Бесконтактные системы зажигания. Ликбез

Авторы сдулись - не осталось статей в онлайне, торгуют.

Свободно нашлась их древняя разработка 1997 года - может интересно http://www.not2fast.com/ignition/cap-dis-ignit-cdi.pdf

Качество разработок мне оценить сложно - это всёже любители

И обрывки 2007

http://www.vespalabs.org/@api/deki/files/474/=kc5443_ignition_coil_driver.pdf

http://www.vespalabs.org/@api/deki/files/474/=kc5443_ignition_coil_driver.pdf

Сами делают киты неизвестного качества
http://www.voltelectronics.com.au/new-capacitor-discharge-ignition-cdi-kit.html
 
Понятно.  Я  что то  про  эти  разработки  встречал :


«Ignition Unit ( for DC - CDI Motorcycles ).»

http://nawaikhsan.blogspot.com/2010/12/rangkaian-cdi-racing-multispark-dengan.html

В  машинном  переводе :

CDI гоночной серии на MOS-FET многоискровой

Дизайн: Джон Кларк
Раньше я напоминаю вам, вы должны иметь базовые знания в области электронных схем. Пожалуйста, посмотрите на ваши собственные ссылки на базовые знания в области электроники.
На этот раз я расскажу серии CDI с большим количеством искр, в отличие от обычного использования CDI только одна искра каждом шагу. Sparks загорится снова в некотором интервале, что бы сделать больше сгорания. CDI на самом деле, приложенного к двигателю цилиндр много, не знаю результаты, если для одного цилиндра двигателя.
Схема использует две микросхемы IR2155. Одна микросхема используется для автоматического выключателя, и одна для схемы преобразователя. Коммутаторы серии не используется транзистор или SCR, но с использованием МОП-транзистор IRF822, потому что это CDI обладает очень высокой частоты выше 20 кГц. По ее дизайнеров, CDI, все еще [ch8203][ch8203]в состоянии работать на 30000 оборотов в минуту оптимальным. Схема MOSFET Инвертор использует MTP3055SE.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Как  я  понял  -  они  хотели  нескролько  повысить  КПД  мотора.  Толку  особого  -  вроде  как  не  вышло. Работает  -  но  без  чудес.  Дублирования  я  тут  не  вижу.  Просто  многоискровая  система.  Качество  -  ну  не  плохое  -  для  любительской  поделки.  Я  такую  штуку  на  пляжный  квадрик  -  может  и  поставил  бы...

Потом  видимо  они  решили  не  мудрить  а  просто  сделать  обычный  блок  CDI -  но  поставить  детальки  помощнее  с  более -  менее  прогнозируемым  качеством ( чем  у  дешового  китая ).  Без  ограничителя.  И  посоревноваться  с  китайцами  на  рынке.  Может  они  и  правы  .


«Capacitor Discharge Ignition (CDI) Kit.»
 
Что думаете по поводу
http://cxem.net/avto/electronics/4-95.php
Может и не лучшее изделие, но стиль изложения хороший 🙂

Не много не в тему. Не знаете кого нибудь кроме Walbro и Oppama кто делает простые зажигания с УОЗ - маховик + внешняя интегрированная катушка. Типа конкретной мотопилы, чтоб доступно было в любом сельпо.
 

Вложения

  • EMG-64GD_jpg.jpg
    EMG-64GD_jpg.jpg
    35 КБ · Просмотры: 271
Про  http://cxem.net/avto/electronics/4-95.php

Технологически  неплохо  проработано.
Хорошее  описание.
В  принципе  наверно  не  худший  вариант.
Однако  схемотехнически  и  по  элементной  базе -  вызывает  вопросы. Видимо  разработка  из  не  очень  новых.

