• Если у вас не получилось войти, инструкция для пользователей находится тут. Если вы ее прочитаете, узнаете куда написать если "ничего не получается!". Не бойтесь, мы вас не бросим в беде.

    Если коротко, пароль старый. Если пароль забыли, а почту помните, воспользуйтесь функцией восстановления пароля (она работает!).

    Вопросы, замечания и пожелания можно оставлять в специально созданной ветке, где вам обязательно ответят!

Аэродромы, небо и немного пилота-любителя.

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Самый первый на встречу Северку выходит красавчик Арчи.

Честно говоря я к этой породе собак отношусь немного предвзято. С моей точки зрения, хаски и подобные ей должны жить на улице и желательно рядом с санками, которые с грузом часто нужно куда-то по снегу возить )) Здоровья там немерено и разве не для этого существуют ездовые собаки?

11.6.JPG


Роль домашнего питомца и особенно в квартирах ей подходит слабо. И это мое личное мнение.
Есть одна давняя ненецкая притча. Почитайте не торопитесь.
Особо если вспомнить, что Северок только недавно вернулся от святилища самодийских верховных божеств Нума и Нга и "Матери Богов" Неве-Хэге.
В Болванских горах.

" .. Нум создал всё светлое, чистое, разумное и полезное для людей, а бог Нга – напротив, все злое, нечистое и вредное.
В каждой твари, созданной на земле, угадывается нечто от Нума и нечто от Нга, но сложнее других пришлось тем, кому соТворцы уделили особенно много внимания – человеку и собаке, вернее только человеку, потому что собаку ни Нум, ни Нга изначально не создавали. Она «произошла» из человека. На этот счет существует несколько ненецких притч.
Версия одной из притч звучит так: «Созданные Нумом, в одно время человек и собака жили отдельно. У собаки была одежда, а так же грузовая нарта, где хранилась пища. Однажды собака взяла и съела всё в один день, не заботясь о будущем. Тогда Нум рассердился и сказал: «Ты совсем не умеешь жить самостоятельно, иди к человеку и живи с ним». Тогда же Нум сделал так, что собака перестала говорить по-человечески».
По ненецким преданиям, именно по вине забывчивой собаки, человек попадает во власть Нга на время, которого достаточно, чтобы быть съеденным, оплеванным или осыпанным пеплом (т.е Нга успел совершить свой ритуал). И тогда человек становился смертен (подвержен «болезням»), т.е. принадлежит в равной мере Верхнему и Нижнему мирам.
Собаке же теперь предстоит исполнять особую миссию.

Мир Преисподней велик, а посланцы его способны проникать (как правило, ночью), в мир людей, причем в самых различных обличьях: стая волков, смертельные болезни, разрушительные стихии. И тут в чуме им противостоит собака, охраняющая «дыру», служащую переходом между Нижним и людским миром.
Когда на стойбище приходит одна из дочерей Нга – болезнь Синга (Цинга), ей в жертву приносят собаку. Собака к тому же считается помощником человека, хорошим пастухом, способным самостоятельно собрать и пригнать стадо оленей к стойбищу.
Следовательно, собака – не мрачный образ. Просто ей досталась вполне собачья судьба – сторожить «дыру».
Источник : Мифы и легенды народов Арктики

Что же, собака Арчи вспомнил и степенно поздоровался со мной, по-хозяйски проверил новую технику, пометил лыжу самолета. Все по заведенному порядку охранника, но только не умеющего разговаривать..

Захожу на территорию и в жилой дом.

20200331_134213.JPG


Очень, очень рад был видеть коллектив полярки, Наталью и Юлю Морозовых, механика, Илью.
Метеоролог Алексей Абрамчук еще отдыхает со смены.
Поскольку время у меня жестко ограничено сроками летной погоды, то у ребят в доме я пробыл совсем недолго. Угостился замечательным пирогом с чаем - Юля великолепно готовит, а порядок на станции на высоте по уже давно заведенному порядку.
Еще несколько лет назад, будучи на станции отметил, что коллектив станции относится к месту своей работы как к своему дому, в котором должно быть уютно и приятно жить.

Закидываю за плечо свое верное ружье- вертикалку и тут же от дома одним шагом перешагиваю двухметровую сетку, почти полностью задутую снегом. Впереди еще с виду прочно стоят домики, место первого переселения ненцев с Новой Земли..

