Чак Бити про угол взмаха

Как известно, от резонансов легко уйти - достаточно изменить или диаметр ротора или жесткость/длину элементов (как правильно сказали выше например мачты)... и главное легко попробовать (например может даже помочь добавить грузики на лопасти)...
Не об этом речь идёт. Вторая гармоника от 200 - 300 об/мин - это 7 - 10 Гц, т е вполне себе низший тон фюзеляжа. Что там резать при таких диаметрах НВ и масштабном факторе? Это ж не Ми-4, да и лонжероны лопасти, как я понимаю все покупают у нескольких одних и тех же "экструдирщиков" в стране. Вторая гармоника в своей причине - чистая аэродинамика, т е углы атаки сечений по радиусу и азимуту. Куртка бы помогла, но это "самодельщикам" не по зубам же.
 
В 2014 году проводил расчет частотный анализ на сборке лопасти экструдерного ротора диаметром 7,62 м. Расчет длился более 12 часов , но результаты были . Первая гармоника у такой лопасти была 1,66 Гц , что соответствует 100 об/мин. Стало понятно одно из требований безопасного взлета " Не бегать по взлетке и рулежкам с ротором раскрученным менее 100 об/мин. В этом году словил гармоничные колебания фюзеляжа на земле в момент раскрутки ротора на 230 об/мин . Установочный угол на лопастях был 0 градусов . Испытывал до каких оборотов смогу крутить ротор диаметром 7,35 м . 230 об/мин это 3,8 Гц .Посоветовался с знающими людьми и стал устранять излишнюю гибкость в конструкции мачты , заменил гнутый подкос на прямой . Умом понимаю , что увеличение жесткости загонит резонансное явление выше по частотам .Может посоветуете еще какие либо мероприятия по разведению частот ? Забыл уточнить , ротор со сдвоенным ГШ.
 
Что такое "гармоничные колебания фюзеляжа"? Поперечные колебания? Если да, то выходит, что земной резонанс поймали? Это отдельная работа.
Мероприятия по разведению частот могут быть только одни: повышать жесткость элемента конструкции или снижать ее.
Я не очень понял, что за расчет вы провели. СЧ не вращающейся лопасти как балки? Необходимо получить резонансные диаграммы лопасти в плоскости тяги ( наименьшей жёсткости) и в плоскости вращения ( наибольшей жёсткости). Это зависимости СЧ вращающейся лопасти от оборотов. Достаточно иметь I, II, III тон в плоскости тяги и два низших тона в плоскости вращения. Затем смотрят их точки пересечения с линиями f1=1n.нв, f2=2n.нв, ... f6=6n нв, они д б вне диапазона рабочих оборотов.
 
Да , гармоничные колебания это по синусоиде . Собственно говоря явление было похоже на земной резонанс . СЧ считал в Солид воркс симулейшн , он дает спектр первых 5 мод колебаний для плоскости с наименьшей жесткостью . Для лопасти это плоскость действия тяги . Лопасть в модели была как консольная балка , но без учета собственного веса . Анализ показывает просто какая мода будет первой не зависимо от типа возмущающей силы . Если все таки это был земной резонанс , как можно от него отстроиться ? (снизить давление в пневматиках мне уже подсказали )
 
Да , гармоничные колебания это по синусоиде . Собственно говоря явление было похоже на земной резонанс . СЧ считал в Солид воркс симулейшн , он дает спектр первых 5 мод колебаний для плоскости с наименьшей жесткостью . Для лопасти это плоскость действия тяги . Лопасть в модели была как консольная балка , но без учета собственного веса . Анализ показывает просто какая мода будет первой не зависимо от типа возмущающей силы . Если все таки это был земной резонанс , как можно от него отстроиться ? (снизить давление в пневматиках мне уже подсказали )
Расчет вёлся для вращающейся лопасти, т е нагруженной центробежной силой?
Может снизить, а может увеличить, т е изменить. Установить гидравлические амортизаторы стоек шасси , т е внести демпфирование. Также демпфирование вносится установкой демпферов ВШ
 
Нашел результаты расчета резонансных частот под действием центробежной силы . Первая мода в пересчете на обороты 508,8 об/мин при этом лопасть имеет две зоны с нулевой амплитудой колебаний (узлы) . Вторая мода 9,62 Гц или 577,4 об/мин при этом конец лопасти имеет амплитуду 0,64 мм , и одна зона с нулевыми амплитудами в комле . Третья мода 23,76 Гц или 1428 об/мин , соответственно 3 зоны с нулевой амплитудой . По поводу игры с демпфированием у меня такие мысли . Чтобы система вышла на резонанс , она должна иметь некую добротность и вот чем ниже добротность , тем меньше резонансных явлений . Что будет если внутри труб мачты вклеить деревянные пробки . У дерева очень высокий коэффициент внутреннего трения и может быть такой способ позволит задемпфировать мачту и снизить вероятность резонансных явлений . Знаю что яхтсмены иногда в экструзионные мачты зонально вклеивают деревянные бужи таким образом меняется локально жесткость и меняются демпфирующие свойства мачты .
 