Если оставить  за  скобками  вопрос  с  преобразователем  напряжения и  непосредственно  коммутатором  дающим  искру - контроллер  зажигания  с  ФУОЗ  (  Формирователем  Угла  Зажигания )  в  современных  самодельных вариантах  как  правило  выглядит  примерно  так :


«блок  Саруман»

http://forum.dnepromoto.com/predlagaetsya/operezhenie-zazhiganiya-'saruman'/


«Блок  Саруман  с  проводкой»

http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=78927

Понятно  что  преобразователь ( если  нет  зарядной  обмотке  в  генераторе )  и  выходной  каскад  тоже  займут  сколько  то  места...

Ну  и  для  использования  на  ЛА  нужно  видимо  всеже  заливать  компаундом  в  коробочку... Чтоб  вибрация  и  влага  не прикончили  конструкцию.

Ещё  есть  мнение  что  мозги  и  преобразователь  с  конденсаторами  и  тиристором  -  лучше  разносить  на  2  отдельных  платы.  Чтобы  высокое  напряжение  было  подальше  от  программируемой  микросхемы.

Следующую  ссылку  я  кажется  уже  приводил...  Вставлю  ещё  раз :

http://ua3usy.narod.ru/ZA.htm

http://www.ua3usy.narod.ru/

Исполнено  в  целом  не  идеально.  Габарит  ни  минимально  возможный...  Но  работает.  Можно  несколько  усовершенствовать...  Совершенство  не  имеет  конечной  границы...

Часто  упоминают  систему  Сарумана...
Вот  ссылка ( для  тех  кто  пока  не  читал  про  Сарумана ) :

http://twowheel-oppozit.narod.ru/
 
Как всегда от jbiplane ссылки на буржуев с красивыми картинками и много текста  на иностранщине ни о чём, мол разбирайтесь сами, кто как хочет! Копипастер форевер! А своё что то есть??? Погуглить и фоток с текстом выложить натыренных не много талантов нужно! А вот "кулибииных" доморощенных обосрать - святое дело! Дукатти, мазератти, бугатти, ну прям музыка для слуха некоторых...гыгы! Ну и конечно Саруман - вообще гуру и не прирекаемый авторитет в зажигание строении. Реально челу надо было шить штаны, а не заниматься электроникой! Полный чайник!, но иностранщина у нас в чету! Зачморим своих - продвинем басурманов! Чё?, уже давно так, не  стоит нарушать традиции!
 
Парни у Вас такая славная перестрелка идет,прямо даже и не знаю стоит ли новобранцу голову из окопа высовывать? :STUPID ;D ;D ;D

Собираю СУ на базе РМЗ-550,отсюда и несколько вопросов.
1 Собираюсь подключить тахометр БК-08 (электронный) .Он универсальный,подключается к 2х-4хТ и дизельным двигателям.
Если я сигнал возьму с датчика-это как то отразиться на работе зажигания программируемого Дукати?
2 Можно ли на дублированное зажигание применить магнето,как с тракторного пускача?(вес очень нравится...да и привод сделать вроде просто)
3 Можно ли  на дублированное зажигание применить Вазовское  или какое другое отечественное бесконтактное,если нет аккумулятора(генератор после запуска с основной системой работает и выдает 12 вольт)?
 
Парни у Вас такая славная перестрелка идет,прямо даже и не знаю стоит ли новобранцу голову из окопа высовывать? :STUPID ;D ;D ;D

