Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Виктор, с юбилеем!
Удачи тебе во всех делах, любви и понимания в семье, надежных друзей в путешествиях и делах, хорошей погоды и сил, бодрости и энергии!
 
Спасибо огромное, дорогие друзья!
Володя (shum99), Инна, Вадим (Вадим) вам благодарность, что смогли приехать и поздравить лично.
Очень добрые, неравнодушные слова читаю от вас и понимаю, что наше авиаторское братство есть и оно очень немалое!

И мы с Рыжиком отправляем вам пару плотных снежинок из прошедшего снегопада

С Рыж.JPG
 
Последнее редактирование:
Продолжается работа над большим отчетом, а пока давайте вспомним о самых ярких и неординарных событиях прошедших авиаэкспедиций.

2015 год.
Данное видео не публиковалось ранее и моя благодарность друзьям по Северу, журналистам из телекомпании Луч https://trk-luch.ru/ и конкретно, Любовь Крейдич. Опыт полетов нарабатывается с большим трудом и часто связан с риском.
Итак, 6 лет назад.

 
Последнее редактирование:
Повезло. Бывало лыжа ломала подкос, и полубочка...
Ставьте на хвост лыжи ГО, будет всегда по потоку, но тросики-ограничители надо.
 
Часть четвертая.

Из моря на берег.

25 августа.
Лодки прибыли и вскоре мы переехали в поселок. Парни по домам, а я на Ниве Эдика с целой кучей вещей и деталей от самолет Северок прибыл к дому. Вначале даже растерялся. Вместо шустренького самолета свалиться на голову друзьям с уже мертвым железом, было впервой. Ну, что ж тут поделать.

Первый рейс от лодок. Двигатель, сидения, шасси самолета у дома.

.
1-1-1.jpg


Надо сказать, что и Эдик и Белла очень тактичные люди. Мне, кстати, очень нравится эта черта ненецкого народа. Хоть в Каратайке, хоть на Вайгаче, хоть в Усть- Каре. Люди никогда не лезут в душу, никогда не задают лишних вопросов. О чем захочешь - расскажешь сам.
Эдуард обозначил место под крышей своего гаража, все детали и вещи там я и скомпоновал.
Вечером была замечательная и долгожданная баня!

Так у дома Нефедовых в Арктике, посередине бескрайней тундры с большим трудом и заботой растет обычная картошка.

1.JPG


И еще. Они выращивают свинок.
Что такое держать порося в специальном домике, вовремя накормить свинюку, когда на улице каждый день минус 35 с ветром, знает не каждый.

1-2.JPG


--------------------------------------------------

Еще когда шли на лодках, понимал, что нужно строить безотлагательно дальнейшую цепочку эвакуации. По спутниковому трекеру во время перехода на лодках, я вышел на Сашу Савинкова, который помогает и следит за безопасностью моих полетов. Саня позвонил Вадиму Повонскому в Воркуту.

Вадим рассказал о моем непростом положении друзьям- вездеходчикам, тем кто ходит из Воркуты с грузом на посёлок.
Напомню, что Каратайка, как и многие населенные пункты в Арктике имеет помимо авиации еще и вездеходное сообщение, позволяющее оперативно и относительно недорого проводить снабжение населения.

29 августа, вечером я получил сообщение от Вадима "Вездеход выехал". Ответил- Ждем!
Вадим-молодчина, положил в вездеход и полную канистру бензина для Эдика, как подарок за спасение друга.

Сотовая связь появилась.
Интернет понятно, здесь весьма дорогой, но звонки и смс по сотовой сети пробиваются, не в пример быстрее.
Чаще всего мне звонили из МАК(международный авиационный комитет)
Благодаря тому, что наш полет и момент приземления оказался широко известен, мне звонили из МАК настойчиво и по нескольку раз в день. Как мог, подробнее рассказал о сложившейся ситуации с самолетом и дал точные координаты приземления.
Понятное дело, авиационный комитет должен был расследовать данное происшествие, поскольку сверхлегкий самолет Северок имел государственную регистрацию. Положа руку на сердце, никаких преференций, эта регистрация мне уже не давала, кроме безумного транспортного налога в 250 руб./л.с в Московской области. План полета, не имея СЛГ я все равно не мог подать. Ну, а о ситуации с СЛГ и свое субъективное мнение о положении в АОН (авиации общего назначения), постараюсь представить в ближайших публикациях.

