Дельталёт катастрофа Чита 2018-09-19

Скорость срыва на мокром замеряли? На ламинатных крыльях на десяточку приближается, замечено.
Странно это слышать. Сами-то проверяли?
...
Как то в дождь обычно не до того было ... . У коллеги на Стренджере по техническим причинам центровка предельно задняя была, чуть ручку отдал и сразу заметил. Я словил момент в дождь, проверил, так и есть: сухое и на 60-ти ещё летит, мокрое - 70!! (при балансировочной 85) Плюс-минус пару км, потому как и пассажиры совсем не одного веса, естественно.
 
Скорость срыва на мокром замеряли? На ламинатных крыльях на десяточку приближается, замечено.
Странно это слышать. Сами-то проверяли? Хотя предположить могу, что сопротивление несколько возрастет и всего лишь. Сложность не штатного полета, вернее взлет, в неравномерности распределения каплей влажности вдоль передней кромки на разных плоскостях, которая ламинирована. Сам побаивался летать некоторое время на таких крыльях. Продолжительное время летал на крыле "Небо" разработки Нора Аревяна с воды на гироплатформе "Поиск-06", лет двадцать тому. О том, что крыло с такой передней кромкой бывает с "норовом", многократно слышал, поскольку приводились примеры. Но о сути настоящей причины неадекватного поведения таких крыльев еще ничего не было известно.

Правильно наверно говорят, пока сам не окажешься в этой "шкуре", не поймешь. Так и со мной. Взлетел в сухую погоду, Кавголово, под Питером, облачность присутствовала, и дождь мог пойти в любую минуту. Всем известно, как переменчива там погода, поскольку местечко находится между двумя большими водоемами Балтикой и Ладогой. За день может поменяться несколько раз, если небо не чисто, а присутствуют хоть какие-то облачка, обычный питерский рабочий погодный режим.

С полчаса полетал с пассажиром, полет подходил к концу, как влил настоящий дождь. Вспомнил про особенности крыла, насторожился, и вначале его "норов" решил проверить в горизонте, ничего не штатного не происходило. Решил выполнить вираж, сначала в одну сторону, потом в другую, в начале с небольшим креном. Ждал проявления особенностей крыла, как об этом многие рассказывали, но ничего опасного не происходило. Постепенно довел крен до 60 гр. Никакой опасности, кроме, единственной, того что наполовину промокли, капот и козырек немного помогли, хоть какая-то, да защита от осадков. Ну раз уж так дело пошло, решил и все остальные режимы проверить, набор, пикирование, спирали восходящие, нисходящие. Все в норме. Зашел на посадку, приводнился.

Минут через 20-ть дождь прекратился и выглянуло солнце, лето. Продолжили. Посадили ко мне довольно упитанного пассажира. Как обычно от пирса даю полный газ, надеясь влететь. Не тут-то было. Аппарат словно подменили. Крыло резко пыталось войти в левый крен на разбеге и кроме того через РУ проявился сильный велосипедный момент и тоже влево. Повторил взлеты в разных направлениях, слюнявил палец, чтобы уточнить направление ветра, был почти штиль. Но проблема не пропала. Подрулил к пирсу, осмотрели крыло и вдруг взгляд упал на кромки плоскостей. Правая плоскость почти высохла, на левой оставались еще крупные капли. Взял тряпку и обе плоскости тщательно вытер. Вновь взлетел прямо от пирса. Все пошло в штатном режиме. Вот и ответ. После неравномерного высыхания крыла, не штатная ситуация. При полете в дожде, кромки омываются равномерно и полет штатный, без проблем. Аэродинамика.
 
Дельта крыло вообще капризная штука ибо полужесткое оно. Купил год назад Е-16 с крылом Спорт-15 (лавсан). При облете крыло вело себя опасно. Проявляло склонность к затягиванию в пикирование при росте скорости. Пришлось сильно ослабить поперечину. Стало лучше. Облетали. Затем заметили что стала уменьшаться балансировочная скорость с каждым полетом - видимо крыло растянулось. Подтянули поперечину обратно как было. Летит. Боюсь зиму полежит - усохнет и опять тоже будет...
 
Со всем уважениям к участникам, вы не забыли о чем ветка? Не о капризном лавсане, не о рассказах про полеты в дождь лет двадцать назад. Извините если не прав, но уважайте погибших, их память! Вдруг на ветку заходят их родственники чтобы вспомнить что думают коллеги о их близких. И увидят что... о них не думают.  Еще раз извините.
 
Производителю желательно указывать конкретное значение поперечного V крыла. Эксплуатанту необходимо знать одну цифру-расстояние между шнурком, натянутом между боковыми узлами и килевой трубой при перевёрнутом положении крыла. Тогда этот параметр можно проверить. Этот размер и многие другие нивелировочные размеры должны быть в паспорте любого крыла
Абсолютно с Вами согласен. Непонятно, почему еще этого не делают?