Собираю СУ на базе РМЗ-550,отсюда и несколько вопросов.
1 Собираюсь подключить тахометр БК-08 (электронный) .Он универсальный,подключается к 2х-4хТ и дизельным двигателям.
Если я сигнал возьму с датчика-это как то отразиться на работе зажигания программируемого Дукати?
2 Можно ли на дублированное зажигание применить магнето,как с тракторного пускача?(вес очень нравится...да и привод сделать вроде просто)
3 Можно ли  на дублированное зажигание применить Вазовское  или какое другое отечественное бесконтактное,если нет аккумулятора(генератор после запуска с основной системой работает и выдает 12 вольт)?
Я конечно  не Гуру в  системах, но брать  сигнал с датчика для  тахометра  не  стал бы.  В случае  заммыкания   можно  потерять  искру. 2.  с тракторным  магнето  вы  пошутили ?  Оно на 3-4 тыс оборотов  скисает, не говоря  о  5 ти.На  500м  моторе  есть  опыт  установки дубля  со  вторым  датчиком . но  Радикально,  нужно  перематать  статорную  обмотку  и  поставить второй  блок  Дукати  , это  будет  проще  и  надёжнее т.е.  как  на  Ротакс.   + замена  головок.  В конструкции500 и 550 го  заложена  возможность  установки  дубля ,  но надо  дорабатывать.
 
amba -  по  Вашим  вопросам :

1. Подключение  Вашего  тахометра  требует  экспериментальной  проверки. От  того  датчика  -  от  которого  работает  зажигание  я  ничего  левого  подключать  бы  не  стал.  Если  зажигание  не  дублированное  -  есть  место  куда  можно  поставить  второй  датчик ( для  тахометра ).  Если  оба  места  заняты  (  при  дублировании  зажигания ) -  можно  подумать  про  вариант  установки  третьего  датчика.  Можно  -  скутерного.  Он  ( третий )  не  обязательно  должен  быть  таким  как  датчики  работающие  на  зажигание. Если  дублирующий  контур  будет  на  базе  автомобильного  коммутатора  -  тахометр  можно  подключить  к  его  катушке  зажигания. Как  на  автомобиле.

2.  Ставить  магнето  от  трактора  я бы  не  стал. В  общем  оно  конечно  будет  работать... 30  лет  назад  -  ставили  люди  на  разные  моторы. Теперь  ставить  такую штуку  на  мотор  мне  было  бы  впадлу.  Не  знаю  как  культурнее  сказать.  Магнето  -  это  верный  путь  сделать  из  почти  Ротакса  -  почти  мотопомпу  советского  образца.

3.  Поставить ( в  комплекте  с  чешским  регулятором ) - небольшой аккумулятор  от  мотоцикла  Вам  религия  запрещает ? Или  ещё  какие  соображения ?

На  самолёте  у  нас  стоит  АКБ  чуть  побольше...
А  на  скутер  я  поставил  себе  такой  аккумулятор :
( цена чуть  дешевле чем Bosch и VARTA а  качество  ИМХО  на  уровне ).

«Мото АКБ _ BANNER Bike Bull _ 12V _ 4 а/ч _ YB4L-B _504_ 011»

«Сайт производителя АКБ - BANNER Bike Bull»

Раньше  -  такие  АКБ  нам  даже  не  снились...  Я  имею  в  виду  не  конкретную  марку - а  уровень  качества. И  стоит  такая  батарея  чуть  дороже  тысячи  рублей.

В  системе  с  АКБ  и  индукционным  датчиком  -  будет  нормально  работать  коммутатор  от  Волги  или  ЗИЛа.
Я  писал  о  подобной  конструкции  дублированного  зажигания  чуть  раньше ( Ответ #294 ). Только  датчик  второго  контура  придётся  несколько  сдвинуть.  И  запускать  мотор  на  штатном  зажигании ( первом  контуре )  а  второй  ( дублирующий контур ) -  включать  только  в  маршевом  режиме  работы.

Наибольшая  сложность  при  установке  дублированного  зажигания - это  головки  под  две  свечи.

Возможен  ( скорее  всего ) и  вариант  питания  второго  программируемого  блока  зажигания  от  обмоток  освещения.  Но  такой  вариант  никто  не  пробовал.
 
Чем ограничивается 3-4 тыс оборотов для магнето?
Почему нельзя запитать автомобильное бесконтактное зажигание от генератора через выпрямитель,когда двигатель запущен и работает от основного зажигания,которое работает без АКБ?
 
