Время виража разных типов И-16 было 12- 18с, основного (в 1941г) Ме-109Е (Bf 109E) 26-27,5с - раза полтора больше. Bf 109F(лучшая из всех модификаций), видимо с использованием боевой механизации крыла, выполнял вираж на гораздо меньшей скорости (170-180км/ч, радиус 300м, против 220-240км/ч и радиус 150м у И-16), т.е. медленно входил в вираж, терял скорость и становился более уязвимым. Никакой вертикальный маневр после этого не имел смысла. Наши летчики отмечали, что управляемость на вираже Bf 109F ухудшилась — истребитель с некоторым запаздыванием реагировал на отклонение элеронов. Поэтому, несмотря на возможность развернуться на высоте 1000 м за 20 с, «мессершмитт» практически не имел преимущества в горизонтальной маневренности и перед новыми отечественными истребителями, даже если они и медленнее выполняли виражи.Я наивно палагаю, что оптимальная скорость для разворота 340 , а это значит, что при выполнении горизонтальных маневров И 16 не мог выйти на вертикали без доп разгона. Пилотаж на скоростях , близких к предельно малым , становится вообще интересным.