Нашел результаты расчета резонансных частот под действием центробежной силы . Первая мода в пересчете на обороты 508,8 об/мин при этом лопасть имеет две зоны с нулевой амплитудой колебаний (узлы) . Вторая мода 9,62 Гц или 577,4 об/мин при этом конец лопасти имеет амплитуду 0,64 мм , и одна зона с нулевыми амплитудами в комле . Третья мода 23,76 Гц или 1428 об/мин , соответственно 3 зоны с нулевой амплитудой . По поводу игры с демпфированием у меня такие мысли . Чтобы система вышла на резонанс , она должна иметь некую добротность и вот чем ниже добротность , тем меньше резонансных явлений . Что будет если внутри труб мачты вклеить деревянные пробки . У дерева очень высокий коэффициент внутреннего трения и может быть такой способ позволит задемпфировать мачту и снизить вероятность резонансных явлений . Знаю что яхтсмены иногда в экструзионные мачты зонально вклеивают деревянные бужи таким образом меняется локально жесткость и меняются демпфирующие свойства мачты .
Ещё раз повторю, Вам надо найти точки пересечения ваших полученных кривых зависимостей частот тонов от числа оборотов с прямыми f=k Wнв, где Wнв - частота вращения винта , Гц
Нет ли точек пересечения в диапазоне рабочих оборотов
 

Вложения

  • IMG_20250308_211725.jpg
    IMG_20250308_211725.jpg
    96,7 КБ · Просмотры: 15
Нашел результаты расчета резонансных частот под действием центробежной силы . Первая мода в пересчете на обороты 508,8 об/мин при этом лопасть имеет две зоны с нулевой амплитудой колебаний (узлы) . Вторая мода 9,62 Гц или 577,4 об/мин при этом конец лопасти имеет амплитуду 0,64 мм , и одна зона с нулевыми амплитудами в комле . Третья мода 23,76 Гц или 1428 об/мин , соответственно 3 зоны с нулевой амплитудой . По поводу игры с демпфированием у меня такие мысли . Чтобы система вышла на резонанс , она должна иметь некую добротность и вот чем ниже добротность , тем меньше резонансных явлений . Что будет если внутри труб мачты вклеить деревянные пробки . У дерева очень высокий коэффициент внутреннего трения и может быть такой способ позволит задемпфировать мачту и снизить вероятность резонансных явлений . Знаю что яхтсмены иногда в экструзионные мачты зонально вклеивают деревянные бужи таким образом меняется локально жесткость и меняются демпфирующие свойства мачты .
Я имею ввиду демпферы качания в вертикальных шарнирах и амортизаторы шасси
 
Спасибо за диаграмму . Наши ротора не имеют ВШ и соответственно демпферов ВШ тоже .У меня ротор с разнесенным ГШ и лопасти имеют ОШ для изменения установочного угла в 0 градусов на режиме раскрутки и до +8 градусов в полете . Амортизаторы гидро-пневматики , можно снизить величину набивки и количество жидкости .
 

kir_8anch

Замеряли и построили резонансную диаграму в плоскости взмаха. На мой взгляд -все ок! См. рис. Лопасти своего изготовления стекло-углепластиковые . Но в полете наблюдаются вертикальные вибрации ручки управления и фюзеляжа с частотой 2w (11 гц)
Вопрос- как замерить собственные частоты фюзеляжа? Просто подвесить на пружине и раскачать вибратором? Получим же собственную частоту массы на конкретной пружине? Фюзеляж из труб. См. рис.
 

Вложения

  • Резонансная диагоамма .jpg
    Резонансная диагоамма .jpg
    117,6 КБ · Просмотры: 21
  • Снимок.JPG
    Снимок.JPG
    61,2 КБ · Просмотры: 20

kir_8anch

Замеряли и построили резонансную диаграму в плоскости взмаха. На мой взгляд -все ок! См. рис. Лопасти своего изготовления стекло-углепластиковые . Но в полете наблюдаются вертикальные вибрации ручки управления и фюзеляжа с частотой 2w (11 гц)
Вопрос- как замерить собственные частоты фюзеляжа? Просто подвесить на пружине и раскачать вибратором? Получим же собственную частоту массы на конкретной пружине? Фюзеляж из труб. См. рис.
По-моему, если просто поставить автожир с пилотом (или имитатором его массы) на колеса и закрепить вибратор на фюзеляже, то этого достаточно. При изменении частоты вибратора последовательно возбудятся все СЧ
 
Спасибо! Но тогда наверное, все таки лучше подвесить за втулку НВ, ближе к полетному положению будет. На колесах будут СЧ в зависимости от жесткости аммортизаторов и давления в пневматиках.
 
Спасибо! Но тогда наверное, все таки лучше подвесить за втулку НВ, ближе к полетному положению будет. На колесах будут СЧ в зависимости от жесткости аммортизаторов и давления в пневматиках.
Будут. Вы и их увидите тоже. Подвес те.
 
Назад
Вверх