Валерий Фёдорович Полуновский (Герой Советсткого Союза) в 39-м закончил Батайскую лётную школу РККА. И за первые полтора года войны на И-16 сбил 23 самолёта противника и сам был сбит дважды.
Хотя указанный мной материал об асах ВО не упоминает о таком человеке, верю вам на слово.
Что до повышенных требований самолета к летчику, можно сравнить такие данные, как скорость на вираже. Если И-16 требовал скорость не меньше 240км/ч, то Як уже 350, а на 250ти валился на крыло, хотя и был намного устойчивей в горизонтальном полете.
Вам приходилось, наверное, сравнить как ведет себя на дороге скоростной автомобиль на шоссейной резине по сравнению с джипом на грязевой. Джип все время приходится ловить, подруливать, чтобы удержать на прямой. Седан же стоит на дороге как влитой, шустро разгоняется, устойчивее в поворотах(виражах). Но стоит съехать с асфальта и ситуация меняется примерно так - один встает на обочине, а другой, продолжая скакать и без конца подруливать продолжает путь примерно с той же скоростью.
К чему это я? А вот к чему. Если воздушный бой не сводится к процедуре "ударил-убежал", он неизбежно сводится к потере скорости. А в вязком поединке преимущество переходит сами знаете к кому. К "джипу". Что касается той самой охотничьей тактики, то для ее осуществления необходимо всего лишь два условия - превышение и внезапность, а не максимальная конструктивная скорость в горизонте. В пикировании важнее прочность конструкции, чем мощность мотора.
А вот почему чаще всего это преимущество было за немцами - отдельный разговор. Позволю себе привести еще один пример из вышеозначенного труда:
"Играла большую роль и тактика действий. От наших летчиков, особенно в первой половине войны, под давлением больших наземных командиров требовали длительного нахождения над прикрываемыми войсками, а это было возможно только на экономическом режиме, то есть на небольшой скорости. Немецкие асы подходили на большой высоте со стороны солнца, пикировали и атаковали на большой скорости, сразу же уходя снова вверх. В маневренный бой асы ввязывались очень редко." С. Микоян "Мы - дети войны" стр.117
"очень редко" Странно. И самолеты у них скоростные. И управлять ими легче. И летчики опытнее и лучше. А драпали. Странно. Наверное, наши их вблизи "дикими мордами" пугали очень сильно.