Разработка электрической планерной лебедки.

Не знаю как у Вас, а у нас при затяжке Бланика все происходит настолько стремительно, что никакой пилот не успевает дать оператору никакой команды. Пилоту дай Бог удержать нужные режимы эти несколько секунд, пока идет набор. Давать при этом кому-то команды он уже не в состоянии. Не, может у Вас там сплошные Шварцнеггеры с Шумахерами летают... У нас простые люди с обычной реакцией. Они ни дают оператору никаких команд, во всяком случае в момент набора. Даже если бы и хотели - не успеют...
Какая же у вас наибольшая скороподъемность? До какой высоты поднимаетесь? Время набора в среднем?
Такое молчаливое поведение пилота свидетельствует об очень редких полетах... порядка 20-30 за весь сезон или сильно ошибаюсь?
 
Считать можно хоть до десяти... Но я доверяю только формулам. А простейшие физические формулы показывают, что перегрузка при затяжке с лебедки не превышает двух. Не, можно и до трех довести и до четырех, только это будут не стандартные режимы, а какие нибудь хитро-выдуманные. Хотя... Бланик со скоростью срыва 65 км/час , при скорости 110 км/час может создать перегрузку на крылья не более 2, 86. Правда это будет уже при срыве на крыльях. А взлетать в режиме срыва я бы никому не советовал. Но даже перегрузка 3 длительностью десяток секунд, для Бланика не является критической, что бы заметно снижать его ресурс. Так что снижать ресурс 1 к 5 - обычная перестраховка.
Весьма опасный путь вы выбрали. Лучше не заниматься самодеятельностью. Надо доверять документации производителя. А там все подробно расписано как считать ресурсы планера.
 
Затяжка длится 40-45 секунд. Разбег до отрыва 4 секунды. Времени для коррекции достаточно. Часто бывает в наборе планер попадает в слой ветра другого направления(местная аэрология) или усиление, и оператор не всегда правильно оценивает происходящее. Ничего от себя не добавил. Исключительно факты.
 
Какая же у вас наибольшая скороподъемность? До какой высоты поднимаетесь? Время набора в среднем?
Такое молчаливое поведение пилота свидетельствует об очень редких полетах... порядка 20-30 за весь сезон или сильно ошибаюсь?
Вы правы! С лебедки мы летаем очень редко. В основном с буксировки за ЯК-12. Да и не представляю я, какие команды можно давать буксировщику во время затяжки. Не, если летать постоянно, то может потребоваться корректировка, правда пока яне представляю себе, какая. Вот затягиваюсь я, и вдруг чувствую что тяги маловато. Так что, я должен сказать оператору лебедки - "Добавь тяги"??? Для этого мне надо взять в руки микрофон, поднести его ко рту, и что-то сказать. А время уже прошло, пора отцепляться. На весь набор всего у нас уходит секунд 30, при этом приходится все время работать ручкой что бы набор был стабильным. Скорость набора порядка 10 м/с. Скорость планера по указателю скорости порядка 110 км/час. Нос задран вверх под углом градусов сорок. Успеваем набрать примерно 270 -300 метров. Длина троса порядка 800-900 метров. Больше рельеф местности не позволяет. Пока в наборе поймешь что тяга уменьшилась, или еще какое непредвиденное изменение произошло, прошло уже секунд двадцать, пора отцепляться. Даже если высоты мало набрал. Все равно длина троса ограничена. В этих условиях отвлекаться на радиосвязь не представляется возможным. Не, когда-то, когда я обучался летать по кругу, у меня не хватало времени даже посмотреть вокруг. Все внимание уходило на пилотирование, приборы и свое положение. Сейчас я спокойно глазею по сторонам, даже на самолет буксировщик поглядываю только изредка. Может и на лебедке так же. Со временем можно будет даже поболтать пока набираешь высоту. Но пока у нас так как я сказал. Радиосвязь вести некогда...
 
