20 лет тому назад СЛА-87

vixtar сказал(а):
А прозрачная лавсановая пленка давала возможность "подсмотреть" конструктивные решения
 Я разговаривал с этими ребятами.  Эти нервюры они изготавливали намоткой стеклонити по такой технологии: На стапель приклеивался чертёж, по нужным точкам вбивались гвозди, потом у них откусывались шляпки и надевались кусочки фторопластовых кембриков с изоляции термонагруженых проводов.  Далее нить пропускалась через ванночку с эпоксидкой и производилась собственно намотка по периметру и по ферме поочерёдно.  Можно только добавить. что они божились что нервюра получилась вдвое легче деревянной... вполне возможно, я не проверял. 😉  
 
vixtar сказал(а):
Летал ли этот мотодельтаплан из Одессы на знаю. Но сделан был не только качественно, а я бы сказал с любовью: полированные дюралевые трубы и головки крепежа
 Этот аппарат сделал очень общительный дедулька-москвич....на кухне в обычной квартире... причём он даже рубашку воздушного охлаждения на лодочный мотор "Ветерок" зготовил там же на самодельном токарном станочке.  Летать он конечно не мог при тогдашнем уровне развития дельтакрыльев с 12сильным моторчиком и винтом на валу.  Смотрелась эта игрушка конечно здорово...всё полированое...варик развёрнутый на 90градусов кремальерой вбок (дедулька сказал что так ему удобнее).... и лакированые спицы колёс... из красного дерева (или бука?)...  🙂
 
Вобще то автором конструкции нервюр из стеклоровинга пропитанного эпоксидной смолой является знаменитый литовский конструктор планеров Бронис Ионович Ошкинис. Мне с ним посчастливилость быть знакомым и работать в течении месяца в Самаре. Первый раз, если я не ошибаюсь, эта нервюра была применена на планере Ошкиниса "Пукялис" (Пушок). Это была очень легкая машина с многощелевым крылом и ручкой управления укрепленной сверху. Он был сделан полностью из стеклопластика в конце 70-х годов. К нам Ошкинис приехал что бы сделать следующий планер. В результате появился планер "Бро-Аэропракт".
Для изготовления нервюры Ошкинис применял лист фанеры с вбитыми по контуру нервюры гвоздями, на которые наматывался, по определенной схеме, пропитанный ровинг. На нижнем заднем участке нервюры, где поверхность была вогнутой, применялся фанерный прижим. Для пропитки ровинга Ошкинис применял очень простую приспособу - деревянная рукоятка с концов которой вертикально вниз шли 2-е проволочки закрученные в петельки на концах. Через петельки продевался ровинг, концы проволочек опускались в емкость с эпоксидной смолой и протягивая ровинг происходила пропитка. Я таких нервюр сделал немало и они были установлены на наш с Ошкинисом планер.
Но мы пришли к выводу что эти нервюры не рациональны. Нервюра представляет из себя ферму, а в ней половина стержней, при нагрузке, работают на сжатие. Стеклопластик имеет малый модуль упругости, в результате сжатые стежни легко теряют устойчивость.  При растяжении стежней этой нервюры, закрепление концов стержней легко разрушались, отдираясь от полок. К тому же внешние поверхности полок нервюр требовали обработки, а часто и ремонта. Мы пришли к более простой и легкой конструкции нервюры - пенопластовая стенка и полки из 1 мм фанеры. Эта нервюра была легче чем описываемая.
Работа с Ошкинисом дала нашей компании огромный толчок вперед. До этого мы делали планера из дерева и пытались делать самолет из алюминия. После знакомства с Ошкинисом все, в основном, делалось из композитов.
 
Yakovlyev сказал(а):
Первый раз, если я не ошибаюсь, эта нервюра была применена на планере Ошкиниса "Пукялис" (Пушок)... В результате появился планер "Бро-Аэропракт".

Очень интересно было-бы почитать Ваш рассказ об  этих конструкциях.

PS: В одной из веток я уже спрашивал на счет А-8 (эксКвики): как он создавался, по каким чертежам и что с аппаратом сейчас?
 
фото из каталога летательные аппараты 4-го Всесоюзного смотра-конкурса СЛА-87 -счастливым обладателем которого я являюсь 😀
 

Вложения

  • pelikan.jpg
    pelikan.jpg
    109,3 КБ · Просмотры: 171
и собственно сам каталог, информации маловато,но это было первое систематизированное издание по СЛА.
 