Со всем уважениям к участникам, вы не забыли о чем ветка? Не о капризном лавсане, не о рассказах про полеты в дождь лет двадцать назад. Извините если не прав, но уважайте погибших, их память! Вдруг на ветку заходят их родственники чтобы вспомнить что думают коллеги о их близких. И увидят что... о них не думают.  Еще раз извините.

А где об этом писать? Людей жалко, но и о живых беспокоится нужно, чтобы такое не повторялось. Еще раз соболезную родным и близким. Прошу прощения, если кого-то это затрагивает и им не совсем понятно, почему люди пытаются разобраться в происшедшем и в недостатках аппарата на котором произошла эта катастрофа.
 
Прошел год, но выводов не сделано.
Разговоры про спиральную неустойчивость уводят в дебри. Нельзя тупо переносить на дельталеты практическую аэродинамику самолетов. Просто потому, что эффекты от изменения формы крыла под нагрузкой имеют гораздо большее влияние.
В таких трагедиях виновато всегда крыло, Значит, косвенно изготовитель крыла. Он должен разобраться, что случилось.
Предположение, что коуш встал пыром, изменилось V-образность на сантиметр и крыло потеряло устойчивость- это ошибка. При такой стреловидности и маятниковой поперечной устойчивости не может V иметь такое влияние. Оно обычно влияет через слабину в поперечном контуре, небольшая слабина нужна, а излишняя мешает.
Я попадал на безмоторном крыле в подобный крен, когда мачта, уходя в сторону после старта, тянула подвязку на одном из крыльев. Плавающая килевая увеличивала кренящий момент. На малых углах подвязки натягиваются и загоняют в крен. У нас был случай, Савватеев выполнил полубочку на затяжке лебедкой. Поэтому подвязки должны приходить на поводок с блочком, чтобы перетекать с крыла на крыло.И быть расслабленными. А как были выполнены подвязки на этом крыле?
Левый кирдык на моторных телегах связан с люфтом в шарнире. Люфт позволяет силе тяги повернуться относительно продольной оси и загонять крыло в крен.
На этом разбилось уже достаточно людей. Пора прекратить
 
Пора прекратить

Вот точно подмечено ВАМИ же. Так и сделайте это. Прекращайте балабольство.
Вы не знаете и малой доли информации о том, что предшествовало данному событию. Как покупали аппарат, как собирали, с какими непонятками сталкивались при сборке, и проводилась ли обкатка телеги без крыла, с крылом, делались ли пробежки, и т.д. и т.п. Люди, которые были наверняка рядом (не в пустыне же они его облетывали), и которые наблюдали за подготовкой к полетам, за облетами данного аппарата, просто молчат. Считая, а по мне так "науськанные" на то, что не к месту говорить об этом. Плюс давление со стороны местного  "авторитета" ЛИ, который недвусмысленно дал понять другим что бы молчали. Отсюда и мы, находясь далеко от места происшествия, не можем даже предположить ЧТО могло привести к такому исходу. А рассказы разных "наблюдателей", каждый из которых видел ситуацию со своей точки зрения, помогли бы хоть как-то, хоть чуть-чуть прояснить ситуацию. НО на форуме не принято, даже просто запрещается, "местными авторитетами" от авиации, высказывать то что видел собственными глазами. Прискорбно все это ...
 
я уже очень много лет наблюдаю, как по совершенно однотипным причинам бьются дельтики.  Это вызвано тем, что они считают, что те люди, которые разбились раньше, просто где то ошиблись, им не повезло с погодой и пр. Люди не знают элементарных вещей, и именно поэтому бьются. Беркут 33 пытается разобраться, но по сути, просто уводит в дебри. Есть несколько опасных режимов, которых можно избежать, если их понимать. Я написал про 2 простые причины, могущие свалить крыло в крен. Кому то это пригодится. И спросил о том, как на крыле Атом сделан узел крепления подвязок к мачте и жду ответа.
А убило пилотов крыло и это надо понимать. Вины пилотов в аварии нет. Если даже там неправильная сборка, что вряд ли, все равно это вина изготовителя
 
А убило пилотов крыло и это надо понимать. Вины пилотов в аварии нет. Если даже там неправильная сборка, что вряд ли, все равно это вина изготовителя
Вы , уважаемый , путаете причину и следствие. Они убились на крыле, и крыло не причина их гибели.  Если вы этого не понимаете - то это очень печально.
 
Крыло как правило основная причина катастроф. Потому что оно должно вытаскивать из опасных ситуаций, а не затягивать в них. Пилот до последнего борется за жизнь. В этом случае был опытный пилот, свалить, как обычно, вину на него не получится
 
Крыло как правило основная причина катастроф.
Звучит примерно как Нож и петля - как правило основная причина всех убийств.
Потому что оно должно вытаскивать из опасных ситуаций, а не затягивать в них.

