Привет всем!
Был очень занят и долго не появлялся на сайте, и сейчас когда появилась возможность присутствовать, я внимательно прочитал тему и решил высказать свои соображения на эту тему, хотя и особо высказывать не чего поскольку в ранних сообщениях все уже было высказано и я полностью согласен соображениями вышесказаных товарищей , все высказались в тему , только в разнобой и не систематизировано.
Особо я хочу высказать свою поддержку такому товарищу как СЕРЕГА по поводу того что на дельталет необходимо устанавливать хорошую бортовую а не портативную радиостанцию, тут я с ним согласен на все 100% или на все 200% :IMHO .
При кажущейся простоте дельталета по сравнению с самолетом , многим кажется что на простенький дельталет достаточно поставить портативную радиостанцию и все нормально, кажущаяся простота дельталета оборачивается в очень большую проблему в части электромагнитной совместимости оборудования в том числе и радиостанций, почему?
Для примера возьмем Аэропракт-22 или самолет на базе планера Бланик, темы про которые часто мелькают в окне форума, что мы имеем?
1. Двигатель с его шумной системой зажигания, и генератором закрыт металическими капотами, а металический капот это отличный экран, и проблема с помехами от системы зажигания и от генератора отлично решается .
2. Шумные приборы типа стратомастера или навигаторы , устанавливаются на металических приборных досках, а это дополнительный экран.
3. Провода от двигателя к приборам проходят внутри металического корпуса самолета и получается естественно экранированы.
4. Антенна радиостанции расположена с наружи корпуса самолета, и помехи от двигателя и оборудования ,которые расположены внутри самолета не проникают наружу к антенне и вдобавок к нормальной бортовой радиостанции , и проблем со связью не существует.
Что мы имеем на дельталете:
1. Двигатель с его шумной системой зажигания и воющим генератором открыт всем ветрам, за провода зажигания можно дотронуться руками ( чтобы лишний раз треснуло током , и не расслаблялся)
2.Шумящие приборы в том числе и стратомастер расположены на не металической приборной доске ( для простоты и уменьшения веса) и в лучшем случае закрыты обтекателем из стеклопластика и понятно не заземлены.
3. Провода от двигателя к приборам ,на пример от датчиков двигателя к стратомастеру и являющиеся дополнительным источником помех ( выполняют роль излучающей антенны) в лучшем случае собраны в пучек и засунуты в хлорвиниловый кембрик и подвязаны к раме.
В итоге это трещащее, воющее, фонящее воздействует на портативную радиостанцию которая расположена в вашем кармане комбеза, или того хуже на приборной доске не имеет наружной антены, и обладает (портативная радиостанция) худшими параметрами по сравнению с бортовой, в итоге мы имеем проблему которую обсуждаем.
Я вообще считаю что сравнивать портативную и бортовую радиостанцию мягко говоря не корректно, поскольку радиостанции имеют каждая свое назначение.
Портативная радиостанция предназначена для работы в отсутствие помех, например стоя на летном поле и держа связь с летательным аппаратом, или с балкона КДП руководя полетами , где до любого источника помех 5-10 или больше метров, если меньше начинается проблема которую обсуждаем.
Бортовая радиостанция наоборот расчитана для работы на борту летательного аппарата в условиях сильных помех, в бортовой радиостанции благодаря серьезным мерам по экранировке, применению крутых фильтров ( как по входу, так и промежуточнным частотам) , многократным преобразованиям по промежуточной частоте , такие параметры как чувствительность, избирательность , помехозащищенность загнаны в очень узкие и критичные рамки.В портативной радиостанции эти параметры принесены в жертву весу и габаритам, я согласен с теми товарищами которые говорили об излишней чувствительности портативок ( это связано с работой на маленькую, коротенькую антенну), в итоге вход портативки перегружается и она начинает принимать и то что надо и то что не надо ( в основном то что не надо) .Вот почему я поддерживаю товарищей которые рекомендуют применять на дельталете хорошую бортовую радиостанцию.
Но.... как говорят : как пошла такая пьянка... и не хочется покупать бортовую радиостанцию, нет денег или другая причина ( на ваше усмотрение, что больше нравится), я считаю что возможно при применении некоторых мер пристроить на борту портативку тем более что со слов вышеуказанных товарищей имеется положительный практический опыт, и удастся найти разумный компромис.
Я рекомендую следующие меры:
1.Через всю длину телеги от двигателя до приборной доски проложить медную шину шириной 20-30 мм и толщиной 2-3мм и на эту шину заземлить: все металические части телеги дельталета, двигатель, генератор, минус аккумулятора, приборную доску ( если металическая) , корпуса приборов, в том числе и стратомастера, если корпус не металический сделайте его искуственно ( закройте металическим колпаком, или по совету GVV обклейте металической фольгой и заземлите.)
2. Запитайте стратомастер через фильтр питания от автомагнитол, проводку к датчикам стратомастера выполните экранированным проводом с последующим заземлением оплетки на общую шину, как вариант пройдет если пучек этих проводов запустить в совдеповский гибкий металорукав который также заземлить на общую шину.
3.Радиостанцию следует максимально удалить от источника помех, выполнить это вы можете по совету такого товарища как Поиск-06, тоесть прицепив антенну на мачту крыла.
Длина кабеля пусть вас не заморачивает, как специалист скажу что на данных частотах длина кабеля от метра до пяти не критична режте по своему усмотрению , вы ни чего не заметите ( разве по КСВ -метру в допустимых пределах), главное чтобы кабель был однородный ( без спаек, скруток и повреждений) , кабель прокладывайте по кратчайшему пути , без петель и завитушек.Если вам не хочется резать кабель остаток не вздумайте скручивать в аккуратную бухточку, этим вы только усугубите ситуацию.
На радиостанции Icom A-6 установлен отличный 50-ти омный байонетный разьем с фиксацией, менять его не вижу смысла , лучшего для данной ситуации вы не найдете, помните пословицу " Лучшее враг хорошего"
Я думаю выполнив рекомендации выработанные сообща с вышеуказанными товарищами вы решите данную проблему.