Самолет - от фонаря

Откуда
Москва
@ Александр Лозовой

Обычно пишут, что защитную пленку нуна снимать перед формовкой, иначе можно забодаться её отлеплять потом и на оптику материала влияет. Как с этим обстояло в последствии?
Monogal - это поликарбонат? На каких режимах с ним работали и толщина материала? Как в эксплуатации?

Сажаем на обычный силикон, ни разу не подвел
Хорошо. Потом отлепляется нормально? Посадил первый раз на герметик высокотемпературный, который в композитах применяют для вакуумного мешка. Все было хорошо и герметично, тока  потом фанера расслаивалась и оргстекло рассыпалось, а отодрать соединение по нормальному было невозможно.
Первый надутый блин из экструдированного 3 мм оргстекла. Надувался вверх и раздувался во все стороны. При охлаждении раздавался в ширь. Пытался поднять его вверх давлением, он раздувался еще шире  :D В итоге местами вверху толщина доходила до 0,5 мм. Очень не прочный.
 

Вложения

ucs

Я люблю этот Форум!
Откуда
Ст. Купавна
Фонарь двухместного планера Twin Astir имеет высоту на 15 % больше чем ширина, выдувом не сделать.
кстати,  toddscanopies тоже перешел на контактную формовку.
 

ucs

Я люблю этот Форум!
Откуда
Ст. Купавна
Вот, кстати, мануал по формовке разными способами от Mecaplex. Конечно, тонкостей технологических не указывают, но основные моменты поняты. Там и про марки акрила и температурные режимы, в общем все. Читайте. На английском.
https://cloud.mail.ru/home/acrylic-forming-plexiglas.pdf
 
Откуда
Москва
тоже перешел на контактную формовку. 
Никто не против контактной формовки  :IMHO
Другой вопрос как её осуществить при необходимости глубокой вытяжки. Соответственно процесс разбивается на два этапа. Выдув пузыря, подходящего размера, а затем уже осаживание его на необходимый болван. Либо каким либо способом это совместить в одной техоперации. В рукопашную нереально, как я понимаю, сделать требуемую глубину и еще равномерно по толщине в разных местах.
Читал в одной умной книжке, что подобные изделия технического назначения (типа внутрянки холодильников) формуют сразу, но в два действия. Сначала вверху надувают вниз полусферу, при этом вытяжка материала больше в центре. Внизу стоит подогретый, но не горячий болван. Затем верхняя часть опускается на болван, середина стекла касается болвана, охлаждается и больше не тянется, а периферийная часть стекла продолжает поддуваться давлением и обтягивает болван дальше. Тем самым вытягиваясь и по краю, примерно делая одинаковую толщину по всему изделию.
 

ucs

Я люблю этот Форум!
Откуда
Ст. Купавна
Куда уж глубже :)
Формовка блистера Б-29 (есть более детальное видео, выкладывал на форуме)
https://www.youtube.com/watch?v=Kl-ZqEohODE
 
Откуда
Москва
Куда уж глубже :)
Формовка блистера Б-29 (есть более детальное видео, выкладывал на форуме)
https://www.youtube.com/watch?v=Kl-ZqEohODE
Очень малоинформативный ролик, если есть более детальное видео, то интересно посмотреть. Мне кажется, там без вакуума не обошлось.
За ним следом пошел другой, модельный правда, но более похожий на требуемый вариант.
https://www.youtube.com/watch?v=zLFpoiR7ouE
Здесь классическая вакуумная формовка, где утончение вертикальной стенки компенсируется за счет вытяжки большой площади материала по краю. Но при сильном обжатие вся фактура болвана вылезает на поверхности. Какое оптическое качество получится - не понятно.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Игнатьев Сергей Владимирович, обращайтесь к нему, пока он делает самые большие и сложные фонари, смотрите сигму-5.
 
Откуда
Москва
Леша, с радостью пообщаюсь с любым специалистом, для этого ветка и была создана  :IMHO
На Сигме 5 действительно большой фонарь, но вот фишка в том, что чем длиннее фонарь, тем как правило его проще сделать, так как  у него не очень большая глубина вытяжки. По сути все фонари, которые делают руками, они не столько вытягиваются, сколько ГНУТСЯ по болвану. Т.е. вытяжка минимальна или незначительная, особенно с учетом плавности и больших линейных размеров вдоль длинны. И это относится не только к Сигме, но и большинству приведенных ранее примеров.
Значительно сложнее сделать короткий и вытянутый посередине под голову единственного пилота.
Естественно, задача конструктора зачастую, понимая технологические сложности изготовления, что то изменить в первоначальном виде и учесть доступные возможности. А иногда именно дизайнерские требования ставят задачи делать именно сложный вариант, вокруг которого приходится побегать.
Как пример сложности знакомый тебе Соло. На картинке фонарь состоит из 3 частей. Каждую по отдельности сделать просто или не очень сложно. А теперь представь себе задачу сделать фонарь единым стеклом. Это значительно сложнее и не тривиальнее, чем у Сигмы 5  :IMHO.
С другой стороны, наличие отдельного козырька спереди, который делается элементарным сгибом, упрощает задачу. По мнению подавляющего большинства опытных пилотов козырек более желателен, чем единый целиковый фонарь. Но для рядового обывателя большой фонарь смотрится выигрышнее.
 

