Двигатель Rotax-912

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Если винт был пластиковым и удар пришёлся на лопасти, а не валом редуктора об асфальт или камни, то с мотором вряд-ли что-либо могло произойти. Нет смысла даже замерять биения при таком происшествии.

Причина в другом,- пропеллере (углы установки лопастей) или изменениях, которые внесены в конструкцию стстем двигателя после удара. Те же новые сайлентблоки и их крепление... ( Маслорадиатор завоздушен? термостат на масло не работает?...)

Однажды, я провёл эксперимент с "582"-м мотором. Из под одной из шпилек крепления картера к подмоторной плите убрал шайбу. Толщина трёх оставшихся шайб была около 6 мм. Подмоторная плита была достаточно жёсткой - 10 мм толщиной Д16Т. После запуска, примерно на оборотах 3000 - 3500 стал затягивать "висящую" шпильку. Не дотянув и половины высоты шайбы (менее 3 мм) двигатель "потерял" 200 оборотов...

Возможно, по причине крайне неудачной конструкции крепления двигателя к сайлентблокам, возник перекос картера. Более "страшная" версия :), что при ударе смастились половинки картера. Но здесь нужно крепко подумать - какой силы и направления был удар, как при этом подвеска перекашивала картер... Тогда задуматься о механических потерях в КШМ и редукторе. Но, это имеет смысл, если все другие варианты (с регулировками и настройками) будут исчерпаны.
Опять же, если при ударе не сломался самый длинный болт ( тот, который вверху справа по НП), то удар был не критическим для мотора.
Более вероятна самая простая причина (тривиальная настолько, что о ней и не думаете).

В принципе, исполнять "танец с бубном" (индикатором, микрометром, осциллографом ...) имеет смысл, не иначе как убедившись в достоверности показаний указателя температуры и давления масла. Если приборы (уазатели) стрелочные, то в первую очередь они страдают при ударах.
Например, при  вынуженной посадке дельталёта на воду и последующем заныривании, пилот может быть как новый, а ВСЕ (китайские со "Спрусса") стрелочные приборы не подлежат ремонту... При ударах, стрелочные механизмы претерпевают необратимые изменения и указатель начинает сильно искажать показания.

Плевали на маслобак и картер при значении температуры масла более 100 градусов? (РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ! :))

Кстати, о потерях и повышении температуры масла, - а, противоперегрузочная муфта на валу редуктора установлена?
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
возможно, что Иванов прав и проблемма в механике.
:) ...вот я и говорю: "Гоните, в шею, этого механика!..." :)

Это ШУТКА, навеяная последними тремя страницами ветки...

С уважением, ко всем участникам. (я и сам такой)
 

AlRu38

Я люблю строить самолеты!
Ну ДА. Если честно, всего не договариваю. ЛП - врюхался в ЛЭП 110 КВ. Незнакомое место, шёл пятый час полёта, закат, солнце в глаза, бликующий блистер шлёма, гористая местность, осень, фиерия..., переброс с сопки на сопку (летел по распадку).   Мгновенная мысль, когда в нескольких метрах увидел трос - какого х... в небе делает трос, рывок трапеции на себя и ... темнота.
Очнулся когда вытаскивали из леса, благо внизу по распадку проходила дорога. Упал рядом с ней. Увиденный мной трос оказался грозотросом, а ниже двухцепная 110-ка. Очевидцы, водители, проезжающие внизу по дороге, говорят, что феерверк был ещё тот...
Падение пришлось на правую консоль, она, ломаясь, и погасила удар + 10-ти метровые сосны.
По двигателю. Лопасти до середины были разлохмачены а на ступице след от провода. Моторама немного скручена, болты немного изогнуты. Так-что была причина снимать и исследовать редуктор.
Противоперегрузочной муфты нет (912UL2 №6770901).
Смещения половинок картера не обнаружил, следов отпачивания маслом нет. Коромысла, штанги, толкатели - без разборки, но вроде нормально.
Телегу собрал новую, крыло - купил Атом. Часть приборов побил - купил в Авиагамме. По температуре масла - погрешности, считаю, нет - маслобак и радиатор на ощуп соответствуют прибору.
 

sid

RIP
Откуда
Москва
на аэросе скручивает мотораму и ломает болты и при более безобидных ударах, т.к. они работают индивидуально, как в притче про веник.
какие были обороты у двигателя в момент входа в трос?
Могла ли быть раскрутка и превышение оборотов, если да - надо проверить биение штанг ГРМ.
И сделайте тест после регулировки винта в статике на 5200
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Лопасти до середины были разлохмачены а на ступице след от провода. Моторама немного скручена, болты немного изогнуты. Так-что была причина снимать и исследовать редуктор.
Пока, "информация к размышлению..."

