К мысу Стерлегова на самолете Северок.

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
             

   Одиночный перелет на сверхлегком самолете "Северок".
В ознаменовании круглых дат в 2017 году, участников Великой Северной экспедиции (Коломейцев, Прончищев, Челюскин), полярных первопроходцев (Амундсен, Норденшельд), а также 80-летия поселка Волочанка и 85-летия поселка Усть-Авам, 75-летия героической обороны Диксона.

Друзья, много интереснейших мест в Арктике, куда летом только на самолете и можно долететь.
  Хочу представить Вам новое путешествие самолета Северок, связанное с историей освоения Севера, памяти знаменательных дат, воздушных путей к удаленным поселкам и местным жителям.

  Взглянем на карту истории и вспомним о Великой Северной экспедиции. На боте "Обь-почтальон" штурман Федор Минин, дважды в 1738 и 1739 году пробовал выйти из Енисейского залива на восток в море и оба раза попадал в непроходимые льды. Только весной 1740 года, отряд Дмитрия Стерлегова на собачьих упряжках обогнул северо-восточный край Таймыра, прошел до реки Пясина и поднялся почти до нынешнего мыса Стерлегова. Сам Минин в августе смог подняться на боте до С.Ш. 75.15. выше множества островов, впослествии и названных его именем "шхеры Минина"
Вот как описывал отчет, Дмитрия Стерлегова о районе мыса впоследствии названного его именем, Харитон Лаптев. "Подштурман Стерлегов в 1740 году отметил, что в этом месте, когда он производил астрономическое определение широты, „пель-компас склонение от правого севера весьма много стал показывать, и не равное; и уповаемо, что в здешних северных местах магнитная сила служить не стала".

Маршрут самолета Северок, пройдет снова через Воркуту и поселок Амдерма. Впервые летом мы постараемся достичь Острова Вайгач и после перейти через Ямал и через Мыс Каменный на Дудинку, Таймыр и далее на берег Карского моря, через поселки Волочанка, Усть-Авам на Диксон и далее через реку Пясина к мысу Стерлегова.   Наверное, многое в этом перелете можно будет назвать словом, впервые. Особенная сложность одиночного полета, как и прошлым летом, это полет над тундрой на колесном шасси, поиск новых мест для посадки с подбором, наработка опыта.
Но самое главное, ради чего задумывается этот перелет- это люди, которые сейчас там живут, которые всегда встречают с огромным оптимизмом, так редко прилетающие к ним маленькие самолеты.

В этот перелет, мы постараемся, как и прежде перебросить по воздуху с материка северянам продукты и свежестей для детворы, оставшейся на лето в поселках Арктики. Пройдем вместе с Вами по памятным местам первопроходцев и конечно минутку постоим под шумом волн, на краю скалистых мысов Карского моря.
Кто, если не мы ?

Сейчас я заканчиваю замену остекления кабины, покраску пластиковых панелей и устанавливаю двигатель на самолет, после замены ремня генератора. Все делаю сам и весьма нынче подвела погода.
Впереди полная проверка параметров винто-моторной группы, ремонт тканевой обшивки. Полную замену я не смог потянуть, увы.

Огромное спасибо фонду ОДВФ, который помог провести часть ремонтных работ и закупку материала для этого!
Спасибо всем моим друзьям, здесь на форуме, кто уже поддержал нас с Северком в Арктике!
Сейчас с нами РАОПА, с нами сайт FPLN.RU, с нами компания, Александра Чернова.
Уже получен пропуск на посещение заповедного Вайгача и Арктической зоны Карского моря по пути следования.

И еще.
Достаточно странно выглядит задержка многих, и моего в том числе СЛГ в Росавиации, напомню что сертификационный центр И.Никитина сдал мои документы еще в апреле в МТУ ЦР и они с остальными другими СЛГ, зависли там в руководстве на подписи.
  Да, финансов весьма не хватает и малой авиации сейчас особенно трудно, но мы будем готовы!

  Те, кто не равнодушен к небу и к жителям Крайнего Севера, кому не чужда романтика путешествий и риск первооткрывателя, поддержите наш перелет!
Каждый, кто выделит средства, будет отмечен! Спонсорство горячо приветствуется, на самолете будет место для Вашей рекламы.
Моя карта сбер 4276 8402 5132 5369, сообщите пожалуйста в личку, если соберетесь нас поддержать!
 

Вложения

  • IMG_7838.JPG
    IMG_7838.JPG
    72,5 КБ · Просмотры: 254
  • IMG_8498.JPG
    IMG_8498.JPG
    76,6 КБ · Просмотры: 268
  • Shema_008.jpg
    Shema_008.jpg
    84,4 КБ · Просмотры: 257
Дмитрий, спасибо друг!

