Исходя из хода мысли автора, в качестве триммирующих элементов надо понимать именно пластины-компенсаторы. То, что они были установлены, следует из фразы "Все доработки были проведены на самолете С.8-4", и далее, из описания изменившегося поведения самолёта. Пилотажные качества И-16 аналогичны Як-52, на котором полноценный триммер стоит только на РВ, в силу двухместности.
Касаемо общей устойчивости, стоит обратить внимание не только на центровку, но и на поперечное V. У всеми любимого конкурента "ишачка" Ki-27 или у "мессера" оно просто огромное. Однако, я нигде не читал про то, что Ki-27 был трудным соперником для американских лётчиков, будучи к тому же никакой базой для вооружения. А И-16 не только сбивал немцев до 43года, но и был противником в которого "практически невозможно попасть, когда его пилот вас заметил". А это дорогого стоит.
Один из румынских летчиков, имея в пользовании трофейный И-16, обращался к командованию с просьбой разрешить ему сопровождение своих разведчиков на этом самолёте. Приведенный мною счёт побед Пилипенко и такая оценка обороноспособности от противника должны говорить сами за себя.