Лопасти до середины были разлохмачены
на ступице след от провода
Моторама немного скручена
- Перекручивание мотора при обломаных лопастях весьма вероятно...
- След на ступице,- провод наматывался на ступицу или просто "прижёг"?
- Скручивание моторамы соотносится с предидущим пунктом? (по направлению наматывания троса)
 

AlRu38

Я люблю строить самолеты!
Дмитрий, вот по оборотам могу сделать только предположение, что могла быть перекрутка. При попытке поднырнуть под трос, беря ручку на себя, газ интуиктивно должен был отпустить. Но велика вероятность, что при резкой остановке аппарата, тело смещалось вперёд и газ мог быть надавлен.
Предполагая такую вероятность, снимал клапанные крышки, визуально осматривал коромысла, штанги. При попытке отжать толкатели и величине их сопротивления повреждения толкателей не увидел.
Штанги сильно не покрутишь, зажимаются толкателями, но, насколько видно, видимых погнутостей нет. Кроме этого, как мог,  через свечные отверстия осмотрел днища поршней на предмет наличия следов касания клапанов, такого не обнаружил.
И ещё, предполагал, что если ступица винта попала на один фазный провод, а какие-то элементы телеги на другой, то током, протекающим через подшипники вала винта, эти подшипники могли быть повреждены. При снятом редукторе и прокручивании вала, подозрительных шумов нет. На роликах заднего подшипника и цапфе вала тоже всё чисто.
По утяжелению винта смогу проверить позже. Сейчас уже неделю льют проливные дожди.
 

AlRu38

Я люблю строить самолеты!
@Иванов, там провода толстые и намотаться на ступицу физически не могли. Сломало кок винта и ступица одной втулкой, что зажимает лопасть, легла на провод (или задела за провод). Винт Аэролюкс, ступица у него "рогатая". Вероятно, что провод ещё был под напряжением.
Моторама была скручена (не фатально) вправо, значит реактивным моментом. Правил, изготовив мощный кондуктор с точным соблюдением размеров установочных точек двигателя. Сейчас несимметричных нагрузок на картер в точках крепления нет.
 

sid

RIP
Откуда
Москва
снимаем клапанные крышки, ставим поршень в ВМТ рабочего хода. Отжимаем рычаг от клапана монтировкой (без фанатизма). Вытаскиваем ось рычагов в сторону выхлопа, снимаем рычаги, вынимаем штанги, проверяем биение. Собираем в обратном порядке. Чтобы было легко попасть осью во все отверстия - изготовить "пулю" - коническая направляющая, которая вставляется в отверстие оси. В итоге ось становится похожа на заточенный карандаш. вставили ось, вытащили направляющую. Размер направляющей должен позволять вытащить ее из оси и не упереться в соседнюю головку. И так на всех головках.
Встреча клапана с поршнем диагностируется измерение компрессии диф.методом (метод утечки).
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
И сделайте тест после регулировки винта в статике на 5200
Я так размышляю,- загрузить двигатель пропеллером, конечно, необходимо. НО, если нет обеднения смеси из-за "лёгкого" пропеллера, нет превышения ТВГ, нет перегрева Охлаждающей Жидкости (датчики ОЖ установлены в головках), то масло в головках цилиндров не перегревается. Стало быть, клапанный механизм не повлиял на повышение температуры масла? ((Это вопрос... к знатокам...)
Тогда, источником перегрева масла можно предполагать механизмы опор, приводов и редуктора.

Это не трудно проверить, если при гонке двигателя на земле, на оборотах 3 - 4.000, дождаться показаний температуры близко к 50 град.С. и "пальпически" (рукой) определить наиболее выделяющееся по температуре место,- корпус редуктора, задняя часть картера, передняя часть, нижняя - с маслом. Разница температуры поверхностей в 5 град.С., рукой, достаточно хорошо ощущается.
Но, скорее всего, дело не в локальном нагреве механизмов двигателя.