Строчки истории..

"15 июля 1741 года, Семен Челюскин, достав вьючных оленей, смог продолжить съемку восточного берега Енисейского залива. В зимовье Волгино на море была уже чистая вода.

  Отпустив оленей, штурман С. Челюскин и его спутники пошли на двух лодках из Волгина зимовья вдоль берега ( фото с самолета Северок) где на веслах, где под парусом, а при встречном ветре — «бечевой», становясь на время бурлаками, но не прерывали съемки.
(В.Троицкий)
 

Вложения

  • V_tumane.JPG
    V_tumane.JPG
    67,3 КБ · Просмотры: 255
  Закончена покраска и ремонт пластика самолета в домашней мастерской, а поступившие средства позволили купить масло в двигатель и продолжить работы.
 

Вложения

  • 18952651_1544929818864854_1241045873691361917_n.jpg
    18952651_1544929818864854_1241045873691361917_n.jpg
    131,2 КБ · Просмотры: 254
  1995 год.
Экспедиция с Острова Диксон на полярную станцию Правда в архипелаге Норденшельда и далее до Таймырской губы и реки Нижняя Таймыра.

Мы вышли с Диксона 8 февраля. 3 парня на одном вездеходе, по еще небольшому светлому дню и пройдя на северо- восток с пургами и ночевками в Пясинском заливе и шх#рах Минина, только 18 числа добрались до Стерлегова.
В пути я вел навигацию по корабельному компасу, вводя магнитное склонение, а ночами по Полярной звезде.

  Тогда, вдоль берега Карского моря до реки Пясина, были обжитые зимовки через каждые 25-30 километров.
Севернее, уже  гораздо реже встречались люди.
К полярной станции Стерлегова, спидометр вездехода остановился на отметке 440 км.
 

Вложения

  • v_Piasiscom_zalive.jpg
    v_Piasiscom_zalive.jpg
    81,5 КБ · Просмотры: 264
  • Minina_s_Andreem.jpg
    Minina_s_Andreem.jpg
    64 КБ · Просмотры: 251
А вот и небольшой исторический взгляд на станцию Стерлегова..

  В начале сентября 1944 года к полярной станции мыс Стерлегова подошли незамеченные постом Службы наблюдения и связи три подводные лодки и высадили десант из 50 автоматчиков.
Полярники (начальник станции Л.М.Поблодзинский, зимовавший с 1939 г., радист Л.Э.Венцковский, метеоролог Д.С.Марков) и краснофлотцы-наблюдатели (начальник поста Н.Уткин, В.Кондрашев) были захвачены врасплох - они были крайне утомлены, ежечасно передавая погоду на Диксон.
   В 3 часа ночи пять немецких автоматчиков ворвались в радиорубку и бросили Венцковского на пол. Привели Поблодзинского и Маркова, а затем и наблюдателей-краснофлотцев в одном белье.

  Началась пурга.
Немцы требовали продолжать связь с Диксоном, чтобы там ничего не заподозрили. Несмотря на то, что Поблодзинский и Венцковский передавали дополнительные группы знаков с сигналом SOS, малоопытные ученики-радисты на Диксоне не сумели его принять. Венцковский при очередной попытке предупредить своих получил удар в висок, сваливший его наземь. Затем немцы начали громить станцию - стрелять по посуде, радиоаппаратуре, ломать мебель.

  Зимовщиков перевезли на подводную лодку U-711, которая, отойдя от берега, почти полностью разрушила строения артиллерийским огнем. Пятерых пленных отвезли в Нарвик, затем в Тронхейм, Осло, датский город Орхус, Гдыню, где размещался концентрационный лагерь для моряков северных конвоев, и в Данциг. Они отказались служить немцам, несмотря на постоянную угрозу расстрела. В 1945 г. полярников освободили войска 2-го Белорусского фронта.

Станцию мыс Стерлегова восстановили под руководством Н.Г.Мехреньгина, товарища Э.Т.Кренкеля и Б.А.Кремера по тяжелейшей зимовке на о.Домашнем.
  Поначалу новая смена размещалась в уцелевшем скотном сарае, а 5 ноября 1945 г. переехала в редкий в Арктике двухэтажный дом.(на фото)
   Мехреньгин и его ученик В.С.Сидоров, впоследствии Герой Социалистического Труда, стали прототипами многих героев известных в советское время повестей В.Санина («За тех, кто в дрейфе», «Трудно отпускает Антарктида» и др.).

(vivovoco.rsl.ru) 
 

Вложения

  • na_sterlegova.jpg
    na_sterlegova.jpg
    62,5 КБ · Просмотры: 252
  Виктор привет, друг и спасибо что следишь!
По плану старт июль, середина. Планирую выйти на в Арктику к Воркуте -Амдерме- Вайгачу.
Далее уже по месту будем ориентироваться.


