Пингвин на прогулке - первое руление на Ил-14
Одним из этапов в жизни каждого самолёта  пробуждающегося от долгой спячки — является руление. Во время движения  по перрону оценивается работа тормозов, гидросистемы и ряд других  моментов. Для нас руление на Ил-14 это еще и обучение, потому что  самолёт имеет свою специфику, с которой мы ещё незнакомы.
Поворотом  переднего колеса управлять нельзя - оно самоориентируемое и при  движении устанавливается в нужное положение. Управление при движении по  земле осуществляется тормозами и моторами: например, для поворота налево  надо зажать левую тормозную педаль или увеличить обороты правого  мотора. Для тех кто не знаком с устройством самолётов, упомяну, что  педали приводящие в действие тормоза находятся конструктивно внутри  педалей управляющих рулем поворота (т.е. получаются педали внутри  педалей). 
Первое руление 
		
		
	
	
Перетяжка закрылков и элеронов
Рули,  элероны и закрылки у Ил-14 обтягиваются специальной тканью (встречаются  доработанные Ил-14, у которых вместо ткани - металл). При длительной  стоянке под воздействием солнца пропитка ткани начинает деструктировать.  Помимо погодных воздействий ухудшению состояния ткани способствуют  птицы, которые норовят проклевать в ней дырки и устроить внутри гнезда.
[media]http://www.youtube.com/watch?v=c9B1zZW_Zio[/media]
Изначально  у нас были вопросы и сомнения по перетяжке, но сейчас они прояснены - к  нашей команде присоединился Александр Сосенков, который осмотрел  рулевые поверхности и вынес своё экспертное мнение, что требуется  перетяжка. Александр поможет нам отремонтировать мягкие поверхности  Ил-14. Зная, насколько крутой это специалист, мы весьма обрадовались.
Не  откладывая дело в долгий ящик на первомайские праздники мы  демонтировали закрылки и элероны с самолёта и отвезли в мастерскую 
CETUS AERO,  где и работает Александр. Помимо прочего, эта компания является  производителем самолётов марки RV в России. О полёте на RV-7 на пилотаж  можно 
прочитать у Алексея 
 lekseys
lekseys.
Мотовилов Александр Васильевич снимает элероны
Стоимость перетяжки закрылков и элеронов составит 130 000 руб. Это фактически цена материалов. Первые 10 тыс. руб нам подарил 
Алексей Колушев (ссылка на Facebook) из Самары.
Осмотр  внутренней части закрылков и элеронов, открывшейся после снятия старой  ткани показал, что они в отличном состоянии. Пока они будут в ремонте,  нам нужно обслужить всю проводку управления (проверить состояние,  смазать подшипники в роликах, отрегулировать натяжение тросов).
Проверка и обслуживание тормозов
Зимой  у нас наблюдались потеки АМГ из тормозов. Мы заказали прессформу и  сделали 50 новых манжет. Тем самым обеспечив и себя и всех остальные  Ил-14 на некоторое время ремфондом.
В один из предыдущих выездов в  Мячково левую стойку подняли штатным домкратом (его зовут  "медвежонком"), скинули тормозной щит, разобрали и осмотрели цилиндр.  Прочистили дренажные трубки, собрали обратно и на вывешенной стойке  проверили тормоза.
Володя 
 myth_043
myth_043 и Алексей 
 lekseys
lekseys собирают тормозной щит
[media]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=HCNeQofO9Dk[/media]
Руление
И  вот в преддверии Дня Победы, 8 мая 2012г мы впервые почувствовали  Ил-14Т "Пингвин" в движении. Утром, скинувшись по 2000 руб, мы купили  400л Аи-95. Также был куплен шашлык и соки. Погода благоприятствовала  планирующемуся мероприятию. Самолёт был заправлен топливом и азотом,  проверено кол-во масла, герметичность топливной системы под давлением,  прокручены воздушные винты, все заняли свои места.
На Ил-14 руление  без помощи с "землей" - затруднительно, поэтому с перрона посредством  специальных жестов давали подсказки, а также давали понять что можно  начинать осуществлять движение. Алексей изучил сигналы, надел жилетку,  но в итоге руководил Петр Станиславович, который без суеты и спешки  координировал нас.
[media]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Eb9srTfLUFA[/media]
Мы с Денисом 
 n2367l
n2367l  сидели на креслах пилотов, Николай Васильевич занял место бортинженера  (между пилотскими креслами устанавливается в специальные пазы сидение),  Володя на месте радиста следил за электрикой, Сева и Андрей снимали  видео в кабине.
