Vi-kTo-R
В Арктике звезды ярче...
- Откуда
- Северо-Восток М.О.
Далеко впереди полого спускающейся тундры, привлек взор торчащий предмет. Странно. И хотя время поджимало, быстрым шагом отправляюсь к нему.
Ого!
Огромные водила и невидимое, вросшее в землю стальное кольцо, которое я, в общем-то неслабый человек, с большим трудом вырвал из объятий мшистой тундровой поросли.
Связка широченного бруса в виде английской буквы V, обшита стальными полосами и стянута по всей длине мощными шпильками проходящими через середину бруса. Чтобы конструкцию не свело давлением снега, по краям широкой части остался закрепленный, тем не менее сильно повреждённый толстый стальной уголок. Судя по высоте шпилек, набор бруса составлял не менее трех штук. Практически все они истлели.
Такую конструкцию, однозначно сдвинуть под силу было только трактору. Очевидно "Сталинцу". Выпускаемый с 1937 года трактор активно использовался в Хабарово. И в подтверждении, остов одного из них с крупными буквами по краю радиатора, до сих пор стоит неподалеку в болоте.
Фото из экспедиции самолета Северок "К становищу Хабарово" 2019г
Что интересно, как только я начал искать информацию в сети о тракторе Сталинец, так практически сразу наткнулся на подобный клин-отвал используемый для расчистки ..взлетно-посадочной полосы!
По данным с фотографии немецкого самолета-разведчика в 1941 году в районе порта Хабарово находились около 7 тракторов и 14 грузовиков
----------------------------------
- Эй, Прохор, давай! В тусклом свете фар под летящим снегом, серы и почти не видны были лица людей, одетых в простые телогрейки арестантов. Подняв водила и кольцо отвала они с трудом одели его на фаркоп трактора.
Трактор тронулся. В снежной круговерти пурги, распертые в сторону брусья легко смещали пушистые переметы снега. Далее за трактором по блестящему утрамбованному снегу от барака на юг медленно побрели рабочие-арестанты и уже за ними груженная полуторка с цепями на задней оси.
Именно в эту сторону на юг и начинался грандиозный и несбывшийся железнодорожный проект Хабарово- Воркута, оставивший после себя так мало памяти о бессмысленно растраченных людских силах и жизнях.
Находится этот тракторный клин-отвал в достаточно ровной тундре с небольшим понижением, совсем недалеко от бывшей Зоны ЮГОРЛАГ и жилых строений.
Вполне возможно, что летом здесь садились самолеты По-2 аэрофотосъемки "Полярной экспедиции особого назначения", материалы которой были так необходимы для изысканий прокладки железной дороги.
Фото из книги геолога М.Н.Петрусевича
-----------------------------
На обратном пути с возвышенности, наблюдаю как с запада на восток под полными парами по проливу идет снабженец полярных станций, научно-экспедиционное судно, Михаил Сомов. Вообще не парясь, красный пароход на моих глазах обогнал пыхтящий буксир с баржей на привязи.
Помню как глубокой осенью 1998 года уезжая с Диксона я отправлял свой трехтонный контейнер с вещами на Сомове, перетащив вездеходом контейнер через замерзший морской пролив на небольшой железной волокуше.
Скорость у Сомова очень прилична и если я правильно посчитал, то имея 11.4 узла, он идет порядка 21 км/час, что всего на 5 км в час меньше, чем скорость нашей моторной лодки от бухты Черной.
Вернулся на берег.
К 13 часам дня наша небольшая флотилия отошла от берега и установила курс на запад. Далее по проливу и к открытому морю Баренца.
Продолжение следует.. И обязательно будет!
Ого!
Огромные водила и невидимое, вросшее в землю стальное кольцо, которое я, в общем-то неслабый человек, с большим трудом вырвал из объятий мшистой тундровой поросли.
Связка широченного бруса в виде английской буквы V, обшита стальными полосами и стянута по всей длине мощными шпильками проходящими через середину бруса. Чтобы конструкцию не свело давлением снега, по краям широкой части остался закрепленный, тем не менее сильно повреждённый толстый стальной уголок. Судя по высоте шпилек, набор бруса составлял не менее трех штук. Практически все они истлели.
Такую конструкцию, однозначно сдвинуть под силу было только трактору. Очевидно "Сталинцу". Выпускаемый с 1937 года трактор активно использовался в Хабарово. И в подтверждении, остов одного из них с крупными буквами по краю радиатора, до сих пор стоит неподалеку в болоте.
Фото из экспедиции самолета Северок "К становищу Хабарово" 2019г
Что интересно, как только я начал искать информацию в сети о тракторе Сталинец, так практически сразу наткнулся на подобный клин-отвал используемый для расчистки ..взлетно-посадочной полосы!
По данным с фотографии немецкого самолета-разведчика в 1941 году в районе порта Хабарово находились около 7 тракторов и 14 грузовиков
----------------------------------
- Эй, Прохор, давай! В тусклом свете фар под летящим снегом, серы и почти не видны были лица людей, одетых в простые телогрейки арестантов. Подняв водила и кольцо отвала они с трудом одели его на фаркоп трактора.
Трактор тронулся. В снежной круговерти пурги, распертые в сторону брусья легко смещали пушистые переметы снега. Далее за трактором по блестящему утрамбованному снегу от барака на юг медленно побрели рабочие-арестанты и уже за ними груженная полуторка с цепями на задней оси.
Именно в эту сторону на юг и начинался грандиозный и несбывшийся железнодорожный проект Хабарово- Воркута, оставивший после себя так мало памяти о бессмысленно растраченных людских силах и жизнях.
Находится этот тракторный клин-отвал в достаточно ровной тундре с небольшим понижением, совсем недалеко от бывшей Зоны ЮГОРЛАГ и жилых строений.
Вполне возможно, что летом здесь садились самолеты По-2 аэрофотосъемки "Полярной экспедиции особого назначения", материалы которой были так необходимы для изысканий прокладки железной дороги.
Фото из книги геолога М.Н.Петрусевича
-----------------------------
На обратном пути с возвышенности, наблюдаю как с запада на восток под полными парами по проливу идет снабженец полярных станций, научно-экспедиционное судно, Михаил Сомов. Вообще не парясь, красный пароход на моих глазах обогнал пыхтящий буксир с баржей на привязи.
Помню как глубокой осенью 1998 года уезжая с Диксона я отправлял свой трехтонный контейнер с вещами на Сомове, перетащив вездеходом контейнер через замерзший морской пролив на небольшой железной волокуше.
Скорость у Сомова очень прилична и если я правильно посчитал, то имея 11.4 узла, он идет порядка 21 км/час, что всего на 5 км в час меньше, чем скорость нашей моторной лодки от бухты Черной.
Вернулся на берег.
К 13 часам дня наша небольшая флотилия отошла от берега и установила курс на запад. Далее по проливу и к открытому морю Баренца.
Продолжение следует.. И обязательно будет!