После путешествия на лодке мне следка продуло шею, голова поворачивалась плохо. Зато погода для крайних дней августа очень радовала.
Несколько раз Эдик запускал вездеход.
С супругой Беллой они размещались в кабине, а сверху, при ясном дне ехала вся наша гвардия.

1-5.JPG


Я и дочки Эдуарда, Маша и Валя со своими детками.

1-6-1.JPG


Обгоняя вездеход по зарослям ивняка несся маленький Черныш, смешно махая ушами в прыжках и нередко поднимая затаившихся зайцев.

В первый наш приезд на берег тундровой реки удалось торжественно вручить детворе с таким трудом спасенные из самолета яблочки и йогурт. Фотографий к сожалению не осталось, потому, что пилот дядя Витя, отлучился на рыбалку, а мелкие все подарки быстро съели
Ну и на здоровье!

1-7.JPG


🙂 Дядя Витя, это мы съели!

1-9-1.JPG


Поймали мы тогда несколько хариусов. Их хватило как раз на отличную уху, которую тоже там и съели, а Черныш караулил остатки. Но все ему было мало! Кося хитрым глазом, так и норовил, что-нибудь еще стащить со стола 🙂

Прошло еще два дня и начались дожди. Вездехода не было. Наступило Первое сентября.

2-2-1.JPG
 
Виолетта, дочь Эдика пошла в первый класс в Каратайке и мой сын Ярослав пошел также в школу в Подмосковье.
Я старался душевно сделать фото-видео сюжет о первоклашках северного поселка, а дома все хлопоты по сбору сына в школу, легли на плечи супруги.

По-прежнему днем уходил на рыбалку за несколько километров от поселка.

3-3.JPG


Собирал потихоньку в ведерко пойманную рыбу, а Эдик частенько забирал меня вечером, приезжая на Ниве в конец аэродрома, значительно укорачивая мой маршрут.

2-9.JPG


Вода в Янгарее поднялась и лодки ранее стоявшие на песке, оказались на большой воде. Кстати, несмотря на пару десятков километров от Баренцева моря, вода в Каратаихе и Янгарее имеет приличную соль и для прямого питья не годится. В котельной стоят опреснители и уже после них можно брать воду домой.

В один из таких дней увязался со мной Черныш, окончательно признав за своего. Уже когда прошли несколько километров выше по течению Янгарея, собака увидев стайку гусей через отмель переплыла на другой берег и какое то время бежала параллельно берегу. Но тут и место рыбалки подоспело.
Вдающийся в русло, намытый течениями мысок, во время прилива становится островом. Река здесь играет силой течения, но до и после сужения, широка и вольготна. Хариус ходит по поверхности, играет, но страстью оказаться на берегу совсем не горит.
И вот, наконец - первый трофей. Сильная рыбка! После изгиба спиннинга и нешуточной борьбы вывожу первенца на камни. Настроение отличное!

2-4-1.JPG


Черныш напротив меня- всего десяток метров, но через бурное течение. Дождь покропал.
- Черныш, ну чего ты там уселся, иди сюда!
Временами поскуливает и вскоре на мой голос бросается в воду и переплывает холодную сентябрьскую речку.
- Ай, молодец! Рядом со мной радостный пёсик отряхивается, обдавая тучей брызг.


Изредка я набираю телефон Кости-вездеходчика- недоступен.
Темнеет. Идем домой с Чернышом.

2-5.JPG


3-1.JPG


В пакете 19 хариусов, мой лучший улов за все время.

Дома Эдик помогает сберечь и засолить рыбку.

2-8.JPG


Третьего сентября утром пришли сразу три вездехода. Джалил с помощниками и Константин с Сергеем. Одна ТМка и два МТЛБ.
Выход сегодня же, после разгрузки.

3-4.JPG


Продолжение следует..
-----------------------------------------

P.S. Друзья пока верстался этот отчет. У Эдуарда Нефедова родился внук Сережа! Очень рады поздравить большую семью Нефедовых, маму Валентину и папу Александра, да и всё НАО с новым маленьким северянином!
 
Друзья, привет.

В начале февраля мне пришло сообщение с предложением сделать небольшой материал по самолету Северок, по общим проблемам Малой авиации и получения СЛГ (сертификат летной годности) в частности.
Хотел бы поблагодарить ПОРА «Проектный офис развития Арктики» Портал о развитии Арктики — GoArctic.ru и лично, Татьяну Шабаеву за публикацию.
Ибо. Наступила весна 2021.