А у меня такая картина - на холостых, давление 4 на 5000 только 2,5
Есть ли зависимость изменения давления по оборотам от температуры?
- Наблюдается ли падение давления с 4 бар на холостых до 2,5 на 5000 при температурах: -40 град.С; - 60 град.С.; - 80 град.С.; - 100 град.С...?
- Снижается ли температура масла при снижении оборотов с 5000, скажем до 4500 в полёте (на земле) или необратимо растёт до вынужденной посадки и охлаждения на малых оборотах?

Температуру масла датчик измеряет на выходе из насоса (фильтра) - после его прохождения через полость картера двигателя, маслобак, маслорадиатор (где масло должно охладиться примерно на 4 -6 градусов). Если "темп" нагревания масла в двигателе превышает 4 - 6 град. за цикл, то радиатор не справляется с охлаждением. Так же, верно и обратное,- если радиатор не обеспечивает перепад температуры на входе - выходе в 4 - 6 град, то, на высоких оборотах (нагрузках) температура масла будет неуклонно расти.

Теперь, о главном :)
Если у Вас "Аэрос" и на нём был установлен самый маленький по площади радиатор (с тремя "дырочками" сбоку 886 025 или 886 027), он установлен как обычно (на "Аэросе"), на двух алюминиевых уголках сразу под корпусом редуктора. Выхлопная система подвешена на патрубках за головки цилиндров, снизу под картером и это штатная "бочка" Ротакса 912 (978 480 или 978 481). ТО любые изменения конструкции обтекателя или компоновки глушителя, или установка пропеллера с другой формой лопасти в корневом сечении, должны сильно повлиять на темп охлаждения масла в радиаторе.
При толкающей компоновке ВМУ, подсасываемый пропеллером поток воздуха, так распределён по радиусу от оси ступицы, что наиболее горячий воздух от глушителя проходит по минимальному радиусу (наиболее близко к оси пропеллера) - то есть через маслорадиатор. Это, так же, не сложно проверить рукой, (осторожно, стараясь одновременно не проверить величину крутящего момента вала редуктора за винт :))

Полагаю, что искать причину перегрева масла, следует не разбирая мотор на атомы и не "перековывая" коленчатый вал :), а в компоновке агрегатов и изменении формы лопастей пропеллера.
- Что поменялось от изначальной компоновки: - обтекатель (форма); - расположение глушителя; - расположение маслорадиатора; - пропеллер...???

Такая, вот, "картина маслом..."
 

AlRu38

Я люблю строить самолеты!
Принято к исполнению и исследованиям.

Из первоначальной компоновки поменялось:
Телега была Аэрос 2, теперь Аэрос Кросс Кантри, т.есть без сплошного обтекателя.
Винт был Аэролюкс, теперь есть два винта Авиаспектр и Лугапроп L83.
Крыло, было Аэрос Стрим, теперь Атом.
Компоновку двигателя и обвязку не менял. Разве, что поставил дополнительный топливный электронасос Питбург и указатель давления топлива.
Тоже не нравится, что маслорадиатор стоит сразу за глушителем.  Успокаивает немного, что разделяет их щиток забора воздуха для подогрева карбюраторов, была мысль увеличить размеры этого щитка. Нравится радиатор на последних Квиках - выполнен моноблоком вода+масло (где-б купить).
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Нравится радиатор на последних Квиках - выполнен моноблоком вода+масло (где-б купить).
Не "заморачивайтесь"... раздельные радиаторы правильнее и практичнее. (но, это дело вкуса и эротических предпочтений,- кому-то нравится 90-*-90, а мне 80-*-100 :))
Лучше поставьте пониже маслорадиатор, чтобы лучше обдувался подсасываемым пропеллером потоком.
 

