Клуб для "Коршунистов".

Thread moderators: dombrov
Учебно-тренировочный мотопланер ХАИ-35 «Энтузиаст» был построен на основе дипломного проекта студентки Н. Лавровой, активно участвующей в работе КАК с начала его образования.
В постройке ХАИ-35 под общим руководством А.Баранникова приняли участие В. Силюков, С. Александров. А. Хомич, А. Москаленко, С. Ковалев и др. Первый полет на ХАИ-35 с работающим двигателем осуществил в августе 1981 г. А. Баранников (безмоторный – в 1980 г. – Н.Лаврова).
Мотопланер цельнодеревянной конструкции с незначительным применением композиционных материалов. Из стеклопластика изготовлено кресло для полулежачей посадки пилота и законцовки на крыльях,играющие роль опор при опускании крыла на землю.Основой силовой установки стал подвесной лодочный двигатель «Вихрь-30[ch8243], переделанный на воздушное охлаждение. Размах крыла-10м.,площадь крыла-11кв.м. Масса пустого -160кг. Взлетная-260кг. Скороподъемность у земли- 2 м/с, минимальная скорость снижения – 1.5 м/с. Мин. скорость-48км/ч. Крейсерская-95-100км/ч. Аэродинамическое качество-14. Профиль крыла Р 11-14.
Дальнейшим его развитием стал мотопланер ХАИ-35М – участник смотра-конкурса СЛА-85.Был сделан другой фюзеляж. Установлен двигатель  Вихрь 30 с клиноременным редуктором и винтом Д=1,5м. Летал немного из-за проблем с силовой установкой. В дальнейшем был переделан  под трехточечное шасси с носовой опорой. Установлен двигатель РМЗ-640 с шестеренчатым редуктором и винтом Д=1,5-1,55м. Летал успешно. В таком виде использовался для работ по аэрофотосъемке в 1991г.
 
Стоят слева-направо: Наталья Дмитриевна Лаврова, Владимир Георгиевич Селюков, Сергей Павлович Александров.
 