Время стремительно уходит.
Впереди распутица и снабжение поселков в Арктике, летний туристический сезон. Авиа лесопатруль и осмотр газонефтепроводов, авиахимработы- опыление и защита культур от насекомых.
А что у нас с Малой авиацией? Какие кардинальные изменения произошли в ФАП (федеральных авиационных правилах) на сей день?

"..Авиация Общего Назначения, по своей сути во всех развитых странах, состоит из многих тысяч частных пилотов со своими воздушными судами. Современному российскому чиновнику — хоть гражданской области, хоть надзорной, — как правило, воспитанному советским плановым государством, мысль о таком масштабном развитии легкомоторной авиации внушает страх. Такое количество частных пилотов в воздухе, как вообще это можно допустить!.. И этот чиновничий страх перерождается в создание невыполнимых требований.

Одни выдумывают различные поверки и прочностные измерения, лишают лицензий целые десятки аэроклубов и отзывают пилотские. А другие увеличивают для АОН транспортный налог и штрафы в десятки раз, отзывают земли из-под аэродромов или создают заградительные требования по безопасности.

 
Друзья, вот и подошли к весеннему празднику- 8 Марта!

Авиаторы! Нам без женского понимания, поддержки и любви, всегда ковылять на одном крыле!😍
Дорогие наши, любимые женщины! От всей души поздравляем Вас с замечательным праздником, признаемся в самых верных чувствах и желаем здоровья!

1.1.JPG
 
Большой отчет об эвакуации частей самолета Северок из пролива Югорский Шар.
Часть пятая. Первые дни сентября.

Каратайка-Воркута
"Аки посуху"


Вездеходы вышли из поселка в 14 00.

Эдуард на прощанье махнул рукой и у меня осталась огромное чувство благодарности к нему, его семье и его друзьям. Уже несколько лет Эдик постоянно следит за моими полетами и принимает в них постоянное участие. И Северок много раз спасался от арктической непогоды под сенью дома Нефедовых в поселке близ Баренцева моря.
Слева, вездеходчики Константин и Сергей, Эдуард.

3-5.JPG


Сразу за околицей крутой спуск прямо в реку.
Наш тягач МТЛБ первым, как смелый утенок бросается в воду и не прекращая активное движение гусеницами буровит впереди широким носом воду. Позади бурный след от перемешанного с песком ила и светлой воды. После встаем на длинном пологом берегу и ждем остальных.


Как расположились и кого я встретил.
На броне ближе к двигателю едут три человека - я и Николай с супругой Татьяной. Николай Александров, опытный известный путешественник по северам, и семейной парой они несколько дней назад пришли в Каратайку сплавом. Теперь возвращаются обратно домой в Печору.

4-2.JPG


Рядом с вездеходчиком, Константином, едут двое его друзей, Сергей и Татьяна.
Сергей тоже вездеходчик, а Таня родом с Каратайки, она недавно от родных, повидала их и пока еще немного грустит.
Мы очень быстро все подружились и ехали замечательной командой, в которой делили и радости и трудности этого перехода.

Внутри вездехода в герметичном теплом кузове едут двигатель и редуктор от самолета Северок. Рядом шасси и топливный бак, аккумулятор и приборная панель, прочие детали и все мое экспедиционное снаряжение. Двигатель самолета мы под руководством Кости аккуратно уложили на деревянные балки прибитые к деревянному полу, он притянул движок после стяжками. Держало чётко.
Часть кузова осталось свободно и было определено, как место наших будущих ночёвок.

Первый длинный переход в 35 километров до реки Каратаиха и второго форсирования водной преграды, хорошо отпечатался в памяти. Вездеходы шли медленно, часто попадая на протяженные участки влажных торфяников.
Нужно упомянуть, что эта дорога постоянно действующая и никуда с нее вездеходы не съезжают. Идут по своим следам. Я, как житель Арктики не очень рад, когда тяжелая техника буровит тундровый покров. С другой стороны, что бы вы могли предложить взамен? Легкие самолеты? Сами знаете в какой мы ж..пе, благодаря нашему государству.
Машины на колесном ходу? Везут мало груза и у них и близко нет такого запаса прочности, как у этих танков.