KasheiBessmerth

Я люблю строить самолеты!
Нравится радиатор на последних Квиках - выполнен моноблоком вода+масло (где-б купить).
Не "заморачивайтесь"... раздельные радиаторы правильнее и практичнее. (но, это дело вкуса и эротических предпочтений,- кому-то нравится 90-*-90, а мне 80-*-100 :))
Это из личного опыта эксплуатации или чисто теоретически-потому что так должно быть?Если ставили,расскажите почему сняли,результат.Я тоже очень интересуюсь,хочется теплообменник,а настоящих юзеров мало
 
У меня на 80л.с  стоят раздельные радиаторы, масло закрыто полностью картонкой,водяной на две трети(температура наружного воздуха + 18),еле нагреваю до начала рабочей зелёной зоны. Дельталёт.Даже когда
+30 приходиться маслорадиатор прикрывать наполовину
 

AlRu38

Я люблю строить самолеты!
Сегодня "нашёл" ещё один симптомчик. Связано это как-то с вибрацией и сильным нагревом масла или нет :-??
Если как обычно на 2000[sup]+[/sup]об/мин. проверяем контура системы зажигания то всё как должно быть, обороты при отключении любого из контуров падают на 100-150 об/мин. Сегодня взял и попробовал это сделать на холостых. При отключении одного контура, обороты падают на 150 -200 об/мин.. А вот при отключении второго, обороты сначала падают так-же как на первом и буквально через 2-3 секунды падают до 800 об/мин.и двигатель пытается заглохнуть. Холостые отрегулированы на 1600 об/мин. (на прогретом).
Поменял все свечи на новые - картина та-же.
Теперь по затяжелению винта. Винт Авиаспектр трёхлопастной 1800 мм., (заказывал специально под 80-ку) начальный установочный угол 20 градусов. Для 5600-5800 об/мин. на стопе выставил 23 градуса. Сегодня добавил пару градусов (по линейке это конец) - 5600 об/мин. на стопе. У меня такое ощущение, что для этого винта предел, дальше начнётся срыв потока на лопастях. У лопастей этого винта большая крутка и у комля лопасти уже близко к 40-45[sup]0[/sup].
Винт Лугапроп у меня меньше диаметром 1700 мм. Когда заказывал, Александр Конотоп меня заверил, что этот винт для 80-ки самый оптимальный. И у этого винта, когда регулировал, угол лопастей пришлось сделать много больше, чем требуется по паспорту. Мощи у моего двигателя больше, что-ли  ::)!
Скромно спрошу, а не мог чуть провернуться маховик и зажигание стать чуть раньше? Детонации не слышу, но если не дать подольше остыть на холостых, проскакивает калильное зажигание.
 
Откуда
г.Тула
Тоже не нравится, что маслорадиатор стоит сразу за глушителем.  Успокаивает немного, что разделяет их щиток забора воздуха для подогрева карбюраторов, была мысль увеличить размеры этого щитка. Нравится радиатор на последних Квиках - выполнен моноблоком вода+масло (где-б купить).
Глушитель не особо влияет или почти не влияет. Сиденье которое заднее сними и попробуй без него. Если телега аэрос то помогает снизить температуру. И еще радиатор три или пять дырочек?
 
Откуда
г.Тула
Сегодня "нашёл" ещё один симптомчик. Связано это как-то с вибрацией и сильным нагревом масла или нет ?
Если как обычно на 2000+об/мин. проверяем контура системы зажигания то всё как должно быть, обороты при отключении любого из контуров падают на 100-150 об/мин. Сегодня взял и попробовал это сделать на холостых. При отключении одного контура, обороты падают на 150 -200 об/мин.. А вот при отключении второго, обороты сначала падают так-же как на первом и буквально через 2-3 секунды падают до 800 об/мин.и двигатель пытается заглохнуть. Холостые отрегулированы на 1600 об/мин. (на прогретом).
Поменял все свечи на новые - картина та-же.
1600 маловато будет для холостого хода. Про попытку заглохнуть на одном контуре на таких оборотах он у тебя от вибрации глохнет. Точнее карбюраторы перестают нормально работать из-за таких оборотов. И проверь зазоры в датчиках.
 

AlRu38

Я люблю строить самолеты!
И проверь зазоры в датчиках.
Так фиг подлезешь ко всем датчикам, уже думал про это.
Если двигатель снимать, то столько свободного времени только зимой.

А нет у кого данных - положение маховика при зафиксированном коленвале болтом в щёку кривошипа 1-го цилиндра. В инструкциях что-то не нашёл.

П.С. У брата на моте было такое - шпонку срезало и маховик провернуло.
 
Вверх