Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Далеко впереди полого спускающейся тундры, привлек взор торчащий предмет. Странно. И хотя время поджимало, быстрым шагом отправляюсь к нему.

Ого!
Огромные водила и невидимое, вросшее в землю стальное кольцо, которое я, в общем-то неслабый человек, с большим трудом вырвал из объятий мшистой тундровой поросли.
Связка широченного бруса в виде английской буквы V, обшита стальными полосами и стянута по всей длине мощными шпильками проходящими через середину бруса. Чтобы конструкцию не свело давлением снега, по краям широкой части остался закрепленный, тем не менее сильно повреждённый толстый стальной уголок. Судя по высоте шпилек, набор бруса составлял не менее трех штук. Практически все они истлели.

83-4.JPG


Такую конструкцию, однозначно сдвинуть под силу было только трактору. Очевидно "Сталинцу". Выпускаемый с 1937 года трактор активно использовался в Хабарово. И в подтверждении, остов одного из них с крупными буквами по краю радиатора, до сих пор стоит неподалеку в болоте.
Фото из экспедиции самолета Северок "К становищу Хабарово" 2019г

100.jpg


Что интересно, как только я начал искать информацию в сети о тракторе Сталинец, так практически сразу наткнулся на подобный клин-отвал используемый для расчистки ..взлетно-посадочной полосы!
По данным с фотографии немецкого самолета-разведчика в 1941 году в районе порта Хабарово находились около 7 тракторов и 14 грузовиков
----------------------------------
- Эй, Прохор, давай! В тусклом свете фар под летящим снегом, серы и почти не видны были лица людей, одетых в простые телогрейки арестантов. Подняв водила и кольцо отвала они с трудом одели его на фаркоп трактора.
Трактор тронулся. В снежной круговерти пурги, распертые в сторону брусья легко смещали пушистые переметы снега. Далее за трактором по блестящему утрамбованному снегу от барака на юг медленно побрели рабочие-арестанты и уже за ними груженная полуторка с цепями на задней оси.

Именно в эту сторону на юг и начинался грандиозный и несбывшийся железнодорожный проект Хабарово- Воркута, оставивший после себя так мало памяти о бессмысленно растраченных людских силах и жизнях.
Находится этот тракторный клин-отвал в достаточно ровной тундре с небольшим понижением, совсем недалеко от бывшей Зоны ЮГОРЛАГ и жилых строений.
Вполне возможно, что летом здесь садились самолеты По-2 аэрофотосъемки "Полярной экспедиции особого назначения", материалы которой были так необходимы для изысканий прокладки железной дороги.
Фото из книги геолога М.Н.Петрусевича

img922.jpg


-----------------------------
На обратном пути с возвышенности, наблюдаю как с запада на восток под полными парами по проливу идет снабженец полярных станций, научно-экспедиционное судно, Михаил Сомов. Вообще не парясь, красный пароход на моих глазах обогнал пыхтящий буксир с баржей на привязи.

83-7.JPG


Помню как глубокой осенью 1998 года уезжая с Диксона я отправлял свой трехтонный контейнер с вещами на Сомове, перетащив вездеходом контейнер через замерзший морской пролив на небольшой железной волокуше.
Скорость у Сомова очень прилична и если я правильно посчитал, то имея 11.4 узла, он идет порядка 21 км/час, что всего на 5 км в час меньше, чем скорость нашей моторной лодки от бухты Черной.

Вернулся на берег.
К 13 часам дня наша небольшая флотилия отошла от берега и установила курс на запад. Далее по проливу и к открытому морю Баренца.

Продолжение следует.. И обязательно будет!
 
Спасибо за оценки к отчету, друзья!

Становище Хабарово - река Лымбадаяха(Пустынная)
Самолет Северок, второй переход на лодках.