Вложения

  • 5_481.jpg
    5_481.jpg
    120,2 КБ · Просмотры: 204
   Наконец то получилось! Вот эти трое ребят были первопроходцами КАКа. Лаврова - наша бессменная инструкторша, единственная на тот момент имела правильные документы лётчицы ДОСААФ. Летала очень профессионально и преподавала нам азы пилотирования на своих лекциях.
  Владимир Селюков был пилотом от бога. Он чувствовал летательный аппарат, как своё собственное тело, неважно дельтаплан или самолёт... На памяти всплывают его скоростные проходы на Коршуне над ВПП на бреющем полёте / а для Коршуна это 30 см от колеса до земли/ с эффектным взмыванием в конце полосы. Очень красиво! И Александров - человек, который умел достать любой материал для постройки самолёта и без таланта которого КАК просто не состоялся бы материально. Дельтапланы он проектировал и строил тоже сам, а мы у него учились всему: обтягивать самолёт перкалью; заделывать трос на трубочку, развальцовывать трубчатые заклёпки и ещё много чего. Все, кто попал в КАК были с золотыми для работы руками и светлыми головами. Не даром на третью годовщину дельтаклуба ХАИ нам всем подарили памятные фотографии, на которых парил на дельте именно Влад! И на этой фотке стоят они молодые, здоровые и счастливые! А потом будет окончание института, защита дипломов, свадьба у Влада с Натальей и совсем вскоре после этого тот злополучный полёт, после которого Влад оказался навсегда прикованым к инвалидной коляске.
  Тогда ещё в природе не было привычного классического мотодельтаплана, шли эксперименты про его созданию, вёлся поиск правильного  безопасного технического решения. Но тогда ещё пытались устанавливать моторчики прямо на крыло дельтаплана и одну из таких конструкций спроектировал и изготовил вышеупомянутый Виктор Иванович Бондарь. Он изготовил два движка с пропеллерами, из отечественных бензопил , установил их на трапеции дельтаплана. Провёл испытательные полёты и всё вроде получилось, но тяги едва хватало для горизонтального полёта. Тогда понадобился более лёгкий пилот, имеющий опыт полётов на дельтаплане. Влад был почти на 30 кг легче Бондаря и был первоклассным пилотом. Но авиация всегда таит в себе неизвестность, и никто не знает, где она поджидает. Влад замечательно стартовал, но дельтаплан вышел на другой, более скоростной режим полёта и внезапно сделал обратную петлю так резко, что ничего поделать уже было нельзя . Потом были больницы и сложные операции и врачи расписались в полном неумении. Друзья Влада, Баранников и Александров имели большие связи в большой авиации и подняли на ноги всех, кто был связан с медициной. Влада перевезли в госпиталь в Жуковском, где врачи не раз вытаскивали пилотов, попавших в жуткие аварии, и они сделали всё возможное, но ничего не вышло. И у Влада началась дорога мужества, аналогов которой врядли найдётся. Всё это я пишу для того, чтобы люди, запросто летающие на дельталётах и воспринимающие это как само собой разумеющееся, знали, что было поколение ребят, которые эту простоту и доступность полётов вынесли на своих костях. Хорошо, что в СССР лечили бесплатно, но оформить пенсию с этой "бытовой " травмой было тоже не просто, на это ушли годы, чтобы хоть как то обустроить Владу жизнь. А он оказался настоящим солдатом и мужественно встретил свою беду и боролся до самого конца со своим недугом. И он вернулся в строй! Через несколько лет он снова поднялся в воздух на Коршуне! А ещё он сдал экзамены по пилотиролванию на Як-18 Т и получил свидетельство пилота-любителя во ФЛА! А ещё он был на наших полётах постоянным РП! А ещё, когда совсем припёр надвигавшийся капитализм, он основал свою артель по производству моноблочных деревянных винтов, научился это делать сам и научил этому Пархоменко  и Шкуренко и им не было равных в этом деле! И никто никогда не узнал, как ему тяжело всё это давалось. Чтобы рассказать только про Влада - книгу написать будет мало. Сколько сложнейших операций он выдержал! Конечно ребята из КАКа здорово помогали ему проворачивать все дела и делали всё, что возможно. После ухода Баранникова руководство клубом КАК практически свалилось на Влада и он с честью вёл все дела. Полёты, сборы продолжались ещё много лет, много новых ребят поднялись в воздух. А это был скромнейший человек, внешне очень спокойный, вдумчивый и обладавший большой притягательностью. Квартира Влада постоянно кишела народом. Это была штаб-квартира, куда к вечеру сползались все КАКовцы, где ночевали самодельщики с другого конца страны, и где всегда царила атмосфера дружбы и взаимопонимания. А внизу памятная фотография дельтаклуба ХАИ "Икар" с навеки летящим Владом. Десять лет, как его нет с нами. Не стало и КАКа. Изменилось время и никто не смог тащить эту ношу дальше.
   В моём детстве на Дальнем востоке на железнодорожных станциях и в проходах вагонов поездов, да и просто на тротуарах в городках очень часто попадались калеки в шапках-ушанках, в телогрейках,  без ног с привязанными снизу деревянными тележками на подшипниках. Это было наследие войны, которая тогда ещё была от нас совсем недалеко. Это были наши солдаты, благодаря которым мы живём сейчас, которые на войне потеряли половину тела. Передвигались они  отталкиваясь от земли руками. Они пели фронтовые песни, просили милостыню, вобщем пытались прокормиться, как могли. Почти все они были спившиеся, небритые и грязные. Их было очень много. А теперь такого полчеловека Вы не встретите нигде, они все давно умерли. И вот теперь я понимаю, что это была за война, что это были за люди и как их всех очень жалко. Влад был в точно таком же положении, как эти солдаты, но он не спился, а показал всем пример мужества и героизма в трудной жизненной ситуации. Вот такая это была фотография, время, жизнь.
 

Вложения

  • IkarA.jpg
    IkarA.jpg
    195 КБ · Просмотры: 193
Проба двигателя перед взлетом. В кабине Валерий Макеев из Днепропетровска ( это- нынешний обрезаный Днепр). В 1989г Валерий трагически погиб в авиационной катастрофе в Днепропетровской области.
 

Вложения

  • Proba_dvigatelja_v_kabine_V_Makeev.jpg
    Proba_dvigatelja_v_kabine_V_Makeev.jpg
    50,4 КБ · Просмотры: 202
На фото Владимир Опрышко. В возрасте 50 лет пришел в клуб, чтобы научится летать. До этого немного летал на дельтапланах. Несмотря на все сомнения и опасения, все же прошел первоначальное обучение и вылетел самостоятельно. После  первого полета, по настоянию жены, оставил дальнейшее обучение.
 

Вложения

  • DSCF2155.jpg
    DSCF2155.jpg
    52,3 КБ · Просмотры: 181
Так начиналось каждое утро летных сборов. С утра определяли все работы, знакомились с плановой таблицей.
 

Вложения

  • 12699103_174984292874102_1742451316_o.jpg
    12699103_174984292874102_1742451316_o.jpg
    46,5 КБ · Просмотры: 183
Где-то в середине строя стоит Евгений Алексеевич Дергунов. Человек интересной судьбы. Джазовый музыкант,дирижер, преподаватель в киевском музыкальном училище, пилот-планерист, дельтапланерист.
 

Вложения

  • Utrennee_postroenie_1986g__Bazaleevka.jpg
    Utrennee_postroenie_1986g__Bazaleevka.jpg
    62,2 КБ · Просмотры: 190
Василий Шкромада. После первого вылета-традиционная пачка сигарет( хотя сам не курил)
 

Вложения

  • DSCF2636.jpg
    DSCF2636.jpg
    29,3 КБ · Просмотры: 173
Назад
Вверх