  Еще про историю Таймыра и людей, которые шли путем, по которому пройдет самолет Северок.

1922 год 
.."Поставили на мысе, назвав его Входным(устье реки Пясина), высокий столб — мачту из плавника как опознавательный знак входа в реку. Распростились с Горноком и 2 августа, обогнув косу, вышли в море.(К Диксону)
  Плывем поблизости от берега, чтобы были видны выходы коренных пород, которые надо осматривать. Берег прямой, бухт пока не попадается, поэтому на стоянках лодку приходилось разгружать и по каткам вытаскивать подальше на берег: сильный ветер и прибой могут прийти неожиданно. Плывем на веслах медленно, западные ветры тормозят движение.

  Временами приходится останавливаться и пережидать непогоду.
Четвертого августа на стоянке ветер и прибой повредили лодку; виноваты были мы сами. Пока грели чай, Пушкарев взял винтовку и пошел по берегу посмотреть, нет ли оленей. Вскоре; прибежал назад с сенсационным сообщением: вместо оленя он натолкнулся на белого медведя и, не решившись стрелять, побежал звать нас.
   Взяв винтовки, Бегичев и я пошли по прибойной полосе, скрываясь за уступом береговой террасы.
Вскоре действительно увидели медведя. Он спал. Мы смело пошли к нему, впереди Бегичев. Метров за 50 медведь услышал шаги и поднялся. Каким же громадным он показался мне тогда! Но Бегичев спокойно сел и, сидя, начал стрелять. Тут и у нас смелости прибавилось. Конечно, медведь сразу же был убит.
  Я удивлялся спокойствию Бегичева, однако уже позднее, в 30-х годах, во время зимовки на Северной Земле убедился, что белый медведь — весьма мирный зверь и первым никогда не нападает. Даже будучи раненным, он старается убежать.

  Довольные охотой, мы принялись снимать шкуру, как вдруг прибежал Базанов и сказал, что неожиданно начался прибой, лодку залило и стало бить о гальку. С трудом, стоя по пояс в воде в полосе прибоя, вытащили уже частично замытую галькой лодку. Пострадала она сильно. Лопнули два шпангоута, отошел транец, появилась трещина в днище. Вот цена нашей оплошности и, прямо сказать, непростительной небрежности.
   Но делать нечего, надо приниматься за ремонт. Среди плавника нашли дерево, вырубил из него новые шпангоуты, усилили ими старые, укрепили корму. Щель проконопатили, залили варом и обили железом. Шкуру с медведя сняли и взяли с собой, прихватив мяса на пробу."

  .."На следующий день на восточном мысе бухты Двух Медведей, — мы ночевали, Бегичев нашел развалины знака, а около него доску. Одна сторона доски замшела и подгнила, на другой, еще свежей, славянской вязью было написано: "1738 году августа 23 мимо сего мыса именуемаго Енисея северо-восточного на боту оби почтолионе о флота штурманъ Федоръ Мининъ прошелъ к осту оной в ширине 73 14 N".
Из книги, Николая Урванцева. Фото, сайт Полярная Почта.
 

Вложения

  • PP-1.JPG
    PP-1.JPG
    198,5 КБ · Просмотры: 263
  • PP-8.JPG
    PP-8.JPG
    177,7 КБ · Просмотры: 266
  • PP-5.JPG
    PP-5.JPG
    206,5 КБ · Просмотры: 265
  В этом году поселку Волочанка на Таймыре -85 лет.
Волочанка один из расчетных пунктов посадки самолета Северок.

  Июнь 1932 г.
Гидросамолет «СССР Н-2» под командованием Героя Советского Союза А. Д. Алексеева должен был впервые по воздуху доставить группу советских работников в село Хатанга.
Баз для горючего не имелось и Алексеев предложил организовать базу заправки самолета горючим в селе Волосянка(второе историческое название поселка).

  В Волосянку послали радиограмму, чтобы были готовы к приему самолета. Но самолет не смог приземлиться: узкая, извилистая речка Волочанка оказалась непригодной для посадки самолета. Подходящее место нашли близ устья реки Хеты.
  Вскоре туда, по рассказам старожилов, перенесли радиостанцию Волосянки и немногие существовавшие к тому времени организации, переселились и жители.