Стоило только отойти от берега и на краю тянущейся береговой тундры, нарисовалась темная движущаяся точка. Присмотрелись- овцебык! Немаленькое животное с пышной курчавой головенкой с любопытством осмотрело нас и весело помчалось вдоль берега. Мы тоже с любопытством смотрели на шустрого одиночку.
Эдик с Лешей и Димой были гораздо ближе, но вот фоткали или нет не знаю, а я смог заснять немного.
Еще раз появившись после очередного холма, овцебычок рванул вглубь тундры.

20200824_132210-1.JPG


До выхода из пролива Югорский Шар нашим лодкам идти 11 км.
Сейчас мы еще прикрыты западным углом полуострова, но в районе Белого Носа уже никакой защиты не будет, выйдем в открытое море. Ветерок небольшой юг, юго-восток, порядка 6 м/сек. По солнечной дорожке наша груженная частями самолета флотилия, под флагами поселка Каратайка и Малой Полярной авиации все дальше уходила от бухты Черная.

20200824_132915-1.JPG


Островок Входной оставили мористее, а такой же у Белого Носа, наоборот траверзом справа по борту. Мыс Пырков и близлежащие бухты проходили на удалении 2-3 километра от берега. Эта часть акватории изобилует подводными банками и камнями, они обозначены на навигаторе у Саши.

20200824_134736-1.JPG


Берег ушел на юго-восток открыв нос нашего корабля всем ветрам и тут мы получили по соплям. Александр сбавил скорость сразу на десять километров в час, иначе в правую скулу перегруженной лодки начинались нешуточные удары волны. Теперь поднять нос лодка не могла и если чуть увеличить скорость, то в следующий удар нас уже окатывало тучей брызг.
Смс с трекера от Александра Савинкова
"С Каратайки спрашивают когда планируете быть." Я смог только натыкать "Волна прил."
И еще через 10 минут добавил "Идем на Лымбаду. Там решим."

Все равно страш-шно красиво! Далекий берег, маленькая лодка и вокруг темная злая вода. Даже гуси, которых было полно, летели ближе к берегу, гогоча и усмехаясь видя нас.

20200824_144828-1.JPG
 
Эдуард с Алексеем и Дмитрием ушли вперед. Я, как человек ответственный за фото и видеофиксацию событий, встал на секунду и начал снимать на телефон.
После очередного толчка повалился на свое место, а телефон чуть не вылетел из рук. Нелегка доля корреспондента 🙂

- Я весь мокрый, сказал Саня. Я тоже мокрый, подумал я про себя, взбрыкиваясь и отряхивая воду уже пробравшуюся за воротник своей штормовки от Bask. Взглянул на него.
- А я мокрый от пота, сказал Саня.
Наконец за мысом Чайка зашли в устье мелкой реки Пустынная (Лымбадаяха).

20200824_145829-1.JPG


20200824_150224-1.JPG


Привод мотора электрический и приподняв винт прилично покрутились в извилистом русле реки, периодически цепляя то камни, то песок. Вооружившись веслом, с носа то и дело направлял лодку в нужное русло. А потом вообще слез и в болотных сапогах пошел пешком по воде 🙂

20200824_151248-1.JPG


У Эдуарда транец Казанки выносной и она чуть легче прошла отмели. В 15 16 остановились напротив небольшого балка, пройдя за два часа через пролив и море около тридцати километров.
Отдых.

Вот тут показал себя Дмитрий. Закинув за плечо ружьишко ушел к недалекому озерцу и вскоре подманил манком и подстрелил несколько гусей из огромного количества летящих на юг мимо нас птиц. Сезон охоты в НАО открыт и с продуктами очень ограничено.
Вскоре на импровизированном столе, спасибо Эдику и Леше оказалась полная кастрюля вкуснейшей похлебки.

20200824_172553-1.JPG


У меня есть отличный подарок от Вани Кутасова. В Амдерме он летал со мной. Это солнечная батарея и внешний аккумулятор, который здорово выручил в этом путешествии. Так вот солнечную батарею я повесил на стену балка и с ее помощью удалось подзарядить наши девайсы. Кстати, балок у которого остановились- нашего друга, бригадира оленеводов, Василия Филиппова с Вайгача.