Руки  Николая Васильевича заскользили по тумблерам, сначала запустился левый  мотор, вслед за ним был запущен правый. Двигатели пели.... Сейчас тепло и  они быстро прогрелись, выполнили опробование. Мы готовы к рулению.  Получив добро с земли снимаем самолёт со стояночного тормоза. Отпускаю  тормоза и на оборотах 1100 об/мин Ил-14 плавно трогается с места.
Ощущение  от управления, пусть даже на рулении, таким аппаратом - настолько  сильны, что даже через 10 часов, когда я пишу эти строки, я нахожусь под  огромным впечатлением.
Видео запуска, прогрева и руления: проигрывание начнется непосредственно с руления (общая продолжительность 21 минута).
[media]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=wLqUdrdgKzU#![/media]
[media]http://www.youtube.com/watch?v=TM1eWObxDFQ&feature=player_embedded#![/media]
Я  чувствовал, что у меня в руках находится огромный лайнер. Привыкнув в  маленькой Цессе, весом чуть больше 700 кг, совсем не ожидаешь такой  проворности от самолёта весом около 15 тонн! С мощностью двигателей  почти 4000 л.с.
Перрон в Мячково очень большой (в советские годы  здесь был аэродром полярной авиации и на нём рядами стояли собратья  нашего Пингвина) - места для руления предостаточно и мы описываем  большую восьмерку. 
Руление сводится к тому, что у тебя в распоряжении есть три варианта воздействия:
- руль направления
- раздельные тормоза
- разнотяг двигателей
При этом носовая стойка у самолёта самоориентирующася.
Комбинируя  все три варианта воздействия самолёт может развернуться практически на  одном месте. При размахе крыла почти 32м, и колее в 10м, радиус  разворота составляет - 15м.
Катится самолёт по асфальту очень легко,  быстро разгоняется. Гидравлические тормоза - мягкие, но в тоже время  очень эффективные. Для плавного разворота самолёта достаточно только  руля направления, если нужно более энергично развернуться - немного  поддавливаешь тормоз. При крутом развороте на маленькой скорости и в  ограниченном пространстве - сильнее задавливая тормоз, помогаешь  разнотягом двигателей. 
Находящиеся в кабине ребята отмечают, что руление на Ил-14 напоминает езду на автомашине - такое же плавное трогание и движение.
Скажу  сразу - как только самолёт покатился, я моментально "забыл" о приборах  контроля двигателей. Полностью растворившись в желании почувствовать  динамику самолёта я каждой клеточкой пытался впитать - сколько надо дать  ноги, сколько притормозить и как самолёт себя поведёт, насколько он  повернёт. Я знал, что Николай Васильевич, сидящий рядом - не даст  "убежать" температурам.
Помню, как у меня на 
первой гонке разбегались глаза,  контролируя параметры одного двигателя. Как потом было сложно  контролировать параметры сразу двух работающих моторов. Теперь же  ситуация повторялась снова, а добавилась всего одна вводна - руление по  земле. Да, непросто будет в первых полётах! Только столкнувшись с такой  ситуацией, я отчётливо понял - насколько сложна и ответственна работа  лётчика-испытателя, первый раз поднимающего новую машину в небо. Ведь её  не просто нужно поднять, быстро почувствовать, уметь контролировать и  запоминать множество параметров, но и быть готовым к разным нештатным  ситуациям.
О впечатлениях Дениса 
 n2367l
n2367l от руления (он занимал место второго пилота) можно прочитать в 
его посте. Приведу цитату из него:
...Кабина  плавно покачивается, режима в 1000 оборотов более чем хватает, самолет  начинает ускоряться. Я поначалу думал, что будет легче опять разделить  задачи между мной и Андреем, как мы делали это когда запускали впервые  правый мотор на Пингвине. Тогда, чтобы по-первости хватило рук и глаз на  все, мы разделились таким образом, что на мне лежал старт мотора, а на  Андрюхе - все действия по установлению и контролю режима, и это  действительно было актуально и сработало. Теперь же я ухватил РУДы и  думал, что Андрей полностью сосредоточится на рулении, а я буду  управлять двигателями и при поворотах обеспечивать должный разнотяг.  Васильич против такого расклада не возражал, однако мы довольно быстро  сообразили, что начинаем друг-другу противоречить: я даю несколько  больший режим, Андрей пытается задавить чрезмерное ускорение тормозами,  самолет замедляется, я еще добавляю, Андрей опять тормозит и т.д. Таким  образом, после первых метров поняли, что для нормального руления все  управление должно быть сосредоточено у кого-то одного - Андрей взял  РУДы, и движение сразу стало гораздо гармоничнее.
Полная версия с фото>>>