Дельталёт катастрофа Чита 2018-09-19

А что это сразу "что убивает"?
По моей личной статистике наблюдений убивает наших коллег очень слабая теоретическая подготовка, однобокая лётная подготовка, игнорирование физической и психологической подготовки.
Технику делают действительно несколько человек в стране. Но в основном -- опытные и грамотные специалисты.
Сейчас крылья дельталётов в основном покупаются. Это верная тенденция. Потому что проектирование, конструирование, изготовление крыла -- весьма и весьма непростое занятие, особенно в наше время, при поголовной технической и авиационной неграмотности и самоуверенности горе-специалистов.
И ещё непростое занятие -- сопряжение крыла с телегой. А потом облёт, регулировка, доводка. В "большой" авиации этим занимаются целые предприятия. Годами.
А мы  "на коленке"...
И ещё. Тут как-то в одном уважаемом авиажурнале иностранный инструктор-СЛА-шник писал, что с меньшего ЛА на больший -- переход для пилота проходит естественно. А вот переход с "большого" на "малый" ЛА -- таит в себе опасность. Золотые слова! Я полностью согласен с иностранцем!
Инструктора СЛА! Опасайтесь обучать на нашей технике пилотов с "больших". И чем они опытнее -- тем осторожнее с ними и внимательнее! Я не говорю, что это невозможно. Осторожнее и внимательнее!
Родственникам мои соболезнования...
 
Во-первых прошу извинения у уважаемого сообщества, что сразу по получению информации о катастрофе не отписался более развёрнуто и не высказал свои соображения,да и сама инфа была из СМИ, а им верить можно,мягко говоря, не всегда... Еще,как назло,у нас пик осеннего химсезона,в городе почти не бываю, а в полях и просто связь не везде работает,а про интернет и думать нечего.

Про аппарат.
Это был дельталёт Атом, крайний из выпущенных, облётанный мной лично в начале июля у производителя в Карачеве, о чём было упомянуто в соотв. ветке :

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1366394194/1020#1020

Летал и управлялся он идеально, что и было продемонстрировано на видео, никаких асимметрий или иных "кирдычных" склонностей не было и в помине.
Крыльев Атом выпущено более двух сотен (надо уточнить) , большинство из них летают на самых разных телегах в крайне жестких условиях химической эксплуатации, и отзывы об их опасных склонностях ни производителю, ни мне,общающемуся со множеством коллег, неизвестны.
Собственно и сам летаю на таком же дельталёте,более раннего выпуска, много и профессионально, в основном на химии. Десятки, а может и уже сотни раз наливал в подвесные баки более двухсот кг всякой отравы, неоднократно перелетал в 12-15 м/сек и термичку, попадал в предгрозовой шквал и прочие прелести с звоном тросов и повисанием на ремнях и доверяю этой технике настолько, насколько это вообще возможно.

Про автоконверсии.
Позвольте не согласиться с категоричным мнением коллег про них.
Напомню пару ,возможно не совсем очевидных, моментов.
Вес СУ Хонда L15 в авиаварианте заявлен в 100кг , а общеизвестный R-912 c полным обвесом -не менее 90кг, сколько дельталетов в мире с ним(912-м) летает- трудно подсчитать, навскидку - не менее 5-8 тысяч. Разница в 10 % - не слишком принципиальна.

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1486648341/0

Так же десятки химиков,меряющих налёт сотнями часов в год- не считают излишний вес СУ недостатком, а еще автоконверсия установлена на аппарате двухкратных Чемпионов Мира и доказала свои преимущества в спорте.