Обороты  магнето ограничены  энерционностью контактного  прерывателя и состоянием  самих  контактов, я так  думаю. Тащить в авиа мотор  ВАЗ - нерационально. Пообщайтесь  Супером , он  на АЖ поставил  на 500м  Вторые  свечи  в  родные  головки  и успешно летает,  но есть  ещё  куда  расти. 550 и 500 моторы  -конструкторы  которые можно  доработать конструкция  почти  повторяет  503 й, и будет  Вам  почти ротакс  ,с небольшой натяжкой.  🙂
 
Павел227 - я  не  против  отечественных  разработак  и  разработчиков. Однако  Дукатти - Мазератти - БМВ - Лайкоминги - признанные  мировые  бренды. А  ВАЗ - Урал - Буран - выглядят  на  мировом  уровне  несколько  убого. Меня  это  тоже  расстраивает.

jbiplane - ссылается  на  всё  импорное. А  Вы - ругаете  то  одно -  то  другое...  Но  то  что  Вы  предложили  тоже пока  не  очень  впечатляет.  Кстати -  было  бы  интересно  прочитать  что  Вам  не  нравится  в  системе  Сарумана. Возможно  она  не  оптимальна  по  большому  счёту...  Но  это  одна  из  наиболее  повторяемых  на  просторах  СНГ  конструкций  и  имеет  много  положительных  отзывов. На  мой  вкус  -  отрицательные  черты  САрумана -  это  то  -  что  ( как  правило ) - систему  делают  под  датчик  Холла  или  оптику ( и  очень  редко  адаптируют  под  индукционный  датчик ). Также редки  варианты  адаптации  Сарумана  под  зажигание CDI ( или  DC - CDI ).  Хотя  это  возможно. И  иногда  такие  варианты  встречаются.

Сам  я  не  совсем  хорошо  понимаю  в  системах  на  контроллерах.  Так  что  было бы  интересно  почитать  грамотную  критику ( а  не  голое  фу  -  гадость ).

Кроме  Сарумана  есть  другие  подобные  отечественные  варианты.

К  примеру :

Фуоз  на  ИЖ  и  ЯВУ :

http://www.fuoz-26.narod.ru/fuoz.html

Фуоз  для  мотоцикла  Ява - своими  руками :

http://www.jawaclub.ru/forum/index.php?topic=4440.0

Вариант ФУОЗ для  мотоцикла  Сова :

http://www.ru-moto.ru/forum/viewthread.php?thread_id=3565


«FUOZ»


ФУОЗ  для  квадрацикла :
http://forum.atvclub.ru/showthread.php?t=28428

Система  ФУОЗ -  на  мой  взгляд  представляет  реальные  сложности. На  сколько  она  нужна - и  всегда  ли  нужна  -  для  меня  не  однозначно. Ротакс 503 и 582 - прекрасно  обходятся  без  ФУОЗ. Однако  узнать  подробности  про  варианты  ФУОЗ -  меня  интересует. Вдруг  в  результате  найдётся  простой  и  надёжный  вариант. ( Хорошо  бы  его  кто  либо  поставил  на  производство. )

Получить  искру  для  достаточно  надёжной  работы  мотора - при  помощи CDI зажигания  или  с  помощъю  транзисторного  коммутатора - никакой  сложности  не  представляет  и  способы  были  100.500  раз  описаны  в  данной  теме.

Ещё  -  в  недавнее  время  появились украинские заводские  коммутаторы  с  ФУОЗ для  мотоциклов. Датчики  там  применяются  оптические. Но о качестве  и  надёжности  данных  блоков  зажигания - очень  мало  информации.