20200824_175222-1.JPG


Внутри чистота, есть необходимый запас дров. Прикрыл за собой надежно дверь.

С трекера:
"Саш есть прогноз точки? " "Завтра после 13 ветер через юг на западный и стихнет до 3-5 м/с теплеет, дождь будет."
Сам же мой трекер тоже давал погоду через спутник, его ветер также был западный, но уже не слабый.
" Принял, решили идти дотемна"

20200824_175419-1.JPG


Посовещались. Пока есть погода будем уходить от открытого с запада берега. Впереди в 30км. от нас огромный мыс Бельковский и перед ним одноименная протока со старой зимовкой. Протока длиною в 10 км. прошивающая основание мыса. Идем по плану туда.

В начале седьмого вечера начали свой новый и весьма непростой путь по Баренцеву морю.

20200824_183311-1.JPG


P.S Большое спасибо всем, кто поддерживает полеты и отчеты! Новые календарики от самолета Северок от Цитата-Плюс ожидаем к 20му января, сразу же отправлю!

Вскоре добавлю небольшое видео от этого перехода

Продолжение следует..
 
Последнее редактирование:
Дорогие форумчане - авиаторы, путешественники, северяне, друзья! От всей души поздравляю всех со Старым Новым годом и желаю в первую очередь здоровья!
А во-вторых. Идти дальше. Несмотря на все трудности, летать, учится летать!

Ну, если не летать, то просто делать свое дело. Может начать что-то новое. А если уже начали, то потихоньку, медленно и верно продолжать!
Не останавливаться на достигнутом!

85.JPG
 
Перед выходом скомпоновали груз на лодках и часть бензина из канистр ушла в бак.
К нам с Сашей на Прогресс пересел Дмитрий.

С запада, как подтверждение прогноза подтянулась завеса туч.
Пока прошли в обратную сторону мелкое устье Лымбады, солнце еще старалось удержаться в поле зрения, но наш выход в открытое море совпал с его последним вскриком. Луч осветил лица и солнце угасло.

90-1.JPG


91.JPG


Время 18 50
Две груженные лодки с деталями и двигателем от самолета вышли в Баренцево море. Нас 5 чел.
Курс на юг к мысу Бельковский.

91-1.JPG
 
Скорость лодки Александр выдерживает от 13 до 20 километров в час.
По прежнему следуем далеко от берега, он выглядит как широкая серая нитка. Не меньше километра- полтора отошли от суши. Дмитрий сидит сзади и чуть повыше на большой канистре, он мужественно смотрит вперед под летящей в лицо солью и и умудряется периодически передавать зажженную сигарету волнующемуся капитану.

Эдик с Лешей бьют режут Казанкой волну впереди, а мы в кильватере уже по сглаженной воде идем. Ровная работа двигателей Хонда на обоих лодках успокаивает. Вспоминаю как на Диксоне имея в эксплуатации Вихри, Нептуны у наших рыбаков в лодках постоянно лежали запасные свечи или крыльчатки охлаждения, катушки зажигания и т.п. Что и говорить, слабоваты надежностью были наши двухтактники.

91-1-1.JPG


Достаточно далеко смогли продвинуться мы в этот вечер и когда до заветной протоки оставалось минут 40 ходу, слева по борту заметили корабль. Он стоял у берега боком.

- Вот бы здорово если бы нас пригласили на ночевку! Мысль такая, наверное не у одного меня промелькнула. Посовещались и решили подойти ближе. Здесь у открытого всем ветрам берега нет ни малейшей бухты или укрытия, а до протоки идти уже по сумеркам.

91-2.JPG


Странное нехорошее предчувствие все сильнее поднималось во мне, чем ближе подходили к кораблю.
Не видно ни одного зажженного ходового огня, ни одной лампы в иллюминаторе. Такой, приличного размера корабль с белыми надстройками и высокой рубкой. Когда уже можно было разглядеть детали, увидел что у кормы подвязано накренившись еще одно небольшое суденышко! Таких буксирчиков и в бухтах родного Диксона я видел не мало.
Вот, на борту большого уже можно прочитать и название, БТТ-311. Буксир-толкач с ярко выраженным носом для буксировки барж.