11.8.JPG


Мой путь лежит на северо-восток от станции на край небольшого мыса, который уже много значит и в истории самолета Северок и в древнейшей самодийской истории.

13.5.JPG


Этот мыс стал крайней северо-восточной точкой в нашей экспедиции 2016 года по маршруту: Московская область, г. Сергиев-Посад - остров Вайгач. Генеральной тренировкой осеннего вылета к Острову Диксон.
Москва- Амдерма- Вайгач, апрель 2016

Так складывается колода жизненных карт, что практически через четыре года я снова в том месте, когда параллельно моему полету шла вертолетная экспедиция « По следам двух капитанов ». Вылетев из Амдермы к Ямалу, экипаж Михаила Фариха, Алексея Фролова и Олега Продана с борта RA-06233 , навсегда остановили свой полет на острове Белом.
18 апреля 2016 года. Память Вам, авиаторы!
 
Последнее редактирование:

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Тогда в 2016 году, я еще не знал о полной исторической значимости выступающего в Карское море небольшого мыса близ полярной станции.

Мыса Болванского на котором находилось древнейшее святилище Ходако.
А место ох какое непростое!
Попутно моим следам к краю мыса идут следы белого медведя.

42.1.JPG


В 1985 году археологической экспедицией ИА АН СССР Л.П. Хлобыстина на двух стоянках мыса были найдены в большом количестве каменные орудия труда и охоты из кремня и кварцита. Скребки, ножи, наконечники стрел. Датирование найденных стоянок - II тысячелетие до н.э!

Здесь же работала и экспедиция МАКЭ под руководством П.Боярского в 1987 и 2000гг. Найденные предметы старины в районе святилища позволяют датировать его концом 1 тысячелетия до н.э. Периодами X- XIII вв и XIX-XX вв.
Впервые было описано в 1827 году архимандритом Вениамином, но сам он здесь не был. Миссия сожгла деревянных идолов и разрушила каменные.
"На острове Вайгач издревле почитались два идола: один на южном конце острова, мужского рода, а другой на северном, женского..
На северном конце Вайгача главный идол женского пола называется, Хадако(Старуха)"

Но на этом святилище побывал в 1898 году художник А.Борисов.
"31 мая я с проводником моим Ячей был на северо-восточной оконечности о.Вайгача, называемой Болванским Носом. Здесь находится священное место самоедов; вот почему этот мыс и получил такое название. В настоящее время это место ничего особенного не представляет, почти все предметы приношений растасканы частыми посетителями-промышленниками."

12.jpg


По мнению экспедиции МАКЭ, святилище Хадако представляло собой скалу и оно полностью разрушено.

Перед самым основанием мыска где стоит знак, есть глубокая расселина. Сейчас она засыпана снегом и я могу вплотную подойти к небольшой площадке. Рядом со мной в тишине солнечного дня живет открытое море покрытое местами ледком, местами открытой водой и нагромождениями торосов.
Суровая благодать..

Оставляю несколько монет на святилище.. Пора возвращаться

45.JPG
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
13.2.JPG


Вид на строения станции греют сердце. Но века назад тут ведь не было зданий.
Кто же были эти люди, те, чьи артефакты найдены археологами. Я про ножи, наконечники стрел и орудия труда из кремния. Охотники на морского зверя?

Что же надо торопиться.
Проводить на вылет вышел весь коллектив полярки включая пса Арчи.

17.1.JPG


Развернули самолет вручную. Тепло попрощались.
Предупредил Алексея о дальнейшем маршруте к мысу Костяному на юго-запад и далее в открытое море на остров Олений. О времени выхода на связь с запасом по времени. Тут уже не шутки. Случись какие либо непредвиденные обстоятельства, на Вайгач пешком не перейдешь.

Новый курс проложить в кабине недолго. Запуск двигателя и прощание с полярниками из кабины. Пробыв на Болванском мысе почти три часа, выполнив очередную экспедиционную задачу, Северок вылетел вдоль берега на юго-запад.

17.2.JPG
 
Последнее редактирование:

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Спасибо за оценки, друзья smixer и kilot

Во время проведения кайт-экспедиции к Вайгачу, в месенджере Вотсап была создана группа Ледовая обстановка.