Вложения

black.

Я люблю строить самолеты!
Чтобы силикон не приставал к фанере раньше просто натирали матрицу парафином, а теперь перед выдувкой приспособились проходить по всей матрице тонким слоем жидкого стекла (оно и герметизирует если есть возможные протечки давления) Ну и после укладки перед выдувкой контролируем герметичность манометром.
Раздувается вширь а не равномерно, если неравномерна температура (верх холодный). Литой акрил дуется гораздо предсказуемее экструдированого.
Делали фонари, которые выше, чем ширина. Выдувается как обычно, после обрезки полученая "сопля" обжимается по рамке и становится как надо. Только надо угадать с начальной формообразующей.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Смотрится, хуже, особенно задняя часть фонаря со скруглением. у меня кстати лежат болваны на его стекло и рамку фонаря.

Да и передняя часть со скруглением будет искажения давать.

Сергей Владимирович, говорил, что прежде чем дуть фонарь реальный, надо надуть модель маленькую. Стекло нынче не дешево.
 

black.

Я люблю строить самолеты!
передняя часть со скруглением искажений не дает. А саму форму я просто для примера за 5 сек кинул.
С ней можно поиграться. Я как для примера фонаря с однократной свободной выдувкой.
 

black.

Я люблю строить самолеты!
нашел свое видео. Искажений по передней скругленной части я не вижу (может я предвзято смотрю)
youtu.be/q0cOAk4ddZg
 
R

rjycfknbyu

Не случайно есть выражение "проектирование самолета от фонаря".  Когда уже фюзеляж и рамку подгоняют от доступного фонаря, а не обратно  
Прощу прощения за оффтоп(хотя это не оффтоп), но есть еще сотни деталей при изготовлении которых нужно соблюсти определенную геометрию, иначе сложно все все в кучу собрать ;D Что потом? Готовое крыло, готовое оперение? Не легче купить готовый с таким подходом?
 
Откуда
Москва
Вот, кстати, мануал по формовке разными способами от Mecaplex.
У меня идет вход на облако. Без регистрации на майле ничего не видно.

Ну и после укладки перед выдувкой контролируем герметичность манометром.
При больших площадях даже при маленьком давлении значительное усилие на холодное стекло зажатое в рамке. В теории. Было как то страшно поддувать по холодному. Тем более экструдированный "хруст" такой непредсказуемый. :)
 
Откуда
Москва
Сергей Владимирович, говорил, что прежде чем дуть фонарь реальный, надо надуть модель маленькую. Стекло нынче не дешево.
Золотые слова. Формы оснастки так же можно оптимизировать в миниатюре. Сам до этого доходил через шишки  :)

Передний козырек обычно по прямой гнуть проще.  На сучках так же делали.

Искажений по передней скругленной части я не вижу (может я предвзято смотрю)
На видео такого качества трудно увидеть. Чисто логически, чем меньше отличий от прямого гладкого листа, тем лучше оптика. Соответственно кривизна одного порядка должна давать меньше искажений, чем двух.  :cool:
 

black.

Я люблю строить самолеты!
долго искал, чем же контролировать точно маленькие давления при холодной проверке, да и при выдувке. Пришел к оригинальному решению (по моему). при проверке 100-150 км/ч, при выдувке 350-400 и можно контролировать давление при охлаждении (плавно сбрасывать). Я выше писал, что один раз при охлаждении пытались поддержать и дали больше, чем надо без контроля, стекло и взорвалось по нижней, уже охлажденной части. С контролем такого больше не происходило.
 

black.

Я люблю строить самолеты!
да, и еще вопрос: кто чем дует?
Начинали с компрессора - маленький объем подачи, стекло успевает начать остывать пока медленно поднимаем.
Следующий шаг, от баллона. Дуется быстро, но охлаждается воздух, пришлось подогревать. А если не 100% герметичность - воздуха в баллоне просто могло не хватить на поддержание при охлаждении.
Сейчас прикупили китайский насос для аэрации водоемов, все проблемы решились. Давление небольшое, объем подачи большой (можно регулировать вплоть до стопа) Зодиаковский фонарь надувается за минуту, а потом можно смело держать нужное давление
 
Откуда
Москва
при проверке 100-150 км/ч, при выдувке 350-400 и можно контролировать давление при охлаждении (плавно сбрасывать)
Прошу прощения, никак не могу переварить написанное  :-X

Большой компрессор с ресивером. В печке поверху проложена из 12мм трубки магистраль метров на 15-20. Соответственно задувается не холодный, а вполне аналогичный по температуре воздух.
 
Вверх