Клуб для "Коршунистов".

Thread moderators: dombrov
Немного в тему о клубе авиационного конструирования. Фото август 1986г, вид на стоянку. Чугуевский район близ с.Базалиевка. В старые времена тут были летние лагеря Чугуевского училища,летали на Як-18. Позже поле стало запасным аэродромом училища. Так, что место намоленное было.
 
Партизаны  Смоленщины.............. ;D
 
Партизаны  Смоленщины.
Это Харьковщина. Выезжали на полёты не как партизаны, а с приказом по институту и командировочными. Тогдашний ректор ХАИ Кононенко Вадим Григорьевич брал на себя такую ответственность.
Вдалеке за палатками самое интересное  - стол и кухня. ;D
 
   Какой нафиг смоленщины? На фото, выложенном Пархомом Аэродром Базалиевка под Черниговым, что Харьковской губернии. Навскидку это примерно 83 год прошлого века. Ближе всех на стоянке к палатке стоит МП "Энтузиаст", потом идут два "Коршуна" и самый ближний - Россинант Василия Шкромады. Россинант появился на свет, как модификация первого самолёта Домброва "Михаил Ефимов" или ХАИ 37. В те годы ни один клуб в стране столько не летал, сколько коршунисты. Дабы не возмущать спокойствие близ расположенного Чугуевского училища лётчиков-истребителей, летали низенько, не выше 50-ти метров, но в воздухе в любой момент находился какой-нибудь аппарат. Целый день - рёв над головой, глушители тогда были не в моде. Ну и уважаемая публика уже догадалась, что скромный Сергей Пархоменко, выложивший это фото, и Пархом, понаделавший винтов, как у меня волос на голове и на которых многие из Вас летали - одно лицо. Сергей является коренным выходцем из системы коршунистского обучения полётам!
   И скромный Николай, что ездил на передачу ЭВМ с Баранниковым - тоже начинал с этих мотопланеров! И у нас ещё много таких откровений имеется в запасе. Хотелось бы, чтобы скромные коршунисты-ветераны поделились своими воспоминаниями и фотографиями о той славной эпохе.
 
сын Баранникова зачем то торопится принести папе бинокль
 

Вложения

  • P61105-231141-002_1__as_Smart_Object-1.jpg
    P61105-231141-002_1__as_Smart_Object-1.jpg
    173,6 КБ · Просмотры: 156
Это все-таки Харьковская область, недалеко от Чугуева. Год все же 1986. Летали на сборах действительно много. И бывало , что и высоко. Время только надо было выбирать. Были и свои рекорды.Рекорд высоты был- 2000м. ( это и моторный полет и безмоторный)Продолжительности полета без мотора- более часа ( это все вблизи аэродрома). Выигрыш высоты без мотора -более 1000м. В течение одного полета без мотора пару раз подымались за 1000м. Были и полеты на 50м., но про это лучше не вспоминать. Где-то было фото, на котором Коршун идет на посадку уже без мотора( прим. на 100м.) и ниже его проходит МиГ-21. Правда Коршун шел по краю поля а МиГ в стороне,на фото все это лежало  в одной проекции.Надо сказать, что с инструкторами училища была дружба, они приезжали и некоторые летали. Особенно этим увлекались пилоты-испытатели ремонтного завода в Чугуеве. За месяц до сотни человек успевали подержаться за ручку. Самостоятельно вылетали меньше. Сборы проводили официально, сотрудники и студенты направлялись в командировку. Риск был конечно, но за все время жертв не было. Аварии были, поломки разной степени, но все обходилось. Подход к обучению и обеспечению безопасности был взят у ДОСААФ и адаптирован под местные условия. Тут надо отдать должное тогдашнему ректору ХАИ - В.Г.Кононенко. Возможно он поддерживал таких людей, потому, что сам в студенческие годы освоил самолет У-2 в хаевском аэроклубе. История летания студентов в ХАИ началась с того, что при поиске места для постройки зданий будущего института сразу искали и место для аэродрома. Предполагалось, что будет свой аэроклуб. Институтские здания построили, а до аэроклуба дело не дошло. Потом студенты ХАИ, будучи на какой-то профсоюзной конфернции у коллег в МАИ, увидели тамошний аэроклуб. Посетовали на свои неудачи в этом деле. Маевцы помогли, в итоге студенты ХАИ уезжали с 2 самолетами У-2 и одним Р-5. Самолеты базировались на том же поле, которое было выбрано изначально. Только к тому времени там уже стояла то ли бригада то ли полк истребителей. Хаевские самолеты обслуживали студенты, под присмотром тамошних техников. Ну и полеты тоже были.Так, что корни идут оттуда.
 