Вложения

  • katalog.jpg
    katalog.jpg
    62,2 КБ · Просмотры: 139
Кстати фильм про СЛА 85-87 выкладывали, а вот этих оцифрованных ни у кого нет? http://www.aviafilm.com.ua/index.php?topic=product&subtopic=more&id=87 и http://www.aviafilm.com.ua/index.php?topic=product&subtopic=more&id=451
 
Добрый день Всем. Очень коротко о планере "Пеликан". Ю. Яковлев писал о том, что он  общался с Ошкинисом. Руководитель Е.В. Шило тоже был у Ошкиниса и идею изготовления нервюр из стеклонити привез оттуда.Нервюру модифицировали, добились уменьшения массы, но потеряли в ее "потребительских" качествах, как показала эксплуатация. После слета планер пробовали запускать с резинового амортизатора. Пробежки, подлеты. Очень мало. Потому что часто рвался. Амортизатор был набран из резиновых жгутов купленных в аптеке. Наверное был изготовлен из того же материала что и советские пр-вы. Были подлеты и зимой с мотолебедки на базе двигателя от мотоцикла "ЯВА". Огромную помощь в этом оказывали члены АСТК "Энергия" г. Калининград ныне Королев. Облетывал Вячеслав Иващук, светлая ему память. Пробежки и подлеты делали многие. Благодаря строгой дисциплине все проходило без происшествий. Была попытка установить на планер переделанный двигатель от "инвалидки". Попытка была не удачной. А может удачной? Гоняли двигатель, пробовали делать пробежки, но этим и закончилось. Интерес к планеру пропал. Не было транспорта для перевозки да и молоды все были, амбициозны, хотели самолеты.Планер хранился во многих местах, часто перевозился, иногда не очень аккуратно. Лавсановая пленка сходила лоскутами с крыльев и оперения. В 2000г. по моему, планер отреставрировали обтянули тканью купленной в галантерее. Пропитали эмалитом изготовленным из целулоидных пластинок от пропусков и 646 растворителя. Крылья не красили, только хв. оперение. А зря как показала жизнь. Планер вывезли на "Монинский" аэродром. Запуски производили методом буксировки за ВАЗ-21061.Подлеты в основном по прямой.Поднимались на высоту примерно 25м. Приборы на планер не устанавливали. Затем планер перевезли на аэродром под Черноголовку. Планер простоял под открытым небом месяц.Не окрашенные поверхности превратились в труху. Солнце дождь и ветер сделали свое дело. Сейчас планер в руках хороших людей в г. Пушкино.Надеюсь увидеть его на слете, но боюсь не узнаю. Фото будут обязательно.Вот только со сканером справлюсь. Спасибо что дочитали до конца. Интересна судьба руководителя проекта"пеликан" Шило Е.В. Может кто о нем что нибудь знает?
 
Полная версия фильма  выложена на торрентсе:

"Крылья России": СЛА СССР 80-е годы. Самодельные летательные аппараты. СЛА-85 г. Киев и СЛА-87 г. Москва.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2037352
 
Да были времена! Авиационный завод специально выделил самолёт"Ан-12". Загрузили "Феникс" Мастерова, "Лидер" и "Кристалл" Альмурзина и двухместный мотопланер Мирошника. Ещё по ходу залетели в Сибирь, забрали несколько самодельных аппаратов в Москву. Никакими расходами не считались. На авиационном заводе была огромная поддержка. Тогда я построил свою первую цельнометаллическую амфибию"Санар".
 
У меня тоже есть несколько неопознанных аппаратов.
Отечественное НЛО. Вроде из тех мест где в 90е шла война.
Если есть информация, кроме названия. Ну там судьба летадла и т.д. Хотелось бы тоже услышать.
 

Вложения

  • 05_027.jpg
    05_027.jpg
    49,2 КБ · Просмотры: 177
Другой самолет я встретил в Тушино в 90е. Деревянный. С "Бураном".
Хорошо летал. Запомнились искры от титанового костыля по бетонке.
Может кто просветит?
 

Вложения

  • 01_071.jpg
    01_071.jpg
    44,4 КБ · Просмотры: 172
Этот бипланчик "Шанс" тоже был в Тушино.90е годы.
Крылья деревянные.
Хвостовая часть пластиковая от ЛАК-14.
Сделан был -конфетка.
Двигатель самодельный, оппозит, без редуктора.
Заводили наматывая ленту на рифленную часть кока винта и тянули в две стороны.
Полетов не было.
Жалко, там же пьяный летчик с аэродрома разбил его, катаясь.
Врезался в Ан-2.
Может его отремонтировали и он все же летал?
 

Вложения

  • 02_053.jpg
    02_053.jpg
    73,5 КБ · Просмотры: 184
  • 03_032.jpg
    03_032.jpg
    72,5 КБ · Просмотры: 175
Ну и есть фото. Есть название. Но ничего про него не знаю.
А ведь красивый...
 

Вложения

  • 04_030.jpg
    04_030.jpg
    66,2 КБ · Просмотры: 153
Sutormin сказал(а):
Другой самолет я встретил в Тушино в 90е. Деревянный. С "Бураном".
Есть его фото чуть с другого ракурса, думаю что это самолетик Виноградова Сергея, но не уверен, могу ошибаться
 

Вложения

  • 2_031_001.jpg
    2_031_001.jpg
    29,8 КБ · Просмотры: 135
MadMax сказал(а):
Есть его фото чуть с другого ракурса, думаю что это самолетик Виноградова Сергея, но не уверен, могу ошибаться
Похоже он.
У него еще шасси было интересной схемы...
 

Вложения

  • 000erbz7_004.jpg
    000erbz7_004.jpg
    9,2 КБ · Просмотры: 138
А что стало с этим самолетом?
Реплика "Кудашев" . По-моему из Арсеньева.
Летал, или нет?
 

Вложения

  • 06_031.jpg
    06_031.jpg
    37,4 КБ · Просмотры: 174
Назад
Вверх