  На новом месте того времени стоит и сейчас Волочанка. На картине художника В. И. Мешкова «Далекий аэропорт» нарисован первый аэропорт села Волочанка.
Фото, самолет "СССР-Н-2" Дорнье Валь в Хатангском заливе (фото, сайт Полярная Почта)
(инфо http://my.krskstate.ru)
 

Вложения

  • 02_058.JPG
    02_058.JPG
    87,5 КБ · Просмотры: 262
  • n-44-3.jpg
    n-44-3.jpg
    43,2 КБ · Просмотры: 255
  16 июля 2017 года, исполняется 150 лет со дня рождения Николая Николаевича Коломейцева.

В 1901 году, Коломейцев и каюр, Расторгуев, отправились в беспримерный переход на собачьих упряжках от архипелага Норденшельда к зимовью Гольчиха в Енисейском заливе.
Остановимся на этом подробнее, поскольку наш перелет проходит тем же маршрутом.

Осенью 1900 года, шхуна Заря, Русской полярной экспедиции, встретив непроходимый лед, остановилась на зимовку южнее архипелага Норденшельда на Таймыре.

   Путь смелой шхуны, собранной на норвежских верфях, лежал намного восточнее, к Новосибирским островам в море Лаптевых. Одной из задач экспедиции, возглавляемой бароном Толлем, естествоиспытателем и полярным исследователем, был поиск таинственной Земли Санникова.

   Николай Коломейцев, уже достаточно опытный и волевой моряк, с чином лейтенанта, командующий шхуной Заря, не раз и не два вступал в полемику с бароном, поскольку их взгляды на отношения с командой, верховенства на судне сильно различались. В Арктике в условиях полярной зимовки конфликт в руководстве был опасен и понимали это оба.

"В верхнем ряду: третий слева над Толлем - Колчак
Второй (средний ряд) : Н.Н. Коломийцев, Ф.А. Матисен, Э.В. Толль, доктор экспедиции Г. Вальтер, астроном Ф. Зееберг, Бяльницкий
Крайний слева в верхнем ряду - скорее всего боцман Никифор Бегичев."
(прим. сайт Полярная Почта)
Крайнее фото, Н.Н.Коломейцев
 

Вложения

  • 3_toll3__1_.JPG
    3_toll3__1_.JPG
    120,1 КБ · Просмотры: 265
  • _Zarja__na_pervoj_zimovke_u_beregov_Tajmyra.JPG
    _Zarja__na_pervoj_zimovke_u_beregov_Tajmyra.JPG
    200,7 КБ · Просмотры: 272
  • KolomeitsevOnZarya.JPG
    KolomeitsevOnZarya.JPG
    129,8 КБ · Просмотры: 248
  В задачу зимовки входила подготовка продовольственных баз для последующих дальних перемещений, опись берегов, маршрутная съемка, определение координат. Так еще до наступления полярной ночи, руководитель, Эдуард Толль с лейтенантом, Александром Колчаком отправился на собачьих упряжках в залив Гафнера, для закладки продовольствия и описи берегов мало исследованного берега.

  Обследование залива и восточной части полуострова Таймыр было сложным и рискованным, но оно дало важные научные результаты. Колчаку, производившему по дороге снятие координат, удалось сделать большие поправки в карту, сделанную Нансеном несколько лет назад.

  Несмотря на суровую зиму в тот год, Толль принял решение отправить капитана Коломейцева и каюра Расторгуева с почтой и заданием поиска устья реки Таймыры и обустройства угольных баз, на острове Котельном и в бухте Диксон. Понятно, что недовольство друг другом достигло такой точки, что руководитель экспедиции, решил списать своего капитана.
 

Вложения

  • 117604987_large_1280pxOstrov_Kolchak.JPG
    117604987_large_1280pxOstrov_Kolchak.JPG
    105 КБ · Просмотры: 257
  Далее, предлагаю выдержки из дневника Коломейцева, чтобы понять как им дались эти переходы.

"Морозы были жестоше — 38° С. съ сильнымъ ветромъ  и сделали то, что платье наше обледенело и стало в виде кирасы; снявши верхнюю одежду на ночь, приходилось утромъ мять ее съ целью придать настолько эластичности, чтобы одъть. Въ спальныхъ мешкахъ образовалась масса мелкаго льду отъ замерзашя испарения тела.
Минимальная температура доходила до 48° С. и мы отморозили носы и руки, въ особенности страдали руки, такъ какъ приходилось снимать рукавицы для записей въ журнале наблюдений."


В апреле 1901 года вместе со Степаном Расторгуевым, Коломейцев имея всего восемь собак за 40 дней прошёл около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа) По дороге рацион питания им весьма пополняла медвежатина.

"Нашъ режимъ былъ следующ: вставали часовъ около 8-ми утра, пили по 3 кружки чаю съ сухарями и кусочкомъ сала и выкуривали по трубке. Затемъ убирали урасу, укладывали нарту и трогались въ путь часовъ около 10. Если же погода была благоприятна для наблюдений, то выходили после полудня. Пройдя часовъ пять, уставали настолько, что приходилось останавливаться.