В нее вошли сами экспедиционеры и ваш покорный слуга - пилот самолета Северок, работающие в Арктике.
Опытные участники группы передавали нам на передний край оперативную информацию о состояния погоды и льда в районе экспедиции.
Они-же получали обрабатывали и дополняли информацию со специализированных сайтов, помимо того что и сами обладали знаниями по метеорологии и гидрологии.

После завершения кайт-экспедиции, данная группа продолжила работу и оказала большую помощь для планирования полетов над островом Вайгач, его береговыми линиями и выхода сверхлегкого самолета в пролив Карские Ворота.

 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Развитию многострадальной Малой частной авиации России посвящается!

План полета-Север, 2020
Таинственный остров Вайгач


Пятый экспедиционный полет, самая северная точка.
Пролив Карские Ворота и остров Олений.

Проложенный маршрут к мысу Костяному проходит вдоль северного берега Вайгача и берега бухты Западная Болванская. Иду на высоте 150 метров, имея скорость районе 100 км/час.
Погода яркая и контрастная в тех местах, где успевая просветить сквозь подтягивающийся с севера фронт, на святую землю Вайгача падают лучи низкого солнца.

Сразу по береговой линии наблюдаю участки торошения льда и открытой воды.

44.1.JPG


Когда Северок начал подходить к краю мыса и я увидел впереди только открытое море и мелко битый лед в черной воде, то стало немного жутковато, а рука сама потянула нос самолета вверх.

46.1.1.JPG


Никакого острова впереди, из-за темных клубящихся облаков видно не было.
"Для посадки в таком месиве, нужны точно не лыжи"- невеселая мысль мелькнула в голове.

Начало пролива мы с Северком встретили на высоте 450 м и продолжали набор.

46.2.JPG


Это время полета над живым полярным существом, называемое морем, которое притягивает к себе все летающее, для меня тянется всегда очень напряженно.

42.JPG


Очертания острова неожиданно проявился из пелены, как огромная льдина. Пейзаж на этой льдине оживили очертания двух маяков, вытянутых на одной линии.
Пустил самолет в пологую спираль спускаясь с полукилометровой высоты.

32.JPG


Закрытый от солнца островок враз стал опасен сливающимся снегом. Но, зная по истории острова (спасибо книге Вайгач от МАКЭ про небольшое озеро-лагуну соединяющуюся с морем через косу) направляю самолет на довольно ровную безликую поверхность рядом с маяком.

15 53. Посадка произошла чётко и по ориентирам береговых каменистых возвышенностей. Отправка сигнала с трекера. Ура!
Крайняя северная точка экспедиционного маршрута достигнута благополучно. Огромное спасибо, за поддержку экспедиции самолета Северок компании Bask и лично Владимиру Богданову. Мы выполнили задачу!

Вначале остановился на минутку не глуша двигатель, чтобы чуть передохнуть от волнения, а после потихоньку повел самолет на подъем.
Помню как разговаривая с Василием Филипповым, пургуя в балке, мы не раз обсуждали тему медведей и его пожелание мне не рисковать и не оставлять Северок поодаль.

Пару раз зацепил лыжами за камни уже ближе к маяку. Здесь вся поверхность оказалась выдута ветрами, а островок весь каменист.
Заглушил двигатель перед огромным застругом, закрывающим самолет Северок практически с головой.

47.JPG


Оружие у меня уже собрано.
Закинул за плечо и в нависшей тишине отправился к мрачной громаде старого маяка.
Вначале осмотрел сооружение, подивившись труду строителей и огромным бревнам уже пришедшим в ветхость. Помню записи и не раз с этим ранее сталкивался, что дерево в Арктике гниет очень медленно под воздействием соленого воздуха, но тут что-то странное.

Верхняя часть маяка с одной стороны рухнула и упавшие бревна остались в беспорядке внутри пирамиды, но мощная лестница к первому ярусу осталась незыблема и частично остановила это падение. Вторая-же, ближняя ко мне часть осталась торчать практически до самого верха, как символ пожилого человека уже подрубленного возрастом и болезнями, но еще крепко стоящего на ногах.

Как вы думаете, какой поступок мог сделать любой нормальный человек в одиночестве оказавшимся на необитаемом острове? Правильно ))
Разрядив ружье и убрав патроны в карман от греха, я осмотрел прочность и полез по внешней целой стене маяка наверх. Решил не подниматься внутри строения по лестнице, беспорядочно окруженной и висящими как попало огромными бревнами.
Поднявшись на середину и уцепившись за балку, осмотрелся. Со всех сторон меня окружало открытое море с белыми приподнятыми грядами торосов, а с северной стороны высился кубик еще одного маяка.