«Микропроцессорная бесконтактная система зажигания 1136.3734»

http://sovek.com.ua/bis11363734.html
http://sovek.com.ua/products.html


«Коммутатор  Совек  для  ИЖа»

http://sovek.com.ua/bis11373734.html
 
Про  тракторное  магнето. 
Контактные  прерыватели  конечно  могут  работать  при  оборотах  порядка  5 - 6  тысяч  оборотов  в  минуту.
Работают  же  они  при  таких  оборотах  на  мотоцикле.
Хотя  конечно  любые  прерыватели  подвержены  износу - требуют  регулировки  и  имеют  ограниченный  ресурс. Вероятность  проблем  с  контактным  прерывателем  -  значительно  выше  чем ( к  примеру ) с  индукционным  датчиком.

Однако  тракторное  магнето - прибор  не  высокого  уровня  качества. Подшипники  и  подшипниковые  узлы  там  не  сильно  хорошо сделаны. Ресурс у  магнето  от  трактора  не  велик  и  не  предсказуем. Особенно  при  повышенных  оборотах. Качество  обмоток - как  попадётся...  Магнето тракторные рассчитаны  для  пускового  мотора  -  время  включения  которого  и  развиваемые  обороты - ничтожны. Применяли  их  раньше  на  СЛА  от  безисходности - в  условиях  тотального  дифицита  любых  запчастей.... Магнето  можно  было  купить  у  колхозных  забулдыг  в  МТС  за  бутылку.  А  больше  ничего  небыло. Кажется  это  время  прошло ?

Хотя  и  в  советское  время  люди  искали  выходы  из  положения.  К  примеру  применяли  магдино с  электронным  зажиганием  от  мотороллера  Вятка Электрон. Оно  было  более  дефицитной  деталью  чем  магнето  от  трактора - но  если  очень  нужно -  люди  находили.

Сегодня  вариантов - больше.
 
Как  я  понял -  АКА  Супер -  просверлил  в  головках  мотора  РМЗ 500 отверстия  под  вторые  свечи ( диаметром  10 мм ).
Отверстия  получились  очень  близко  к  основным.  Может  возникнуть  трещина. Но  правда  пока  всё  в  порядке. ( Стучу  по  деревяшке  чтоб  не  сглазить... )
Коммутаторы ( как  я  понял ) он  поставил  старого  образца - не  программируемые. И  перемотал  статор  генератора в  соответствии  с  данными  для  Ротакса - 503.  Иными  словами - электрика  у  него  полностью  по  образцу  503  мотора. То есть мотор  с  дублированным  не  программируемым  зажиганием  CDI без  ФУОЗ.
 
Буду ставить на 2 цилиндровых боксёрах 294 кубика
маховик и генератор типа как на картинке, только у меня на зажигание идёт 2 катушки а не 1. В системе ещё маленький аккумулятор для стартёра.

И вот теперь муки выбора тайваньского CDI что реально полезнее на (парапланном) движке:
50$ цифровое с монитором для настройки ФУОЗ на 2000-10500об. мин (столько же cтоит их старое, с более точным программированием кривых на компьютере через USB)

28$ (цифровое или аналоговое? цена одна) с многоискровой системой, регулируется винтом Ignition timing adjustable by ±10 град., обороты 6250-10500rpm

31$ тоже что и за 28, но со встроенной катушкой зажигания - увеличение надёжности + 15-20% энергии искры при прочих равных. Я склоняюсь к последнему варианту. Что думает сообщество?

Боюсь только хватил ли сигнала датчика сразу на 2 свечи одновременно (на боксёр и одноцилиндровый с дублированным зажиганием) ??? или сигнал с датчика надо усилить... Может сделать свой датчик и спрятать под маховик для большей надёжности.

Прилагаю тайваньский прайс.

Мой инженер электронщик вдохновился http://imfsoft.com/hardware/produkty/jawa-cz-trabant-ignition.asp - но сколько будет делать неясно, это на будущее.
 