Поставивъ урасу, варили обедъ: похлебку изъ гороху (х/4 банки) или 2 банки паштету, прибавляя ложку пемикану, кипятили въ котелке съ водой (добытой изъ снега); затемъ по 3 кружки чаю съ сухарями. Пообедавъ, кормили собакъ. Имъ полагалась одиа сушеная рыба, около 1 Ф. весомъ въ день. Затемъ делали для нихъ ямки въ снегу и, уйдя въ урасу(палатку), чинили обувь, порванную за день; я приводилъ въ порядокъ журналъ. Затемъ залезали въ спальные мешки, захвативъ съ собою туда же промокши за день носки и оленьи башмаки, чтобы они не замерзли за ночь и были бы годны утромъ для одевания. Такой холодный компрессъ на теле, конечно, сперва неприятенъ, но со временемъ къ этому привыкаешь."


Были и случаи курьезные, но кончиться могло гораздо хуже.

   8(21) Мая въ 1-мъ часу ночи пошли дальше. После дождя и свежаго, мокраго снъга дорога стала очень тяжела; полозья прилипали къ снъту и приходилось опять взяться за лямку.
Когда мы подходили къ Ефремову камню остановились, чтобы передохнуть немного, мы увидели песца, который шагахъ въ 200 остановился противъ насъ. Собаки его не видели.

Я выстрелилъ и, конечно, промахнулся. Тогда собаки, увидевъ его, дернули изо всей силы, но такъ какъ полозья прилипли къ entry, то потягъ (веревка, за которую онъ тянуть) оборвался и собаки пустились за песцомъ,
При саняхъ остались только две собаки, остальные черезъ нисколько минутъ скрылись изъ виду. Положениее печальное.
Послалъ Расторгуева въ поиски за ними, а самъ сталъ ждать. Къ счастью, не было метели, и следъ собакъ былъ хорошо видънъ. Черезъ три часа Расторгуевъ привелъ бъглецовъ..
 

Вложения

  • 4_11.JPG
    4_11.JPG
    178,3 КБ · Просмотры: 251
  Благополучно прибыв в Гольчиху, далее уже с Дудинки на лодке, против течения, где на веслах, где бичевой добрались до Енисейска. Здесь Коломейцев выполнил наказ руководителя Толля и закупил высококачественный уголь в мешках, вещи и нужное снаряжение для склада на Диксоне.
  Продумав вариант хранения на Диксоне, он заказал лес для сарая и 4 плотника на пароходе во время сплава, подгоняли строение прямо на ходу.

  21 августа 1901 года, вечером пароход "Скотия" с баржой на буксире, под управлением капитана Коломейцева вошел в бухту Диксона, а 23 августа уже вернулся в Гольчиху и был сдан красноярскому руководству. На Диксоне за сутки! построили склад и выгрузили 1300 мешков с углем и остальные вещи.

Интересно, не этот ли склад изображен на фото геолога Николая Урванцева в 1922 году?

(Благодарю за информацию и фото, сайты Википедия и Полярная Почта)
 

Вложения

  • 22_074.JPG
    22_074.JPG
    14,1 КБ · Просмотры: 255
  И действительно, как удалось разобраться с помощью моих друзей-полярников и частности, Александра Мелентьева, на фотографии, действительно расположен угольный склад Коломейцева. Это первое капитальное строение будущего поселка Диксон.
  Очевидно негатив Урванцева, при печати был перевернут. Правильно расположение склада будет смотреться так.
 

Вложения

  • Anfas_stanc_001.jpg
    Anfas_stanc_001.jpg
    40 КБ · Просмотры: 261
В сводке погоды SOS

Автор: Валентин Аккуратов.
Рисунки: Б. Доля
(Печатается в сокращении)

"...Три года война обходила маленькую полярную станцию на мысе Стерлегова, куда и спешил наш каюр Григорий Бухтияров.

Тихо, по-мирному шла нелегкая работа зимовщиков. Когда начальник зимовки запросил, чтобы им выслали боевое оружие, Диксон ответил: «Стерлегов для кораблей врага недосягаем ». Шло время, немцы действительно не появлялись в районе станции.

Бухтияров вылез из мешка и вышел на воздух. Обошел нарты, свернувшихся во сне собак и, успокоившись, решил: «Двинусь с рассветом. На реке ледостав, в темноте не пройти, можно потерять упряжку...»