40.JPG


Благополучно спустился.

Обошел окрестности закрытые снегом и осмотрел часть ветхого балка близ маяка.
По данным экспедиции Боярского, остатки этого балка (кухня, жилье) принадлежит строителям маяка и датируется началом 50-х годов XX в.

46.3.JPG


Эта местность была исследована МАКЭ в 1987-88гг и так выглядел маяк в 2000г.
Источник: книга "Вайгач, остров арктических богов"под редакцией П.Боярского

51.JPG


Что-же, к сожалению, мы сейчас в "прямом эфире"наблюдаем за течением времени в Арктике и его влиянием на важнейшие объекты гидрографии и мореходства нашего такого близкого и уже далекого прошлого века.
Кстати, и не могу это не отметить, данный объект - остров Олений привлек мое внимание своей исторической составляющей.

Оказывается, в морском озере-лагуне, где нынче приземлился Северок, экспедицией МАКЭ в 1987 году были обнаружены объекты древнего поморского промысла, включая детали деревянных судов и оснастку для ловли морского зверя и рыбы.

На фото: скан фотографии из книги- источник указан выше. МАКЭ- 1987г. "Деревянные поплавки"

52.JPG
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
И вот еще.
В конце упомянутой книги под редакцией П.Боярского, экспедицией МАКЭ отводится большая глава про развитие региона Вайгача, естественно основополагающей обозначено- туризм.
И одной из новых туристических маршрутов, обозначен остров Олений с указанием данного поморского становища. По книге он назван " Поморская гавань"

Так вот.
Самолет Северок сегодня проложил первую ниточку Малой Полярной авиации к данному удаленному уголку Арктики. С огромными трудностями и в половину не имея разных избыточных разрешительных для полета бумаг.

Тут есть туризм? Или Малая авиация? Может тут есть интерес государства?
Нет. Тут сейчас ничего и никого нет!
Нынешняя внутренняя политика государства палец о палец не ударило ни в развитии Малой авиации, ни в развитии арктических поселков, оставив их практически в угасании и тем более в развитии арктического туризма.
Напрашивается вопрос, все ли у нас делается правильно в этом самом государстве?

А ведь здесь можно и нужно летать, привозить сюда людей, тех кто любит историю Севера и путешествия в неизведанные новые уголки.
На протяжении туристического маршрута, получили бы развитие все населенные пункты, начиная от Воркуты с ближними туристическими базами, п Каратайка, Амдерма и до маленького поселка Варнек с полярными станциями.
Напомню, что сейчас, на данном этапе, нет развития ни у одного из перечисленных мною пунктов, а есть только выживание.
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Сегодня именно тот редкий день за долгую ветреную весну, когда можно не только думать куда упрятать самолет сразу после посадки перед пургой, но и планировать дальнейший полет.
Мы с Северком были готовы к ночевке на острове.

Погода позволила уйти дальше.

Дальнейший маршрут построен с пожеланиями моего друга, Василия Филиппова и с точками на карте Вайгача, которые имеют непосредственное значение для людей и истории Острова.

К четырем часам дня, я развернув самолет и конечно-же снова зацепив лыжами камни, спустил самолет на соленое озеро и произвел взлет на ветер.
Очень мне нравится этот снимок.

23.JPG


К 16 часам, самолет Северок проведав маленький островок Олений поднялся в небо пролива Карские Ворота, чтобы продолжить маршрут.

Продолжение следует!

P.S. Друзья, работа над отчетами занимает немало времени и работы с многими источниками.
Благодарю за поддержку полетов и выход этого экспедиционного отчета полярника, диксончанина, гидрографа, Илью Кобленца и воркутинку из семьи потомственных авиаторов, Татьяну Ваулину, поддержавших в эти дни мою работу! Спасибо вам огромное!
К сожалению сейчас других финансовых вариантов работы над текстовым материалом у меня нет.

Экспедиционная карта сбер. самолета Северок 4276 8402 6414 1266
 
Последнее редактирование:

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Остров Олений - бухта Промысловая.
К ненцу Василию Хатанзейскому.