По прежнему никого на палубе не видать и когда мы подошли совсем близко увидели, что суда выброшены штормом и стоят на ..камнях!
Еще ближе.. Свистели, кричали, никто не отзывается. Что за Летучий Голландец и почему никого нет на нем, какие страсти разыгрались на борту и что чувствовала команда когда судно несло к безлюдному берегу? Одни вопросы.

91-4.JPG


Время 20 05.
Уже все, приплыли. Еще немного и будет темно. Лодки завели за корпус большого буксира, надежно привязали и поднялись на борт. Внутри пустынно, темно и, честно говоря страшновато. Может здесь и есть какой сторож и просто спит внутри? Был бы я один, так вообще без какого-нибудь оружия не сунулся бы внутрь. ))

Осмотрели судно. Никого..
Внутри аскетично по-корабельному, ничего лишнего и как-то очень бедно, что ли. Старый дсп, которым обшиты помещения, неровно висящие на петлях двери, одеяла и подушки далеки от чистоты.

Впрочем жизнь на таких корабликах-трудягах, очевидно всегда была непроста, да и деньги давались большим трудом и потом. Представляю, как в годы Советского Союза десятки и сотни таких буксиров активно трудились по рекам страны, работа команды была очень востребована и уважаема.

Судя по этому кораблю, обстоят дела нынче в отрасли хреново, когда экономика построена только на выкачивании ресурсов и на принципе купи-продай.

91-5.JPG


В машинном отделении полно воды, в каютах экипажа под полами плещется.

В кают-компании есть немного сахара и много чая. Старый аккумулятор загорелся подвешенной самодельно лампочкой. Приготовили вполне комфортно еды и попили чай.

91-6.JPG


Легли спать.
Мы с Димой внизу в кубрике накрывшись старыми одеялами, остальные выше.

Сон поначалу шел с трудом, перемежаемый стуком лодок о борт, плеском и течении воды по переборкам рядом с нами.

91-7.JPG


Продолжение следует и будет!

Друзья, работа над фото и видео материалами отчета занимает много времени. Стараюсь чтобы читать и смотреть было интересно.
Можете поддержать и ускорить выход нового отчета про наши приключения- карта сбербанка самолета Северок, неизменна 4276 8402 6414 1266

P.S. Большая благодарность за заказ наших эксклюзивных календарей. Сегодня вторая дополнительная партия отправилась в Питер и Коряжму, Ленинградскую область и Московскую. В Германию.
 
обстоят дела нынче в отрасли хреново, когда экономика построена только на выкачивании ресурсов и на принципе купи-продай.

В советское время экономика была построена еще хуже. Грязные подушки, старый ДСП, двери на просевших петлях, это не экономика, это менталитет. Прежде всего не уважение, к самому себе. Что мешает постирать постельное белье и отремонтировать каюты?! Лень, пьянство и наплевательское отношение. Разруха она в головах.
 
Продолжение большого отчета.

Баренцево море - протока Бельковская - протока Гусиный Шар- пос. Каратайка.
Эвакуация частей самолета Северок. Третий переход на лодках.


Здесь на Крайнем севере светает очень рано. Вчера мы уставшие от прошлого перехода уснули сразу, но и проснулся я рано. С первыми лучами солнца в иллюминатор рубки. Время 5 утра
Тихонько, чтобы не будить Диму поднялся наверх. Открыл дверь и выйдя на палубу чуть не выпал в осадок! Обе под завязку груженные лодки, которые мы привязали по полной воде под борт, обсохли и стоят на камнях! Журчание, которое перемежая сон было слышно по переборкам корабля, было не что иное как уходящая из корабля с отливом вода.

92-2.JPG


Эдик и Леша разговаривают, их слышу. Саша тоже проснулся.
Вскоре мы с ним отправляемся за питьевой водой и находим ручей в нескольких сотнях метрах южнее кораблей. Вода в ручье мутновата, явно с примесью тундры и глины, но когда вокруг только море и соль, то это самая прекрасная и пресная вода в мире.