Разбудило Григория нетерпеливое повизгивание Шайтана. Бухтияров, пробежав метров сто, вскочил на нарту и, придерживая рукой за дужку, повернул свой экипаж в одиннадцать собачьих сил на север, к зеленому просвету, пронизанному алыми языками еще не взошедшего солнца.
Вдали, за белыми перекатами заснеженной тундры, синела полоска моря, а чуть ближе, за крутыми берегами реки Ленивой, черными точками обозначался поселок зимовки.


Не доезжая до берега реки метров сто, Григорий остановил упряжку. Широкий плес был затянут черным тонким льдом.

Тишина вдруг показалась Бухтиярову подозрительной. Постояв немного, он отвел упряжку в разлог невысоких холмов, чтобы ее не было видно с зимовки, и, подвязав лыжи, прихватив карабин, спустился на реку. Он шел осторожно, прощупывая шестом хрупкий лед.
Закурив трубку, поставил лыжи торчком в снег и направился к дому. «Но почему не встречают собаки? Может быть, все на охоте?» Открыв входную дверь в тамбур, поставил карабин в темный угол сеней, чтобы оружие не запотевало, и, широко распахнув обшитую оленьим мехом дверь, только было хотел крикнуть: «Есть кто-нибудь?», как два автомата, поблескивая вороненой сталью, уперлись ему в грудь.

- А, господин Бухтияров! С благополучным возвращением. Долго мы вас ждали. - Из-за стола радиостанции поднялся плотный офицер. И только теперь, освоившись после яркого света в сумраке избы, Бухтияров заметил старшего радиста, начальника зимовки Поблодзинского. Осунувшийся и усталый облик его говорил о трагизме положения.
Двое матросов вытолкнули из избы радиста.
- Что же вы делаете? - не выдержал Бухтияров и резко шагнул к офицеру, но вскинутые автоматы остановили его.
- Нервишки шалят. Ледок реки сказался. Мы наблюдали за тобой, как только упряжка появилась на горизонте. А за своего начальника не волнуйся. Он нам нужен для связи с Диксоном. Отвели его в баньку, к остальным. Пусть перед дальней дорогой порадует их твоим прибытием.
 

Вложения

  • 023_010.jpg
    023_010.jpg
    73,8 КБ · Просмотры: 260
Оставшись без свидетелей, офицер начал:
- Буду с вами откровенен. Не трудитесь искать «Норд». Мы его торпедировали. Экипаж, оставшийся в живых, на борту субмарины. Кстати, хватит мест и для вас, конечно, при том условии, если вы меня правильно поймете.
- Каюр я. Какие тайны могут быть у поводыря собачьей упряжки.
- Но каюру было поручено военным командованием искать следы пропавшего судна «Норд». Разве это входит в обязанности каюра?
Неприкрытая насмешка Бухтиярова взбесила немца. Он с размаху ударил кулаком по столу и закричал:
- Убрать!

В полумраке холодной бани полярники, тесно сбившись в круг, вполголоса обсуждали свое незавидное положение. Появление Григория внесло оживление. Жизнерадостный, часто до озорства, отчаянный фантазер и выдумщик, он был общим любимцем, умевшим находить выход в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях.
- Значит, после высадки десанта прошло около полусуток? Радиосвязи ни с кем не было, и в сроки погоду на Диксон не передавали... - вслух рассуждал Григорий. - Там, конечно, уже тревога. А они пытались сами связаться с Диксоном?
- Нет. Этот офицер достаточно хитер. Когда я сказал ему, что надо передать погоду, он зло рассмеялся и ответил, что мне не доверяет, а у его радиста почерк другой. Диксон сразу поймет, что на мысе Стерлегова что-то неладно.

-Бежать любой ценой, - вдруг вырвалось у Григория. - До охотничьего домика в бухте Воскресенского двадцать километров. Там я оставил Ногаева. У него карабин и запас продуктов дней на пятнадцать. Это я говорю к тому, если кому-либо из нас удастся вырваться отсюда. Дальше следовать на мыс Входной реки Пясина. Там радиостанция. Сразу сообщить на Диксон...

  В предбаннике послышался шум. Дверь резко распахнулась, и в проеме показался рыжий боцман с двумя матросами.
- Шнель нах хаузе! Шнель, шнель! - показал он тяжелым «люгером» на выход. Охрана ввела их в жилой дом и оставила,перед столом, за которым сидело трое офицеров. У стен стояли матросы с оружием в руках.
- Садитесь, садитесь, господин Бухтияров. Как говорит русская пословица: «В ногах правды нет...» Мы решили вам и вашим друзьям сохранить жизнь, но при одном условии. Вы вызовете самолет и уберетесь отсюда вместе с ним.
- Станция - это военный объект. Наблюдательный пункт подлежит уничтожению. Продукты заберем на лодки как трофеи. Теперь вы понимаете, что здесь вы остаться не можете. Погибнете от голода и холода.
- Как же я могу вызвать самолет? На собаках отправиться за ним на Диксон, так прикажете?
- Не играйте в наивность. Дело идет о радиосвязи. Уговорите Поблодзинского связаться с Диксоном и вызвать самолет, скажем, для отправки тяжело заболевшего метеоролога.