Вы правы! С лебедки мы летаем очень редко. В основном с буксировки за ЯК-12. Да и не представляю я, какие команды можно давать буксировщику во время затяжки. Не, если летать постоянно, то может потребоваться корректировка, правда пока яне представляю себе, какая. Вот затягиваюсь я, и вдруг чувствую что тяги маловато. Так что, я должен сказать оператору лебедки - "Добавь тяги"??? Для этого мне надо взять в руки микрофон, поднести его ко рту, и что-то сказать. А время уже прошло, пора отцепляться. На весь набор всего у нас уходит секунд 30, при этом приходится все время работать ручкой что бы набор был стабильным. Скорость набора порядка 10 м/с. Скорость планера по указателю скорости порядка 110 км/час. Нос задран вверх под углом градусов сорок. Успеваем набрать примерно 270 -300 метров. Длина троса порядка 800-900 метров. Больше рельеф местности не позволяет. Пока в наборе поймешь что тяга уменьшилась, или еще какое непредвиденное изменение произошло, прошло уже секунд двадцать, пора отцепляться. Даже если высоты мало набрал. Все равно длина троса ограничена. В этих условиях отвлекаться на радиосвязь не представляется возможным. Не, когда-то, когда я обучался летать по кругу, у меня не хватало времени даже посмотреть вокруг. Все внимание уходило на пилотирование, приборы и свое положение. Сейчас я спокойно глазею по сторонам, даже на самолет буксировщик поглядываю только изредка. Может и на лебедке так же. Со временем можно будет даже поболтать пока набираешь высоту. Но пока у нас так как я сказал. Радиосвязь вести некогда...
Я к рации прикрепил кнопку на палец как он набора парапланеристов, можно из их же набора ларинглофонным микрофоном пользоваться, или подключить кнопку к тагенте на её кнопку параллельно. Тагенту где то в районе воротника креплю, достаточно. Так руки всегда свободны. Ниже пример моего видео с радиообменом, если система пропустит. Получается быстро, и не отвлекает. https://vkvideo.ru/video-201316627_456239647
 
.... Для этого мне надо взять в руки микрофон, поднести его ко рту, и что-то сказать. А время уже прошло, пора отцепляться. ...Радиосвязь вести некогда...
Поэтому мы во всех планерах, и в Бланиках в том числе, закрепляем микрофон так, чтобы он в полёте был рядом со ртом пилота, но не мешал, а кнопка передачи - сверху на ручке управления. В Бланиках микрофоны крепятся на правый борт на гибкой штанге. Никаких дополнительных движений, нажал кнопку и говори.
 
Поэтому мы во всех планерах, и в Бланиках в том числе, закрепляем микрофон так, чтобы он в полёте был рядом со ртом пилота, но не мешал, а кнопка передачи - сверху на ручке управления. В Бланиках микрофоны крепятся на правый борт на гибкой штанге. Никаких дополнительных движений, нажал кнопку и говори.
Красиво! Только это требует серьезного изменения конструкции планера. Не, я знаю людей которые даже целый самолет себе сделали. Но только не все такие умельцы. Мы летаем на том что у нас есть. Нажал кнопку и говори! Что бы такое сделать, надо поковыряться в конструкции. Да еще так, что бы ничего не испортить, не нарушить и не дай Бог, не спровоцировать отказ в воздухе. Не, мы за такое не беремся.
 
Красиво! Только это требует серьезного изменения конструкции планера. Не, я знаю людей которые даже целый самолет себе сделали. Но только не все такие умельцы. Мы летаем на том что у нас есть. Нажал кнопку и говори! Что бы такое сделать, надо поковыряться в конструкции. Да еще так, что бы ничего не испортить, не нарушить и не дай Бог, не спровоцировать отказ в воздухе. Не, мы за такое не беремся.
Ну вот, мой вариант без изменений конструкции, кнопка на пальце правой руки, рация на стекле рядом, на присосках.
 
Ну вот, мой вариант без изменений конструкции, кнопка на пальце правой руки, рация на стекле рядом, на присосках.
Спасибо. Только вообще-то тут обсуждается лебедка, а не конструкция планера. Каюсь, я немножко отвлекся. Не будем про планер. Лучше про лебедку и затяжку...
 