92.JPG


Возвращаемся. Чуть поодаль Алексей разделывает гуся.

92-1.JPG


После горячего чая, на прибывающей воде постепенно выводим лодки из западни. Я перешел на маленький буксирчик, привязанный к борту БТТ-311, здесь глубже и в лодку я сяду с него. Несмотря на большой угол крена удалось зайти в рубку. Везде ржавчина и облупившаяся разными годами краска. Но вот что интересно - щиток приборов вполне в рабочем состоянии.

92-4.JPG


Заглянув трюм с небольшой водой рассмотрел дизель, вполне чистый и комплектный. Та-ак. Небольшой осмотр выхлопной трубы и последующий вывод - совсем недавно этот буксир был на полном ходу! Его тип, РБТ (рейдовый буксир). Впрочем и название "Богатырь" "Амдерма" присутствует, очевидно, Амдерма- порт приписки.

Старт лодок в 8 30.
С большой жалостью оглядываюсь на эти два, оставленных на волю безжалостного моря корабля. Борт их открыт западным штормам и дни, можно сказать с уверенностью, сочтены.

92-3.JPG


Только сейчас, спустя полгода, из разговора с Владом Выучейским узнал подробности.

Оказывается, маленький рейдовый буксир РБТ "Богатырь" вел БТТ-311 для ремонта от Варандея, но у "Богатыря" случилась поломка и оба корабля оказались во власти стихии. Штормом их вынесло на камни, экипаж не пострадал. Люди прошли к полярной станции Белый Нос не менее 40 км.

92-6.JPG
 
Под крики перемежающихся стаек гусей и уток мы прошли 11 километров.

92-8.JPG


92-7.JPG


Зашли в малозаметную, но такую удачную протоку.
Под мелкий пронизывающий дождь начались наши новые приключения. Оказалось, что выносной транец на Казанке у Эдика много значит и вскоре два силуэта мелькнули и пропали на глиссировании за очередной излучиной.

92-9.JPG


Шум их мотора стих. А мы...

93.JPG


А мы, то справа то слева от узкого русла в мутной воде начали вставать на мель. По очереди менялись с Димой на носу, веслом упираясь и сталкивая лодку.

93-2.JPG


Короче прошли протоку длиной в 10 километров со скоростью бегущего человека - за полный час.

93-1.JPG


Когда подошли к высокому берегу и костру, оказалось что Леша уже обед сварил 🙂

93-4.JPG


Отметили сквозной проход через Бельковский п-ов плотным перекусом, любуясь видом на юг, на Бельковскую губу.

93-3.JPG
 
Время 11 27
Снова море.
На полном глиссере еще двадцать километров проходим и влетаем в протоку Гусиный шар. Вот тут красиво и быстро!
Глубокая и живописная протока позволяет держать скорость.

Над нами чайки, а иногда замечаю отплывающие под защиту берега от шума мотора лебедей, на еще не сильных крыльях.

93-5.JPG


Эта протока длиной более двадцати километров, из нее вышли в устье р.Васьяха.
Тройка километров и Васьяха растворилась в мощной реке Каратаихе. На берегу острова между протоками завиднелись домики, это Нижняя База рыбацкой артели из поселка Каратайка.

93-6.JPG


Здесь, умудренные опытом уже знают с какого бревна или кирпича можно поймать сотовую связь. По прямой до поселка около 17 километров.
Пока наши судоводители заправляют лодки, быстро оглядываю базу.
Видавшие виды домики, где-то лучше, где-то хуже. С частью разрушенными завалинками и плохими нижними венцами. Жилые комнаты внутри в порядке, а некоторые вообще выглядят ухоженными.


93-7.JPG


Очень огорчило, что все практически дома оказались закрыты на замок. Впрочем, на одной хатенке хилый гвоздь державший скобу с замком оказался выдернут. Интересно, от кого и почему здесь закрывают дом на замок.