Его появление товарищи встретили мрачно.
-Теперь очередь за тобой, начальник. Зовут на связь с Диксоном для вызова самолета, якобы за больным метеорологом. Думай, как передать, что здесь немцы. Умри, но сделай. Другого пути нет.
Поблодзинский горько вздохнул.
- Но как ты сумеешь незаметно передать, что на зимовке фашисты? - спросил Бухтияров. - Ведь такого условного сигнала у нас не предусмотрено.
- Вначале стандартный текст сводки погоды, потом запрос на прилет самолета и где-то между этими словами незаметно передам сигнал бедствия - SOS. Зная, что станция не выходила в эфир уже два срока, поймут, что у нас ЧП.
 

Вложения

  • 024_006.jpg
    024_006.jpg
    21,6 КБ · Просмотры: 250
  Передача заканчивалась. Диксон выдал квитанцию, подтверждающую прием радиограммы, и, как это бывает при нормальной связи, дал команду - ждать. Не снимая наушников, Поблодзинский молча повернулся к офицеру.
«Диксон шторм зпт туман зпт мокрый снегопад тчк Ветер северо-восточный 25 метров секунду зпт порывы до сорока зпт сильное обледенение тчк Улучшением погоды самолет вылетает тчк.

  Офицер подойдя к двери, крикнул: - Каюра ко мне!
- Я слушаю вас, - как-то тихо сказал Бухтияров, опускаясь на стул.
- Помогите нам перевезти к берегу груз с зимовки, который мы вынуждены забрать на лодки как военный трофей. Чем скорее это будет сделано, тем быстрее мы уйдем в море. А это в ваших интересах.


   У склада нарту грузили все зимовщики, кроме начальника станции, которого увели в дом на связь. Охрана внимательно наблюдала за людьми, но разговаривать не мешала, к тому же волчьи оскалы собак заставляли немцев держаться от нарт на почтительном расстоянии.
Полярники переговаривались вполголоса, они рассказали Григорию план действия, принятый в бане. Поблодзинский в сводке погоды сумел передать только три буквы SOS. Но поймет ли Диксон значение этого сигнала? На ежечасной связи начальник вновь попытается сообщить Диксону. Григорий должен бежать. Это даст возможность дублировать задачу Поблодзинского.
Диксон должен знать, что на Стерлегове враги.

  От крика «хоп-хоп» собаки выскочили с разбитой тропы на целину, ходко пошли к морю. Огибая холм, Бухтияров приблизился к реке и, когда распадок скрыл от него зимовку, но полностью открыл берег моря, увидел рубку всплывающей лодки, а метрах в трехстах от нее - вторую.
- Субмарины! - крикнул он, поворачиваясь к седоку.
- Гут, гут! Субмаринен, - опуская руку с пистолетом и поворачиваясь к морю, ответил боцман. Следя за лодками, он привстал на колени. «Лучшего момента не будет», - молнией мелькнула мысль у Бухтиярова. И в ту же секунду, как во сне, он наотмашь ударил немца тяжелым остолом. Дико взвыв, боцман свалился с нарт и растянулся на снегу; пистолет выскочил из его руки и отлетел далеко в сторону.
 

Вложения

  • _4_001.JPG
    _4_001.JPG
    63,9 КБ · Просмотры: 241
  Бухтияров спрыгнул с остановленных нарт, но, увидев, что моряки на берегу обернулись на крики, вскочил обратно, свистнул и погнал упряжку к реке. Собаки с ходу выскочили на лед, но, не пробежав и двадцати метров, с визгом исчезли в черной воде... Бухтияров успел скатиться с нарт у самой кромки проломившегося льда «Эх, лыжи бы...» - подумал он и пополз, заскользил по льду, упруго прогибающемуся под ним.

  Сухой, отрывистый треск, совсем непохожий на треск льда, заставил его глубже вжаться в снег. С того берега группа моряков била по Григорию из автоматов. Из-за дальности огонь был неприцельным, но фонтанчики снега поднимались совсем близко от него. «Надо уходить к спрятанной упряжке, пока они не притащили ручные пулеметы», - подумал Григорий и, пригнувшись, побежал вдоль берега, но отчаянный вопль остановил его. На середине реки, хватаясь за переворачивающиеся льдины, барахтался человек в черной пилотке с белыми кантами. «Никак боцман? Эх, салага! - кольнуло чувство жалости. - Надо же, за мной погнался. Наверное, приказали...»
  Уже добравшись до холма, Бухтияров увидел в небе желтую ракету; тотчас же в ответ ей над морем взвилась вторая, такого же цвета. Озадаченный этими сигналами, Григорий быстро зашагал к собакам, которые, увидев его, залились радостным лаем.