Домбров  вроде  со  Смоленщины?  Ну, не  знал, прошу  пардона.  Все  равно  партизаны, но  наверно  в  этом и  есть маленькое счастье, хороший  самолет, хорошие  друзья,  что  нужно , что  бы встретить его........ ;D
  На  верхнем  фото  одни  знаменитости  многих  видел  и  общался  ранее  на  слетах.  Рассказ  говорит  о  том  как  нужно  любить  свое  дело  и  дело  полюбит  тебя, урок  молодым. 😉
 
Все  равно  партизаны
От человек-два уха. Хочу партизан и всё тут.
Повторюсь - летали на законных основаниях. Пускай не по всей строгости, но с информированием авиационного начальства и некоторых внутренних органов. Согласно тогдашнего авиационного законодательства.
Поправки,  к тому, что было, пробила команда незабвенного В. И. Забавы.
Был узаконен КУЛП, правила полётов, техком, регистрация техники. В Харьковском РЦ УВД проводились занятия с общественными руководителями полётов с зачётами и допусками т.п.
В дальнейшем новые люди в авиационной администрации и жажда наживы всё это "победили". Подавляющее большинство энтузиастов, особенно дельтапланеристы, оказались вне финансовой возможности строить и летать.
 
Ну,  если  Владимир  Иванович  подключался  тогда  я  молчу,  строгих  правил  был  человек............
 
  Фотография, где мальчик несёт бинокль, ещё пять лет назад навевала бы совсем не те воспоминания, что теперь. Летит время... И вот уже этого мальчика тоже нет на свете... Остановись мгновенье!!!
    Я надеюсь, что эту ветку сейчас читают не ты да я, да мы с тобой, а ещё много молодых наших товарищей по крылу, которым требуется раскрыть глаза на происходящее. Спасибо Сергею Рябикову, что вклинился в разговор! Для присутствующих скажу, что и уважаемый всеми нами конструктор Бекаса и ещё нескольких удачных аппаратов, Сергей Рябиков, тоже начинал со школы коршунизма, хоть тогда она так не называлась. Баранников - отец коршунизма, не зря называл этот аппарат планером для первоначального проектирования. Работая над такими летучими аппаратами, появляется инженерская уверенность в себе, что так необходимо для успешного опыта в проектировании самолётов! И сколько бы наши оппоненты не скандалили и не выпячивали грудь, что летают на очень крутых аппаратах, я скажу, что начинать надо с азов, то есть с коршуна и ему подобным. Только тогда из Вас получится что-то настоящее!
 
Домбров, спасибо за память и поклон до земли. Читаю как приключенческий роман. Это история легкой авиации НАШЕЙ страны и НАШИХ людей! Спасибо.
 
  Вот товарищ  aeroerik сказал мне такие тёплые слова, что я даже остановился и задумался. Мне на разных ветках столько гадостей наговорили крутые авиаторы, что порой и сам начинаешь думать про себя плохо. Вот по моим наблюдениям в жизни, у настоящих конструкторов очень тяжёлые характеры. Это потому, что люди воспринимают их неправильно, записывая грубые слова на свой счёт. А как правило, эти люди говорят только о технике, отстаивая правильную технически обоснованную точку зрения, когда идти на компромисс просто преступно невозможно! Вот упрись в своё время Королёв С.П. перед нашим правительством и откажись делать СОЮЗ в трёхместном варианте - и мы бы тогда не поимели трагедии с Волковым, Пацаевым и Добровольским. Вот цена уступчивости конструктора! И Вы думаете, что Анатолий Александрович Баранников был паенькой? Это был принципиальный технарь, который за объективную реальность мог оторвать голову! Но внутри него горел такой огонь, что все вокруг становились авиаторами. И вот его давно нет - а в нас многих, кто с ним общался, этот огонь горит до сих пор. Он был очень тяжёлый человек в общении, его ненавидели и гнобили все начальники института, но у него были такие превосходные качества, что мы, студенты, просто не обращали на неприятности внимания, для нас было главнее то, что было настоящим, и мы все безмерно уважали своего шефа. А Вячеслав Кондратьев? С ним очень трудно сойтись характерами и при неудачном попадании под руку он может раздавить человека, как комара. Но я плевать хотел на эти неприятности, потому что я лично облазил весь его Финист и прощупал все его остальные конструкции и скажу одно: это конструктор от бога! Ну а бог, если чего-то даст много, то по остальным параметрам обязательно обделит. Это чтобы всем досталось поровну. Но есть и исключения. Никогда не перестану восхищаться гением О.К. Антонова! Это был и гениальный конструктор и человечище с большой буквы! Так, как он умел работать с людьми, когда из его кабинета выходили ребята, поменявшие свои твёрдые убеждения в своей правоте на строго противовположные, и при этом готовые спорить с любым за новые убеждения! Так убеждать мог только Антонов! Каким огромным коллективом он руководил! И ни один человек не мог сказать про него хоть что-нибудь плохое!!!  РЕбята, будьте внимательны друг к другу, мы все делаем общее дело и это дело всех нас спасёт и вывезет в трудную минуту. /Остапа несло/.
 