4-1.1.JPG


Константин очень опытный водитель.
Перед армией я отучился на механика-водителя военного тягача АТС-59 и после уже на Диксоне управлял по работе и вездеходами и тракторами.

i.jpg
 
Как вездеходчик сам прекрасно чувствую те короткие моменты, когда тяжелая машина теряя инерцию может встать в вязкой низменной тундре. Вовремя переключить передачу, перейти на пониженную, найти нужную траекторию, а не ухнуть вездеход в болотину - это опыт, который нарабатывается годами и далеко не всем дается. В принципе, как и пилотирование самолета.

Вот одно из видео Кости. Это как раз момент выхода вездехода из реки Янгарей к поселку. Так по зиме доставляют продукты из далекой Воркуты.

 
Спасибо за оценки, друзья!

Ближе к 18 часам остановились после перехода через Каратаиху. Прошло три часа после выхода. Здесь на фото, мы все вместе -экипажи трех вездеходов.

И еще. Не оставляйте за собой мусор! После нас на стоянке было точно также как после приезда

4-3.1.jpg


Место это очень непростое и река по распутице становится грозной и мощной. Нередки случаи, когда вездеходы груженные товарами для поселка тонут или их уносит бурным течением. Обычное дело привязаться вездеходу за моторную лодку с мощным двигателем Ямахой или Хондой. Только так и можно удержаться на течении сильной реки, шириной несколько сот метров.

 
Последнее редактирование:
Вечереет и темнеет все быстрей. Мы расходимся.
Оба вездехода моего друга Жени удаляются от нас и под неровностями тундры всплески их фар уходят всё дальше и левее. Ну, а мы по прямой, на далекую Воркуту.

Вышла луна и расстояния начинают резко сокращаться - понятны только видимостью ярких огней вездехода.
Низменные торфяники.
Костя ночью в одну машину проходить не хочет. Вспомнив о трехдневных приключениях из его рассказа по пути из Воркуты в Каратайку, когда МТЛБ разулся и собрал в топи под собой гусеницу, заклинив трансмиссию - переубеждать его не хочется.

4-4.JPG


Нехитрый чай в ночь и расположившись в кузове в своем тепленьком спальнике от Баск, рядом с моими коллегами по туризму, я моментально провалился в сон.

Нужно понимать. Через несколько дней, да хоть через неделю, тут снова будет идти вездеход с продуктами. Не дай бог какая фатальная поломка -нас все равно не бросят и выручат - ибо это еще не забитая в угол Малая авиация России.
Ни одного частного пилота со своим самолетом на сотни и сотни километров в округе не найдешь!
 
Ночью было около трех градусов, но в бронированной утепленной машине холода не чувствовалось. Светает очень рано и в 7 утра открыв дверь вездехода, зажмурил глаза от яркого солнца. Пар идет из рта. Рядом с кузовом на траве аккуратно сложены объемные вещи не боящиеся сырости, Вынесли их, чтобы не мешали спать- резиновая лодка, шасси, бензобак самолета. Все покрыто росой.

Вездеход стоит на берегу реки в живописном месте, напротив впадения речушки Пинзор Та Ю. Чистейшая вода в Каратаихе и перекат.

4-5.JPG


Умываться иду прихватив удочку, а чуть позже подошли и Костя с Сергеем. Чет мы кидали-кидали и ничего не поймали. Мужики плюнули и ушли, наказав мне вскоре подниматься для сборов. А я долго и упорно выискивал местечко, где сидел мой заветный хариус.

4-7.JPG


Бах, неожиданно! Вот это битва! Потихоньку подвожу к берегу.
Трофей очень даже не плох и наверное самый крупный за всю мою рыбалку этим летом. На этом все и закончилось, больше никто не клюнул. Пошкерил я хариуса и уложил в ведерко к остальной рыбке в вездеходе.

4-6.JPG


4-6.2.JPG
 
Вскоре нашего железного конька, Константин двинул вдоль русла реки дальше на юг. Огромное неспешное стадо оленей и нарты с упряжкой на противоположном берегу мы долго-долго обгоняли. Но стоило нам остановиться для перекура, как передовики вновь показались за дальним косогором.
- Оперативно каслают, киваем мы друг другу, провожая взглядом пестрые многочисленные точки среди тундровых холмов.

4.6.2.JPG


Под ногами среди пышной тундры очагами красного и синего просвечивают ягоды брусники и голубики. Часто попадаются грибы, но с нынешним потеплением в Арктике, среди них можно запросто нарваться и на ядовитые.

