Макс , рекомендую воспользоватся рекомендациями Грэга Гремминджера . Заблуждение *5: “Вектор тяги маршевого винта определяет устойчивость
автожира! ” Это - мать заблуждений, которая порождает другие заблуждения о
векторах тяги маршевого винта и ВТЦЛ. Реальная проблема с устойчивостью
автожира вызвана не положением вектора тяги маршевого винта (относительно
проекции ЦТ по вертикали).
Реальная проблема со СТАТИЧЕСКОЙ устойчивостью – в местоположении ЦТ
относительно ВТНВ. Это положение – результирующее от моментов нескольких
статических сил, действующих на фюзеляж автожира:
- сопротивление фюзеляжа (от путевой составляющей воздушной скорости),
- кабрирование (пикирование) фюзеляжа (от восходяще-нисходящей
составляющей воздушной скорости),
- кабрирование от СТАБИЛИЗАТОРА с отрицательной подъёмной силой (как в
результате действия воздушной скорости, так и в результате действия спутной
струи воздушного винта),
- и вектора тяги маршевого винта (в результате изменения мощности двигателя).
Все эти силы, действующие на плечо относительно ЦТ летательного аппарата,
вызывают моменты, которые определяют полную статическую устойчивость
автожира, устанавливая статическое положение фюзеляжа и ВТНВ относительно
ЦТ. Рассматривая только один или два из этих моментов, не учитывая эффекты
от других, мы приводим себя к неправильным заключениям относительно
устойчивости автожира.
Статическая Устойчивость по перегрузке требует, чтобы сумма всех этих
моментов, действующая на фюзеляж, держала ЦТ впереди ВТНВ.
Недостаточная статическая устойчивость по перегрузке - источник риска
неуправляемого переворота.
Статическая устойчивость по скорости требует, чтобы ЦТ был всегда впереди
ВТНВ, для чего СТАБИЛИЗАТОР должен обеспечивать отрицательную
подъёмную силу, чтобы балансировать «передний» ЦТ. Статическая устойчивость
по скорости – второе решение проблемы неуправляемого переворота, поскольку
она мешает порывам ветра перемещать ВТНВ от устойчивого положения позади
ЦТ.
Динамическая устойчивость не имеет никакого отношения к вектору тяги
маршевого винта! Динамическая устойчивость - результат инерции несущего
винта/фюзеляжа и эффективности демпфирования СТАБИЛИЗАТОРА.
Недостаточная динамическая устойчивость – видимая часть проблемы с РАЛ,
которая может привести к фатальному неуправляемому перевороту (статическая
нестабильность по перегрузке) после нескольких циклов.