Дальнейшее,полагаю, не противоречит правилам нашего форума, поскольку борт не успели зарегистрировать и официального расследования МАКа не будет.
После приезда аппарата в Читу мы с покойным Александром неоднократно общались по телефону, обсуждали в основном технические моменты и азы пилотирования, поскольку он сам еще не вылетел, в последний раз 02.09.2018.
При этом выяснилось, что крыло изначально было собрано с ошибкой - петли антипиковочных тросов не были пропущены под соотв. латы, после исправления всё встало на своё место и полетело как надо.
В качестве одной из версий могу предположить неидеальное знание матчасти дельталёта, как такового и возможные поэтому ошибки в предполётной сборке и подготовке.
Вообще, честно говоря трудно что либо более или менее уверенно предполагать, находясь за неск.тыс км от места событий и не имея непосредственного контакта с бывшими рядом и более близко знающими ситуацию. Для всех желающих - мои номера в личке по первому же запросу, и буду очень признателен за возможность узнать что-то более подробно.
И в заключение выскажу свою главную и возможно крамольную для многих мысль. Судя по всему, управлял дельталетом летчик-испытатель, который был очень заслуженным, опытным, но всю жизнь занимавшимся испытаниями вертолетов. На дельталете он летал, но не на таком, как Атом. Ранее он летал на маломощных, тихоходных аппаратах. Достоверно известно, что после первых полетов он чувствовал себя на этом аппарате некомфортно. Так вот, не могут ли оказаться роковыми впитанные за всю жизнь в плоть и кровь навыки управления вертолетом при попадании в критическую ситуацию на дельталёте, с зеркальным по отношению к большинству ЛА управлением. К сожалению, имеется немало схожих случаев, когда опыт линейного КВСа имел отрицательное значение с точки зрения обучения дельталётчика, а командир Ту-95-го, с нереальными цифрами налёта и большими орденами -так и не вылетел самостоятельно после вдвое большей, чем обычно, вывозной программы.
Еще хочу подчеркнуть, что все написанное выше является моим личным и частным мнением,на которое, тем не менее имею полное моральное право, хотя бы по причине более 2 000 часов налёта на данном типе (Фрегате с Хондой и Атоме)

Также приношу глубокие соболезнования родным и близким погибших.
А душам братьев-пилотов - вечного полёта ...

С уважением к сообществу РЕАА , Лев.
 
А какой ник на этом форуме был у второго товарища и фамилия его случайно не Сулимов? Я почему спрашиваю. Примерно год назад были у меня переговоры по поводу продажи дельталета с товарищем из Читы. Ему было отказано. Это случайно не он.http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1506611262
 
Все. Увидел. Спасибо.  Для меня все ясно и понятно. Хотя честно сказать год назад надеялся , что все обойдется. Техника здесь ни при чем. От слова Совсем.
 
Ужасная трагедия!
Очень жаль погибших!
Общался с Валерием Павловичем - такой деликатный, аккуратный во всём, полный оптимизма и уверенности в своих силах, преданный своему делу и небу ЧЕЛОВЕК!
Несправедливо и обидно - этого не должно было случиться!
Родным, друзьям и близким пережить утрату!
Мои искренние слова соболезнования!!!
Скорблю со всеми!
 
Да ладно вы, чего засуетились, клевое крыло, они "бочку" хотели на нем сделать. Может вас такая версия устроит? Продавайте и облетывайте дальше, как умеете, покупатели всегда найдутся. А то подумаем, что на воре и шапка горит.
Когда я сдаю самолет, я сдаю его клиенту в установленный срок, и не по видео, а в живую, и в первом полете демонстрирую все его возможности, и с клиентом на борту показываю что с аппаратом все хорошо. А ссылаться на то что на видео облетов дельталет хорошо летал, как-то не серьезно что ли. Билет до Читы 10 рублей стоит и 10 обратно, всяко дешевле и репутации производителя и жизни клиента(двух жизней).
<<<<Достоверно известно, что после первых полетов он чувствовал себя на этом аппарате некомфортно>>>> Только как вот этой фразой быть. Выходит вы были в курсе.
Я написал всего одно слово "корявое" потому что хорошее крыло даже в понимании дилетанта, не разбирающегося в кирдыках и автоконверсиях не должно так летать. Вот и все что я имел ввиду под этим словом.
И то что производители выпускают их "на коленке" ничего и никого не оправдывает.
Летчик-испытатель Белоусов, летал на дельте уже несколько лет, летал из любого положения, и в любую погоду, на разных дельталетах. За некоторое время до происшествия пересел на подкосное быстрое крыло и был доволен результатом. Поэтому в "крамольную" версию о его некомпетентности как бы не верится. Или на этом крыле можно безопасно летать только с налетом более 2000 часов?
Я оставил лазейку сказав что на высоте выше 30 метров была замечена турбулентность или (сдвиг ветра), о ее силе буквально судить не могу, но относительно произошедшего, крыло этого дельталета с ней не справилось, а пилот не справился с крылом. Следовательно пилот крайний по списку.
Если вам угодно думать и убеждать других что пилот сам загнал крыло в крен 90 гр и свалил его на 40-50 метрах, это ваше право. Можете считать что так и было. Теперь это значения не имеет.
И обсуждать в общем-то больше нечего. Ребят достойно проводили, тему можно закрывать.

