...
Говорят, Туполев, "гуляя" карандашом по чертежам общего вида, мог вслух рассуждать: "здесь поток подожмется, здесь мы его выпрямим..." и т.д. Может, он смог бы и экраноплану, о котором мы спорим, "влет" поставить диагноз, хотя наверное поостерегся бы все же - насколько я знаю, опыта с применением экранного эффекта его КБ не имело. ...
Ну, некоторый был:
...Среди них выделялся Глеб Васильевич Махоткин, пришедший в КБ в 1957 году, до этого работавший в СибНИА вместе с Р.Л.Бартини - наверное одним из самых ярких отечественных авиаконструкторов, человеком высочайшей культуры и энциклопедических знаний. Работая ведущим инженером в КБ, Г.В.Махоткин в нерабочее время с группой молодых инженеров занялся проектированием скоростного внедорожного всесезонного транспортного средства - аэросаней-амфибии. А.Н.Туполев одобрил идею и оказал всемерную поддержку и помощь молодым специалистам...
...Создание столь удачной и нужной стране амфибии А-3 было отмечено наградами ВДНХ в 1965 году. КБ А.Н.Туполева получило диплом первой степени, руководители проекта: Г.В.Махоткин - золотую медаль, В.М.Татаринов - серебряную, А.Д.Воробьев, В.В.Меркулов и В.Т.Жевакин - бронзовые. Широкие амфибийные возможности А-3 обеспечили им большой потребительский спрос внутри страны. Долгие годы эти амфибии успешно использовались на Онеге, Пинеге, Мезене, Северной Двине, Лене и Оби. В 70-е годы они работали на строющейся трассе БАМ. А-3 нашли применение у пограничников, в поисково-спасательной службе отряда космонавтов и т.д. Запросы на А-3 поступали от самых разных организаций со всего Советского Союза. Подкупала их универсальность и возможность эксплуатации в переходный период весна-лето, осень-зима, когда другая техника использоваться не может. А-3 демонстрировались в Финляндии, Швеции, Японии, Италии, Ираке, Чили, Канаде, Бразилии, Кувейте, в странах соцлагеря. Результатом этих демонстраций стал экспорт А-3 в ряд стран. Технические решения амфибии были защищены патентами Швеции и Финляндии. Можно с уверенностью утверждать - аэросани-амфибия А-3 одна из ряда удачных разработок прославленного КБ А.Н.Туполева (ныне ОАО "Туполев"), открывшая новую главу а отечественном и мировом аэросанестроении.
Основные данные серийных аэросаней-амфибии А-3
Двигатель - М-14Б
Мощность двигателя, л.с - 350
Длина, м - 6,11
Ширина, м - 2,16
Высота по винту, м - 2,205
Масса амфибии, кг - 2100
Коммерческая нагрузка: на воде, кг - 500
на снегу, кг - 650
Крейсерская скорость, км/ч - 60
Максимальная скорость:
на воде, км/ч - 80
на снегу, км/ч - 100
Максимальна дальность хода на снегу с двумя пассажирами, водителем и грузом 650 кг, км - 500
Максимальная дальность хода на воде с двумя пассажирами, водителем и грузом 300 кг, км - 350
Экипаж, чел. - 1
Пассажиров, чел. - 2 – 6
Не совсем экраноплан, но зимой по снегу эффект есть.
Правильно - я бы тоже не поставил на экраноплан как на транспортную систему ни гроша...
Ну, тормозить всегда было кому... Что тут зря кликушествовать.
Можайский вот всё поставил на свой аппарат - именье, счастье семьи итд... Циолковский тоже разорил семью...
... Потому как даже если все Ваши чисто голословные утверждения о возможности решения врожденных проблем и противоречий околоэкранного полета , каким-то сказочным обрзом сбудутся - то в конце концов мы получим аппарат со многими степенями свободы ...
- кстати привлекательно то, что у экраноплана именно меньше степеней свободы - он плывёт на воздушной подушке и нет необходимости его пилотировать. В случае отказа двигателя правильно спроектированный ЭП с брошенным штурвалом просто садится на поверхность...
...идущий на высокой скорости вблизи многочисленных препятствий. Картинка прямо скажем не веселая - особенно для пассажира нашего маневренного экра что на крейсерском ходу резко уклоняется от встречи с баржой...
" ... и своим дымом и видом будут пугать лошадей встречных экипажей, а также крестьян мирно обрабатывающих окрестные нивы..."
это мы уже слышали про паровозы.
...- за 50 лет попыток экраноплан так и не получил признания и развития. Ничей авторитет и знания, ему не помогли. Слово "экраноплан" давно стало синонимом пустых затрат и тщетности попыток - надо только иметь смелость это признать.
Проблемы экранного полёта серьёзно никто и не решал. Нет на него серьёзного заказчика. Он нужен народу, государству, но не конкретному могущему лицу. Проблема только в этом.
Лично я основные проблемы концепции решил.