Один не ценит жильё в Арктике, может его загадить или сжечь, а другой, после этого в каждом человеке видит свинью и закрывает дом, который может спасти жизнь замерзающему.

Последний рывок!

93-8.JPG


Скорость лодок как будто почувствовавших близость дома, больше тридцати километров в час.
Вот и солнце отблесками через тучи появилось, как бы поддерживая нас. Все ближе строения поселка и самое большое из них, покрытое красной черепицей здание школы.

93-9.JPG


В 14 40 лодки свернули в речку Янгарей и встали под берегом у поселка.

994.JPG


Так благополучно закончилась морская часть эвакуации частей самолета Северок из бухты Черная в проливе Югорский Шар.

Спасибо моим друзьям, Эдуарду Нефедову, Александру Яшеневу, Дмитрию Михееву и Алексею Каневу!
В течении двух дней пройдено лодками 160 километров до поселка Каратайка через западный берег Югорского полуострова по Баренцеву морю и двум протокам.

Ну а что же дальше спросите вы...

94-1.JPG


А дальше наш путь с двигателем от самолета, шасси и кучей других железяк лежал по благословенной тундре, тайге и т.п.
К Большой земле..

Продолжение следует..
 
Спасибо за внимание и за оценки, друзья!

На минутку вернемся к прошлому году.
С огромным интересом весной 2020 я готовил авиа маршрут к поселку Елецкий и горам Полярного Урала. Искал средства на экспедицию, готовил снаряжение.
Одним из действий была отправлена заявка на грант в ПОРА «Проектный офис развития Арктики» https://porarctic.ru
Безымянный.JPG


Сотни небольших аэродромов Советского Союза в наши дни заросли тайгой и лесом, но у людей никуда не делась потребность в быстром и оперативном перемещении.
Из удаленного поселка добраться в город, райцентр, столицу округа. Всё это раньше делалось с помощью самолетов местных авиалиний - Ан-2, Л-410, Як-40.

Помню, как после прилета #самолет_Северок к поселку Елецкий близ гор Полярного Урала, в разговоре с вездеходчиком Александром выяснилось, что здесь всего несколько раз садился вертолет Ми-8.
Тем интереснее было протянуть первую ниточку от Воркуты к п. Елецкий и далее к Уральским горам сверхлегкому самолету Северок.
В работе над экспедиционным полетом, мне помогали много замечательных друзей. Александр Абганеев, Сергей Берсенев и Григорий Бегали подготовкой самолета, Вадим Повонский осмотром места посадки и встречей, Владимир Богданов помог снаряжением и организацией экспедиции, Валерий Губенко жильем и ночлегом в Елецком.

Очень приятно, что экспедицию "План полета-Север. В горы Полярного Урала" и работа над фото и видеороликом осенью 2020 г. одобрили в центре ПОРА
https://porarctic.ru/blog/2020/10/21/plan-poleta-seve..
Это уже второй грант, который был выдан самолету Северок от этой организации и очень здорово, что #Малая_Полярная_авиация пользуется поддержкой и уважением на таком высоком уровне! Спасибо!

Глубокая признательность моим друзьям, спортсменам-кайтерам, Валерию Семенову и Андрею Громову за помощь в работе над видеороликом и информационной поддержке!

 
Последнее редактирование:
Друзья, ну простите, на денек я не успел с публикацией! 🙂 Вчера ДР просвистело..

Пусть уже не девятнадцать, но крепка рука у хлопца!
У полярника- День солнца!

Изменен.JPG


Мы поборем все невзгоды и проводим зиму вскоре!
Принимаю поздравленья, говорю друзьям, - Привет!
И по рюмочке удачи отправляю всем в ответ!
🙂
🙂
🙂
 
Сердечные поздравления и только попутного ветра! После взлёта разумеется.
 
С днём рождения Виктор!
Здоровья тебе, успехов!
Восстанавливай самолёт или даже лучше построй новый с хвостовой опорой для безопасных посадок с подбором и сразу с поплавками, на севере, где мы летаем это очень полезная опция.
 
Назад
Вверх