Вложения

  • _____-_-_____-5-____-139_enl.jpg
    _____-_-_____-5-____-139_enl.jpg
    97,1 КБ · Просмотры: 357
  • CDI_Regulator_price_list.pdf
    CDI_Regulator_price_list.pdf
    222,8 КБ · Просмотры: 273
  • boxer_294b.JPG
    boxer_294b.JPG
    41,5 КБ · Просмотры: 264
Ну вот общие представления ,лично у меня ,начали формироваться такие:
1 CDI( с накоплением энергии в конденсаторе) имеют один ,видимо главный,недостаток-слабая искра,которая слабеет еще больше, с увеличением оборотов двигателя.
2 Индукционные датчики имеют основную слабую сторону притягивать намагниченную пыль,которая сбивает зажигание на более позднее,со всеми вытекающими последствиями.
3 Накопление и отдача энергии конденсатором мне еще как то понятно.Как происходит накопление энергии в катушке IDI?Соответственно какие ограничения по оборотам?
 
amba писал  1 - 2  - 3  ...

1.  Не  обязательно. Часто  всем  всего  хватает.

2. Теоретически. Я  с  проблемами железной  пыли  не  сталкивался. Один  раз  была  у  друга  проблема  -  в  генераторном  отсеке  мотоциклетного  мотора  он  забыл  шайбу  от  болта  М 6.  Шайба  примагнитилась  к  датчику  и  датчик  оторвало. ( ударило  выступом ).  Но  он  был  сам  виноват. Соблюдайте  чистоту  в  генераторном  отсеке  и  будет  Вам  счастье.

3.  С  точки  зрения  быстроходности  -  РМЗ 500 ничего особенного  не  представляет.  Может  работать  хоть  с  конденсаторной  -  хоть  с  транзисторной системой.  Хоть  с  Холлом  -  хоть  с  электромагнитным  датчиком.
Нет  там  таких  проблем. Кроме  того  что  Вы  -  не  всё  понимаете.
Ну  изучайте  вопрос  и  будете  понимать.

Вот  вам  статейка  для  чтения  на  сон  грядущий. Она  переводная - но  вроде  переведена  прилично.

«Статья  про  зажигание.» PDF Document
 
jbiplane - можно  я  Вас  немного  покритикую ? Я  понимаю  что  краткость - сеста  таланта... Но  все  Ваши  посты  всегда  кратки  до  неоднозначности  понимания  заданного  вопроса. Для  того  -  чтобы  адекватно  ответить  на  Ваш  предидуший  вопрос  -  не  плохо  было  бы  увидеть  как  минимум  -  блок -  схему  электрооборудования  -  задуманного  для  Вашего  мотора.

Ну  вот  в  таком  роде :
( Схема  от  мотоцикла - просто  для  примера  картинки )


«zongshen_zs125.»

Язык  инженеера -  чертёж.
 
2kvadratov
Пробую исправиться.

1. Cхема зажигания исходного одноцилиндрового GY6 часть схемы хонды дио. Датчик индукционный. 2 сегмента статора работают на зажигание, 6 на подзарядку аккумулятора. Единственный потребитель - стартер 350 ватт. Генератор даёт 60... Китайский набор маховик + статор + датчик стоит 1000 рублей. Качество электрики нормальное. Электронику лучше брать тайваньскую, она в 3-5 дороже китайской, но тут разница качества очень существенна.

2. На боксер нужно 2 искры одновременно, рабочие обороты 5200...8100. Для пуска удобнее иметь позднее зажигание.

Подключал к коммутатору катушки как паралельно, так и последовательно. Работает и так и так. Может правильнее подключить 2 искровую катушку, но наши громоздкие и тяжелые (у меня мотор весит 9кг с картером ~90мм), импортные надо заказывать.

Вот вопрос - если поставить 2 интегрированные с CDI катушки и использовать один и тлт же сигнал с датчика - правильно или нет? Хватит ли сигнала датчика на 2 CDI.

Вообще оправдано ли применение 2 блоков CDI. Имеет ли смысл применение многоискровых блоков...