Впереди, метрах в трехстах левее намеченного им пути, взвился высокий черно-белый фонтан, и тут же докатился резкий хлопок взрыва.. «Минометы бьют с берега, - решил Бухтияров, не слыша грома выстрелов. - Надо быстрее уходить...»
- Хоп, касатки, рванем! - Собаки под свист Григория выскочили на открытую равнину.
До бухты оставалось километров шесть-семь. Вскоре впереди затемнела открытая вода; показался домик с невысокой мачтой и трубой, из которой вился дымок.
 

Вложения

  • _5_003.JPG
    _5_003.JPG
    68,4 КБ · Просмотры: 255
Усевшись за грубо сколоченный стол, откинув капюшон меховой рубашки, Бухтияров рассказал обо всем, что произошло за сутки после того, как он выехал отсюда на мыс Стерлегова.
Утром, пока Ногаев топил печь, кормил собак и готовил завтрак, Григорий на пологом склоне вытоптал короткую фразу: «НА СТЕРЛЕГОВЕ НЕМЦЫ!» Буквы тянулись с севера на юг на целых пятьдесят метров. Ногаев вышел взглянуть на работу Бухтиярова, как вдруг услышал далекий орудийный выстрел, а за ним еще четыре... Черный столб дыма поднялся у горизонта, в стороне мыса Стерлегова.
- А... а... гады! Запалили зимовку! - вырвалось у Ногаева.

Шли дни за днями. Загорались и гасли бледные зори, все короче и холоднее становился день. Голубая эмаль неба темнела к северу, на горизонте она была почти черной. Там, на полюсе, наступила долгая полярная ночь, и с каждым часом ее мрак все ближе и ближе подкрадывался к зимовке, замораживая полыньи, сковывая движение льдов.
Первым гул мотора уловил Шайтан. Вскочив на ноги, повизгивая, он бросился в сторону моря.
- Медведя почувствовал? - с сомнением в голосе сказал Бухтияров.
Григорий обшаривал биноклем горизонт до тех пор, пока в поле объектива не заметил маленькую темную точку, которая двигалась низко, почти над самыми гребнями торосов.
- Самолет! - не удержавшись, закричал Григорий. - Ногаев, быстро нарты и скорее на берег!
Самолет с гулом прошел над зимовкой и, качнув крыльями, стал набирать высоту для захода на посадку.
- Наш! «СССР Н-275». Это Черевичный!

Гидросамолет развернулся, выпустил поплавки и, коснувшись воды, стремительно заскользил, медленно гася скорость.  Люк штурманской рубки открылся, и высунувшийся из него человек крикнул в мегафон:
- Эй, на берегу! Что за цирк? Где начальник зимовки и остальные? Да никак это ты, Бухтияр?!
- Я, я, Иван Иванович! Один остался с Ногаевым... Вас ждали, боялись, сунетесь прямо в лапы фрицев...
Потом уже, выслушав рассказ Бухтиярова, Черевичный сказал:
- Поначалу не было погоды, а потом нас бросили против субмарин, да мы и не могли предположить, что они сунутся на такую отдаленную и не имеющую никакого стратегического значения станцию... А SOS, скажу откровенно, новый радист, принимая вашу радиограмму, по неопытности не уловил. Ведь Поблозинский работал на высшей скорости.

- Мы так опасались вашего прилета, ломали голову, как вас предупредить, что Стерлегов оккупирован. За это и пострадали Поблозинский с ребятами. И теперь один бог знает, что с ними стало.

Через двое суток командующий Северным флотом адмирал Головко передал радиограмму на имя каюра Бухтиярова с глубокой благодарностью за беззаветное служение Родине, мужество и самоотверженность в борьбе с фашизмом, с «Волчьей стаей» адмирала Риделя."
 

Вложения

  • _7_002.JPG
    _7_002.JPG
    41,8 КБ · Просмотры: 240
Друзья, привет!
Продолжается подготовка перелета. 

Спонсоров как и прежде нет, поддержки тоже нет.
Обращения к могучим корпорациям нефти и газа на севере, отклика не дали. Полеты малой авиации им не интересны.
Наш форумчанин, Mark727 спасибо!

Каждому кто сейчас поможет в подготовке самолета, отправлю красочную фотку от самолета Северок с подписью и укажу помощь в последующих отчетах..
Моя карта сбер 4276 8402 5132 5369, просьба при переводе, сообщить в личку!
 
Назад
Вверх