Оно не должно. При чем никому. Это всего лишь инструмент с определенным набором характеристик и диапазоном возможностей.
В этом случае был опытный пилот, свалить, как обычно, вину на него не получится
Для начала нет ответа кто пилотировал и с какого сидения.
Сулимов точно ноль опыта. Опыт другого члена этого экипажа- это опыт из другой жизни. Где он может был гением в своем деле. А в дельталетах  , из очень скудной имеющейся информации, ротакс 503 и крыло Небо 18. и небольшой опыт полетов на данной технике. Да вы и сами все можете узнать , внимательно прочитав ветку. И что мне достоверно известно, что на предложения в освоении техники перед приобретением , а в случае с Атомом уже после приобретения был отказ.
 
Я так и не получил ответа на вопрос, как выглядел узел прихода оттяжек к мачте.
Я много лет читаю ветки о летных происшествиях с дельтапланами и парапланами и часто вижу, что пилота убило крыло, а обсуждение обвиняет пилота. В этом случае вообще за гранью нормы. Крыло явно затягивало в крен и пилот с этим боролся. Оппоненты предполагают, что опыт полета на другом дельталете с менее мощным мотором может быть недостаточен, чтобы просто пролететь на этом крыло прямо? Значит это крыло опасное.
А из-за чего же оно упало, по вашим предположениям?
 
Упорство оно конечно хорошо, но когда оно переходит в манию величия это явный перебор . Вот вы уже долго ждете ответ на свой вопрос , но почему вы считаете , что кто то должен вам что то дать. С какого перепугу. Вам кто то что то должен? При чем вы сами даже не удосужились изучить все имеющиеся материалы. Например вот этот роликhttps://www.youtube.com/watch?v=ggR4yDO-Rcc из этой ветки. Где есть все ответы на ваши вопросы. А ваши оппоненты предполагают что первопричина данного происшествия не в крыле . И в отличии от вас не делают ошибочных выводов из личных предрасположенностей и черезмерной уверенности в том, что что то там должно вытащить. Ваша ошибка в том, что вы достоверно не обладая всей информацией от выбора, покупки, транспортировки, хранения, сборки , навыков пилотирования и прочее, делаете вывод основываясь на своих каких то предрасположенностях и при этом громогласно пытаетесь убедить в этом других. Вопрос. Зачем вам это надо. Ваше убежденность на чем основывается? На неопровержимых фактах?  Нет.
 
Я так и не получил ответа на вопрос, как выглядел узел прихода оттяжек к мачте.

Чудак человек. А вы не пытались "покурить"(посмотреть) ветку про "Крыло Атом"? И "Дельталет Атом"? Там много фотографий и крыла и телеги. В том числе и фото с "узлом оттяжек к мачте".

что пилота убило крыло

"Убивает" не крыло! А НЕЗНАНИЕ, пренебрежение, бровада.
 
Le  писал:
Уже нужно заканчивать лить из пустого в порожнее.
..Палыч, который летал на дельте в любую погоду, боевой летчик, прошедший две войны, с прекрасными физическими данными, пониманием сути полета, на тот момент действующий лечик-испытатель, априори готовый к нештатным ситуациям в полете, и он не справился с этим крылом- и это ненормально!
Плюс давление со стороны местного"авторитета" ЛИ, который недвусмысленно дал понять другим что бы молчали. Отсюда и мы, находясь далеко от места происшествия, не можем даже предположить ЧТО могло привести к такому исходу. А рассказы разных "наблюдателей", каждый из которых видел ситуацию со своей точки зрения, помогли бы хоть как-то, хоть чуть-чуть прояснить ситуацию. НО на форуме не принято, даже просто запрещается, "местными авторитетами" от авиации, высказывать то что видел собственными глазами. Прискорбно все это ...
           

Пилот до последнего борется за жизнь. В этом случае был опытный пилот, свалить, как обычно, вину на него не получится... "Убивает" не крыло! А НЕЗНАНИЕ, пренебрежение, бровада.

Вот видите, сколько людей столько и мнений. Обменялись мнениями и... остались при своих, а заодно и погибшим оценку дали, и "местным авторитетам" высказали типа завязывайте писать то что Вы знаете и что видели свидетели. Только мешаете "прояснять ситуацию." 
 
to @ Vassili

А Вы считаете, что виноват пресловутый "Господин случай"? Или, все же существует, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР?

К пониманию, могу привести пример с инцидентом, произошедшим с нашим мдп на наших глазах под управлением, нами уважаемого, Заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза. Опыта, по нашим меркам, выше крыши. (Фамилию называть не буду, понятно почему). В тот день ОН разбил нам два аппарата. Слава Богу не разбился, отделался легкими царапинами. К чему это я? А к тому, что регалии, состояние здоровья и т.д. не должны выставляться как опыт на ВСЕ.
 
Назад
Вверх