  На данном фото представлен Виктор Иванович Бондарь - один из зачинателей коршунистского движения. Это фото я сделал в грузовике, когда мы ехали на гору Клеменьтьева во время учебных дельтапланерных сборов ХАИ. Бондарь, как и многие коршунисты был активным дельтапланеристом, у него было чему поучиться. Всего несколько человек собрал в группу Баранников с целью построить что-нибудь такое, чтобы научиться летать на самолёте, побыстрее и понадёжней. Почти все, кроме Баранникова, были дельтапланеристами, включая Селюкова, Лаврову, Бондаря и Александрова. Там были ещё товарищи, я перечисляю не всех, потому что эти мои сведения добыты по-наслышке и могут быть неполности и неточности. Так вот Виктор Иванович был очень интересным мужиком, с авиамодельным прошлым, с изобретательской жилкой, с большим жизненным опытом /он был старше нас всех/, и конечно с юмором. Обычно немногословный, основательный - он обладал большим авторитетом среди нас и на Клеменьтьева поехал с нами инструктором. А будущие коршунисты именовали себя клубом КАК. Расшифровывается, как Клуб Авиационного Конструирования или Карманный АэроКлуб. Коршуна вначале не было и в проекте. Решили, что проще всего будет раздобыть где-нибудь БРОшку и на ней с рогатки полетать. Тогда ЮПШ уже начинали разлогаться и такую БРОшку можно было найти по рукам. Нашли. Привезли на грузовике. Посмотрели, а она вся гнилая. Сделали по образцу чертежи и стали делать свою БРОшку. Все мужики были авиамоделисты, рукастые, сделали легко и красиво. В архивах Влада была фотка, где Баранников стоит во дворе института и водиночку держит на руках собраную БРОшку! Обнял её за лыжу в центре тяжести и держит. Очень прикольное фото. Ну и потом стали на этой брошке в оврагах пытаться подлетнуть с резинки. Не сразу пошло, набили шишек, пока отрегулировали и взлетели. Но полетали все, получили первый опыт подлётов и стали задумываться про мотор, дабы продлить удовольствие. Через пару лет Бондарь откололся от группы и всерьёз занялся моторным дельтапланом. Вот бы разыскать Виктора Ивановича, куда его жизнь занесла? Живой ли? Очень я бы с ним поговорил, повспоминал... Никогда не забуду, как он показывал нам , как начертить профиль Вортмана. Он выставлял вперёд ногу, потом мелом обрисовывал наружнюю сторону ботинка. Потом ставил на линию вторую ногу и обрисовывал ботинок уже с внутренней стороны. Профиль был готов! А ещё на сборах на Юце он как то научил нас готовить замечательный чай из веточек шиповника, которые наломали и бросили в кипяток. Получился очень красивый красно-коричневый чай с сильным вкусом и запахом шиповника, очень ароматный и вкусный. Утром зимой вылезли из палатки на Юце, кругом снег, холодрыга, от холода никто толком не выспался, все замёрзли, потом сели вокруг костра и стали греться чаем из веток шиповника. Хорошо!!! Незабываемо! А Коля Бендюк ночью не замёрз и всем показал каталитическую грелку, которая лежала у него за пазухой. Эх Коля, Коля...
 