Всем привет!
Прошу прощения за долгое молчание, было много всего.
Соединили барабан кабеля и редуктор - лебедка начинает обретать форму.
А я сдал 5 из 9 тестов для получения пилотского на планер во Франции.
Всё подробнее можно почитать тут: телеграм канал
photo_2025-09-23_22-59-00.jpg
 
Всем привет!
Прошу прощения за долгое молчание, было много всего.
Соединили барабан кабеля и редуктор - лебедка начинает обретать форму.
А я сдал 5 из 9 тестов для получения пилотского на планер во Франции.
Всё подробнее можно почитать тут: телеграм канал
Приветствую, барабан как то рассчитывали? Нагрузка на него приличная, сжимающая к оси и распирающая в стороны, на вид очень хлипкий. Мы как то делали по чертежам Волкова лебедку, столкнулись с недостаточной жесткостью барабана из Д16, переделали на стальной в итоге.
 
Да, рассчитывали!
А сколько была толщина барабана Д16Т у Волкова?
Уже и не помню, лет 7 назад дело было, барабан был по присланным чертежам, из цельной болванки, зря кучу денег выкинули. При затяжке с большой нагрузкой (тандемы) барабан обжимался тросом и начинал клинить (внутри стоит гидромотор с небольшими зазорами), деформация упругая была. Сварили заготовку из стальной толстостенной трубы и щек из листа, обточили на токарном по тем же размерам, работает с тех пор отлично.
 
Всем привет!
Прошу прощения за долгое молчание, было много всего.
Соединили барабан кабеля и редуктор - лебедка начинает обретать форму.
А я сдал 5 из 9 тестов для получения пилотского на планер во Франции.
Всё подробнее можно почитать тут: телеграм канал
Посмотреть вложение 583531
А почему выбрали такую форму барабана? Укладчик планируется?
 
Уже и не помню, лет 7 назад дело было, барабан был по присланным чертежам, из цельной болванки, зря кучу денег выкинули. При затяжке с большой нагрузкой (тандемы) барабан обжимался тросом и начинал клинить (внутри стоит гидромотор с небольшими зазорами), деформация упругая была. Сварили заготовку из стальной толстостенной трубы и щек из листа, обточили на токарном по тем же размерам, работает с тех пор отлично.
у нас внутри барабана пусто, на самом деле есть ощущение что барабан тяжелый и будет итерация его облегчения. Тоже точили из д16т, но боковинки и вал стальные и тяжёлые

А почему выбрали такую форму барабана? Укладчик планируется?
Технологически - барабаны от скайлаунча они сделаны литьём под давлением - нужно инвестировать в форму, а это дорого, проще решить с редукцией и сделать барабан такого диаметра. Если еще вопрос про длину - то это тестовый образец - рассчитывали максимум на 2 километра троса(он уже есть) чтоб затаскивать повыше, потом в других изделях тоже упростим. Укладчик конечно будет!
 
Я почему спросил про форму барабана: наш опыт эксплуатации Геркулеса показал что барабаны малого диаметра крайне неудобны. Они работают на высоких оборотах.
Ось и подшипники сильно нагружены. После нескольких сотен затяжек посередине появляется "талия", даже на стальном барабане. Плюс к ним обязательно нужен укладчик. Обратите внимание что на буржуйских лебедках, на всех без исключения, узкие барабаны большого диаметра. Этот фактор сразу избавляет вас от укладчика. Который сам по себе довольно требовательный механизм. Плюс низкие обороты. Меньше вибрация. Оператору комфортнее работать.
 
Если посмотреть внимательно на фото заграничных лебедок то можно разглядеть что большинство имеют наборную конструкцию. Повторить подобное можно в условиях гаража.
 