И какие лучше брать - аналоговые или цифровые?

3. Теоретически можно использовать еще 2 секции генератора на абсолютно такой же контур зажигания.
Практически прийдётся тогда их перемотать.
 

Вложения

  • dio-electrics_1.GIF
    dio-electrics_1.GIF
    101 КБ · Просмотры: 294
Вот  вам  статейка  для  чтения  на  сон  грядущий. Она  переводная - но  вроде  переведена  прилично.

«Статья  про  зажигание.» PDF Document

Спасибо, с удовольствием прочел.Понял что у IDI зажигания проблемы начинаются,когда искра должна щелкать быстрее 0,015 с.
Если бы я пытался проектировать зажигание,то на сегодня для меня был бы главный вопрос-как совместить положительные стороны CDI и  IDI ?Не знаю как с надежностью конденсатора,как накопителя энергии в CDI,но к нему похоже нужна линия задержки на разряд.Чтобы время разряда было адекватно необходимой длительности искры на
конкретных оборотах.А блок УОЗ, как будет принципиально исполнен,по моему особой роли не сыграет.Конечно желателен удобный для перестройки интерфейс.
Наверно есть еще какие то подводные камни, о которых я не знаю.
 
Я  перепробовал  много  вариантов  зажигания  CDI для  мотоцикла  ИЖ  Юпитер. Времена  были  старые - поэтому  был  всего  один  вариант  донора  агрегатов  -  Восход 3 М. Генератор  14  вольт 65  Вт. Блоки  КЭТ - 1А  или  БКС  или  самодельные  коммутаторы.  Катушки  зажигания - Восходовские с  одним  ВВ  выводом. На  корпус  генератора  я  крепил  второй  датчик.

Сперва  я  сделал  схему  -  которая  оказалась  плохой.
На  больших  оборотах  не  хватало  электричества  для  двухцилиндровой  системы. Начинались  пропуски  зажигания.


«плохая  схема.»

Я  быстро  понял -  что  у  меня  используется  только  один  полупериод  для  заряда  конденсаторов  в  двух  коммутаторах.
И  сделал  самодельный  коммутатор  -  в  котором  стоял  разорванный  мост.  Это  позволило  использовать  каждый  из  полупериодов  для  своего  коммутатора. Мотор  Юпитера  стал  раскручиваться  до  12 000  об / мин  по  тахометру  и  мотоцикл  стал  кратковременно  развивать  не  безопасную  скорость  порядка  150 км/ч. Честно  говоря - ходовая  часть - вела  себя  отвратительно. Мотоцикл  дорогу  держал  условно.
Но  мотор  в  таком  режиме  мог  работать  всего - 3 - 4  минуты. Примерно  на 5 - 6  минуте  -  плавились  поршни. Впрочем - это  немного  другая  история ( почему  из  Юпитера нельзя  сделать  приличный  гоночный  мотоцикл ).

Схема  коммутатора - которую  я  применил  - была  такая :


«Схема электронного зажигания для юпитера - исправленная.Не  оптимальная - есть  новее.»

Зажигание  работало  прекрасно  но  не  долго.  В  первоначальном  варианте  я  не  поставил  два  ограничительных  резистора  по  100 [ch937]. В  результате - сгорела  обмотка  зарада  в  генераторе. Пришлось  поставить  ограничительные  резисторы  как  в  блоках  КЭТ - 1 А  и  блоках  БКС  старого  выпуска.


«Схема  БКС.»

После  добавления  ограничительных  резисторов  всё  пришло  в  норму.

Есть  ещё  тонкий  момент. Стабилитрон ( или  стабилитроны ) в  коммутаторе  могут  сильно  греться. Поэтому  желательно  применять  мощные  отечественные  стабилитроны  в  железных  корпусах  на  соответствующих  радиаторах.  Радиатором  может  служить  металлический  корпус  блока.
Слышал  что  если  у  Ротакса  происходит  обрыв  цепи  датчика  -  может  разрушится  конденсатор  в  отключившемся  коммутаторе ( мотор  работает  на  втором  контуре ). Скорее  всего  это  следствие  отсутствия  стабилитрона.