А то что я высказал мнение об автоконверсиях на дельталетах, так это просто мое мнение, и оно относится ко всем подобным аппаратам, а не к этому конкретно, имею право на собственное мнение, разубеждать меня не нужно. Я ведь не посягнул ни на чьи права иметь мнение что дельталет с автоконверсией- это чудо.

Если говорить о смерти Старого Макса в Непале то есть видеозапись подтверждающая его ошибочные действия и принятые решения. Поэтому это пример неподходящий для данного случая.
 
sun. сказал(а):
То есть виноват пассажир?
Пассажир был. Это факт. А степень виновности определять не мне. Я лишь могу сделать выводы из это случая для себя не более. Исходя из имеющейся информации и общения которое было.
У Вас слишком узкий взгляд и он не охватывает всю картину. Отсюда и такие выводы. 
 
Да ладно вы, чего засуетились, клевое крыло, они "бочку" хотели на нем сделать. Может вас такая версия устроит? Продавайте и облетывайте дальше, как умеете, покупатели всегда найдутся. А то подумаем, что на воре и шапка горит.
Когда я сдаю самолет, я сдаю его клиенту в установленный срок, и не по видео, а в живую, и в первом полете демонстрирую все его возможности, и с клиентом на борту показываю что с аппаратом все хорошо. А ссылаться на то что на видео облетов дельталет хорошо летал, как-то не серьезно что ли. Билет до Читы 10 рублей стоит и 10 обратно, всяко дешевле и репутации производителя и жизни клиента(двух жизней).
<<<<Достоверно известно, что после первых полетов он чувствовал себя на этом аппарате некомфортно>>>> Только как вот этой фразой быть. Выходит вы были в курсе.
Я написал всего одно слово "корявое" потому что хорошее крыло даже в понимании дилетанта, не разбирающегося в кирдыках и автоконверсиях не должно так летать. Вот и все что я имел ввиду под этим словом.
И то что производители выпускают их "на коленке" ничего и никого не оправдывает.
Летчик-испытатель Белоусов, летал на дельте уже несколько лет, летал из любого положения, и в любую погоду, на разных дельталетах. За некоторое время до происшествия пересел на подкосное быстрое крыло и был доволен результатом. Поэтому в "крамольную" версию о его некомпетентности как бы не верится. Или на этом крыле можно безопасно летать только с налетом более 2000 часов?
Я оставил лазейку сказав что на высоте выше 30 метров была замечена турбулентность или (сдвиг ветра), о ее силе буквально судить не могу, но относительно произошедшего, крыло этого дельталета с ней не справилось, а пилот не справился с крылом. Следовательно пилот крайний по списку.
Если вам угодно думать и убеждать других что пилот сам загнал крыло в крен 90 гр и свалил его на 40-50 метрах, это ваше право. Можете считать что так и было. Теперь это значения не имеет.
И обсуждать в общем-то больше нечего. Ребят достойно проводили, тему можно закрывать.

А то что я высказал мнение об автоконверсиях на дельталетах, так это просто мое мнение, и оно относится ко всем подобным аппаратам, а не к этому конкретно, имею право на собственное мнение, разубеждать меня не нужно. Я ведь не посягнул ни на чьи права иметь мнение что дельталет с автоконверсией- это чудо.

Если говорить о смерти Старого Макса в Непале то есть видеозапись подтверждающая его ошибочные действия и принятые решения. Поэтому это пример неподходящий для данного случая. 

Вот так выглядят типичные антиконкурентные заявления. Я их много видел. В нем все есть по классике-использование трагедии для усиления эффекта от разового события, безапеляционное обвинение производителя, общественники бессеребреники, скрытая реклама.
Леонид- неуд. За использование банальных приемов зачет по черному PR не сдал. Вместо реального сочувствия и разбора- желание наказать людей делающих технику для рынка и зарабатывающих на этом (о ужос) на бабки- непрофессионально.

К моему сожалению. Не ожидал такого от тебя.
 