5.4.JPG


Днем потеплело до +10, гнуса уже мало, а ветерок южный и небольшой. К обеду планируем дойти до Большого Паука.

Когда нам остается уже не так и долго, Костя уходит левее и вскоре мы у небольшого озера, с мыском вдающимся в середину и меняющим собственно говоря этим всю конфигурацию. Перед этим мыском начинается такая рыбалка, что я просто теряю дар речи. Не подумал сразу одеть сапоги, и теперь хлюпаю в жидком песке в лётных ботинках.
- Оба, на! Костя с Серегой и Таней стоя рядом на небольшом участке, буквально на каждый заброс тянут жирных окуней и между ними если закинуть чуть даль, то яростно хватает щука.

4-8.JPG


А у меня наоборот клева нет. Блесна большая и рыба боится. Косятся на меня ребята и видно, что своя рыбацкая удача их немного беспокоит. Это настоящие друзья!
Костя тут же дарит мне маленькую блесенку. Через секунду у него сходит мощная щука, но новую блесну её вытаскиваю я.
- Костя, прости! Смеемся всей нашей командой.

4-9.JPG


Чуть позже, Татьяна начинает шкерить рыбу, мы все ей по мере сил помогаем. Требуху специально оставили на берегу. Неподалеку чайки уже кружат, им тоже достанется. Ну а что то может и осторожным песцам.

После в пластмассовом корытце вся рыба переложена свежей озерной осокой и засолена. Занимает место наверху тягача.
 
В 12 30 пришли на базу.
Был рад увидеться с Сергеем и Татьяной. Сейчас они сторожа на базе, а значит тут чистота и порядок. Пили чай, забирали посылочки.
Наше общее фото!

5.1.JPG


5.2.1.JPG


Когда выдалась свободная минутка пошел сходил на импровизированный коротенький аэродром, который сделали с Джалилом и который принимал Северок круглогодично.

5.3.2.JPG


К 14 00 вездеход развернулся у базы и подняв мощным двигателем тучу песка затянутого в ленту гусеницы продолжил путь.

5.1.2.JPG


Что еще запомнилось из этого дня.
Несколько раз с Николаем мы спрыгивали с борта и уйдя вперед, снимали тяжелые участки болот или крутые подъемы, которые опытной рукой Кости брал наш вездеход.

Иногда мне казалось, что угол подъема слишком велик и вот-вот вездеход заглохнет или начнет валиться вправо или влево от подъема.
Но нет. Наша военная техника сделана с огромным запасом прочности и с хорошим водителем творит чудеса.

5.3.JPG
 
Маленький ручей.
Остановились неподалеку, заглушились. Против течения при виде нас метнулся малек рыбки. Костя зовет пройтись немного по ручью и вскоре в зарослях открывается небольшой и круглый как блюдце водоем. Ну небольшой совсем по диаметру, но весьма глубокий. Такое ощущение, что его ...выкопал экскаватор. Темная вода со свисающими в нее ветками дикого ивняка. Тут и блесну угробить запросто.

- Мне кажется тут должна быть рыба, говорит Костя.
И что вы думаете? Три заброса и у каждого из нас по щуке! 🦈🦈🦈

5.9.JPG


В районе 16 часов перекус на маленькой речушке Саваю, заросшей водолюбивыми растениями.

5.5.JPG


К 17 часам миновали базу оленеводов Малый Паук, расположенной на берегу озера.

5.7.JPG


Все ближе начало Каратаихи, которая происходит из слияния двух рек, Таръю и Сядэйю.
Кстати, нельзя не упомянуть, что в бассейне Каратаихи, известным геологом Черновым при изысканиях были обнаружены около 80 пунктов археологических находок- в основном керамики и кремневых орудий эпохи неолита!

6.1.JPG


6.1.1.JPG


Вечереет и холодает.
Я поверх своей штормовки от Баск одеваю рабочую зимнюю куртку с вездехода. Пусть она промаслена, но еще отлично держит тепло. В таком бутерброде еду уже и не мерзну.

6.3.JPG



6.2.JPG
 
Что то про Авиацию для которого создан форум тут стало мало . Картинки красивые конечно, природа то сё, но все же..........
 
Что то про Авиацию для которого создан форум тут стало мало . Картинки красивые конечно, природа то сё, но все же..........
Там за кадром, в кузове, самолёт, так что все нормально.
 
Назад
Вверх