Вложения

  • Bondar__A.jpg
    Bondar__A.jpg
    191,4 КБ · Просмотры: 163
   Шо то за Виктора Иваныча все молчат...
А вот наша бессменная инструкторша "Малышка", извините, Наталья Лаврова. Привет ей искренний , если она смотрит этот форум! В отличие от нас, студенческой голытьбы, и даже самого Баранникова, Наталья единственная, кто профессионально учился на лётчика-планериста в Белгородском ДОСААФ. Это давало ей среди нас огромный авторитет и накладывало на неё ответственность за наше самолётовожденческое образование. В первоначальном коллективе КАК Наталья была самой первой и единственной девушкой среди парней, и потому здорово дисциплинировала мужскую кампанию. Весёлая казачка, очень любила лошадей и потом с большим вдохновением рассказывала, как она на них скакала галопом. А я их, да и прочих больших животных, всю жизнь боялся. А летать она начинала, как и почти все мы, в дельтаклубе ХАИ на простом крыле Рогалло. Теперь наша Наталья работает инженером на Красных крыльях в Таганроге.
 

Вложения

  • Natal_jaA.jpg
    Natal_jaA.jpg
    193,3 КБ · Просмотры: 163
   Могла быть неточность, допущенная мною, когда я сказал, что дипломным проектом Лавровой был МП Коршун. ПАрхоменко Сергей меня поправил: у Лавровой дипломный проект был МП Энтузиаст, а Коршун - скорее всего был выстрадан в коллективе при инициативе А. Баранникова.
   А вот ещё одна девушка из нашего дружного коллектива коршунистов года эдак восьмидесятого прошлого века. Ну наши то знают, а Вы догадайтесь, кого это так небрежно подкидывают в небо после первого самостоятельного полёта? И подкидывают всё те же Галлас, Павлаускас, Довбак и другие. А подкидывают они нашу Танюху Михайлевич, которая ныне является в Украинском ДОСААФ самой главной фигурой по авиационным видам спорта, как в годы СССР у нас был Покрышкин. Вот Вам и коршунистка! Татьяна Николаевна сейчас толкает очень трудную но нужную тему по поднятию планеризма в Украине и уже есть определённые успехи! А перед Киевым она много лет проработала в КБ Александрова, где тащила на себе огромную работу по документации, сертификации и ещё много чего. Летает она не только на Коршуне конечно. Запросто она может на Як-18Т, который знает, как свои пять пальцев. А сколько крыльев перетянула она перкалью своими женскими ручками, и сколько самолётов отремонтировала и пустила в жизнь - это только она сама знает.  Много лет назад во время обучения на Коршуне, когда у меня ничего не получалось из-за ног, она присоветовала мне ногами ничего не делать вообще, а держать их ровно - и у меня получилось! Я полетел, а с ногами разобрался уже в воздухе. Как важно вовремя сказанное и в точку замечание!  Ну и не следует забывать, что Татьяна, как и все мы, свой путь начала с дельтаплана, не позабыв при этом напрыгаться и с парашютом.
   А ещё на снимке видны Серёга Коваленко  - наш главный механик по двигателям, Валентин Лоскан, который со своим сыном вместе трудился в Лилиентале на сборке знаменитых Беасов, Наталья Лаврова в кадре... А там, из-за чьей-то спины виден не знаете кто? А Лёху Хомича, не знате такого? Теперь понимате, что лучшие крылья для серийных мотодельтапланов строят тоже коршунисты? Вот почему эти крылья такие надёжные!!!
  Кстати за Ваней Галласом стоит Валера Микитенко, тоже наш коршунист и тоже наш дельтапланерист... А через несколько лет после этого сюжета он будет гореть в вертолёте в Афгане, и получит боевое ранение, и непонятным чудом спасётся и останется жить, и ещё приедет в ХАИ навестить своих. И всё это коршунисты.
 

Вложения

  • Tat_janaA.jpg
    Tat_janaA.jpg
    192,2 КБ · Просмотры: 159
Немного дополню В.Домброва. На фото Владимир Силюков (Влад). Один из зачинателей организации клуба. Так получилось, что он и А.А. Баранников были из одного небольшого шахтерского городка в Луганской области. Мечтал летать, занимался дельтапланеризмом. Тоже в числе первых в ХАИ. Потерпел аварию на мотодельтаплане с подвесным мотором, тогда еще вроде не придумали антипике. Долго восстанавливался и в 1983г  снова поднялся в воздух на Коршуне, доработанном под ручное управление. Впоследствии летал довольно много.К сожалению, его уже больше нет.
 

Вложения

  • DSCF2631.jpg
    DSCF2631.jpg
    59,7 КБ · Просмотры: 162
Назад
Вверх