Варианты  подходящих  стабилитронов :


«КС650А, металл.»


«КС680А, металл.»

Кроме  того  я  делал  подобную  реконструкцию  нескольким  друзьям.  И  проверил  другие  варианты  исполнения  системы  зажигания.

К  примеру  с  применением  штатных  блоков  БКС  старого  выпуска и  разорванным  мостом :


«Схема  диодной  развязки  для  двух  БКС.»

Это  собственно ничем  не  отличалось  от  применения  моего  самодельного  коммутатора.

Однако  в  генераторе  Восхода  две  катушки  в  зарядной  обмотке. И  возникла  мысль -  разделить  их  и  присоединить  каждую  в  свой  канал  зажигания  через  диодный  мост. Напряжение  при  пуске  будет  чуть  меньше...  Это  несколько  затрудняет  пуск  при  отрицательных  температурах.  Однако  если  мотоцикл  используется  летом  -  пуск  на  морозе  не  критичен.  В  общем  была  испытана  и  дала  положительные  результаты  и  такая  схема ( с  двумя  полностью  не  зависимыми  каналами ) :


«Схема  зажигания  для  Юпитера.»

Понятное  дело  что  старые  советские  детали - которые  я  применял - сегодня  выглядят  архаично  и  не  оптимально.
Мой  коммутатор  можно  собрать  применив  многие  детали  из  числа  современных  и  более  качественных :

к  примеру - снегоходчики  выкладывали  у  себя  на  сайте  схему  самодельного  коммутатора  для  Бурана и  писали  что  работала  она  весьма  успешно :

bfd42af6386a1d9f93c68cef56b8e353.jpg


Датчик  Бурана  стоит  внутри  ротора  с  четырьмя  магнитами  и  даёт  2  положительных  импульса  за  оборот.

BuranIgn5viv.gif


Схему  с  сайта  http://www.omprofy.ru/  ИМХО  можно  ещё  улучшить  в  плане  надёжности - применив  больше  импортых  деталей  и  добавив  ограничительный  резистор. Если  он  будет  сильно  греться -  можно  поставить  параллельно  пару  резизторов на 200 [ch937] и  мощностью  по 2  Вт. Получится  100 [ch937] на  4  Вт.


«Коммутатор  РМЗ  640  самострой.»

При  применении  скутерных  генераторов  с  внешним  датчиком  и  другими ( чем  у  Бурана ) параметрами  зарядной  обмотки -  возможно  будет  целесообразно  упразднить  резистор  R1 и  применить  зарядный  конденсатор  другой  ёмкости.  В  разных  коммутаторах  ёмкость  зарядного  конденсатора  вариируется  от  1  до  3  Мкф. Япнцы  очень  часто  ставят 2 Мкф.

Ну  и  мы  подошли  к  вопросу  применения  двухискровых  катушек. Раньше  их  небыло. Поэтому  на  Буран  ставили  две  катушки  ТЛМ  параллельно :


«2005_11_15_sheme_ris_2.»

ИМХО - это  не  есть  очень  хорошо.  И  в  Рыбинске  это  тоже  поняли. Сейчас  они  комплектуют  моторы  двухискровыми  катушками.

Упомяну  что  ещё  бывает  проблема  с  трёхцилиндровыми  снегоходными  моторами. Трёхискровых  катушек  в  природе  нет. И  на  трёхцилиндровых  моторах  японцы  ставят  3  катушки ( похожих  на  скутерныые  от  Хонды  Дио ) - включенные  последовательно.

Для  двухцилиндровых  моторов  -  мне  кажется  предпочтителен  одноканальный  коммутатор  и  двухискровая  катушка.
 
Назад
Вверх