулаг (одной можно обойтись) и результат работы порадует. По любому это менее трудоёмко чем разные накладки, шпатлёвки и пр..
Чтобы цулагу не приклеить случайно, я пользовался тонкой полиэтиленовой плёнкой (прокладывал между)
 
Жизнь становится все интереснее!
Огромное спасибо всем за пищу для размышлений.
Как и следовало ожидать, путей решения вопроса много.
Вариант с заменой части обшивки конечно хорош. И спасибо Виктор, что откликнулся и готов помоч с фанеркой.
Но это долгая история. Ехать за 400 км за обрезками хоть и накладно, но в гости я бы сьездил конечно с удовольствием, но.....но...Опять эти но!
Вырезать подгонять... на криволинейной поверхности! Тут еще столько будет для меня подводных камней! Но подумаю конечно над этим вариантом. А пока оставлю его на крайний случай.
Наиболее простой и быстрый вариант это подпорки изнутри через отверстия!
И Виктор тоже этот вариант советует.
А уж его опыту я верю на все 100%
Ну и не только он один.
Этот вариант я уже проиграл в голове, он понятен и прост, как автомат Калашникова.
Айрат, спасибо за столь подробное описание вашей технологии, которая наверняка даст хороший результат, но сложно и долго будет для меня.
Мой вариант, с дополнениями Михаила тоже вполне рабочий, но точности формы не гарантирует, поскольку промятая фанера, в зоне носка дает поднятие дужки профиля и на прилегающих участках.
Поэтому после шпаклевки заклейки, шлифовки, довести профиль на этом участке до правильной формы не получится.
Подпирая провал снизу до нормы, попутно уидут и деформации за пределами промятости.
Поэтому все больше склоняюсь к варианту с подпорками.
И быстрый результат, и простой и затраты толко шпажки бамбуковые купить нужной длины.
Еще раз, огромное срасибо всем, за советы!
 
Владимир, можно через отверстие засунуть воздушный шарик и...
 
....там оставить! Я понял. Можно и пеной надуть
Я уже нашел шпажки. Оказывается были уже на кухне.
Сострогал приклееные реечки на одном дефекте, просверлил снизу на 2,4 разделал фаску.
Сверху 1,4 и просвечивая через стеклотекстолитовую стенку лонжерона проткнул шпажкой 2,5 попал острием в маленькое отверстие сверху.
Поджал, выправляет отлично. Только надо штук 7 распределить равномерно. Тогда будет просто идеальная форма.
К стати пеной тоже можно воспользоваться, чтобы придать устойчивость шпажкам внутри.
Пожалуй дуну туда в пространство между ними, тогда будет вообще супер.
 
Последнее редактирование:
Спустит. Вот если бы он окаменел. На своем планерке буду так шариками допнервюры в носках формовать. Спускать и вытаскивать, если отлипнут. Может сёдня.
 
Вот если бы он окаменел
Окаменеет , если это будет монтажная пена, но тут главное не переусердствовать , и придержать по профилю до отверждения. И дуть в несколько этапов.
 
не знаю почему у вас эмалит трескается. у меня и за 10 лет не потрескалось( без окраски). так и продал
 
Расскажу, как я на своём самолёте подобное исправлял.
Фанера берёзовая миллиметровая очень уж склонна коробиться. Нервюрки надо было почаще в носике ставить, не реже чем через 200мм. На моём самолётике штук семь или восемь было таких "вмятин" разной величины.
1. Из доски 12мм я нарезал на ленточной пиле реечек 12*15 по профилю крыла "а ля нервюрки" длиной чуть больше чем вмятости.
2. На той же ленточн пиле вырезал две цулаги - обратн. профилю крыла. По сути это кривой брусок 25*25 повторяющий профиль по внутренней (вогнутой поверхности). Две, чтобы сразу по две "нервюрки" клеить.
3.Сверлом 2мм сверлим сквозь цулагу нервюрки с шагом 35-40мм отверстия, в которые будем вворачивать шурупы (саморезы) диаметром 3мм., предварительно совместив профиль нервюрки с профилем цулаги.
4. Отверстия в цулаге рассверливаем на 3мм
5. На лобике посреди вмятины вырезаем (тонкой пилкой, ножницами) прямоугольное отверстие примерно 20*50 направлением по потоку. Через эти отверстия потом будем вводить внутрь лобика нервюрки.
6. Нервюрки заводим в отверстие и пользуясь всяческими ухищрениями в виде контровочной проволоки, ниточек и пр. совмещаем нервюрку с цулагой (фанера оказалась между ними). Стягиваем цулагу с нервюркой шурупами по отверстиям. Эту операцию надо проделать всухую, чтобы понять что и как делать.
нервюрку я располагал по средине отверстия в лобике.
Проделываем то же самое намазав нервюрку клеем. Я использовал ПВА "Титебонд" водостойкий.
7. После высыхания клея (примерно через пару часов) выкручиваем шурупы, зачищаем потёки клея. Переходим к следующему месту ремонта.
Особенно большие вмятины я ремонтировал устанавливая по две нервюрки через один вырез в стороны от него; до склейки надо сверлить фанерную обшивку через цулагу, хотя бы пару отверстий для базирования шурупами.
Таким образом притягивая фанеру к профилю цулаги, мы возвращаем крылу профиль. После приклейки нервюры профиль держится.
Я ничего не распаривал, не размачивал.
Отверстия в фанере можно не заделывать (я приклеивал вырезанный кусочек фанеры к нервюрке вставив его на место снова воспользовавшись той же цулагой и шурупами для стяжки.
Ослабления конструкции от выреза фактически не происходит. Фанера, воспринимающая кручение крыла работает на устойчивость, а приклеенные нервюрки фактически усиливают её именно от потери устойчивости.
Под тканью обшивки места ремонта не видны.

Немного повозиться с качеством нервюрок и цулаг (одной можно обойтись) и результат работы порадует. По любому это менее трудоёмко чем разные накладки, шпатлёвки и пр..
Чтобы цулагу не приклеить случайно, я пользовался тонкой полиэтиленовой плёнкой (прокладывал между)
Айрат ! И способ и описание безупречны по качеству ! Конечно многодельны . Вы - мастер. Тот кто упрекнёт вас в лени - или завистник , или клеветник . Не верьте им !🤔👃
 
Окаменеет , если это будет монтажная пена, но
В шарике пена не окаменеет, если конечно туда водички заблаговременно не брызнуть.
Пене для отверждения влага из воздуха нужна.
 
Последнее редактирование:
Ну вот и первые результаты. Две шпажки поставил. С мгновенным клеем просто прелесть работать.
Вот то что было и стало. Еще несколько штук и можно снизу пены надуть в простанство между шпажками.

20210613_112630.jpg


20210613_112622.jpg


20210613_112607.jpg
 
Когда argentavis получил Арго , участники reaa.ru ПОПРОСИЛИ его ПОДРОБНО описывать ход работы . -------Продолжайте (смеяться то же).

Всю серьёзность задачи на своей шкуре исследовал,а теперь опыты продолжает человек,купивший изделие...и мне за него почти не страшно...
 
Фанера берёзовая миллиметровая очень уж склонна коробиться. Нервюрки надо было почаще в носике ставить, не реже чем через 200мм. На моём самолётике штук семь или восемь было таких "вмятин" разной величины.
Айрат, а на твоих крыльях, фанера носика тоже с неправильным направлением волокон (0/90)? Может при 45/45 провалов не будет?😉
 
Назад
Вверх