Пытаюсь спроектировать СЛА с применением бруса Ультралам, используя его в частности, для лонжеронов крыла. Поэтому немного разобрался в тонкостях его, может кому-то пригодится. Вот несколько печальных моментов:
1. Самый прочный сорт Ультралам Rs отсутствует во всей сети магазинов-дилеров, т.к. выпускается строго под заказ, минимальная партия 60 кубов. Там идет отбор древесины на начальном этапе, еще до загрузки бревен на пропитку. Звонил прямо на производство в Торжок. Сказали, что последний раз год назад делали партию, ушла в Австралию. Обрезков даже нет.
2. Пределы прочности (временные) второсортного Ультралама R, изготавляемого из какого попало сосняка, и имеющегося в наличии навалом, заметно ниже и составляют:
растяжение: 44 МПа
сжатие: 50 МПа
изгиб, по кромке/по пласти: 54/65 МПа
Для сравнения, авиационная сосна:
растяжение: 83 МПа
сжатие: 35 МПа
изгиб: 65 МПа
Плотность обоих материалов примерно равна. Ультралам взвешивал лично, плотность около 0,52.
Это я вот к чему. В классическом двухполочном лонжероне верхняя полка работает на сжатие, нижняя на растяжение. Да и вообще в СЛА надо поискать, что чисто на изгиб работает. Таким образом, лонжерон из легкодоступного Ультралама R будет тяжелее соснового грубо в (83+35)/(44+50)=1,26 раза. Не критично, но сосна все-таки удельно прочнее.
Исследование Ультралама: http://www.taleontrading.ru/documentation/Normativ%20base/laboratory%201/
Конечно - отсутствие в свободной продаже наиболее прочной марки материала не может радовать: но и особых причин для печали, основываясь на Ваших словах и материалу по ссылке (я знаком с ним) я также не вижу.
Дело, видите ли, во-первых, в том, что Вы сравниваете Ультралам R с авиационной сосной, которую приобрести у Вас нет вообще никаких шансов (я уже писал, что даже в то время, когда дерево было основным конструкционным материалом в самолетостроении, авиалес, в основном, ввозился в СССР из-за границы) в отсутствие работающих на авиацию, деревообрабатывающих комбинатов, о таком качестве древесины можно просто забыть. Даже, лично отобрав стволы на делянке, срубив их в правильное время, соблюсти весь технологический процесс, обеспечивающий соответствие полученной древесины характеристикам авиалеса, вряд ли сможете. Поэтому, максимум, на что можно рассчитывать для подобранного материала - это на характеристики как раз второго сорта ( всего сортов - пять).
Во-вторых ( для дерева это менее актуально, чем для металла - но учитывать все равно надо), не единым пределом прочности жива конструкция - но также и уровнем критических напряжений, исключающим потери устойчивости ее элементов: а этот уровень у Ультралама R ничуть не ниже, чем у авиационной сосны.
Вот, какая-то такая рецензия на Ваше высказывание. Исследования, на которые приводите ссылку вполне всеобъемлющие - и, считая по приведенным в них величинах, понимая уровень вероятности их снижения для конкретного фрагмента, с учетом, что толщины силовых элементов самолета невелики и всегда можно подобрать с отсутствием видимых дефектов и неоднородностей ( из-за которых, по бОльшей части, и снижаются характеристики сорта R относительно Rs), можно создать высокоэффективную по весу, конструкцию.