Фронт с северо-запада подходит все ближе и все плотнее закрывает сторону Вайгача, куда я прокладываю свой маршрут после вылета с острова Олений.

46.7.JPG


Вот осталось позади водное пространство с дрейфующим льдом.

53.4.1.JPG


Иду на трехстах метрах высоты и по западной стороне мыса Костяного, наблюдаю строения оставленной в пятидесятых годах, полярной станции Вайгач.

В 2017 году Северок уже побывал здесь с посадкой и отчетом по этой уникальной станции.
Во-первых, при строительстве зданий в 1912 году, был впервые опробован вариант возведения стен из пустотелых бетонных блоков. К сожалению дома получились холодные и непрочные, а при оттаивании вечной мерзлоты строения дали осадку и большие трещины. Всё это было учтено в дальнейшем и впоследствии рядом с бетонными появились деревянные строения.
Во-вторых, несмотря на все сложности первых зимовок, благодаря существованию станции и приезду миссионеров, таких как замечательный священник Тельвисочного прихода, Геннадий Юрьев, были обучены грамоте многие детишки самоедов.

53.5.JPG


Благодаря станции, семьи кочевников зимующих на Вайгаче, не раз получали медицинскую помощь и поддержку продуктами в голодные, не промысловые 1914-15 гг.
"Иногда по вызову отец Геннадий выезжал для лечения больных самоедов. Тяжелое впечатление оставляли эти поездки:
«Чум их ужасен: не защищает даже ветра и снега. Очаг окутывает все густым дымом... Всматриваюсь. Подле очага лежат дети изможденные, грязные, покрытые экземой, корчащиеся в коликах детской холеры. Слышатся их надрывающие душу стоны».
Ночуя в ноябре на мысе Болванском у одного из кочевников, Юрьев и Доступов обнаружили, что голодные самоедские лайки без остатка съели их упряжь.
Лишь на станции можно было подкормить изголодавшихся собак, поэтому даже понукать собачьи упряжки стали словом «станция»" http://old.nvinder.ru/archive/2006/jul/11/07p.shtml

Северок вышел в глубину бухты Воронова. Замечательные места!
С правого крыла открывается вид на устье реки Хехеяха(река Идолов).
За 15 километров южнее, эта река берет начало в грядах священной Болванской горы. Там, где еще несколько часов назад совершил первую и такую значимую в плане экспедиции посадку самолет Северок.

50.1.1.JPG


Впереди по курсу гряда с красивым именем Ясурей.
Как раз тот случай, когда на топографической карте нет этого названия, но его знают местные жители. Эту гряду подсвеченную солнцем, хорошо было видно с острова Олений.
Пройти над грядой предложил мой друг, бригадир оленеводов, Василий Филиппов и глянуть оленей. Выполняю его просьбу - к сожалению ничего живого в этих грядах обнаружить не удалось.

51.JPG


И вот уже совсем рядом маленький безымянный мыс. Мы над ним не случайно и этот мыс входит в часть экспедиционного маршрута.
Почему?
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Спасибо за оценки, vslav и airat


Ровно работает двигатель и самолет как бы зависает над местом.
Неожиданно добавляют интерес, странные ровные полосы. Понятное дело, что некоторые вещи могут быть заметны только с воздуха и высота полета сейчас не малая - 330 метров.
Может какого-то рода оборонительные или строительные сооружения на сторону пролива Карские Ворота по аналогии с Белым Носом?
Я уже отчаялся найти какие-то данные и вот что оказалось.. "Геологическая траншея вырытая направленными взрывами.."

57.JPG


А теперь факты.
В 1987 году Морской Арктической Комплексной Экспедицией на этом мысу были найдены каменные орудия труда, по предположению МАКЭ датированные верхним палеолитом! Данные изделия древнего человека были найдены в виде ножевых, скребковых и клювовидных изделий в основном из белого кремня!
Отмечаю эту важную историческую точку нашей экспедиции, взмахом крыла..
И неожиданно в плотной пелене облаков сверкнул и пробился солнечный луч ударив в остров Малый Воронов.
Успел и поймал на фотоаппарат.
Мы все немного язычники и здесь на Вайгаче особенно. Любое проявление любимого светила воспринимаем как хороший знак!