У Вас слишком узкий взгляд и он не охватывает всю картину. Отсюда и такие выводы.  
Как Вы умудрились поставить мне диагноз по одному заданному мной простому вопросу? 
Какую ширину должен иметь взгляд, чтоб увидеть что-то еще кроме того, что обсуждаемый Вами товарищ сидел в заднем кресле?
И вообще, к чему это загадочное дутье щек? Не хотите делиться инфой - не надо, но зачем эти понты типа "мне всё ясно, а вы думайте что хотите".

   Вообще, крайнее время наметилась какая-то нехорошая тенденция замалчивать инфу по катастрофам. Подобное мы видели и в обсуждении гибели Грига, такие же мутные заявления, что кое-кто кое-что знает, и ничего более. Ощущение, как будто набивают цену, то ли себе, то ли имеющейся информации, не знаю. Прошу простить, наболело...
 
Не могу согласиться с уважаемым Леонидом в том, что тему надо закрывать. Очередная трагедия снова покроется мраком домыслов и невыясненных причин. В эту катастрофу МАК соваться не должен, что снимает запрет на обсуждение. Осмелюсь высказать свое мнение по данному случаю, основанное на информации, имеющейся на форуме.
1. Облет разбившегося аппарата опубликован в профильной ветке Атома. Из ролика следует однозначный вывод о том, что крыло не имеет никаких дефектов и недостатков. Управляющие действия пилота абсолютно стандартные, реакции крыла совершенно адекватные. Никаких особенностей необычных нет. Предположение о корявости крыла не имеет оснований.
2. Нет оснований также и не верить уважаемому Леониду, который утверждает, что после взлета имела место раскачка типа Голландский шаг. Ни турбулентность приземная, ни термичка - не могут быть причиной Голландского шага.
3. Не вызывает сомнений опыт пилота. Упомянутые обратные рефлексы - штука серьезная. В стрессовой ситуации вполне возможны. Но, опять-таки, Голландский шаг не может возникать от обратных рефлексов.

Из всего этого вытекает предположение о том, что крыло могло быть собрано с ошибками, либо в нем изменили заводские регулировки. Проверить это очень просто. Обломки аппарата должен осмотреть производитель или его тест пилот. Со своей стороны готов оплатить дорогу туда и обратно одному из вышеуказанных спецов.
 
Конечно это помогло бы летающим,но судя по видео, смотреть там просто нечего,сгорело всё дотла.
 
Реальный  подход  Romaluga  ,  это  бы  многим  открыло  истинные  причины.  Во  всякую  погоду  видел  полет  дельт  и  с  автоконверсиями  тоже  и  ни  разу  не  слышал  ,  что  возмущенный  поток  мог  бы  создать  такие  проблемы  на  взлете  да  ещё  на  50  метрах.
 
Как Вы умудрились поставить мне диагноз по одному заданному мной простому вопросу? 
Я по специальности не доктор и диагнозы не ставлю. Просто у каждого человека есть мнение и представления о другом человеке. Я тоже имею мнения, в прочем как и Вы, и представления о людях с которыми общаюсь или наблюдаю. О Вас у меня такое представление. К чему это здесь обсуждать.
Какую ширину должен иметь взгляд, чтоб увидеть что-то еще кроме того, что обсуждаемый Вами товарищ сидел в заднем кресле?
Дельталет , я смею предположить и был куплен этим товарищем. Далее у меня два вопроса.
1. Зачем начинающему дельталетчику спортивный болид разгоняющийся со ста до ста пятидесяти за пару секунд.
2. В качестве кого он был в этом экипаже.
Далее. Отношение товарища к обучению.  Ответ его дословно  Опыта полетов на дельталете -нет !!! Полный аэродром летчиков испытателей на дельталетах они научат )))
Отношение к условиям полета. Авиационную метеорологию я изучаю с военного училища и так по жизни интересуюсь Подмигивание , свидетльство пилота откуда вы знаете что у меня его нет ? Влэк я поеду проходить плановый а не для того чтобы купить у вас дельталет ))))) удачи !!!!
И вдруг какие-то сюрпризы от погоды.
Ну и здесь. http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1506611262Если почитать его посты, полное непонимание почему Ему, при наличии у него денег, не продают игрушку. Хотя он эту проблему решил по своему.
Ну это в кратце про ширину взгляда на второго члена экипажа.
И еще один вопрос тем кто в курсе. Капотик у них стоял. И как ведет себя данный экземпляр без капотика.
 