Я почему спросил про форму барабана: наш опыт эксплуатации Геркулеса показал что барабаны малого диаметра крайне неудобны. Они работают на высоких оборотах.
Ось и подшипники сильно нагружены. После нескольких сотен затяжек посередине появляется "талия", даже на стальном барабане. Плюс к ним обязательно нужен укладчик. Обратите внимание что на буржуйских лебедках, на всех без исключения, узкие барабаны большого диаметра. Этот фактор сразу избавляет вас от укладчика. Который сам по себе довольно требовательный механизм. Плюс низкие обороты. Меньше вибрация. Оператору комфортнее работат
Узкие барабаны без укладчика имеют свои проблемы, большая нагрузка на щеки (один раз рвало барабан), укладка хаотичная поэтому возможны спрыгивания и захлестывания витков, отсюда обрывы троса на размотке. В общем считаю лучше сделать нормальный укладчик.
 
у нас внутри барабана пусто, на самом деле есть ощущение что барабан тяжелый и будет итерация его облегчения. Тоже точили из д16т, но боковинки и вал стальные и тяжёлые


Технологически - барабаны от скайлаунча они сделаны литьём под давлением - нужно инвестировать в форму, а это дорого, проще решить с редукцией и сделать барабан такого диаметра. Если еще вопрос про длину - то это тестовый образец - рассчитывали максимум на 2 километра троса(он уже есть) чтоб затаскивать повыше, потом в других изделях тоже упростим. Укладчик конечно будет!
У меня довольно большой опыт эксплуатации разного рода лебедок, в том числе небольшой опыт их строительства.
Поэтому с уверенностью могу сказать, что 2км. троса на барабане - это норма, меньше которой опускаться не имеет смысла.

При соблюдении вменяемых норм безопасности, в штилевых условиях обеспечивается высота 1/3 от длины троса, при буксировочной нагрузке на 100%-130% от MTOW. Чем более качественный аппарат, имеется в виду аэродимическое качество, тем меньше необходимая для оптимального набора нагрузка.

Тяжелый барабан с большим моментом инерции будет создавать забросы тяги в термичке, что будет не наилучшим образом сказываться на плавности затяжки и может приводить к обрывам троса. Это можно компенсировать тросом с более высоким коэффицентом растяжения, чтобы он служил своеобразным амортизатором, но при этом возрастают требования к навыкам оператора и прочности барабана. Эластичный трос сдавливает барабан сильнее и его нужно делать еще прочнее.

Проблема Волковской лебедки в том, что диаметр барабана чрезмерно мал. Чем больше диаметр, тем меньше витков, соответственно, меньше давящее усилие на стенки барабана. Намотав много раз тонкую нитку на палец с небольшим усилием в итоге может полностью парализовать кровоснабжение. Поэтому здесь необходимо найти золотую середину между диаметром и шириной. Видел парапланерную лебедку с узким барабаном большого диаметра и вынесеным на приличное растояние тросоприемником, там система отлично работала даже без укладчика.

Червячный механизм укладчика - больное место, гемор обеспечен пожизненно, как и некоторые сложности при обрывах или отцепках под нагрузкой.
А отцепка под нагрузкой это штатное мероприятие для дельта и парапланов. Пилот попав в поток, оценивает скороподъёмность и размер потока, отстреливает трос и начинает работать не дожидаясь полного набора высоты. Это штатно и это единственная возможность гарантировано улетать с первой затяжки.
Лучше отцепится в потоке на высоте 150-ти метров и быстро набрать под базу, где высота позволяет сделать переход на приличное расстояние, чем пропустив все потоки в наборе и получив заветные 700м. биться в истерике на земле через нескольких минут блуждания по нисходнякам.

Закругляюсь, а то на эту тему могу диссертацию написать...
Удачи Вам в Вашем нелегком деле
 
Червячный механизм укладчика - больное место, гемор обеспечен пожизненно, как и некоторые сложности при обрывах или отцепках под нагрузкой.
В той итерации волковской лебедки что мы делали, укладчик реализован качанием барабана, с ним вообще проблем нет, конструкция проще традиционного червячного.
 
Назад
Вверх