53.7.1.JPG


Направляю самолет напрямую к огромной губе Долгой через мыс Воронов Нос, планируя выйти напрямую в район мыса Рогатый, туда где в зимовке живет постоянно ненец, Василий Хатанзейский.
Человек, который живет как его далекие предки, сохраняя традиции и, не побоюсь этого слова, границы нашего государства. Вместо того чтобы максимально поддерживать таких людей как Василий или Андрей Вылко, хранитель Семиликого идола, у нас принято делать наоборот. Впрочем об этом чуть позже.

Не раз слышал о том, что в губе Долгой благодаря ее расположению и глубине могли укрыться от штормов и маленькие корабли и ледоколы. Ничего удивительного, усредненные глубины во входе и середину бухты - 40-30 метров.
Как подтверждение течений и глубин, совершенно неожиданно для меня огромный язык из бухты оказался вырван, и снова лететь над открытой водой, мне ну никак не хотелось- ушел южнее и по кромке льда, наблюдая по правому крылу район фактории Долгая. К сожалению из-за приличной высоты, да и заметено всё, видно только очертание одного из оставшихся строений.

57.1.1.JPG


А ведь здесь ..
"В 1928 -1929 гг. к становищу Долгому были приписаны 60 человек, в их числе — ненецкие семьи Ардеевых, Логей, Таборей, Вылка, Вылейских. Позже фактория превратилась в центр организации охотничьих промыслов и рыбной ловли на острове. 28 октября 1929 г. на базе становища Долгого было создано промысловое товарищество ненцев "Вайгач" .
Здесь добывались: песец, заяц, нерпа, морж, белуха, медведь, омуль, голец, пух гаги. В становище Долгом насчитывалось: жилых домов — 2, баня — 1, склады — 2.. В 1932 г. было организовано обучение детей — ненцев: 1 мальчика и 4 девочек.
Становище Долгое в начале 30-х годов являлось административным центром Вайгача."(Из книги "Вайгач" под редакцией П.Боярского, В.Столярова)

57.3.1.JPG


Перешел Долгую и через весь пятикилометровый п-ов Рогатый четко выхожу к зимовке Василия.

58.1.1.JPG


Опасная картина для пилота Малой Полярной авиации - вплотную к зимовке придвинулся снежный заряд с облачностью, а спасительные солнечные лучи спешно уходят на запад.

Данное описание дает понимание насколько сложны и ответственны любые полеты Малой авиации. Не переоцените свои возможности,не принимайте решения на вылет, продолжение полета или посадки без опыта полетов в СМУ(сложных метео условиях)!

На этом снегу уже нет ориентиров и все, что у меня есть сейчас для привязки касания, это блеклая полоска береговой линии. Принять решение о посадке со стороны зимовки не счел возможным - первый заход и с попутным ветром у меня скорость получилась больше 120 км/час. При возникновении непредвиденного препятствия бухту ограничивает гряда и мне просто может не хватить тяги перетянуть через неё.
Но и с обратным курсом не легче - придется выдерживать высокую глиссаду из-за этой гряды. Так и получилось.

59.JPG


Из-за запаса высоты и летучести Северка смог произвести касание только ближе к зимовью. Обходя его на пробежке, вижу как Василий отбегает влево, а я ушел вправо и тут самолет ухнул с невидимого наструга и тут же встретил передней лыжей удар о встречный сугроб. Долбануло прилично, обидно что ничего этого впереди на слившейся поверхности я и не видел. К слову, привязные ремни удержали хорошо!

Отдаю должное конструкции моего замечательного самолета, выдержал без нареканий.
Вышел, осмотрел борт, протоптал снег впереди, чтобы был ориентир на безликой поверхности и уже по береговой линии перегнал самолет к зимовью.

Зим.jpg


Пожали руки, обнялись с Василием. Крайний раз я был здесь три года назад, также весной закрывая экспедиционную задачу. Впереди нас ждала интересная беседа..
О том как живется Василию, какие приключения происходят с одиноким зимовщиком и куда далее направился Северок, обо всем этом уже позже..

P.S. Друзья, Данный отчет делался несколько полных дней. Было обработано много полетной информации, архивов в сети и книг, работы с фотографиями.
Экспедиционная работа и выход отчетов был бы не возможен без поддержки вас моих друзей! В частности за выход этого отчета благодарю, Сергея Риве и Татьяну Корягину.
Если вам интересно продолжение отчетов поддержите нас.
Экспедиционная карта сбер. самолета Северок 4276 8402 6414 1266
 
Вверх