Проверить это очень просто. Обломки аппарата должен осмотреть производитель или его тест пилот. Со своей стороны готов оплатить дорогу туда и обратно одному из вышеуказанных спецов.

Там все сгорело что не из металла. Обломки не помогут. Например слетевшую лямку натяжки паруса по консоли Вы так не выявите хотя это тоже может быть причиной ЛП.
 
Летчик-испытатель Белоусов, летал на дельте уже несколько лет, летал из любого положения, и в любую погоду, на разных дельталетах. За некоторое время до происшествия пересел на подкосное быстрое крыло и был доволен результатом. Поэтому в "крамольную" версию о его некомпетентности как бы не верится.
Если говорить о смерти Старого Макса в Непале то есть видеозапись подтверждающая его ошибочные действия и принятые решения
Т.Е. , благодаря видеозаписи, в его "некомпетентность" как бы верится? А если бы ее (записи) не было?
Человеку свойственно совершать ошибки, это его характерная особенность, будь ты хоть трижды... в своем деле.
Причем тут "некомпетентность" то? 
Вот тут... взлет- раскачка по курсу или по крену, или и то и то (кто видел?) - сброс газа , стабилизация - снова газ - набор.
Почему не посадка перед собой, у Вас же аэродром, какой набор, если крыло не в адеквате.
Больше похоже, что пилот (учлет) забыл "куда рулить", вспомнил, или напомнили , потом снова забыл...
 
https://youtu.be/-k4CRPYa1fk Ни чего не напоминает...А всего-то делов: поставили не правильный пилон на телеге, перетянули на max.  поперечену , ну и не поставили лобик на нос (хотя я не считаю , что это было одной из причин).В данном инцеденте, я отделался , можно сказать, лёгким испугом, а крылья Атом эксплуатируем и по сей день, притензий к качеству не возникало.
 
Человеческий фактор никто не отменял, и я допускаю что человеку свойственно ошибаться, и летчику-испытателю в том числе.
Названия аппарата я не упомянул, производителя я не знаю, личной неприязни не испытываю, как пиар ход это тоже не тот случай, не мой профиль и не мой метод.
А погибшие мои близкие друзья, а у Валерия Павловича я учился управлять вертолетом, так что он мне как родной человек и я знаю его подход к испытанию техники, очень осторожный и вразумительный.
Просто я думаю что посылку почтой получить, и летательный аппарат от производителя, это немного разные вещи. Производитель вполне может сдавать аппарат вживую, а не по видеоролику. Видеоролики я видел, красивые.
Выложите благополучное испытание на "кирдык" этого аппарата, это будет самым лучшим доказательством вины пилота, который не справился с управлением и допустил этот режим.  Рекламировать и продавать по видео можно сколько угодно. А прислать на денек своего испытателя чтобы он все проверил и облетал, это я считаю нормальным. И жаль если вы не понимаете в этом разницы. Но я вполне допускаю что покупателю этого было и не нужно, следовательно всю ответственность за сборку и облет он взял на себя. Что вполне устраивает производителя, по определенным причинам. В свою очередь это говорит о том что производитель либо уверен в том что собрать неправильно невозможно(оказалось возможно), либо ему все равно что покупатель соберет, из того что ему доставила транспортная компания.
Дельталет сгорел, металл расплавился и стек лужами, от стеклопластика осталась обожженная стеклоткань. Недогоревшие остатки вывезли, допуска к ним нет, и какой смысл терерь что-то обследовать если этого не было сделано ранее, пока аппарат был цел и все живы. Потому уймитесь, отстаивая удел производителя, мне этот вопрос по барабану, я не собираюсь никого обвинять. Я знаю что катастрофа не бывает следствием одного фактора.
И не нужно меня провоцировать на то что я что-то недоговариваю, проявите терпение, закончится следствие, его выводы я напишу, если получу их в доступ.
Посадки перед собой не было потому что под ними был лес, и для того чтобы вернуться на аэродром нужно было развернуться и прилететь на полосу, включите соображалку хоть маленько-то.
 
Назад
Вверх